Социальные роли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить понятие и сущность социальных ролей личности и
определить значение социальной роли в коллективе.
Задачи:
• Определить сущность и свойства социальной роли;
• Выделить виды социальных ролей;
• Описать выборку и метод исследования социальных ролей;

Содержание работы

Введение...........................................................................................3-4
Глава 1. Социальные роли: понятие и сущность..........................5-25
1.1.Понятие социальной роли
1.2. Явление социальной роли в группе
1.3.Виды социальных ролей
1.4.Процесс обучения социальным ролям
1.5.Ролевое поведение.
Глава 2. Эмпирическое исследование .........................................26-30
2.1 Омписание метода исследования
2.2 Описание результатов исследования
Заключение ....................................................................................31-32
Список источников и литературы .............................................33-35

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 56.90 Кб (Скачать файл)

   Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, -- только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми -- чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми. [9, стр.254]

   Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

   Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей. [5, стр.245]

   Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам -- вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.[25, стр.24]

   Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения -- имиджетерапия (имидж -- образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.[22, стр.233]

 

1.3.Процесс обучения социальным ролям

 

   Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т.д. Ролевое обучение имеет по крайней мере два аспекта: 1) необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью; 2) не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли. Второй аспект представляется наиболее важным. Почти все современные молодые женщины способны довольно быстро, механически научиться вести домашнее хозяйство, но они не могут столь же быстро обучиться установкам и ожиданиям, которые делают ведение домашнего хозяйства удовлетворяющим и вознаграждающим действием. Известно, как ценится домашняя хозяйка, ведущая хозяйство с любовью и вкусом.

   Некоторые люди не могут успешно выполнять свою роль, если она в процессе социализации не принята ими как стоящая потраченного времени, удовлетворяющая какую-либо их потребность, соответствующая их внутреннему миру. Представим себе молодого человека, который под давлением родителей обучался химии в университете, хотя всю жизнь мечтал быть актером и играть на сцене. Скорее всего, химия будет ему в тягость и самое большее, на что он будет способен, это быть второразрядным работником. Или попытаемся представить себе трудности женщины, которая социализируется в роли домохозяйки, потому что это единственный путь, уготованный ей в данной социальной группе, несмотря на наличие у нее, например, организаторских способностей или способностей к игре на сцене, преподаванию и т.д.

   Обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в раннем детстве, одновременно с началом формирования установок, направленных на определение роли и статуса. Большая часть этого этапа ролевого обучения проходит бессознательно и безболезненно. Дети играют в игрушки, “разыгрывают” представления, помогают отцу и матери, читают истории из жизни разных социальных групп, слушают семейные разговоры и пассивно участвуют в семейных инцидентах. Из такого повседневного опыта они выносят представление о действиях мужчины и женщины в различных ситуациях, о том, как муж и жена должны относиться друг к другу. Маленький ребенок, подражая роли своего отца, играемой им дома, бывает больше осведомлен о том, как должен действовать и что должен думать мужчина в различных ситуациях семейной жизни, чем тогда, когда он просто исполняет свою собственную роль ребенка. Подражая действиям отца, он в какой-то степени может понять причины, которые стоят за тем или иным отцовским действием, и это понимание со временем растет. Его “притворные” , ненастоящие роли таким образом помогают ему достойно принять на себя в будущем роль отца семейства. Человеку в более зрелом возрасте такие ненастоящие роли помогают понять реакцию других людей на его поведение.[28, стр187]

   В диагностической и психотерапевтической практике такая техника известна под названием “психодрама” , основы которой разработаны Дж. Морено и его последователями. Участвуя в психодраме, муж, например, на определенное время может взять на себя роль жены, а она одновременно принимает его роль, затем они сталкиваются в неожиданных диалогах, дискуссиях, конфликтах. Каждый старается играть роль другого, высказывая жалобы и претензии, и в результате имеет возможность проникнуть в мир чувств и реакций другого. Подобное обучение чужим ролям с помощью психодрамы часто используется в деловых играх руководителей разных служб и подразделений предприятия.

Понятие роли включает в  себя совокупность ожиданий каждого  индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения  других людей при взаимодействии в определенной ситуации. Играет ли индивид роль на “притворной”, нереальной основе или в связи с приобретением  им нового статуса, он всегда стремится  аккумулировать установки и поведение  тех людей, которые его окружают, и добиться наиболее адекватного  исполнения своей роли. Очевидно, что  внутреннее “Я” личности не остается неизменным в результате такого социального  опыта. Девушка, выходя замуж, будет  иметь статус, отличный от прежнего. Ее роль изменится, и во многих отношениях она будет выглядеть как совершенно другая личность. Роли, связанные с  определенными занятиями, в такой  степени обусловливают личностные изменения, что, даже не зная рода занятий  человека, мы можем сказать, что он ведет себя, как учитель, крестьянин, предприниматель или министр. Личность и роль, которую она играет, связаны  с некоторыми психологическими характеристиками, подходящими для исполнения определенных социальных ролей. Например, личность общительная, направленная на мир внешних  объектов может легко приспособиться к роли продавца. В то же время  очевидно, что ежедневное выполнение обязанностей продавца помогает становлению  общительной личности. Так постепенно, в ходе ролевого обучения формируется  поведение личности, характерное  для ее статуса, полностью принимается  уготованная ей социальная роль.[23, стр.82]

 

1.4.Ролевое поведение.

 

   В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Не все солдаты храбры, не все священники святы, не все профессора могут служить образцами в деле обучения. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения, например в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов.

   В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бессознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного “Я”.

   Американский исследователь И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим свою аудиторию. Дети в доме, соседи, коллеги по работе, студенты или школьники - все они, как и многие другие, составляют различные аудитории. Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего “Я”.

   Отец отчитывает детей, профессор читает лекцию, милиционер контролирует движение на трассе - каждый в определенном месте и в определенное время является актером, который дает представление ради того, чтобы произвести впечатление на аудиторию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование

 

   Изучение социально-психологического  климата можно строить на основе  практических (наблюдение, беседа, анализ  результатов деятельности, анализ  движения кадров и состояния  служебной дисциплины, обобщение  независимых характеристик и  др.) и психологических методов,  требующих специальной подготовки (социометрический опрос, анкетирование,  шкалирование, референтометрия и  др.).

 

2.1.Описание выборки и  метода исследования

 

  В основу анализа  легли результаты полученные  в следствии совместного сотрудничества  с коллективом «Пятёрочка» (г.Рошаль, ул.Октябрьская Революция, 31). Количество человек: 18 (директор магазина, 2 товароведа, 13 продавцов-кассиров, 2 грузчика).Средний возраст коллектива 25 лет ,коллектив является в основном женским. Характер работы предполагает равноценное участие в работе и, как правило, не очень чёткое распределение обязанностей и границ полномочий. В результате появляется здоровая конкуренция, создание "сторон оппозиций".

   Вторым объектом  исследования явилась фирма РИФ  «Аметист»(г.Рошаль,ул.2 Пятилетка) - компания  по производству поролона. В данном  коллективе преимущественно одни  мужчины в количестве 12 человек.  Средний возраст сотрудников  35 лет. Пример бригады рабочих,  где каждый выполняет свои  специфические функции и общий  результат зависит от совокупности  специфических функций каждого  специалиста.

   Далее более подробно остановимся на описании методики, используемой в данном исследовании.

  Методика: методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Фидлеру).

   Шкалы: психологический  климат

   Темы: группа 

   Тестируем: отношения внутри группы

   Возраст: взрослым, школьникам

   Тип теста: вербальный, психосемантика 

    Вопросов: 10

 

 Назначение теста

 

   Методика используется  для оценки психологической атмосферы  в коллективе. В основе лежит  метод семантического дифференциала.  Методика интересна тем, что  допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность.

 

   Инструкция к тесту

 

   В предложенной  таблице приведены противоположные  по смыслу пары слов, с помощью  которых можно описать атмосферу  в вашей группе, коллективе. Чем  ближе к правому или левому  слову в каждой паре вы поставите  знак *, тем более выражен этот  признак в вашем коллективе.

 

 

 Тестовый материал

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

1. Дружелюбие

               

Враждебность

2. Согласие

               

Несогласие

3. Удовлетворенность

               

Неудовлетворенность

4. Продуктивность

               

Непродуктивность

5. Теплота

               

Холодность

6. Сотрудничество

               

Несогласованность

7. Взаимная поддержка

               

Недоброжелательность

8. Увлеченность

               

Равнодушие

9. Занимательность

               

Скука

10. Успешность.

               

Безуспешность

Информация о работе Социальные роли