Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 10:52, реферат
Цель нашего исследования: изучение особенностей социально-психологического тренинга межличностного общения.
Для достижения поставленной цели требуется выполнить ряд задач:
проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу о проблеме исследования;
рассмотреть понятие социально-психологического тренинга межличностного общения;
изучить исторические аспекты развития социально-психологического тренинга;
выявить организационные особенности социально-психологического тренинга межличностного общения;
определить методы и модели проведения социально-психологического тренинга межличностного общения;
оформить выводы по результатам исследования.
Введение 3
1. Понятие социально-психологического тренинга 5
2. Исторические аспекты развития СПТ 10
3. Организационные особенности СПТ межличностного общения 13
4. Методы и модели проведения СПТ межличностного общения. 19
Заключение 22
Список литературы 23
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт психологии
Кафедра психологии образования
Социально-психологический тренинг межличностного общения
Реферат по методам социально-
Исполнитель: студенты 1 курса заочного отделения института психологии группы БС-13z Гачма Е.В., Ладилова М.А. |
Руководитель: к.п.н., доцент кафедры психологии образования УрГПУ, Н.В. Рыбакова |
Екатеринбург
2012
Содержание
Введение 3
1. Понятие
социально-психологического
2. Исторические аспекты развития СПТ 10
3. Организационные
особенности СПТ
4. Методы и модели проведения СПТ межличностного общения. 19
Заключение 22
Список литературы 23
Современное общество не стоит на месте, а постоянно развивается, и отношения между людьми в социуме стремятся выйти на новый, более высокий уровень коммуникаций. К тому же в последние годы в связи с резким обострением политических, социальных, экономических и других противоречий все больше внимания уделяется проблемам человека, изучению его индивидуальных особенностей и возможностей, исследованию потенциалов межличностного и межгруппового общения.
Наиболее эффективным методом обучения человека взаимодействию в социуме является работа в группе, организованная в виде социально-психологического тренинга, который обеспечивает познавательную активность человека в овладении необходимыми практическими социально-психологическими знаниями и коммуникационными умениями.
В отличие от других форм работы в группе социально-психологический тренинг межличностного общения обладает рядом преимуществ: позволяет выделить разные аспекты взаимодействия; дает возможность научиться слушать и слышать, выражать мысли; помогает понять, что влияет на исход беседы, что мешает общению.
Тренинг общения может быть полезен для родителей и детей, которым очень сложно взаимодействовать между собой в силу разных установок и опыта; для студентов, так как он позволяет повысить личную эффективность и преодолеть страхи при контактах с незнакомыми людьми; для различных специалистов, которым грамотное общение с любым человеком помогает достигать высоких результатов в профессиональной деятельности.
Тренинг межличностного общения актуален для многих людей вне зависимости от их должности, статуса и положения в обществе, потому что именно от грамотного умения ориентироваться в ситуации зависит успех в любом деле, любой работе. Если вы знаете способы установления контакта, владеете техниками ведения эффективной беседы и соблюдаете её последовательность вам легче достичь взаимопонимания не только с человеком, но и с группой, коллективом, обществом.
Цель нашего исследования: изучение особенностей социально-психологического тренинга межличностного общения.
Для достижения поставленной цели требуется выполнить ряд задач:
В работе были использованы теоретические методы исследования: теоретико-описательный, теоретико-объяснительный, сравнительный.
Тренинг сегодня все больше проникает
в различные области социальной
практики. Его диагностические, обучающие
и развивающие возможности
Тренинг (от английского train, training – подготовка и воспитание лошадей) имеет ряд значений: воспитание, обучение, подготовка, тренировка. [2]
Наиболее общее определение группового психологического тренинга предложено Ю.Н. Емельяновым, в представление которых тренинг – это многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. [5] Этого понятия также придерживаются Н. Ю. Хрящева и С. И. Макшанов. [9]
Используя же научные труды Петровской Л.А., положившей начало социально-психологического направления в отечественной психологии, тренинг необходимо рассматривать, как «средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умения и опыта в области межличностного общения».
Разобщенность в определении тренинга приводит к возникновению разнообразия видов и методических приемов тренинга: дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, способы обратной связи, психогимнастические упражнения, – что требует анализа и обобщения.
Те виды тренинга, в которых
объектом воздействия являются качества,
свойства, умения, способности и
установки, проявляющиеся в общении,
по сложившейся в отечественной
психологии традиции обозначаются термином
социально-психологический
Основная цель социально-психологического тренинга (СПТ) – повышение компетентности в общении. Она может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний; формированием умений, навыков, установок, определяющих поведение в общении; развитием перцептивных способностей человека; коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который придает характерный индивидуальный оттенок любым действиям человека, всем его вербальным и невербальным проявлениям.
Задачи отражают основную составляющую деятельности профессионального коммуникатора, ее психологический коммуникативный аспект. Атмосфера психологической безопасности и комфорта, создающаяся в ходе тренинга, позволяет участникам проявить набор поведенческих эмоциональных стереотипов и, получив обратную связь на свое поведение, осознать вероятные ошибки во взаимодействии с другими людьми, возможности других, более продуктивных подходов к общению, приобрести новые навыки взаимодействия. Каждый тренинг в той или иной мере решает все перечисленные задачи, и эта мера зависит не только от тренинга, но и от мотивации, целей, личных проблем участников группы. [1]
Анализ научных публикаций по данной проблеме позволяет выделить несколько основных направлений развития социально-психологического тренинга:
а) поведенческий, ориентированный на развитие специальных умений (коммуникативных, умения разрешать межличностные конфликты и т. д.);
б) личностно-развивающийся, направленный на изменение личности обучаемого с помощью преобразующего воздействия тренинговой группы и личности руководителя;
в) ситуационно-аналитический, ориентированный на углубление опыта анализа ситуаций общения (имеется ввиду повышение адекватности самоанализа, изучение партнера по общению, групповой ситуации в целом).
В настоящее время
Одним из них является гуманистическое направление. Главным предметом гуманистической психологии является личность и ее уникальность, переживание человеком мира и осознание своего места в нем. В основу теории заложено предположение, что человек имеет врожденную способность достигать полного раскрытия своего духовного потенциала, решать все свои личностные проблемы, если он находится в оптимальной для него, дружелюбной социально-психологической атмосфере. Особенность классического гуманистического направления – максимально недиректированный стиль управления группой, побуждающий участников проявлять активность и принимать на себя ответственность за происходящее. Нередко подобный стиль приводит к возникновению в группе, на начальных этапах работы, ситуации фрустрации и проявлению негативных эмоций. Это позволяет вскрыть многие проблемы участников, которые в дальнейшем перерабатываются группой.
Следующее направление представляет собой гештальт-модель. В гештальт–терапии важное место отводится процессу саморегуляции организма, приводящему к формированию целостного психического образования, некой специфической организации частей, называемой гештальтом. Центральный момент теории – все совершается здесь и сейчас. Целью группового процесса является расширение сферы сознания каждым участником себя, своих индивидуальных особенностей, осознание самоидентичности и совершенства, принятие личной ответственности за происходящее с ним.
В том числе в качестве
основного подхода
Многими психологами и психотерапевтами также используется трансактная модель. В основе этого направления лежит концепция Э. Берна о различных состояниях «Я», которые он назвал «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». Согласно этой концепции в каждый момент времени индивид существует в одном из этих состояний. Оно определяет, каким образом человек думает, чувствует и ведет себя. Соответственно его взаимодействие с другими людьми, как и интерпретация этого взаимодействия, происходит по-разному. Центральным моментом концепции является положение о том, что многие сформированные ранее жизненные сценарии могут быть «переписаны» в более конструктивном варианте. Задача заключается в их распознании, вскрытии и переформировании.
Не последнее место в развитии группового тренинга занимают бихевиорально-ориентированные группы, которые не ставят перед собой глобальных задач развития личности или реализации человеческого потенциала. Обычно эти занятия называют тренингом жизненных умений. Их задача – обучить участников справляться с конкретными проблемами и выработать умение приспосабливаться к определенным жизненным обстоятельствам. Согласно постулатом бихевиоризма, в упрощенной форме – весь опыт человек получает посредством научения. Соответственно для исправления нежелательного поведения необходимо переучить его, выработав более эффективное поведение или боле адаптивные реакции. Одной из типичных методик, напрямую связанных с бихевиоризмом, является репетиция желаемого поведения.
В настоящее время активно развивается и когнитивно-поведенческая модель психологического тренинга. В данной модели поведение человека рассматривается в неразрывной связи с его пониманием и интерпретацией данного поведения. Человек не просто совершает поступки, он, так или иначе, объясняет себе причины данных поступков или «отсутствие» данных причин. Именно это объяснение, которое во многом детерминировано самовосприятием человека, его представление о том, как его воспринимают окружающие, а также его интерпретацией прошлого опыта и имеющихся у него желаний и потребностей – во многом определяют его поступки. Человек потенциально не желает себе зла, и в его интерпретациях собственного поведения и эмоционального реагирования можно обнаружить многочисленные психологические защиты, им не осознаваемые, но направленные на личностное самосохранение. [6,7]
Следовательно, трудности и противоречия, которые объективно отталкивают сегодня людей друг от друга, создают атмосферу страха, вызывают ощущение «одиночества среди толпы», зачастую рождают чувство неуверенности, замешательства, бессилия. Но опыт, приобретенный в учебно-тренировочных группах, создает определенный социально-психологический «иммунитет», помогающий решать сложные проблемы, возникающие в межличностном общении практически у каждого человека. Умения и навыки, которые формируются в искусственно созданной социально-психологической среде, помогают эффективно осваивать сложности реального мира межличностных отношений.
Начало изучению групповых методов, их функций и механизмов на рубеже XIX и XX веков положили социологи Э. Дюркгейм и Г. Зиммель. Результаты их исследований в той или иной форме использовались в групповой психотерапии, хотя психологические механизмы и особенности функционирования групп здоровых людей и психотерапевтических групп не идентичны. Собственно термин «тренинг» возник все же не в клинической психотерапии, а в практической работе со здоровыми людьми и вплоть до настоящего времени и используется многими психологами в сочетании с прилагательным «социально-психологический». Тем не менее, современное понимание тренинга включает в себя многие традиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции, что вынуждает искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах.
Информация о работе Социально-психологический тренинг межличностного общения