Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 18:08, курсовая работа
Актуальность работы связана с тем, что многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, мышление и речь неразрывно связаны. Они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас обсуждают в связи с данной проблемой - это вопрос характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития, вопрос о внутренней речи.
Введение……………………………………………………………………..2-3
Глава 1. Теоретические подходы к понятиям мышления и речи.
1.1 Понятие о мышлении…………………………………………………...4-10
1.2 Понятие о речи………………………………………………………...11-14
Глава 2 Взаимосвязь мышления и речи.
2.1 Речь и ее функции………………………………..................................15-21
2.2 Способы развития речи………………….............................................22-26
2.3 Взаимосвязь мышления и речи………..........................................................27-32
Заключение ……………………………………………………………......33-34
Список использованной литературы……………………………………35-36
2.2 Способы развития речи
К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда четко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук й. Многие из согласных звуков произносятся смягченно (дяй вместо дай). Отчетливость произнесения звуков во многом зависит от их места в слове. Так, если слово состоит из двух открытых слогов (после согласного идет гласный: мама, Вова, Катя), то малыш произносит его правильно. Если же слово состоит из трех и более слогов, то ребенок часто заменяет одни звуки другими, пропускает звуки и слоги (вместо машина - паина, вместо велосипед - апипед). Пропускается звук и в том случае, когда два согласных стоят рядом (второй произносится как тоой, коёй, дверь - как вей).
Знакомя малыша с новыми словами, обращайте внимание на твердость произнесения согласных звуков. Для этого полезно использовать звукоподражательные слова. Показывая игрушечного гуся, взрослый говорит ребенку: "Это гусь. Он кричит: га-га-га! А теперь ты скажи, как кричит гусь". Если малыш будет ошибаться и произносить звук г мягко (гя-гя-гя), поправьте его.
Общая смягченность речи характерна и для третьего года жизни. Многие звуки еще отсутствуют и заменяются более легкими для произнесения. Так, шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) нередко заменяются мягкими свистящими звуками: сяпка (шапка), зюк (жук), сенок (щенок), цяйник (чайник), иногда вместо звука ч ребенок может произнести звук ть: тясы (часы). Твердые свистящие заменяются мягкими (сянки вместо санки), согласные р, рь, л отсутствуют или заменяются звуками ль, и: ыба (рыба), гия (гиря), двель (дверь)...
Внимание к правильному формированию звуковой стороны речи должно быть не меньшим, чем внимание к содержательной ее стороне. Обращайте внимание малыша на то, как правильно произносятся слова, требуйте от него выговаривать слова и фразы четко, внятно.
Конечно, несовершенства речи впоследствии (на 4 - 6-м году), как правило, постепенно исчезают сами собой, по мере того как ребенок, постоянно слыша правильную речь взрослых, прилаживаясь к ней, овладевает правильной артикуляцией. Однако малышу нужно помогать в этом, используя звукоподражания, показывая рисунки предметов, в названиях которых есть тот или иной звук, не произносимый или неправильно произносимый ребенком. Так, можно попросить малыша изобразить жужжание жука (ж-ж-ж-ж), шум деревьев (ш-ш-ш-ш) и т.п.
Когда детям читают народные песенки, потешки, когда разучивают их с ними, то, разумеется, это прежде всего важно для ознакомления детей с художественным словом. Но вместе с тем это способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из потешек и песенок, наверное, и создавались для того, чтобы дать малышу возможность "поиграть" звуками.
Нередко взрослые подражают несовершенной речи ребенка, заимствуют у него неправильно произносимые слова: "Ах, ты мой теньцик далягой (птенчик дорогой)!" и т.п. Делать этого не следует. Незачем своим авторитетом закреплять недостатки речи ребенка, тем более что он сам уже может слышать неправильности звукопроизношения в речи других людей и даже в какой-то мере понимать, осознавать недостатки своей речи, свое неумение.
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6 -7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук - поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка - взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.
С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.
Проводимые нами на протяжении
ряда лет наблюдения показали, что
многие приемы из наиболее простых
оказываются очень
Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы (они продаются в магазинах игрушек), складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши. (Вкладыши - полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой.) Нанизывание колец пирамидок - также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя-тремя пальцами.
Начиная с полутора лет детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
Могут быть изготовлены игрушки такого типа: бабочка или птица из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристегивается такая же бабочка или птица из другой ткани,- получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.
Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.
Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками.
Есть еще более сложная игра пальцами - индийская; она требует уже значительной ловкости. Игра называется "Лесенки" и заключается в том, что к кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца правой, затем соединяются кончик указательного пальца левой руки с кончиком большого пальца правой руки, опять кончик большого пальца левой руки соединяется с кончиком указательного пальца правой и т. д., причем начинаются эти движения на уровне груди, и руки поднимаются выше и выше. Такую же "лесенку" делают большими и средними, большими и безымянными пальцами.
К трём месяцам ребёнок реагирует на голоса, и проявляет любопытство к источникам звуков и голосов. Когда трёхмесячный ребёнок бодр и доволен, он будет издавать гамму счастливых звуков, если его первые улыбки и звуки вызывали положительную реакцию у взрослых и старших детей. Младенец не издаёт иных звуков, кроме плача, если только кто-то из окружающих ребёнка не побудит его к иному, уделяя малышу время, глядя на него и разговаривая с ним. Трёхмесячный ребёнок, которому уделяют такое внимание, обычно осваивает ряд звуков и чередующихся звуковых групп, которые им явно нравятся. Они вокализируют - издают звуки - в ответ взрослым или другим детям, и иногда можно увидеть попытки имитации звуков и движений рта.
Ребёнок, открывший удовольствие в звуках, часть вокализирует наедине или же выбирает игрушку, с которой «разговаривает». Собственная вокализация ребёнка становится всё разнообразнее, и в определённое время появляются звуки, которые свидетельствуют о явных попытках произносить слова. Слова и звуки произносятся со всей большей уверенностью, подкрепляются жестикуляцией и экспрессивной мимикой.
В период второго года жизни дети демонстрируют начало речевого обмена со взрослыми тем, что они слушают слова, обращённые непосредственно к ним, и пытаются отвечать на собственном «языке».
Нередко они повторяют,
как эхо, последнее или самое
выразительное слово в
Явные признаки развития речи у детей появляются к двум годам. Часто они объединяют два слова в простые, но неправильные сочетания. Это может быть комбинация имени ребёнка с названием какого-то предмета или же чего-то, что ему хочется.
Детская способность понимать речь окружающих также улучшается, хотя возможны многие неудачи. Дети ещё ограниченно понимают разные наставления, путаются в приказаниях из двух частей типа «Сделай то, а потом то». Развитие является результатом того, что в предшествующие месяцы взрослый превратил чтение малышам книг и пение песенок в занятие, во время которого его внимание отдано полностью детям.
Таким образом, способы развития речи основываются на вовлечении ребенка в процесс общения, игру. Развитию речи в раннем возрасте способствуют упражнения развивающие артикуляцию: массаж кистей рук, занятия с пирамидками, вкладышами, шнуровкой. Позже - потешки, песенки, звукоподражание. Развитие речи невозможно без общения ребенка с окружающими его людьми и предметами.
2.3 Взаимосвязь мышления и речи
Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению. Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество. Равно неправомерны как установление тожества между речью и мышлением, так и представление о речи, как только внешней форме мысли.
Поведенческая психология попыталась установить между ними тожество, по существу сведя мышление к речи. Для бихевиориста мысль есть не что иное, как «деятельность речевого аппарата» (Дж. Уотсон). К. С. Лешли в своих опытах попытался обнаружить посредством специальной аппаратуры движения гортани, производящие речевые реакции. Эти речевые реакции совершаются по методу проб и ошибок, они не интеллектуальные операции.
Такое сведение мышления к речи обозначает упразднение не только мышления, но и речи, потому что, сохраняя в речи лишь реакции, оно упраздняет их значение. В действительности речь есть постольку речь, поскольку она имеет осознанное значение.8
Слова, как наглядные образы, звуковые или зрительные, сами по себе еще не составляют речи. Тем более не составляют речи сами по себе реакции, которые посредством проб и ошибок приводили бы к их продуцированию. Движения, продуцирующие звуки, не являются самостоятельным процессом, который в качестве побочного продукта дает речь. Подбор самих движений, продуцирующих звуки или знаки письменной речи, весь процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов. Мы иногда ищем и не находим слова или выражения для уже имеющейся и еще словесно не оформленной мысли; мы часто чувствуем, что сказанное нами не выражает того, что мы думаем; мы отбрасываем подвернувшееся нам слово, как неадекватное нашей мысли: идейное содержание нашей мысли регулирует ее словесное выражение. Поэтому речь не есть совокупность реакций, совершающихся по методу проб и ошибок или условных рефлексов: она - интеллектуальная операция. Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тожество, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению.