Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 21:57, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Память является одной из основных психических функций человека. Процесс ее становления начинается еще в дошкольном детстве, а развивать память можно в течение всей жизни, если умело пользоваться разнообразными мнемотехническими приемами.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………..5
1.1.Память как познавательный процесс………………………………….5
1.2.Возрастные особенности детей дошкольного возраста……………10
1.3. Характеристика памяти дошкольников…………………………….16
Вывод по первой главе…………………………………………………....20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СООТНОШЕНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………..21
2.1. Организация и методы исследования………………………………21
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..23
Выводы по второй главе………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..2
В большинстве случаев ребенок, получая учебную информацию, играя с друзьями, вполне обходится механической памятью.
Однако в настоящее время известно, что если детей дошкольного возраста с первых лет обучения специально учить мнемоническим приемам, то это может существенно увеличить впоследствии продуктивность их логической памяти [18, с. 201].
Кроме этого, знание некоторых мнемонических приемов и умение ими пользоваться способствует развитию произвольной памяти у ребенка, а незнание их в большинстве случаев является основной причиной слабости произвольной памяти у многих детей данного возраста [18, с. 202].
Таким образом главной особенностью развития когнитивной сферы детей дошкольного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.
Вывод по первой главе
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме памяти в психологии познавательных процессов мы пришли к выводу что:
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СООТНОШЕНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация и методы исследования
На базе ДОУ «Ясли – сад № 107» г. Могилева была проведена работа по выявлению наиболее продуктивного вида памяти дошкольников. Использовался метод эксперимента. В эксперименте участвовали 12 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Было отобрано по 4 ребенка из каждой возрастной группы (4 ребенка в возрасте 3-4 лет, 4 ребенка в возрасте 4-5 лет и 4 ребенка в возрасте 5-6 лет)
Таблица 2.1. Отбор детей по возрасту.
Возраст № |
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
1 |
Павлюков Иван |
Филлипенко Влад |
Евтягин Вадим |
2 |
Зайцева Оля |
Мельникова Елена |
Турок Влад |
3 |
Грубова Валентина |
Журавлева Алеся |
Конюшенко Анастасия |
4 |
Леднев Николай |
Терещенко Елизавета |
Журавлева Яна |
Для подготовки к эксперимента были использованы три набора предметных картинок размером 5*7см (по 10 в каждом). Каждый набор разбит на три группы: овощи, фрукты, одежда.
Эксперимент проводился в три серии через день, индивидуально с каждым ребенком. В каждой серии использовался новый набор картинок. Участие в трех сериях принимали одни и те же дети.
Первая серия эксперимента была направлена на изучение пассивной непроизвольной памяти дошкольников. Ребенку показывали картинки с изображением предметов, которые он должен рассмотреть. Задача запомнить не ставилась. Ребенку говорили: «Я сейчас покажу картинки, а ты внимательно посмотри на них». Картинки показывали последовательно одна за другой. После демонстрации ребенка просили: «Назови картинки, которые ты запомнил».
Вторая серия эксперимента была направлена на изучение активной непроизвольной памяти. Для этого использовался прием классификации материала. Ребенку предлагали разложить набор картинок в три ряда, т.е. на три группы: «Что к чему подходит?». После выполнения задания убирали картинки и просили ребенка вспомнить и перечислить все картинки по рядам.
Третья серия эксперимента была направлена на изучение произвольной памяти. Ребенку показывали третий набор картинок и предлагали запомнить как можно больше картинок. Каждую картинку показывали в течение трех секунд. После показа всех картинок ребенка просили воспроизвести по памяти предметы, изображенные на них.
По полученным результатам мы вычислили средние показатели по каждой возрастной группе и по каждой серии эксперимента. Данные приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Средние показатели эксперимента
Возраст детей |
1 серия |
2 серия |
3 серия |
3-4 года |
3,5 |
6,75 |
5,5 |
4-5 лет |
5 |
9 |
6,25 |
5-6 лет |
7,75 |
12,75 |
9,25 |
Непроизвольное пассивное запоминание наиболее продуктивно у детей 5-6 лет и наименее продуктивно у детей 3-4 лет.
Непроизвольное активное запоминание наиболее продуктивно у детей 5-6 лет и наименее продуктивно у детей 3-4 лет.
Произвольное запоминание наиболее продуктивно у детей 5-6 лет и наименее продуктивно у детей 3-4 лет.
У детей 3-4 лет наиболее продуктивным является непроизвольное активное запоминание, а наименее продуктивным – непроизвольное пассивное запоминание.
У детей 4-5 лет наиболее продуктивным является непроизвольное активное запоминание, а наименее продуктивным – непроизвольное пассивное запоминание.
У детей 5-6 лет наиболее продуктивным является непроизвольное активное запоминание, а наименее продуктивным – непроизвольное пассивное запоминание. Для выбранных мною групп характерна тенденция к увеличению продуктивности непроизвольного пассивного и активного, произвольного запоминания с возрастом.
Таким образом, во всех возрастных группах непроизвольное активное запоминание является наиболее продуктивным.
Выводы по второй главе
В соответствии с поставленными задачами на базе ДОУ «Ясли – сад № 107» г. Могилева было проведено исследование по определению преобладающего вида памяти у детей дошкольного возраста. В эксперименте участвовали 12 детей в возрасте от 3 до 6 лет.
На основе проведенного
эксперимента мы пришли к
Исходя из выше представленных выводов, необходимо проведение работы, направленной на выработку у детей средств и приемов произвольного запоминания.
Заключение
Таким образом, психология памяти является одной из областей психологического знания, которая интересовала многих исследователей во все времена и в разных странах. Память присуща всем живым существам, но наиболее высокого уровня развития она достигла у человека.
В зависимости от критерия положенного в основу периодизации выделяют двигательную и эмоциональную, словесно-логическую и образную, кратковременную и долговременную, произвольную и непроизвольную память.
В развитии памяти человека, на сегодняшний день большую роль играет период дошкольного детства. В этом возрасте начинают формироваться такие особенности памяти, как запоминание. Запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер. Но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Память у дошкольников принимает в своем развитии активную позицию, переходя от этапа к этапу, «обрастая» новыми возможностями. К шести годам ребенок уже имеет представление о некоторых методах и приемах запоминания и использует их. Основной задачей как родителей, так и педагогов – это ускорить развитие произвольной памяти. Большую помощь в этом оказывают современные диагностические методики, которые позволяют определить уровень развития памяти у детей, а также различные игры и упражнения для ее развития.
В соответствии с поставленными задачами на базе ДОУ «Ясли – сад № 107» г. Могилева было проведено исследование по определению преобладающего вида памяти у детей дошкольного возраста. В эксперименте участвовали 12 детей в возрасте от 3 до 6 лет.
На основе проведенного
эксперимента мы пришли к
Исходя из выше представленных выводов, необходимо проведение работы, направленной на выработку у детей средств и приемов произвольного запоминания.
Если взрослые обращают особое внимание на развитие памяти дошкольников в раннем и среднем дошкольном возрасте - дети получают опыт произвольного запоминания раньше, и, соответственно раньше начинают им пользоваться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Соотношение произвольной и непроизвольной памяти дошкольника