Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 18:08, курсовая работа
Актуальность работы связана с тем, что многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, мышление и речь неразрывно связаны. Они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас обсуждают в связи с данной проблемой - это вопрос характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития, вопрос о внутренней речи.
Введение……………………………………………………………………..2-3
Глава 1. Теоретические подходы к понятиям мышления и речи.
1.1 Понятие о мышлении…………………………………………………...4-10
1.2 Понятие о речи………………………………………………………...11-14
Глава 2 Взаимосвязь мышления и речи.
2.1 Речь и ее функции………………………………..................................15-21
2.2 Способы развития речи………………….............................................22-26
2.3 Взаимосвязь мышления и речи………..........................................................27-32
Заключение ……………………………………………………………......33-34
Список использованной литературы……………………………………35-36
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические подходы к понятиям мышления и речи.
1.1 Понятие о мышлении…………………………………………………...
1.2 Понятие о речи…………………………………………
Глава 2 Взаимосвязь мышления и речи.
2.1 Речь и ее функции………………………………...........
2.2 Способы развития речи…………………...................
2.3 Взаимосвязь мышления и
речи……….......................
Заключение ……………………………………………………………......
Список использованной литературы……………………………………35-36
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения были самыми разными - от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций и столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления.
Актуальность работы связана с тем, что многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, мышление и речь неразрывно связаны. Они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас обсуждают в связи с данной проблемой - это вопрос характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития, вопрос о внутренней речи. Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте: мышление и речь. Действительно, с мышлением речь связана особенно тесно. Слово выражает обобщение, поскольку оно является формой существования понятия, формой существования мысли. Генетически речь возникла вместе с мышлением в процессе общественно-трудовой практики и складывалась в процессе общественно-исторического развития человечества в единстве с мышлением. Но речь все, же выходит за пределы соотношения с мышлением. Изучая человеческое сознание и подчеркивая его связь с деятельностью, в которой оно не только проявляется, но и формируется, нельзя отвлечься от того, что человек общественное существо, его деятельность общественная деятельность и сознание его общественное сознание. Сознание человека формируется в процессе общения между людьми. Совершающийся на основе совместной практической деятельности процесс духовного, сознательного общения между людьми осуществляется через посредство речи. Поэтому конкретную реализацию положение об общественном характере человеческого сознания получает в признании единства речи или языка и сознания. В тесной взаимосвязи с единством сознания и деятельности как существеннейший для психологического исследования факт выступает, таким образом, единство сознания языка.
Объект: мышление и речь как высшая психическая функция.
Предмет: изучение взаимосвязи мышления и речи.
Цель: рассмотреть соотношение мышления и речи.
Задачи:
Степень научной разработанности. Проблемой мышления и речи занимались такие ученые как: Л.С.Выготский, Н.А. Бернштейн, А.Н. Леонтьева, А.Р.Лурия, Ж. Пиаже, Немов Р.С Акимова М.К., Ференс Н.Л. Подходы к диагностике практического мышления. Ильенков Э.В. К вопросу о природе мышления, Секей Л. Знание и мышление., Корнилов Ю.К. О функциях речи в структуре трудовой деятельности, Корнилов Ю.К. Особенности практического мышления, Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку, Тихомиров О.К. Мышление, сознание, бессознательное, Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления.
Гипотеза: Развитие речи активизирует мыслительный процесс; активное пополнение словарного запаса способствуют формированию мыслительной деятельности.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из, введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЯМ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ.
1.1 Понятие о мышлении
Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, непонятного, непредвиденного, требующего всё более глубокого познания мира, открытия в нем все новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Вселенная бесконечна, и бесконечен ее процесс познания. Мышление всегда устремлено в эти бескрайние глубины неизведанного, нового. Каждый человек делает множество открытий в своей жизни. Мышление высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Человек много знает об окружающем его мире. Он знает химический состав далеких звезд, ему знаком мир элементарных частиц, он познает законы высшей нервной деятельности, он знает о существовании рентгеновских лучей, ультразвуков, хотя не имеет возможности воспринимать все это. Человек отражает в сознании не только предметы и явления, но и закономерные связи между ними.
Мышление - совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий.1
Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его приделы. Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному с нашей точки зрения, мышлению. Таки образом, навыки способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при взаимодействии среды - человеческого мышления.
С точки зрения философии: Мышление - идеальный компонент реальной деятельности общественного человека. Бертран Рассел считал: "То, что мы называем мыслями, зависит от организации путей в мозге, примерно таким же образом, каким путешествия зависят от дорог и железнодорожных путей"2
Мышление высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов. Способность мышления к отражению невидимых связей обусловлена тем, что оно использует в качестве своего орудия практические действия. Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира. Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин - логики, гносеологии, диалектики. Мышление является источником и основным орудием подлинно человеческого бытия. Освобождая человека от давления слепых инстинктов и от необходимости непосредственных реакций на давление внешней среды, мышление выступает и как путь к свободе, и как сама свобода, доступная всем и неотъемлемая ни при каких условиях.
Платон считал, что процесс мышления - это процесс припоминания, так как все знания человека это воспоминания души, которая, перед тем как вселиться в человеческое тело, пребывала в мире идей.3
Мышление для Декарта
Таким образом, Декарт использует для исследований реальности совершенно новый способ - сомнение во всем. Он отказывается от объективного описания и ориентируется только лишь на субъективное, т.е. на свои мысли и сомнения.
В психологии распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное, 3) отвлеченное (теоретическое мышление).
В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделились деятельность. Теоретическая и практическая деятельность неразрывно взаимосвязаны. Лишь по мере развития практической деятельности выделяется как относительно самостоятельная теоретическая мыслительная деятельность. Не только в историческом развитии человечества, но и в процессе психического развития каждого ребенка исходной будет не чисто теоретическая, а практическая деятельность. Внутри этой последней и развивается вначале детское мышление. В преддошкольном возрасте мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить «что там внутри».4
В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех-семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок не обязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле). Наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчиненно их восприятию, и потому они пока не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от некоторых наиболее бросающихся свойств рассматриваемого предмета.
На основе практического
и наглядно-чувствительного
Мышление рассматривали многие древние ученые, такие как Платон и Декарт. Платон в своих работах рассматривал мышление, как процесс припоминания, который вселяется в душу человека, а Декарт рассматривал мышление, как нечто бестелесное, духовное как атрибут души. Мышление обеспечивает переход от незнания к новому знанию. Это новое знание может заключаться в открытии новых свойств и закономерностей мира, выработке новых способов и правил поведения, создании новых материальных и идеальных объектов. Человек мыслит, чтобы понять окружающий мир и себя в этом мире, а также использовать эти знания о мире и о себе для изменения окружающей действительности и управления собственным поведением. Таким образом, мышление, есть познание отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека. Теперь мы можем дать полное и развернутое определение. Мышление - процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Сущность его в отражении: общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно.