Социальные представления о материнстве и отцовстве в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема подготовки детей и молодежи к семейной жизни и родительству является весьма важной среди задач воспитания подрастающего поколения. Однако нынешняя семья и школа не обеспечивают развитие личностных качеств будущего семьянина. Традиционные содержание, формы и методы не способствуют выработке у молодежи системного видения своего будущего семейной жизни, необходимых для этого качеств.
Современная семья переживает изменения, которые в одних случаях определяются как кризис (А.И. Антонов, Б. Бергер, В.Н. Дружинин), в других - как ее трансформация (И.С. Голод, Р. Зидер, Л.В. Карцева, И.Н. Миронов).

Содержание работы

Введение......................................................................................................................3
Глава I Социально-психологические особенности компонентов родительства........................................ ……………………………………………...6
Глава II Формирование представлений о родительстве, социальных ролях отца и матери в подростковом возрасте и их особенности................................................................................................................12
Заключение.................................................................................................................19
Литература.......................................................

Файлы: 1 файл

Григоренко Анна материнство и отцовство.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

                             ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное  учреждение

                          высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ

 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 


Факультет социальной психологии

Кафедра теоретических основ социальной психологии

 

                                        КУРСОВАЯ РАБОТА

                 «_                                                                        »


название  курсовой работы или проекта

Направление/специальность ___03030062_______ –Психология_______________________

(код)    (наименование направления)

Профиль/специализация Уточните на сайте.

(наименование  профиля)

 «Допустить к защите»

«___»__________________201_ г.

Руководитель  Счастная Т.Н.     Подпись Дата  ФИО

«Процент оригинального  текста составляет ______ %»

Методист учебно-производственной

лаборатории математических моделей

в психологии и педагогике     Подпись Дата  ФИО

 

Руководитель   Счастная Т.Н.                                                         Подпись                Дата                ФИО

Студент        Подпись               Дата                                                              ФИО

                                    

 

 

                                        МОСКВА, 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Московский  городской

психолого-педагогический УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему «Социальные представления о материнстве и отцовстве в подростковом возрасте»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

группы СО 2.1.

Григоренко А. А.

Научный руководитель

Счастная Т. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                                                  Стр.

Введение......................................................................................................................3

Глава I  Социально-психологические особенности компонентов родительства........................................ ……………………………………………...6

Глава II Формирование представлений о родительстве, социальных ролях отца и матери в подростковом возрасте и их особенности................................................................................................................12

Заключение.................................................................................................................19

Литература..................................................................................................................21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования. Проблема подготовки детей и молодежи к семейной жизни и родительству является весьма важной среди задач воспитания подрастающего поколения. Однако нынешняя семья и школа не обеспечивают развитие личностных качеств будущего семьянина. Традиционные содержание, формы и методы не способствуют выработке у молодежи системного видения своего будущего семейной жизни, необходимых для этого качеств.

Современная семья переживает изменения, которые в одних случаях  определяются как кризис (А.И. Антонов, Б. Бергер, В.Н. Дружинин), в других - как ее трансформация (И.С. Голод, Р. Зидер, Л.В. Карцева, И.Н. Миронов).

В России и европейских странах бывшего СССР эти процессы происходят на фоне глубокого системного кризиса, затронувшего все уровни общества - от поведения отдельных членов и малых групп до его ценностных оснований.

Исследователи современной  семьи обычно указывают на ее структурную  неустойчивость, ценностно-нормативную  девиантность и некоторые другие особенности, которые проявляются в ее малодетности, росте числа разводов, появление сиротства при живых родителях, легитимизации внебрачных сексуальных контактов и вне семейного родительства. Вместе с тем, отмечается, что только традиционная семья может надежным образом обеспечить воспроизводство демографической структуры общества и, если не будет достигнута ее устойчивая стабильность, это может вызвать затруднения в функционировании общества на всех его уровнях (А.И. Антонов, Б. Бергер, В.Н. Дружинин, Л.В. Карцева).

Изменения, происходящие с семьей, коснулись и родительства, а имеющиеся исследования этой проблемы (В. В. Абраменкова, В. И. Брутман, Ц. Ю . Мещерякова, Н. Ю. Синягина, Г. Г. Филиппова) свидетельствуют о росте девиантного родительства.

Теоретико-методологические основы исследования Теоретико-методологические позиции научных трудов Т.В. Архиреевой, О.В. Баженовой, В. Бергума, Ю.В. Борисенко, В.И. Брутмана, О.К. Владимирова, Т.А. Гурко, Т.А. Гуряьновой, И.С. Кона, С.Ю. Мещеряковой, Р.В. Овчаровой, Г.Г. Филипповой, М.Ю. Чибисовой и пр. – это авторы , а не концептуальные позиции.

Работа базировалось на следующих теоретико-методологических принципах и подходах: концепции, разработанные как отечественными, так и зарубежными авторами: культурно-историческая теория развития (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев); концепции личности как активного субъекта жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн др.); концепция социального познания (Г.М.Андреева), теории социальной идентичности личности (И.С. Кон, 1984; Э. Эриксон, 2000 и др.), гендерные концепции (С. Бем), и др.

На современном этапе ощущается недостаток научных данных, раскрывающих особенности знаний и представлений юношей и девушек о родительстве, а они, вместе с тем, необходимые для разработки учебных программ, способствующих оптимизации их будущие родительские позиции, ориентированные на формирование у молодежи ответственного отношения к родительству и брака, а также для нужд психолого-педагогической консультативной работы. Это и обусловило выбор темы курсового исследования «Социальные представления о материнстве и отцовстве в подростковом возрасте».

Объект исследования - социально-психологические представления о родительстве в подростковом возрасте.

Предметом исследования выступили особенности формирования и структура социально-психологических представлений о материнстве и отцовстве в подростковом возрасте.

Цель работы состоит в теоретическом анализе особенностей формирования и структуры социально-психологических представлений о материнстве и отцовстве в подростковом возрасте.

В соответствии с целью, предметом и объектом были определены задачи исследования:

1. Изучить социально-психологические особенности компонентов родительства.

2. Проанализировать формирование представлений о родительстве, социальных ролях отца и матери в подростковом возрасте и их особенности.

Методы исследования. В ходе исследования применялся теоретический анализ научных источников, метод научного обобщения, синтеза, абстрагирования, классификации.

Научная и теоретическая  новизна работы

Практическая  значимость работы

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных литературных источников, содержит 42 наименования. Основной текст работы изложен на 19 страницах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Социально-психологические особенности компонентов родительства

 

Родительство - осознание  духовного единства с брачным  партнером относительно своих или  приемных детей, которое представляет собой интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительських чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективно-личностном уровне, так и на надындивидуальным уровне [35, с. 18].

Связь компонентов родительства осуществляется через взаимообусловленность  составляющих их когнитивных, эмоциональных  и поведенческих аспектов, которые  являются психологическими формами проявления родительства  [24, с. 36].

Родительство рассматривается как социальное и личностное образование. Забота родителей о своем потомстве в разных формах встречается на всех стадиях развития живых организмов. Но у человека оно приобретает особое значение. Будучи субъектами вида Homo sapiens, отец и мать обеспечивают развитие ребенка как человеческого существа с характерными особенностями структуры деятельности, построением "рабочей модели мира" и др. Именно в процессе взаимодействия с родителями (и частично с другими близкими взрослыми, допущенными к младенцу) ребенок включается в процесс усвоения видотиповых средств отображения реальности, в результате чего происходят видотиповые изменения в структуре головного мозга [12, с. 40]. Таким образом, родительство обеспечивает формирование конкретных элементов содержания в образовании картины мира ребенка и передачу этих образований через модель материнства.

Особенностью семейных ценностей является то, что они, по своей сути, представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений.

Когнитивная составляющая ценностных ориентаций супругов характеризуется  тем, что информация в ней находится  на уровне убеждений. Прежде всего, это  убеждение в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения, а также убеждение в приоритетности каких-либо объектов в некоторой иерархии.

Эмоциональная составляющая реализуется в эмоциональном  окрашивании и оценочном отношении  наблюдаемого явления. Именно эмоциональный  аспект, определяющий переживания и чувства человека, показывает значимость той или иной ценности, является своеобразным маркером определения приоритетов.

Поведенческая составляющая может быть как рациональной, так  и иррациональной; главное в ней - направленность: на реализацию ценностной ориентации, достижение значимой цели, защиту той или иной субъективной ценности и так далее [27, с. 19]

Родительськи установки  и ожидания являются установками  на цели и средства деятельности в  области родительства.

Когнитивный аспект касается знаний и представлений о репродуктивной норме общества, о распределении родительских ролей, а также включает реальный и идеальный образ ребенка.

Эмоциональный аспект представляет собой совокупность взглядов, суждений, оценок, а также доминирующий эмоциональный фон по реализации родительских установок и ожиданий.

Поведенческий аспект родительских установок и ожиданий реализуется  в репродуктивном поведении, в отношениях мужчины и женщины, в родительском отношении, стиле семейного воспитания [27, с. 20].

Формирование и развитие данного компонента должно касаться, на наш взгляд, прежде всего, коррекции идеальных и реальных образов ребенка и родителей.

Родительские установки  и ожидания, а также семейные ценности являются основополагающими для  других компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения.

Родительское отношение - относительно устойчивое явление, содержание которого включает амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения  и может изменяться в определенных пределах. Родительское отношение реализуется, в частности, в регулировании эмоциональной дистанции. Обычно дистанцирование осуществляется неосознанно [22, с. 250].

Когнитивная составляющая включает представления о различных  способах и формы взаимодействия с ребенком, знания и представления о целевом аспекте этих отношений, а также убеждение в приоритетности тех направлений взаимодействия с ребенком, которые реализуют родители.

Эмоциональная составляющая включает оценки и суждения о различных типах родительского отношения, а также доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий поведенческие проявления родительского отношения.

Поведенческая составляющая представляет собой формы и способы  поддержания контакта с ребенком, формы контроля, воспитание взаимоотношениями, путем определения дистанции общения [18, с. 51]

Особое внимание в  плане формирования должно уделяться  навыкам и формам общения родителей, анализа взаимодействия в семье, развития уважения к личности ребенка. Кроме того, развитие и коррекция родительского отношения должны основываться на осознании восприятия с точки зрения ребенка того или иного типа родительского отношения.

Родительские чувства - особая группа чувств, которые занимают особое место по значимости в жизни человека среди других эмоциональных связей. Одно из основных чувств, - родительська любовь - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания физического и психического здоровья. Содержание родительських чувств может быть амбивалентным и противоречивым [3, с. 78].

Когнитивная составляющая проявляется на двух уровнях:

- социальные знания и представления относительно того, какие чувства должны испытывать родители по отношению к своим детям;

- знания и представления о том образе ребенка (идеальный или реальный), который вызывает весь спектр родительских чувств.

Информация о работе Социальные представления о материнстве и отцовстве в подростковом возрасте