Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 21:57, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Память является одной из основных психических функций человека. Процесс ее становления начинается еще в дошкольном детстве, а развивать память можно в течение всей жизни, если умело пользоваться разнообразными мнемотехническими приемами.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………..5
1.1.Память как познавательный процесс………………………………….5
1.2.Возрастные особенности детей дошкольного возраста……………10
1.3. Характеристика памяти дошкольников…………………………….16
Вывод по первой главе…………………………………………………....20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СООТНОШЕНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………..21
2.1. Организация и методы исследования………………………………21
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..23
Выводы по второй главе………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………..5
1.1.Память как познавательный процесс………………………………….5
1.2.Возрастные особенности
детей дошкольного возраста…………
1.3. Характеристика памяти дошкольников…………………………….16
Вывод по первой главе…………………………………………………....20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СООТНОШЕНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ
И ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………………
2.1. Организация и методы исследова
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..23
Выводы по второй главе………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ…………………..27
Введение
Актуальность темы исследования. Память является одной из основных психических функций человека. Процесс ее становления начинается еще в дошкольном детстве, а развивать память можно в течение всей жизни, если умело пользоваться разнообразными мнемотехническими приемами.
В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие памяти, которая повышает обучаемости детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека.
В мировой психологии и педагогике исследование памяти всегда вызывало особый интерес. Исследованиями в этой области занимались такие корифеи психологии как Леонтьев А.Н., Выготский Л.С., Зинченко П.И., Шадриков В.Д. и др.
Объект исследования: память.
Предмет исследования: соотношение непроизвольной и произвольной памяти дошкольников.
Цель курсовой работы - изучение особенностей развития непроизвольной и произвольной памяти дошкольников.
Задачи работы:
изучить психолого–педагогическую литературу по теме исследования;
рассмотреть память как познавательный процесс;
охарактеризовать особенности процесса запоминания в дошкольном возрасте;
провести эмпирическое исследование, направленное на выявление наиболее продуктивного вида памяти в дошкольном возрасте;
проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: в период дошкольного возраста непроизвольное запоминание является наиболее продуктивным видом памяти.
Методы исследования:
База исследования: ДОУ «Ясли – сад № 107» г. Могилева. В эксперименте участвовали 12 детей в возрасте от 3 до 6 лет.
Практическая значимость исследования: материалы исследовательской работы могут быть использованы в качестве отправной базы для дальнейшего исследования теоретических и практических аспектов данной проблемы, а также в организации деятельности психолога по работе с дошкольниками.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Память как познавательный процесс
Память есть одна из форм отражения реального мира. При этом в отличии от восприятия, память есть отражение того, что действовало на нас раньше, что уже ранее было для нас предметом нашего восприятия, мысли, чувства, с чем мы уже имели дело в своей действительности, в наших действиях и поступках.
Память служит основой накопления и использования опыта, сохранения знаний, что обуславливает возможность более широкого и глубокого познания действительности, возможность предвидения и творчества.
Отражение мира не есть зеркальный, пассивный процесс. Оно неразрывно связано с особенностями личности человека, осуществляется в активной деятельности людей, зависит от направленности и характера деятельности [3, с. 45].
Память - это форма отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Благодаря памяти человек усваивает общественный опыт и накапливает свой, индивидуальный, а также приобретает и использует знания, ум, навыки и впечатления об окружающем мире. Среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек, одной из важнейших функций является возможность закреплять, сохранять и воспроизводить свой опыт. Эта способность составляет функцию памяти.
Память - важнейшая, познавательная функция. Она создает возможность для обучения и развития. Память лежит в основе формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов [5, с. 433].
Физиологической основой памяти является образование временных нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей. Память не представляет собой чего-либо однородного: она заключает в себе ряд сложных процессов. Это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Процессы памяти не представляют собой чего-либо изолированного от всей личности человека, от всей его психической жизни в целом, от его деятельности. Они в существенном мире определяются особенностями его жизни и деятельности, общественно-историческими условиями. Процессы памяти неразрывно связаны со всеми другими процессами отражения реального мира, в том числе и с процессами мышления. Человеческая память - это сознательная, осмысленная память [1, с. 133].
Запоминание - это закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия.
С точки зрения физиологии это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения. Запоминание — необходимое условие получения индивидом новых знаний, форм поведения, оно всегда избирательно. В соответствии с целями деятельности различают непроизвольное и произвольное запоминание.
Непроизвольное запоминание - это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Человек при этом не ставит цели запомнить, не затрачивает волевых усилий.
Произвольное запоминание это продукт специальных мнемических действий. Человек ставит перед собой цель - запомнить, т.е. затрачивает волевые усилия [8, с. 211].
До школы ребёнок в основном занят игрой, интересующей его. В это время ребёнок запоминает легко и быстро то, что ему интересно. Замечено, что стихи, рассказы, картинки, события, которые произвели на него большее впечатление, вызвали сильные чувства, дети запоминают, а то, что их оставило равнодушными, они легко забывают. Без особых усилий запоминается тот материал, с которым ребёнок действует. Наряду с яркостью содержания имеет значение настроенность человека, т.е. его интересы, желания, эмоции, ожидания. Продуктивность запоминания повышается, если в процессе восприятия включается мыслительная активность. Это условие успеха у школьников. В исследованиях П.И. Зинченко, А.А. Смирнова показано: то, что испытуемые запоминали непроизвольно в процессе активной интеллектуальной деятельности в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно, но в обычных условиях выполнения мнемической задачи. Таким образом, умственная работа - условие прочного запоминания.
Запоминание определяет полноту и прочность восприятия материала, длительность его сохранения. Основные условия продуктивности запоминания связаны с тем, протекает ли оно в форме непроизвольного или произвольного процесса [13, с. 244].
Наиболее простой формой является узнавание, осуществляемое в условиях повторного восприятия объектов закрепившихся ранее в памяти. Более сложным является воспроизведение таких объектов прошлого опыта, которые в данный момент не воспринимаются нами.
У детей, поступающих в школу произвольное запоминание развито слабо. Учебная деятельность требует от ученика волевых усилий. Чтобы запомнить, удержать в памяти учебный материал, независимо от того, интересует он его или нет. Продуктивность зависит от условий, которые создаются учителем и способов, которыми ребёнок пользуется для запоминания. Чем меньше дети, тем большую роль играет чувственное восприятие. Поэтому для запоминания используется наглядный материал (где это возможно).
При это макеты, пособия, картины следует использовать не только при запоминании, но и при воспроизведении [9, с. 87].
Как и все процессы, процессы памяти изменяются в связи с общим развитием ребёнка. К числу таких изменений относятся, прежде всего, увеличение скорости заучивания и рост объёма памяти. При необходимости запомнить один и тот же материал маленький ребёнок тратит более времени и больше повторений, чем дети старшего возраста, а последние больше чем взрослые.
Наиболее существенные перемены происходят по мере развития ребёнка, в качественных особенностях его памяти.
Чувства оказывают очень большое влияние на быстроту и прочность запоминания. Поэтому дети легко запоминают песни, сказки и сильные переживания.
Продуктивность произвольного запоминания проявляется в том, что с возрастом увеличивается объём запоминания; ребёнок рассказывает больше подробностей и относительно глубоко передаёт содержание. Непроизвольное запоминание становится более осмысленным [14, с. 311].
В зависимости от понимания детьми запоминаемого материала выделяют:
- осмысленное (логическое),
- механическое запоминание.
Основой первого является понимание, основой второго механическое повторение. При осмысленном - возникают обобщенные связи, отражающие существенные стороны и отношения; при механическом - отдельные единичные связи, отражающие несущественные стороны. Исследования Смирнова, Зинченко и других показывают, что механическое заучивание у детей, как и у взрослых, менее эффективно, чем осмысленное; запомнить бессмысленный материал в детском возрасте труднее. Это объясняется тем, что заучивание без осмысления требует больших волевых усилий, а для детей это трудно. Продуктивность запоминания зависит от побуждений, мотивов для запечатления материала ребёнок должен узнать, для чего он запоминает материал, и хотеть этого добиться [17, с. 177].
Объём запоминаемого материала увеличивается если, если он включен в игровую или трудовую деятельность и с ним выполнялись какие-либо действия. Психологи говорят: «Память ребёнка - это интерес». Для детей школьного возраста очень важна интенсивность эмоционального фона обучения, этот фон должен быть предложен обучающим [7, с. 100].
В тоже время известны такие факторы: дети легко запоминают непонятное (объективно-бессмысленное), учебный материал нередко заучивается буквально. А.А. Смирнов считает, что основная причина лёгкого запоминания непонятного и бессмысленного связана с особым отношением к нему детей. Часто непонятное делается особенно значимым для ребёнка. Оно привлекает к себе повышенное внимание, будет любознательность, заставляет доискиваться смысла, узнавать, что значит услышанное, а для этого запоминать его - запоминать даже невольно, незаметно, несмотря на полную непонятность того, что запоминается. Объективно - бессмысленный материал заинтриговывает детей своей звуковой стороной: своеобразием сочетания звуков, чётко выраженным ритмом, который сам по себе облегчает заучивание.
Механическое запоминание, к которому прибегает школьник, объясняется тем, что он не владеет рациональными приемами запоминания [19, с. 187].
Проанализировав исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития памяти мы пришли к выводу, что многие зарубежные ученые, а также известные представители отечественной психологии справедливо считали, что умение детей зрительно и на слух запоминать различного рода информацию, является одной из сторон успешного развития дошкольника. Умение пользоваться памятью необходимо для успешного усвоения в будущем многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
1.2.Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и другие, субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты - способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни [20, с. 133].
Информация о работе Соотношение произвольной и непроизвольной памяти дошкольника