Социально-психологический тренинг межличностного общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 10:52, реферат

Описание работы

Цель нашего исследования: изучение особенностей социально-психологического тренинга межличностного общения.
Для достижения поставленной цели требуется выполнить ряд задач:
проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу о проблеме исследования;
рассмотреть понятие социально-психологического тренинга межличностного общения;
изучить исторические аспекты развития социально-психологического тренинга;
выявить организационные особенности социально-психологического тренинга межличностного общения;
определить методы и модели проведения социально-психологического тренинга межличностного общения;
оформить выводы по результатам исследования.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие социально-психологического тренинга 5
2. Исторические аспекты развития СПТ 10
3. Организационные особенности СПТ межличностного общения 13
4. Методы и модели проведения СПТ межличностного общения. 19
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

СП тренинг межличностного общения.docx

— 59.30 Кб (Скачать файл)

Нужно предупреждать поспешные  решения того или иного члена  группы измениться, если они являются результатом просто наполнения эмоциональной  энергии благодаря работе в группе, а не следствием глубокого самоанализа. Руководитель не должен выступать посредником  в принятии членом группы решений  относительно личных изменений, но его  обязанность предупреждать необдуманные решения с учетом того энергетического  подъема, к которому привели групповые  занятия.

Особенно уместна активная поддержка  руководителя, когда член группы проявляет  готовность начать наполненное смыслом самоисследование; руководитель должен обдумывать и находить способы вовлечения членов группы в работу друг с другом, а также исследовать пути оказания помощи в понимании причин того или иного поведения в группе. Желательно периодически проводить рефлексию того, что происходит на занятиях, подводить промежуточные итоги направления развития группы.

Учитывая сложность групповых  процессов, а также чрезвычайную важную роль руководителя в организации  социально-психологического тренинга и те высокие требования, которые предъявляются его личности, ему желательно самому пройти обучение в трениговой группе в качестве ее члена. Благодаря этому он сможет узнать, насколько его черты характера соответствуют эффективной работе социально-психологического тренинга. Так, участвуя в группе, руководитель может узнать особенности своей реакции на критику, о своей потребности получать одобрение, о своих тревогах и факторах, повышающих чувство ревности, о своих тенденциях к лидерству, о том, насколько реальны его представления о собственном «я».

Таким образом, профессиональная компетентность руководителя является совершенно необходимым  условием успешной работы группы социально-психологического тренинга межличностного общения.

 

4. Методы и модели проведения СПТ межличностного общения.

 

В тренинге межличностного общения существуют две наиболее общие модели проведения тренинговых занятий.

Первая модель реализуется без раскрытия участникам каких-либо дополнительных психологических знаний, когда обучающие и поведенческие эффекты достигаются за счет получения обучаемыми опыта взаимодействия с другими участниками в процессе выполнения ролевых игр и психотехнических упражнений и последующей рефлексии (что характерно для работы Т-групп).

При использовании второй модели обучаемые вооружаются системными прикладными психолого-педагогическими знаниями об общении и тренируют их в процессе выполнения деловых игр и психотехнических упражнений, переводя полученные знания в навыки и умения. При проведении тренинга по второй модели за основу берется соблюдение внутренней логической структуры технологии общения как комплекса взаимосвязанных процедур и способов общения, обеспечивающих решение личностных и профессиональных задач человека. [4]

Технологическое построение межличностного общения предусматривает: последовательное осуществление отдельных этапов общения; стыковку и согласование отдельных коммуникативных действий; взаимоподчинение и взаимопереплетение отдельных коммуникативных действий; выстраивание специфических последовательностей коммуникативных действий в зависимости от типа коммуникативной задачи и ситуации. При построении занятий в соответствии с данной структурой тренинг межличностного общения включает в себя шесть соответствующих этапов, в содержательной основе которых лежит усвоение базовых компонентов знаний: коммуникативная подготовка, ориентировка в ситуации общения, установление психологического контакта в общении, коммуникативное воздействие и взаимодействие, управление общением, завершение процесса общения.

Базовыми методами социально-психологического тренинга общения являются: ролевые игры, психотехнические упражнения и групповые дискуссии в различных модификациях и сочетаниях. Основной же метод в тренинге – выполнение участниками психотехнических упражнений. [3]

Понятие «психотехника (психогимнастика) носит некоторую условность. Этим понятием обозначают очень широкий круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Упражнения могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе. Комплектовать пары, тройки может сам ведущий, руководствуясь специальными критериями, но можно предоставить решение этой задачи и самим участникам.

Упражнения могут быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую  характеристику (например, память или  внимание) или могут носить более  универсальный характер, оказывать  более генерализованное воздействие. Они позволяют подключать для осознания одного и того же переживания, одной и той же проблемы разные уровни психического отражения.

При проведении психотехнических упражнений, как и в тренинге в  целом, присутствуют два плана: содержательный и личностный. Содержательный план соответствует основной содержательной цели тренинга, т.е. какие установки, умения формируются. Личностный план – это групповая атмосфера, на фоне которой разворачиваются события содержательного плана, а также состояние каждого участника в отдельности.

Правильно понимать под психотехникой (психогимнастикой) те упражнения, которые направлены не только на изменение состояния группы или каждого участника в отдельности, но и на получение опыта, соответствующего содержательной цели тренинга. [9]

При планировании занятий, а  также в процессе проведения психотехнических упражнений следует соблюдать ряд  моментов: правильный выбор упражнения; инструктирование группы перед его  выполнением; остановка упражнения; обсуждение результатов.

При выборе упражнения нужно ориентироваться на следующее: 1. Что должно произойти в результате выполнения упражнения, какова его содержательная цель. 2. На каком этапе сплоченности находится группа. 3. Состав группы: социально-демографические характеристики (пол, возраст и т.д.), а также физические данные участников. 4. Время. 5. Содержание дальнейшей работы. [4]

Таким образом, в методическом обеспечении руководителя должен находится широкий спектр упражнений, позволяющих интенсифицировать тот или иной момент группового процесса или определение чувств членов группы. Но в тоже время нужно четко помнить, что этого мало, необходимо ясно себе представлять, что сделать группе потом с этим полученным материалом. Иными словами, искусство руководителя и эффективность обучения во много зависят от того, как он умеет использовать полученный материал, «вытягивать» из него учебный эффект, иначе даже самые эффективные и броские игры и ситуации могут оказаться непродуктивными.

 

Заключение

 

Успех в личной и профессиональной жизни во многом основан на умении общаться с людьми, причем общаться правильно. Секрет личного счастья и профессионального успеха часто заключается именно в навыках общения, а научиться им сейчас может каждый. Поможет в этом социально-психологический тренинг.

Социально-психологический  тренинг (СПТ) – это промежуточный метод, направленный и на изменения в сознании, в формировании навыков, и на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.

Его основная цель – развитие компетентности в общении. На социально-психологическом тренинге формируются практические навыки, которые помогут непринужденно завязать знакомство с нужным человеком, выработать свою линию поведения, раскрыть лучшие качества и продемонстрировать их окружающим. СПТ, благодаря обратной связи от ведущего и других участников, также помогает скорректировать поведение в тех или иных ситуациях, увидеть себя со стороны, проанализировать свои ошибки в общении, чтобы не допустить их в будущем.

Таким образом, социально-психологический тренинг межличностного общения является практически универсальным методом формирования коммуникативной компетентности человека. Однако такой тренинг будет эффективен в том случае, если выполняются несколько условий. Во-первых, если участники занимают активную позицию, применяют полученные знания в своей жизни не только на занятиях, но и по окончании тренинга. Во-вторых, сам ведущий имеет опыт работы в тренинге и компетентен в вопросах межличностного общения: способен раскрепостить людей, дать каждому возможность раскрыться, забыть о комплексах и неуверенности.

 

Список литературы

 

  1. Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению//Общение и деятельность. – Прага,1981.
  2. А.А. Бодалев. Психология общения. Энциклопедический словарь. – М.: «Когито-Центр», 2011.
  3. И. В. Вачков. Основы технологии группового тренинга. – М.: «Ось – 89», 1999.
  4. О.В. Евтихов Практика психологического тренинга. – СПб: Издательство «Речь», 2005.В.В. Дударев. Активные формы социально-психологического обучения. – М., 2006.
  5. Ю.Н.Емельянов, Е.С. Кузьмин. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л.: ЛГУ, 1983.
  6. Д.С. Котикова Методы социально-психологического обучения: Методические рекомендации для студентов 3 курса специальности 030301.65 «Психология». – Н.Новгород, ННГАСУ, 2009.
  7. Н.Т. Оганесян. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М.: «Ось – 89», 2001.
  8. М. Форверг, Т. Альберг. Характеристика социально-психологического тренинга поведения // Психологический журнал. 1984. №4.
  9. Ю.Н. Хрящева, С.И. Макшанова, Е.В. Сидоренко. Психогимнастика в тренинге. – СПб: Издательство «Речь», 2006.

 


Информация о работе Социально-психологический тренинг межличностного общения