Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:44, курсовая работа
Цель исследования - изучить понятие и сущность социальных ролей личности и
определить значение социальной роли в коллективе.
Задачи:
• Определить сущность и свойства социальной роли;
• Выделить виды социальных ролей;
• Описать выборку и метод исследования социальных ролей;
Введение...........................................................................................3-4
Глава 1. Социальные роли: понятие и сущность..........................5-25
1.1.Понятие социальной роли
1.2. Явление социальной роли в группе
1.3.Виды социальных ролей
1.4.Процесс обучения социальным ролям
1.5.Ролевое поведение.
Глава 2. Эмпирическое исследование .........................................26-30
2.1 Омписание метода исследования
2.2 Описание результатов исследования
Заключение ....................................................................................31-32
Список источников и литературы .............................................33-35
Обработка и анализ результатов теста
Ответ по каждому
из 10 пунктов оценивается слева
направо от 1 до 8 баллов. Чем левее
расположен знак *, тем ниже балл,
тем благоприятнее
На основании индивидуальных
профилей создается средний
Перевести полученные
баллы в стандартные можно
двумя способами: пользуясь
2.2 Описание результатов исследования
При диагностике организации «Пятёрочка» общая сумма баллов 18 респондентов: 1080.Итоговый балл: 1080/18=60 - можно сделать вывод, что в данном профессиональном коллективе скорее неблагоприятный, чем благоприятный психологический климат.
При диагностике
организации РИФ «Аметист»
Сравнив два
анализа можно сделать вывод
о том, что для коллектива
«Пятёрочки», характерна
Для коллектива
РИФ «Аметист» ситуация
Заключение
Сформулируем общие выводы.
Социальная роль - суть ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям. Основные характеристики социальной роли - эмоциональность; способ получения; масштаб; формализация и мотивация. Любая социальная роль включает некоторое сочетание этих характеристик. В целом, социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества.
Процессы развития личности, обучения ее социальным ролям является важным инструментом взаимодействия общества и личности. Если в процессе развития личности и освоения ею социальных ролей допущены ошибки, то у личности может возникнуть внутреннее ролевое напряжение. Напротив, развитая личность, в отношении которой было допущено минимальное количество ошибок в воспитании, может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, не сливаясь, не идентифицируясь с ролью, в то же время «врастая» в общество себе подобных. В целом освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.
Очень важным и существенным является изучение межличностных отношений в коллективе. Руководители, как правило, очень мало уделяют им внимание или вообще не придают им значения. Для них главным является качество работы и экономический результат. А ведь на всё это как раз и влияют межличностные отношения.
Наряду с умением выбрать оптимальную стратегию развития организации, руководитель должен, прежде всего, знать типичные ошибки, и особенности присущие людям разных статусов и социальных ролей, и пытаться правильно выстроить межличностные отношения внутри организации.
Основополагающее значение имеет уважение чужого достоинства. Нравственно-психологической основой этого принципа является аксиома социальной психологии, согласно которой ни один человек не чувствует себя достаточно комфортно без положительной самооценки. Следовательно, руководитель обязан создавать условия для личной самореализации сотрудников, где бы каждый имел возможность проявить себя с лучшей стороны. Создания таких условий для восприятия у каждого сотрудника, при которых он в каждом сослуживце мог видеть не должность, а личность, проявлять доброжелательность и терпимость, с уважением относится к его личной жизни, но при этом избегать советов в этой области.
Из сказанного можно сделать вывод, что предметом труда сотрудника помимо информации являются отношения в коллективе. А именно занятие своей социальной роли для осуществления полноценного межличностного контакта. Деятельность по налаживанию этих отношений и обосновании собственной социальной роли, носит профессиональный характер, поэтому необходим профессиональный подход по налаживанию взаимосвязей сотрудников.
Таким образом, в результате проделанной работы, подтвердилась гипотеза исследования. Выяснилось, что очевидность градации социальных ролей усложняет отношения в коллективе. Стремление к балансу и равноправию - успех благополучия межличностных отношений в коллективе. Благоприятный психологический климат - положительный результат систематической работы и мероприятий руководителей и всех сотрудников организации.
Список литературы