Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 18:08, курсовая работа
Актуальность работы связана с тем, что многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, мышление и речь неразрывно связаны. Они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас обсуждают в связи с данной проблемой - это вопрос характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития, вопрос о внутренней речи.
Введение……………………………………………………………………..2-3
Глава 1. Теоретические подходы к понятиям мышления и речи.
1.1 Понятие о мышлении…………………………………………………...4-10
1.2 Понятие о речи………………………………………………………...11-14
Глава 2 Взаимосвязь мышления и речи.
2.1 Речь и ее функции………………………………..................................15-21
2.2 Способы развития речи………………….............................................22-26
2.3 Взаимосвязь мышления и речи………..........................................................27-32
Заключение ……………………………………………………………......33-34
Список использованной литературы……………………………………35-36
Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. Речь - не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служат не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь, не отожествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.9
В тех случаях, когда мышление совершается в основном не в форме речи в специфическом смысле слова, а в форме образов, эти образы по существу выполняют в мышлении функцию речи, поскольку их чувственное содержание функционирует в мышлении в качестве носителя его смыслового содержания. Вот почему можно сказать, что мышление вообще невозможно без речи: его смысловое содержание всегда имеет чувственного носителя, более или менее переработанного и преображенного его семантическим содержанием. Это не значит, однако, что мысль всегда и сразу появляется в уже готовой речевой форме, доступной для других. Мысль зарождается обычно в виде тенденций, сначала имеющих лишь несколько намечающихся опорных точек, еще не вполне оформившихся. От этой мысли, которая еще больше тенденция и процесс, чем законченное оформившееся образование, переход к мысли, оформленной в слове, совершается в результате часто очень сложной и иногда трудной работы. В процессе речевого оформления мысли работы над речевой формой и над мыслью, которая в ней оформляется, взаимно переходят друг в друга.
В самой мысли в момент ее зарождения в сознании индивида часто переживание ее смысла для данного индивида преобладает над оформленным знамением ее объективного значения. Сформулировать свою мысль, т. е. выразить ее через обобщенные безличные значения языка, по существу означает, как бы перевести ее в новый план объективного знания и, соотнеся свою индивидуальную личную мысль с фиксированными в языке формами общественной мысли, прийти к осознанию ее объективированного значения.
Как форма и содержание,
речь и мышление связаны сложными
и часто противоречивыми
Наличие единства и отсутствие тожества между мышлением и речью явственно вступают в процессе воспроизведения. Воспроизведение отвлеченных мыслей отливается обычно в словесную форму, которая оказывает, как установлено в ряде исследований, значительное, иногда положительное, иногда -при ошибочности первоначального воспроизведения - тормозящее влияние на запоминание мысли. Вместе с тем запоминание мысли, смыслового содержания в значительной мере независимо от словесной формы. Эксперимент показал, что память на мысли прочнее, чем память на слова, и очень часто бывает так, что мысль сохраняется, а словесная форма, в которую она была первоначально облечена, выпадает и заменяется новой. Бывает и обратное - так, что словесная формулировка сохранилась в памяти, а ее смысловое содержание как бы выветрилось; очевидно, речевая словесная форма сама по себе еще не есть мысль, хотя она и может помочь восстановить ее. Эти факты убедительно подтверждают в чисто психологическом плане то положение, что единство мышления и речи не может быть истолковано как их тожество.11
Утверждение о несводимости мышления к речи относится не только к внешней, но и к внутренней речи. Встречающееся в литературе отожествление мышления и внутренней речи несостоятельно. Оно, очевидно, исходит из того, что к речи в ее отличие от мышления относится только звуковой, фонетический материал. Поэтому там, где, как это имеет место во внутренней речи, звуковой компонент речи отпадает, в ней не усматривают ничего, помимо мыслительного содержания. Это неправильно, потому что специфичность речи вовсе не сводится к наличию в ней звукового материала. Она заключается, прежде всего, в ее грамматической - синтаксической и стилистической - структуре, в ее специфической речевой технике. Такую структуру и технику, притом своеобразную, отражающую структуру внешней, громкой речи и вместе с тем отличную от нее, имеет и внутренняя речь. Поэтому и внутренняя речь не сводится к мышлению, и мышление не сводится к ней12.
Для мыслительной деятельности
человека существенна ее
Только с появлением речи становится возможным «отделить» от познаваемого объекта то или иное его свойства и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нём в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, только в которой она и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление, в каких бы формах оно ни осуществлялось, не возможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.
Специальные наблюдения в ходе психологических экспериментов показывают, что некоторые школьники и даже взрослые часто испытывают трудности в процессе решения задачи, пока не сформулируют свои рассуждения вслух. Когда же решающие начинают специально и всё более четко формулировать, проговаривать одно за другим основные рассуждения13.
Итак:
1) между речью и
мышлением существует не
2) в единстве мышления
и речи ведущим является
3) речь и мышление
возникают у человека в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения были самыми разными от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций и столь же однозначно и, безусловно, их соединение, вплоть до абсолютного отождествления. Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности.
Связь речи и
мышления не только позволяет глубже
проникать в явления действител
Мышление, есть
познание отношений и закономерных
связей между предметами и явлениями
окружающего мира. Оно дает возможность
понять закономерности материального
мира, причинно-следственные связи
в природе и в общественно-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1 А .В Петровский., М.Г.Ярошевский М.Г., Пихология., М., 2004.430с.
2 А. Р. Лурия. Теория развития высших психических функций. "Вопросы философии", 2006, № 7. 176.с
3 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер, 2005. 167 с.
4 А. Н. Леонтьев. Культура, поведение и мозг человека. "Вопросы философии", 2002, № 7.
5 Н. И. Жинкин. Механизмы речи. М., 2001.с.187.
6 A. A. Лeонтьев. Слово в речевой деятельности. М., 2004 156 с.
8 Г.С.Абрамов. Общая психология. М.,2003. 203 с.
9 Л. С. Выготский. Мышление и речь. М. - Л., 2004.
10 М. М. Кольцова. Физиологическое изучение явлений обобщения и абстракции. - В сб.: "Язык и мышление". М., 2003. 234 с.
11 В. З. Панфилов. К вопросу о соотношении языка и мышления. - В сб.: "Мышление и язык". М., 2000.
12 Н. Н. Коротков, В. З. Панфилов. О типологии грамматических категорий. - ВЯ, 2000, № 1. 56с.
13 Гальперин П.Я Введение в психологию. М, 2000. 145 с.