Социальные представления о материнстве и отцовстве в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема подготовки детей и молодежи к семейной жизни и родительству является весьма важной среди задач воспитания подрастающего поколения. Однако нынешняя семья и школа не обеспечивают развитие личностных качеств будущего семьянина. Традиционные содержание, формы и методы не способствуют выработке у молодежи системного видения своего будущего семейной жизни, необходимых для этого качеств.
Современная семья переживает изменения, которые в одних случаях определяются как кризис (А.И. Антонов, Б. Бергер, В.Н. Дружинин), в других - как ее трансформация (И.С. Голод, Р. Зидер, Л.В. Карцева, И.Н. Миронов).

Содержание работы

Введение......................................................................................................................3
Глава I Социально-психологические особенности компонентов родительства........................................ ……………………………………………...6
Глава II Формирование представлений о родительстве, социальных ролях отца и матери в подростковом возрасте и их особенности................................................................................................................12
Заключение.................................................................................................................19
Литература.......................................................

Файлы: 1 файл

Григоренко Анна материнство и отцовство.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Когнитивный компонент представлений о родительстве характеризуется: неполным осознанием подростками функций отца, матери, и семьи в целом; ориентированностью на равноправие в хозяйственно-экономических отношениях; поверхностными представлениями о качествах, необходимых для счастливой семейной жизни; разногласиями представлений в определении качеств идеальных отца и матери; ограниченными представлениями об организации семейной жизни, о правах и родительские обязанности, материально-бытовую организацию семейной жизни, способах проведения семьей свободного времени; направленностью на создание интимно-личностного брака [32, с. 156].

Эмоционально-оценочный компонент представлений подростков о семье характеризуется положительным отношением к семейной жизни, к рождению детей, к лицам противоположного пола, критическим восприятием семейной жизни своих родителей и идентификацией себя с родителями того же пола.

В поведенческом компоненте представлений о родительстве выделяются уровни идентификационной поведения (у юношей степень идентификации родительского стиля общения с детьми со своими будущими действиями в качестве отца, выражена сильнее) и стили реагирования личности в конфликтных ситуациях (девушки больше ориентированы на компромисс, а юноши на соперничество) [32, с. 158].

Содержание представлений подростков о будущем родительстве и семье характеризуется неполнотой и неоднозначностью, а имеющаяся педагогическая система школы недостаточно формирует оптимальный уровень представлений юношей и девушек о родительстве и требует пересмотра и разработки новых форм работы в этом направлении.

Г.Г. Филиппова выделяет две разновидности материнства: инстинктивное и осознанное. Осознанное - когда материнство является для женщины обдуманным поступком, сознательным актом выбора жизненных приоритетов. Инстинктивное - когда появление ребенка в значительной мере результат неожиданный и является скорее досадным, чем желательным вариантом развития событий для самой женщины [35, с. 121].

Чтобы в человеке формировалась  родительская сфера (материнское или  отцовское чувство) в своем развитии будущие мать и отец должны пройти определенные стадии. Только в этом случае у них, как будущих родителей, появляется желание иметь ребенка и формируется способность должным образом заботиться о нем и воспитывать его. При этом характер формирования основных компонентов родительства на каждом из этапов имеет гендерный оттенок. Если на начальном (до 3-х лет) этапе формирования материнской и родительской сферы особую значимость для детей обоего пола имеет тактильный контакт с матерью, то уже на следующем этапе (3-10 гг.) у них доминируют разные потребности в играх, в т.ч. в сюжетно-ролевых, на них влияют разные определяющие агенты социализации, формируются различные социально-значимые образцы поведения. Тем больше отличается процесс формирования установки на материнство-отцовство в период полового созревания, особенно учитывая асимметрию темпов созревания юношей и девушек [38, с. 106].

Чтобы иметь достаточный  уровень педагогической готовности, будущим отцам и матерям необходимые  знания об основных закономерностях  развития и воспитания детей, о роли в этом семьи, родителей, т.е. физиолого-гигиенические и психолого-педагогические знания. Они должны быть готовы к решению разнообразных педагогических задач, как стратегических, так и тактических, оперативных.

Будущие родители должны быть психологически готовы к тому, что воспитание ребенка - труд нелегкий, работа без выходных, что требует постоянного напряжения ума, чувств, готовности принимать немедленные решения, брать на себя полную ответственность. Можно выделить пять условий успеха в осуществлении отцовского и материнского долга:

- быть высоко требовательным к самому себе, постоянно заниматься самовоспитанием, обладать волей, выдержкой;

- знать интересы своих детей, вникать во все, что их волнует, беспокоит, угнетает или радует;

- помнить свои детство и юность, сопереживать с ребенком все, что с ним происходит;

- принимать обязательное участие во всех домашних, хозяйственно-бытовых делах, привлекать к ним, по возможности, и детей;

- всегда быть примером для своих детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Родительство как психологический  феномен является интегральным психологическим образованием личности, которое включает когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие. Компонентами интегральной психологической структуры родительства являются ценностные ориентации родителей (семейные ценности), родительськи установки и ожидания, родительськи чувства, позиции, отношения, родительская ответственность, стиль семейного воспитания.

Необходимость дальнейшего  развития в России института семьи выдвигает качественно новые требования к подготовке подрастающего поколения к родительству и к семейной жизни. Улучшение знаний молодого поколения о социально-психологических процессах, происходящие при становлении и развитии семьи, является одной из форм укрепления будущей семьи. Подготовка молодого поколения к созданию семьи, к осознанному родительству - одна из важных задач социально-экономического развития нашей страны, потому что семья играет большую роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающего поколения, обеспечении экономического и социального прогресса, в улучшении демографического положения .

Подростковый возраст имеет все необходимые предпосылки для подготовки подрастающего поколения к будущему родительству и семейной жизни и характеризуется: созданием планов на взрослую жизнь, возникновением потребности в общении со сверстниками противоположного пола, пробуждением потребности любить и быть любимым, появлением сексуальных интересов.

Подготовка подростков к семейной жизни на современном этапе развития общества недостаточна, не соответствует возрастным интересам подростков и характеризуется отсутствием соответствующей подготовки преподавателей, соответствующих методических материалов, а также адекватных методов и техник работы с юношеством, не дает достаточных знаний для решения проблем, которые могут возникнуть в будущей семейной жизни.

Содержание представлений подростков о будущем родительстве и семье характеризуется неполнотой и неоднозначностью, а имеющаяся педагогическая система школы недостаточно формирует оптимальный уровень представлений юношей и девушек о родительстве и требует пересмотра и разработки новых форм работы в этом направлении.

Важной составляющей процесса подготовки юношей и девушек  к будущему родительству является формирование адекватных представлений о будущей семье, как сложного, системно организованного и относительно устойчивого образования, направленного на оптимальную адаптацию к браку и эффективное функционирование в будущей семейной жизни.

Ведущим механизмом формирования представлений о будущем родительстве у юношей и девушек есть процесс полоролевой идентификации в семье, который проявляется в желании воспроизводить модель родительской семьи в своей будущей семье, при этом формы родительских взаимоотношений становятся эталонными, хотя далеко не всегда такими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2009. - 632 с.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., Аспект-пресс, 2004. - 288 с.
  3. Архиреева Т.В., Полевая Е.В. Мотивация к отцовству как детерминанта отношения отца к ребенку // Семейная психология и семейная терапия. - 2006. - N° 1. - С. 75-89.
  4. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделений факторов,условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс, 2003, № 4. - С. 20-25.
  5. Бангерская Т. С. Трудное счастье материнства//Семья и школа.- 2007.- №3.- С. 29-32.
  6. Батуев А.С. Психофизиолгичекие доминанты материнства. //Психология сегодня.- 2006. - № 4.- С. 69-70.
  7. Безпалько А. Социальная педагогика в схемах и таблицах: Учеб. пособие. - М.: учеб. литературы, 2011. – 134 с.
  8. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учеб. пособ. / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2007. – 431 с.
  9. Бергум В. Моральный опыт беременности и материнства // Человек. – 2010. - №2. – С. 16-27.
  10. Биосоциальная природа материнства и раннего детства // Батуев А.С., Безрукова О.Н., Кощавцев А.Г. и др. / Под ред. А.С. Батуева. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007. - 374 с.
  11. Борисенко Ю.В., Портнова А.Г. Проблема отцовства в современной обществе. //Вопросы психологии.-2006.-№3.-С.122-130.
  12. Борисенко Ю.В.Психология отцовства.- Москва-Обнинск: «ИГ-СОЦИН»,2007.-220с.
  13. Брутман В.И., Варга А.Я. Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. - № 2. - 2010. - С. 79 – 87.
  14. Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов/ Пер. с анг.-Ь.6»Русская политическая энциклопедия»(РОССПЭН), 2004. – 336 с.
  15. Веретенко Т.Г., Гусак Н.И. Роль микросреды в эффективной подготовке юношей-старшеклассников к выполнению социальных ролей мужа и отца / / Творческая личность учителя: проблемы теории и практики: Наук. часоп. Нац. пед. ун-та им. М.П. Драгоманова: Сб. наук. пр. / Редкол. А.Г. Мороз, Н.В. Гузий и др.. - Вып.1 (11). - (Сер. 16). - К.: НПУ, 2004. - С. 237-243.
  16. Владимиров О. К. Исследование уровня психологической готовности к материнству и его влиянию на ход беременности // Репродуктивное здоровье женщины. - 2005. - № 1. - С. 22-24.
  17. Ворошнина О. Р. Психологическая коррекция депривированного материнства. - М.: Педагогика, 2008. - 264 с.
  18. Гурко  Т.А.  Феномен  современного  отцовства// Мужчина  и  женщина: меняющиеся  роли  и  образы.  Материалы  Международной  научной конференции. Т. 1. − М.: Институт этнологии и антропологии, 2008. – С. 50-56.
  19. Гурко Т.А. Родительство:  социологические  аспекты.–  М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2009. – 164 с.
  20. Гурьянова Т.А. Развитие психологической готовности к материнству на стадии планирования беременности, во время беременности и после родов / Т.А. Гурьянова // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: Материалы Сибирского психологического форума. 16-18 сентября 2004 г. – Томск: Томский государственный университет, 2004. – 862 с.
  21. Гусак Н.И. Анализ подготовленности юношей-старшеклассников к выполнению социальных ролей мужа и отца / / Наук. зап. каф. педагогики Харк. нац. ун-та им. В.Н. Каразина: Сб. наук. пр. - Вып. - X.-Харьков: Основа, 2003. - С.49-55.
  22. Жигалина С.С. Особенности материнской и отцовской родительской позиций в аспекте социально-ролевой адекватности семьи подростка / / Международная конференция "Психология общения: социокультурный анализ". - Ростов-на Дону, 2003. – С. 249-250.
  23. Исенина Е.И. О некоторых понятиях онтогнеза базовых качеств матери / Е.И. Исенина // Перинатальная психология и психология родительства. – М., 2009. – № 4-5. - С. 49-63.
  24. Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт. – Педагогика. – 2005. -  № 9. – С. 15-20.
  25. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений для подростков. - СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
  26. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. - М.: Педагогика, 2010. - 583 с.
  27. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству//Вопросы психологии. - 2010. - №5 - С. 18-27.
  28. Мид М. Культура и мир детства. – М, "Наука", 2008. – 429 с.
  29. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2009. - 351 с.
  30. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2011. – 368 с.
  31. Паняева О. Роль отца в воспитании ребенка. //Воспитание школьников.-2003.-№2.-С46-47.
  32. Практикум по гендерной психологии./ Под ред. И.К. Клециной – Спб.: Питер, 2003.- 480 с.
  33. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под  редакцией С.Ю. Циркина, СПб: Питер, 2009. – 869 с.
  34. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 2005. - 645 с.
  35. Филиппова Г.Г. Психология материнства: [Учебное пособие]. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. – 240 с.
  36. Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе / Э. Фромм. – М.: АСТ, Транзиткнига, 2005. - 409 с
  37. Хамитов Н.В. Философия и психология пола. - М.: Академия, 2009. - 73 с.
  38. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2010. - 387 с.
  39. Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины: : Дисс…канд. психол.наук./МПГУ - М. 2003. – 272 с.
  40. Шнейдер Л.Б.. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. - Е.: Наука, 2007. – 436 с.
  41. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: Академия, 2009. - 519 с.
  42. Яныкина А.Н. Материнство как кризис идентичности современной женщины // Альтернативная медицина. - 2006. - №2. - С. 15-18.

 

Анна! В целом работа написана грамотно, основательно. Проверьте  на плагиат,  и тогда я ставлю оценку 14 -отл. Подписать работу и поставить  оценку я могу после проверки на плагиат.




Информация о работе Социальные представления о материнстве и отцовстве в подростковом возрасте