Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:40, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема подготовки детей и молодежи к семейной жизни и родительству является весьма важной среди задач воспитания подрастающего поколения. Однако нынешняя семья и школа не обеспечивают развитие личностных качеств будущего семьянина. Традиционные содержание, формы и методы не способствуют выработке у молодежи системного видения своего будущего семейной жизни, необходимых для этого качеств.
Современная семья переживает изменения, которые в одних случаях определяются как кризис (А.И. Антонов, Б. Бергер, В.Н. Дружинин), в других - как ее трансформация (И.С. Голод, Р. Зидер, Л.В. Карцева, И.Н. Миронов).
Введение......................................................................................................................3
Глава I Социально-психологические особенности компонентов родительства........................................ ……………………………………………...6
Глава II Формирование представлений о родительстве, социальных ролях отца и матери в подростковом возрасте и их особенности................................................................................................................12
Заключение.................................................................................................................19
Литература.......................................................
Когнитивный компонент представлений о родительстве характеризуется: неполным осознанием подростками функций отца, матери, и семьи в целом; ориентированностью на равноправие в хозяйственно-экономических отношениях; поверхностными представлениями о качествах, необходимых для счастливой семейной жизни; разногласиями представлений в определении качеств идеальных отца и матери; ограниченными представлениями об организации семейной жизни, о правах и родительские обязанности, материально-бытовую организацию семейной жизни, способах проведения семьей свободного времени; направленностью на создание интимно-личностного брака [32, с. 156].
Эмоционально-оценочный компонент представлений подростков о семье характеризуется положительным отношением к семейной жизни, к рождению детей, к лицам противоположного пола, критическим восприятием семейной жизни своих родителей и идентификацией себя с родителями того же пола.
В поведенческом компоненте представлений о родительстве выделяются уровни идентификационной поведения (у юношей степень идентификации родительского стиля общения с детьми со своими будущими действиями в качестве отца, выражена сильнее) и стили реагирования личности в конфликтных ситуациях (девушки больше ориентированы на компромисс, а юноши на соперничество) [32, с. 158].
Содержание представлений подро
Г.Г. Филиппова выделяет две разновидности материнства: инстинктивное и осознанное. Осознанное - когда материнство является для женщины обдуманным поступком, сознательным актом выбора жизненных приоритетов. Инстинктивное - когда появление ребенка в значительной мере результат неожиданный и является скорее досадным, чем желательным вариантом развития событий для самой женщины [35, с. 121].
Чтобы в человеке формировалась родительская сфера (материнское или отцовское чувство) в своем развитии будущие мать и отец должны пройти определенные стадии. Только в этом случае у них, как будущих родителей, появляется желание иметь ребенка и формируется способность должным образом заботиться о нем и воспитывать его. При этом характер формирования основных компонентов родительства на каждом из этапов имеет гендерный оттенок. Если на начальном (до 3-х лет) этапе формирования материнской и родительской сферы особую значимость для детей обоего пола имеет тактильный контакт с матерью, то уже на следующем этапе (3-10 гг.) у них доминируют разные потребности в играх, в т.ч. в сюжетно-ролевых, на них влияют разные определяющие агенты социализации, формируются различные социально-значимые образцы поведения. Тем больше отличается процесс формирования установки на материнство-отцовство в период полового созревания, особенно учитывая асимметрию темпов созревания юношей и девушек [38, с. 106].
Чтобы иметь достаточный
уровень педагогической готовности,
будущим отцам и матерям
Будущие родители должны быть психологически готовы к тому, что воспитание ребенка - труд нелегкий, работа без выходных, что требует постоянного напряжения ума, чувств, готовности принимать немедленные решения, брать на себя полную ответственность. Можно выделить пять условий успеха в осуществлении отцовского и материнского долга:
- быть высоко требовательным к самому себе, постоянно заниматься самовоспитанием, обладать волей, выдержкой;
- знать интересы своих детей, вникать во все, что их волнует, беспокоит, угнетает или радует;
- помнить свои детство и юность, сопереживать с ребенком все, что с ним происходит;
- принимать обязательное участие во всех домашних, хозяйственно-бытовых делах, привлекать к ним, по возможности, и детей;
- всегда быть примером для своих детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Родительство как
Необходимость дальнейшего развития в России института семьи выдвигает качественно новые требования к подготовке подрастающего поколения к родительству и к семейной жизни. Улучшение знаний молодого поколения о социально-психологических процессах, происходящие при становлении и развитии семьи, является одной из форм укрепления будущей семьи. Подготовка молодого поколения к созданию семьи, к осознанному родительству - одна из важных задач социально-экономического развития нашей страны, потому что семья играет большую роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающего поколения, обеспечении экономического и социального прогресса, в улучшении демографического положения .
Подростковый возраст имеет все необходимые предпосылки для подготовки подрастающего поколения к будущему родительству и семейной жизни и характеризуется: созданием планов на взрослую жизнь, возникновением потребности в общении со сверстниками противоположного пола, пробуждением потребности любить и быть любимым, появлением сексуальных интересов.
Подготовка подростков к семейной жизни на современном этапе развития общества недостаточна, не соответствует возрастным интересам подростков и характеризуется отсутствием соответствующей подготовки преподавателей, соответствующих методических материалов, а также адекватных методов и техник работы с юношеством, не дает достаточных знаний для решения проблем, которые могут возникнуть в будущей семейной жизни.
Содержание представлений подро
Важной составляющей процесса подготовки юношей и девушек к будущему родительству является формирование адекватных представлений о будущей семье, как сложного, системно организованного и относительно устойчивого образования, направленного на оптимальную адаптацию к браку и эффективное функционирование в будущей семейной жизни.
Ведущим механизмом формирования
представлений о будущем родите
ЛИТЕРАТУРА
Анна! В целом работа написана грамотно, основательно. Проверьте на плагиат, и тогда я ставлю оценку 14 -отл. Подписать работу и поставить оценку я могу после проверки на плагиат.
Информация о работе Социальные представления о материнстве и отцовстве в подростковом возрасте