Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 10:52, реферат
Цель нашего исследования: изучение особенностей социально-психологического тренинга межличностного общения.
Для достижения поставленной цели требуется выполнить ряд задач:
проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу о проблеме исследования;
рассмотреть понятие социально-психологического тренинга межличностного общения;
изучить исторические аспекты развития социально-психологического тренинга;
выявить организационные особенности социально-психологического тренинга межличностного общения;
определить методы и модели проведения социально-психологического тренинга межличностного общения;
оформить выводы по результатам исследования.
Введение 3
1. Понятие социально-психологического тренинга 5
2. Исторические аспекты развития СПТ 10
3. Организационные особенности СПТ межличностного общения 13
4. Методы и модели проведения СПТ межличностного общения. 19
Заключение 22
Список литературы 23
Хотя сам Зигмунд Фрейд
Психотерапевтами, использовавшими психоанализ в группе, были Л. Уэндер, П. Шильдер, Т. Барроу, А. Вольф и другие. В американской психотерапии психоаналитики активно применяли групповые методы в частной медицинской практике в отличие от своих европейских коллег, вынужденных обратиться к групповой психотерапии только во время второй мировой войны ввиду необходимости лечения большого количества пациентов с психическими нарушениями. [7]
Большое значение для групповой психотерапии и групп тренинга имели идеи школы Курта Левина: именно они лежали в основе концепции лабораторного тренинга в США. Первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении получили название T-гpyпп. Идея, положенная в основу этого начинания, заключалась в следующем. Почти все люди живут и работают в группах, но при этом человек чаще всего не отдает себе отчета в том, как именно он участвует в этих группах, каким его видят другие люди, какие реакции вызывает у них его поведение. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходят в групповом, а не в индивидуальном контексте; следовательно, для того чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя глазами других. Т-группа определялась как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием. Успешная работа учеников К. Левина в мастерской межгрупповых отношений привела к созданию в США Национальной лаборатории тренинга, где была сформирована группа тренинга базовых умений. Впоследствии результаты ее деятельности учитывались в практике Т-групп.
Говоря об истории групповых методов в психотерапии и психологии, нельзя не вспомнить о Джекобе Морено, создавшем психодраму, организовавшем первую профессиональную ассоциацию групповых психотерапевтов, основавшем первый профессиональный журнал по групповой психотерапии. Многие последователи Морено считают его отцом групповой психотерапии, хотя групповые методы лечения психических расстройств возникли задолго до него. [6]
Несколько позже началось развитие групповой работы в России. Но, несмотря на то, что в развитии конкретных тренинговых методов российские психологи-практики шли по стопам западных коллег, в целом, групповая психологическая работа имеет в России собственные глубокие традиции. К тому же в нашей стране еще в 20-30-е годы изучались и внедрялись в практику методы профотбора и профконсультаций, психологической рационализации профессионального образования, создавались специальные тренажеры и разрабатывались приемы психологического воздействия на группу. Практически в это же время были созданы первые деловые игры, ставшие впоследствии составными элементами многих тренингов.
Другим направлением, реализовывавшим групповые методы в социальной практике, выступила педология, разрабатывающая методы и приемы развития школьных коллективов в соответствии с целями коммунистического воспитания. Многие воспитательные системы тех лет имеют примеры психотехнологий, оказавшихся позже востребованными в психологических тренингах. Яркой иллюстрацией служит ряд методик, применявшихся в групповой работе с беспризорниками А. С. Макаренко.
Еще одной из наиболее привлекательных концепций в то время являлся фрейдизм. Отечественные психологи пытались применять групповые методы, творчески используя психоаналитические идеи в работе с детьми. Однако и педология, и работа в рамках концепции Фрейда не сумели получить своего развития в отечественной науке в связи с фактическим запретом властей и гонениями на ученых и практиков. Долгие годы психология в России была лишена возможности изучать и развивать методы групповой работы с целью психологической помощи. [1]
Социально-психологический тренинг общения – это вид социально-психологических тренингов, связанный с развитием в процессе групповой работы знаний, навыков, умений и установок, определяющих поведение в общении, коммуникативной компетентности и способностей человека. [8]
Под тренинговыми группами обычно понимаются все специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения и взаимодействия, ориентированный на решение разнообразных психологических проблем участников, их самосовершенствование, а также на развитие группы и решение общегрупповых проблем.
Для эффективного функционирования группы социально-психологического тренинга руководителю, организующему занятия, необходимо предварительно продумать цели и задачи СПТ.
Основной целью группы, по мнению большинства психологов, занимающихся теоретическими и практическими вопросами тренинга, является развитие социально-психологической компетентности личности, т.е. способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми. Но есть еще две сопутствующие цели: развитие активной социально-психологической позиции участника тренинга, т.е. способности человека производить общественно значимые преобразования в сфере межличностных отношений; повышение психологической культуры как существенного аспекта всестороннего развития личности.
Общие цели социально-психологического обучения конкретизируются в следующих психолого-педагогических задачах:
Еще один важный вопрос при организации СПТ – учет нескольких принципов, ведущим из которых является принцип полноценного межличностного общения, основанного на уважении к чужому мнению, на доверии, на освобождении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха. Такое отношение позволяет взаимодействовать с человеком на самых глубинных слоях внутреннего мира личности. В состоянии доверительного диалога с другими личность сама произвольно отказывается от психологической защиты и неизбежно самораскрывается.
Следующим принципом организации работы группы является принцип психологического события. В учебно-тренировочной группе должны использоваться такие приемы, как откровенное обсуждение поведения участников, элементы психодрамы, и ряд других эмоционально насыщенных средств обратной связи.
Также следует учитывать принцип самодиагностики, провоцируемой группой для каждого из участников и руководителя. Руководитель включает в содержание занятий вопросы и упражнения, рассчитанные на то, чтобы каждый из участников группы рассказал о своих психологических проблемах и предлагаемых путях их решения. После формирования самодиагноза важна психологическая поддержка группы. Необходимо отметить и принцип натурной материализации изучаемых социально-психологических феноменов. Благодаря материализации многие проявления человеческой психики предстают перед членами группы не только в виде абстрактных, теоретических понятий, а будучи лично глубоко пережиты, становятся достоянием их практического опыта. Важно организовать переживание предлагаемых межличностных феноменов каждым участником тренинга.
Отправным пунктом для обеспечения успешной работы группы тренинга является принцип добровольности. Члены группы должны иметь естественную заинтересованность в собственных изменениях. Принудительно можно заставить посещать группу, но не обучаться в ней, добиваясь личностных изменений. [6]
Продолжительность занятий в целом должна быть определена с самого начала. Опыт занятий говорит о том, что лучше работать крупными блоками, так как много времени теряется на «размораживание» участников группы тренинга, их эмоциональное вхождение в групповые процессы. Располагать участников тренинга лучше по кругу, в мягких креслах (можно на ковре). Важно, чтобы участники обучения были уверены, что их не подслушивают. На начальной стадии обучения наиболее важной задачей, которую решает руководитель, является становление групповых норм и усвоение участниками основных принципов тренинга. К основным нормам общения относятся: 1. Общение по принципу «здесь и теперь», достигаемое, если в группе существует интенсивная обратная связь, основанная на доверительном межличностном общении. 2. Принцип персонификации высказываний, заключающийся в добровольном отказе от безличных речевых форм, помогающих в повседневном общении скрывать собственную позицию говорящего или же избегать прямого высказывания. 3. Принцип акцентирования языка чувств, в соответствии с которым участники группы должны акцентировать внимание на эмоциональных состояниях и проявлениях и при обратной связи по возможности использовать язык, фиксирующий указанные состояния. Перед каждым участником стоит задача определенной перестройки своего общения и выработки умения идентифицировать и адекватно выражать свое чувство. 4. Принцип активности подразумевает постоянное реальное включение каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие с целью активного всматривания, вслушивания, вчувствования в самого себя, партнера, группы в целом. 5. Принцип доверительного общения ускоряет групповую динамику, обусловливает результативность занятия. 6. Принцип конфиденциальности сводится к рекомендации не выносить содержание общения, развивающегося в процессе тренинга, за пределы группы, что способствует становлению доверительности, включению в открытый, искренний контакт. [1]
Для участников группы эти нормы общения в процессе тренинга излагаются в более конструктивной форме, и нельзя рассчитывать, что содержание этих принципов окажется немедленно усвоенным. Для этого требуется определенное время.
В качестве одной из закономерностей начального периода можно отметить некоторое противодействие со стороны отдельных участников, которое возникает из-за боязливых ожиданий и чрезвычайно развитой психологической защиты. Для того чтобы «сломать лед» скованности, можно использовать подгруппы, в которых участники могли бы обсуждать волнующие их проблемы. Важно с самого начала работы группы установить между ее членами доверие. Задача каждого участника СПТ найти в себе мужество для преодоления собственного противодействия обучению и для постепенного превращения себя в объект исследования. Важная для обучения атмосфера в группе создается по мере осознания ее участниками положительных аспектов своей личности, и поэтому именно этой стороне должно уделяться особое внимание. Именно открытие в себе новых положительных качеств придает силы для дальнейшего конструктивного изменения себя. Руководителю группы также необходимо обеспечить, чтобы никто из ее членов не был подвержен групповому давлению, нарушению конфиденциальности, чтобы не было «козлов отпущения», чтобы каждому участнику в случае переживания им кризисного состояния были оказаны необходимая помощь и поддержка.
Чрезвычайно важным является вопрос
о комплектовании группы. Необходимо
проводить предварительные
Принято считать, что наиболее оптимальный возрастной период для такого обучения с 16 до 40 лет. В более раннем возрасте, с 14 до 16 лет, такое обучение можно рекомендовать только в случае социальной дезадаптации, различных форм «отклоняющегося» поведения. После 40 лет структура личности, как правило, стабилизируется, и ее изменение будет требовать от субъекта значительных усилий, на что человек не всегда способен. [5]
При руководстве группой следует
помнить, что обучение ее участников
имеет ценность не только при интенсивном
и сильном переживании чувств,
а при их понимании, внутреннем переосмыслении,
раскрытии причин их возникновения,
т.е. при выявлении назревших
Информация о работе Социально-психологический тренинг межличностного общения