Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:40, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема подготовки детей и молодежи к семейной жизни и родительству является весьма важной среди задач воспитания подрастающего поколения. Однако нынешняя семья и школа не обеспечивают развитие личностных качеств будущего семьянина. Традиционные содержание, формы и методы не способствуют выработке у молодежи системного видения своего будущего семейной жизни, необходимых для этого качеств.
Современная семья переживает изменения, которые в одних случаях определяются как кризис (А.И. Антонов, Б. Бергер, В.Н. Дружинин), в других - как ее трансформация (И.С. Голод, Р. Зидер, Л.В. Карцева, И.Н. Миронов).
Введение......................................................................................................................3
Глава I Социально-психологические особенности компонентов родительства........................................ ……………………………………………...6
Глава II Формирование представлений о родительстве, социальных ролях отца и матери в подростковом возрасте и их особенности................................................................................................................12
Заключение.................................................................................................................19
Литература.......................................................
Эмоциональная составляющая представлена всей гаммой чувств и доминирующим эмоциональным фоном, сопровождающим оценку образа ребенка и себя как родителя.
Поведенческая составляющая включает доверительность, эмоциональную близость, заботу о ребенке, аффективные стереотипы контактирования с ребенком [18, с. 52]
Формирование компонента родительських чувств должно опираться на развитие умения понимать чувства членов семьи, прежде всего, ребенка, и адекватно выражать свои чувства, а также развитие навыков рефлексии выполнения родительськои роли. С целью коррекции негативных сторон родительских чувств можно опираться на когнитивную составляющую компонента в плане осознания самоценности ребенка, а не как средства для достижения каких-то целей родителя [17, с. 211].
Родительськи позиции представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребенком, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка.
Когнитивная составляющая включает представление о реальном и идеальный образе ребенка, о позиции родителя, о своей родительской позиции.
Эмоциональная составляющая представляет собой доминирующий эмоциональный фон, суждения и оценки относительно реального образа ребенка, своих родительських позиций и по взаимодействию "родители - дети".
Поведенческая составляющая содержит коммуникативные позиции родителей, прогностический аспект (планирование) дальнейшего взаимодействия с ребенком. С точки зрения Т.В. Архирееврй, родительские позиции реализуются в поведении отца и матери в том или ином типе воспитания, то есть в тех или иных способах воздействий и характер общения с ребенком [3, с. 78]
Формирование родительських позиций должно опираться на осознание и развитие прогностического аспекта форм взаимодействия с ребенком с использованием различных родительських позиций, а также коррекции уровня притязаний родителя по отношению к ребенку.
Родительская ответственность в своей основе имеет дуальную природу: это ответственность перед социумом и перед безличной природой (своей совестью).
Член семьи может отвечать за других отдельных членов семьи (жену, мужа, детей) и за семью в целом. Роль лидера, главы семьи предполагает именно ответственность за семью в целом: и не просто за отдельных близких людей, а за социальную группу как целое [8, с. 197].
Когнитивная составляющая
включает представление об ответственном
и безответственное поведение родителя,
о распределении
Эмоциональная составляющая касается отношения к распределению ответственности в семье, эмоциональных переживаниях, связанных с этим, и оценке себя как родителя с точки зрения ответственности.
Поведенческая составляющая касается контроля своего поведения и событий, характеризуется занимаемой ролью в семье. [18, с. 53]
Формирование компонента ответственности должно опираться на ориентацию родителя именно на внутреннюю ответственность - перед собственной совестью, а не перед обществом относительно собственной семьи и ее членов.
Стиль семейного воспитания является выразителем взаимодействия перечисленных выше компонентов, его проявление наиболее очевидно. Стиль семейного воспитания в большей степени, по сравнению с другими компонентами родительства, детерминирует личностное становление и развитие ребенка [39, с. 86].
Когнитивная составляющая основывается на родительських установках и ожиданиях относительно образа ребенка и роли в воспитании человека. Также, эта составляющая включает общие представления родителях о возможных способах взаимодействия с ребенком и стилях воспитания. Помимо вышеперечисленного, фундаментальным основанием когнитивной составляющей являются ценности родителей, которые детерминируют не только данную составляющую стиля воспитания, но и направленность личности родителя, в том числе и все его поведение.
Эмоциональную составляющую стиля семейного воспитания определяют родительские чувства, эмоциональный фон в общении с ребенком, чувства к брачному партнеру, отношение к распределению ответственности и ролей в семье. Оценка себя как родителя в целом.
В поведенческой составляющей реализуется воспитательный аспект форм и способов взаимодействия с ребенком, предоставление ребенку относительной свободы; отношения зависимости / независимости; вмешательство в мир ребенка; акцент на ребенке и другие [18, с. 61]
Глава II. Формирование представлений о родительстве, социальных ролях отца и матери в подростковом возрасте и их особенности
Ретроспективный анализ развития института брака и семьи от древних форм к многообразию современных, характерных для начала XXI века, подтвердил, что во все времена молодому поколению передавались знания о семье, устройстве семейной жизни, исполнении супружеских и родительских ролей. Семья обеспечивала человеку стабильность, определяла прочность народа и государства [40, с. 21].
Содержательный анализ научной литературы свидетельствует о том, что особенности современной семьи претерпевает большие изменения на современном этапе. Характерные для начала XXI века тенденции развития семьи вызывают необходимость формирования новых теоретико-методических подходов по подготовке подростков к выполнению социальных ролей матери и отца [34, с. 236].
Не существует единой классификации функций и типов семьи. Нами выделены основные функции современной семьи (экономическая, репродуктивная, воспитательная, коммуникативная, фелицитологическая) и ее типы: традиционная (или патриархальная), "современная", постсовременная (или супружеская), неполная, однодетная, конфликтная, внебрачная, альтернативная (конкубинат, полигамия). Знание их является необходимой составляющей подготовки юношества к выполнению социальных ролей матери и отца [10, с. 59]
Изучение социально-
Характерным для современного брака является иное, чем прежде, распределение ролей и функций мужчин и женщин в семье, возникновение нового типа взаимоотношений в семье, своеобразного сочетания прежних, традиционных и новых отношений. Анализ многочисленных исследований данной проблемы подтверждает, что традиционная роль отца, которая оставалась неизменной на протяжении многих поколений, приобретает существенные изменения: раньше отец олицетворял власть, силу, решительность действий, а сегодня он должен быть ответственным, добрым и заботливым в отношениях с детьми. Растет и роль отца в воспитании детей, при этом его власть значительно уменьшается [6, с. 36]
На формирование представлений об отцовстве подростков влияют отношение к отцу, взаимоотношения в семье, жизненные смыслы родителей и родительское влияние [31, с. 47].
Представление подростков из неполных семей об отцовстве связаны с родительским отношением к миру; взаимоотношениями отца и матери; отношениеми к родителям, лицам противоположного пола, семье и сферы личной жизни как ценности. При этом при положительном отношении их родителей к окружающему миру они представляют себя родителем демократическим, при отрицательном отношении к отцу и матери - жестоким, подозрительным и недружелюбным [19, с. 78].
Несложившиеся отношения с отцом, отсутствие родительской поддержки усиливают тенденцию подростков к самоутверждению, в том числе и в родительской сфере происходит усиление авторитарности.
Ориентация подростков из неполных семей на самоутверждение (собственный престиж, высокое материальное положение, сферу общественной и профессиональной жизни) связана с представлением о себе как об отце независимом, неальтруистическом, недружественном [18, с. 52].
Положительное отношение к семье в целом способствует направленности на развитие, достижение, сохранение собственной индивидуальности, формированию образа отца - главы семьи, и наоборот.
Модальность отношений между родителями в родительской семье коррелирует с отношением подростков к противоположному полу, ценностным отношением к семейной сферы, характером активности социальных контактов подростков и других параметров [22, с. 250].
Молодые люди, выросшие в семье без отца, в основном негативно относятся к матери и отсутствующему отцу. Это влияет на их взгляды, и отцовство представлено такими качествами, как недоверие к людям, повышенная тревожность, стремление к самоутверждению. В отношениях это эгоистичный человек, что ставит свои интересы превыше всего, он стремится к самореализации в профессии и сфере образования. При этом придает большое значение семье как основе жизни.
Молодые люди из полной семьи положительно относятся и к матери, и к отцу. Отношения в семьях благополучные, они представляют отца как личность, для которой имеют большое значение все аспекты человеческих взаимоотношений. Они стремятся реализовать себя во всех сферах. Для них главное - это благополучие семьи. Решению ее проблем отдается много сил и времени. Как следствие - заинтересованность в профессиональной деятельности, что гарантирует материальное благополучие. Это авторитетный лидер, упорный и настойчивый, настроенный к окружающим положительным образом [24, с. 19].
При некотором сходстве представлений об идеальном отце есть существенная разница в размещении акцентов. В представлении молодых людей из полных семей отец - это сильная и ответственная личность, которая уважает детей, способна сотрудничать с ними, помогать им и учить их [30, с. 106].
Подростки из неполных семей считают, что отец должен гордиться своими детьми, быть любящим, добрым, интересоваться ими, уметь прощать их. Он должен быть справедливым и рассудительным человеком [40, с. 239].
Методологически важным в процессе подготовки подростков к будущему отцовству является гендерный подход как осознание молодыми людьми своей принадлежности к женскому и мужскому полу, приобретение психологических, поведенческих, социальных и культурных свойств, что связано с усвоением определенной гендерной роли, стереотипа, который традиционно ассоциируется с мужской или женской социальной функцией.
Процесс становления материнства является чрезвычайно хрупким образованием, которое начинает развиваться задолго до даже самих мыслей о рождении ребенка. Результатом многолетнего пути к материнству может стать уникальная возможность естественного личностного роста через появление комплекса психологических новообразований и их осмысления. Исследования ряда авторов (А.О. Копил, О. В. Баженова, Л. Л. Баз, Г. Г. Филиппова, Т.А. Гурьянова и др.) приходят именно к таким выводам. При условии нормального развития материнской сферы к появлению ребенка период беременности наполняется разнообразными и неповторимыми переживаниями, связанными с изменениями "Я-физического", восприятие сожительства с другим живым существом.
Материнство как индивидуальный феномен изучено в литературе подробнее, чем отцовство. Прежде исследовалось материнство как обеспечение условий для развития ребенка (З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон и др.). Другой аспект материнства, а именно материнско-детская взаимодействие, изучается в детской психологии (А. Смирнова, В. Перегуда, Л. Баз и др.). В современной психологии значительное место отводится изучению удовлетворенности женщины своей материнской ролью как стадии личностной и половой идентификации (К. Уитакер, Ф. Хорварт, В. Миллер и др.) [4, с. 21]
Изучая представления подростко
1. Представление о родительстве как о процессе сложном, требующем затрат сил, энергии, времени и финансов.
2. Представление о родительстве как о процессе, который приносит радость, счастье, удовольствие и вызывает интерес [30, с. 98].
Представление об отцовстве и материнстве юношей отличаются от представлений девушек, у которых на первых позициях фигурируют любовь (64%), ответственность (71,5%), внимание (51%) и трудности в воспитании детей (82%). Они говорят также о большей альтруистичнисть родителей по сравнению с теми, кто не является отцом или матерью. В представлениях юношей на первых местах находятся проблемы обеспечения будущего ребенка (53%), затрат времени на воспитание (47%) и родительского авторитета (73%) и др. [32, с. 154].
Таким образом, представления подростков о родительстве и семейной жизни характеризуется специфическим содержанием, структурой и уровнем развития. Структура представлений о будущем родительстве и семье включает: когнитивный (система знаний о семейной жизни, отцовство и себя как будущего отца, мать, семьянина), эмоционально - оценочный (отношение к будущей семьи, рождения в семье ребенка, родителей и семейной жизни и их оценка) и поведенческий (идентификационная поведение в семье и модели поведения в конфликтных ситуациях в семье) компоненты.
Информация о работе Социальные представления о материнстве и отцовстве в подростковом возрасте