Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 10:52, реферат
Цель нашего исследования: изучение особенностей социально-психологического тренинга межличностного общения.
Для достижения поставленной цели требуется выполнить ряд задач:
проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу о проблеме исследования;
рассмотреть понятие социально-психологического тренинга межличностного общения;
изучить исторические аспекты развития социально-психологического тренинга;
выявить организационные особенности социально-психологического тренинга межличностного общения;
определить методы и модели проведения социально-психологического тренинга межличностного общения;
оформить выводы по результатам исследования.
Введение 3
1. Понятие социально-психологического тренинга 5
2. Исторические аспекты развития СПТ 10
3. Организационные особенности СПТ межличностного общения 13
4. Методы и модели проведения СПТ межличностного общения. 19
Заключение 22
Список литературы 23
Нужно предупреждать поспешные
решения того или иного члена
группы измениться, если они являются
результатом просто наполнения эмоциональной
энергии благодаря работе в группе,
а не следствием глубокого самоанализа.
Руководитель не должен выступать посредником
в принятии членом группы решений
относительно личных изменений, но его
обязанность предупреждать
Особенно уместна активная поддержка руководителя, когда член группы проявляет готовность начать наполненное смыслом самоисследование; руководитель должен обдумывать и находить способы вовлечения членов группы в работу друг с другом, а также исследовать пути оказания помощи в понимании причин того или иного поведения в группе. Желательно периодически проводить рефлексию того, что происходит на занятиях, подводить промежуточные итоги направления развития группы.
Учитывая сложность групповых процессов, а также чрезвычайную важную роль руководителя в организации социально-психологического тренинга и те высокие требования, которые предъявляются его личности, ему желательно самому пройти обучение в трениговой группе в качестве ее члена. Благодаря этому он сможет узнать, насколько его черты характера соответствуют эффективной работе социально-психологического тренинга. Так, участвуя в группе, руководитель может узнать особенности своей реакции на критику, о своей потребности получать одобрение, о своих тревогах и факторах, повышающих чувство ревности, о своих тенденциях к лидерству, о том, насколько реальны его представления о собственном «я».
Таким образом, профессиональная компетентность руководителя является совершенно необходимым условием успешной работы группы социально-психологического тренинга межличностного общения.
В тренинге межличностного общения существуют две наиболее общие модели проведения тренинговых занятий.
Первая модель реализуется без раскрытия участникам каких-либо дополнительных психологических знаний, когда обучающие и поведенческие эффекты достигаются за счет получения обучаемыми опыта взаимодействия с другими участниками в процессе выполнения ролевых игр и психотехнических упражнений и последующей рефлексии (что характерно для работы Т-групп).
При использовании второй модели обучаемые вооружаются системными прикладными психолого-педагогическими знаниями об общении и тренируют их в процессе выполнения деловых игр и психотехнических упражнений, переводя полученные знания в навыки и умения. При проведении тренинга по второй модели за основу берется соблюдение внутренней логической структуры технологии общения как комплекса взаимосвязанных процедур и способов общения, обеспечивающих решение личностных и профессиональных задач человека. [4]
Технологическое построение межличностного общения предусматривает: последовательное осуществление отдельных этапов общения; стыковку и согласование отдельных коммуникативных действий; взаимоподчинение и взаимопереплетение отдельных коммуникативных действий; выстраивание специфических последовательностей коммуникативных действий в зависимости от типа коммуникативной задачи и ситуации. При построении занятий в соответствии с данной структурой тренинг межличностного общения включает в себя шесть соответствующих этапов, в содержательной основе которых лежит усвоение базовых компонентов знаний: коммуникативная подготовка, ориентировка в ситуации общения, установление психологического контакта в общении, коммуникативное воздействие и взаимодействие, управление общением, завершение процесса общения.
Базовыми методами социально-психологического тренинга общения являются: ролевые игры, психотехнические упражнения и групповые дискуссии в различных модификациях и сочетаниях. Основной же метод в тренинге – выполнение участниками психотехнических упражнений. [3]
Понятие «психотехника (психогимнастика) носит некоторую условность. Этим понятием обозначают очень широкий круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Упражнения могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе. Комплектовать пары, тройки может сам ведущий, руководствуясь специальными критериями, но можно предоставить решение этой задачи и самим участникам.
Упражнения могут быть
специализированными и
При проведении психотехнических упражнений, как и в тренинге в целом, присутствуют два плана: содержательный и личностный. Содержательный план соответствует основной содержательной цели тренинга, т.е. какие установки, умения формируются. Личностный план – это групповая атмосфера, на фоне которой разворачиваются события содержательного плана, а также состояние каждого участника в отдельности.
Правильно понимать под психотехникой (психогимнастикой) те упражнения, которые направлены не только на изменение состояния группы или каждого участника в отдельности, но и на получение опыта, соответствующего содержательной цели тренинга. [9]
При планировании занятий, а также в процессе проведения психотехнических упражнений следует соблюдать ряд моментов: правильный выбор упражнения; инструктирование группы перед его выполнением; остановка упражнения; обсуждение результатов.
При выборе упражнения нужно ориентироваться на следующее: 1. Что должно произойти в результате выполнения упражнения, какова его содержательная цель. 2. На каком этапе сплоченности находится группа. 3. Состав группы: социально-демографические характеристики (пол, возраст и т.д.), а также физические данные участников. 4. Время. 5. Содержание дальнейшей работы. [4]
Таким образом, в методическом обеспечении руководителя должен находится широкий спектр упражнений, позволяющих интенсифицировать тот или иной момент группового процесса или определение чувств членов группы. Но в тоже время нужно четко помнить, что этого мало, необходимо ясно себе представлять, что сделать группе потом с этим полученным материалом. Иными словами, искусство руководителя и эффективность обучения во много зависят от того, как он умеет использовать полученный материал, «вытягивать» из него учебный эффект, иначе даже самые эффективные и броские игры и ситуации могут оказаться непродуктивными.
Успех в личной и профессиональной жизни во многом основан на умении общаться с людьми, причем общаться правильно. Секрет личного счастья и профессионального успеха часто заключается именно в навыках общения, а научиться им сейчас может каждый. Поможет в этом социально-психологический тренинг.
Социально-психологический тренинг (СПТ) – это промежуточный метод, направленный и на изменения в сознании, в формировании навыков, и на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.
Его основная цель – развитие компетентности в общении. На социально-психологическом тренинге формируются практические навыки, которые помогут непринужденно завязать знакомство с нужным человеком, выработать свою линию поведения, раскрыть лучшие качества и продемонстрировать их окружающим. СПТ, благодаря обратной связи от ведущего и других участников, также помогает скорректировать поведение в тех или иных ситуациях, увидеть себя со стороны, проанализировать свои ошибки в общении, чтобы не допустить их в будущем.
Таким образом, социально-психологический тренинг межличностного общения является практически универсальным методом формирования коммуникативной компетентности человека. Однако такой тренинг будет эффективен в том случае, если выполняются несколько условий. Во-первых, если участники занимают активную позицию, применяют полученные знания в своей жизни не только на занятиях, но и по окончании тренинга. Во-вторых, сам ведущий имеет опыт работы в тренинге и компетентен в вопросах межличностного общения: способен раскрепостить людей, дать каждому возможность раскрыться, забыть о комплексах и неуверенности.
Информация о работе Социально-психологический тренинг межличностного общения