Соотношение произвольной и непроизвольной памяти дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Память является одной из основных психических функций человека. Процесс ее становления начинается еще в дошкольном детстве, а развивать память можно в течение всей жизни, если умело пользоваться разнообразными мнемотехническими приемами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………..5
1.1.Память как познавательный процесс………………………………….5
1.2.Возрастные особенности детей дошкольного возраста……………10
1.3. Характеристика памяти дошкольников…………………………….16
Вывод по первой главе…………………………………………………....20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СООТНОШЕНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………..21
2.1. Организация и методы исследования………………………………21
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..23
Выводы по второй главе………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..2

Файлы: 1 файл

Tema_Kurs_Sootnoshenie_neproizvolnoy_i_proizvol.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

В большинстве случаев ребенок, получая учебную информацию, играя с друзьями, вполне обходится механической памятью.

Однако в настоящее время известно, что если детей дошкольного возраста с первых лет обучения специально учить мнемоническим приемам, то это может существенно увеличить впоследствии продуктивность их логической памяти [18, с. 201].

Кроме этого, знание некоторых мнемонических приемов и умение ими пользоваться способствует развитию произвольной памяти у ребенка, а незнание их в большинстве случаев является основной причиной слабости произвольной памяти у многих детей данного возраста [18, с. 202].

Таким образом главной особенностью развития когнитивной сферы детей дошкольного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по первой главе

 

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме памяти в психологии познавательных процессов мы пришли к выводу что:

  1. память присуща всем живым организмам, но наиболее высоко она развита у человека.
  2. память состоит из нескольких взаимосвязанных процессов: запоминания, воспроизведения, узнавания, сохранения и забывания информации.
  3. теоретически центральным в проблеме запоминания является вопрос о взаимоотношении произвольного и непроизвольного запоминания, т.е. запоминания, составляющего прямую цель действия субъекта, и запоминания, совершающегося непреднамеренно в ходе деятельности, ставящей себе иную цель.
  4. существует достаточно много различных теорий памяти, среди которых можно выделить следующие: ассоциативная теория памяти (Эббингауз), психоаналитическая теория памяти (Фрейд), нейронные и биохимические теории памяти и многие другие.
  5. дошкольный возраст – возраст интенсивного развития памяти, сензитивный период становления памяти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

СООТНОШЕНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация и методы исследования

 

На базе  ДОУ «Ясли – сад № 107» г. Могилева была проведена работа по выявлению наиболее продуктивного вида памяти дошкольников.  Использовался метод эксперимента.  В эксперименте участвовали 12 детей в возрасте от 3 до 6 лет.  Было отобрано по 4 ребенка из каждой возрастной группы (4 ребенка в возрасте 3-4 лет, 4 ребенка в возрасте 4-5 лет и 4 ребенка в возрасте 5-6 лет)

 

Таблица 2.1. Отбор детей по возрасту.

       Возраст

3-4 года 

4-5 лет

5-6 лет

1

Павлюков Иван

Филлипенко Влад

Евтягин Вадим

2

Зайцева Оля

Мельникова Елена

Турок Влад

3

Грубова Валентина

Журавлева Алеся

Конюшенко Анастасия

4

Леднев Николай

Терещенко Елизавета

Журавлева Яна


 

Для подготовки к эксперимента были использованы три набора предметных картинок размером 5*7см (по 10 в каждом). Каждый набор разбит на три группы: овощи, фрукты, одежда.

Эксперимент проводился в три серии через день, индивидуально с каждым ребенком. В каждой серии использовался новый набор картинок. Участие в трех сериях принимали одни и те же дети.

Первая серия эксперимента была направлена на изучение пассивной непроизвольной памяти дошкольников. Ребенку показывали картинки  с изображением предметов, которые он должен рассмотреть. Задача запомнить не ставилась. Ребенку говорили: «Я сейчас покажу картинки, а ты внимательно посмотри на них».  Картинки показывали последовательно одна за другой. После демонстрации ребенка просили: «Назови картинки, которые ты запомнил». 

Вторая серия эксперимента была направлена на изучение активной непроизвольной памяти. Для этого использовался прием классификации материала. Ребенку предлагали разложить набор картинок в три ряда, т.е. на три группы: «Что к чему подходит?». После выполнения задания убирали картинки и просили ребенка вспомнить и перечислить все картинки по рядам.

Третья серия эксперимента была направлена на изучение произвольной памяти. Ребенку показывали третий набор картинок и предлагали запомнить как можно больше картинок. Каждую картинку показывали в течение трех секунд. После показа всех картинок ребенка просили воспроизвести по памяти предметы, изображенные на них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов исследования

 

По полученным результатам мы вычислили средние показатели по каждой возрастной группе и по каждой серии эксперимента. Данные приведены в таблице 2.2. 

Таблица 2.2.  Средние показатели эксперимента

Возраст детей

1 серия

2 серия

3 серия

3-4 года

3,5

6,75

5,5

4-5 лет

5

9

6,25

5-6 лет

7,75

12,75

9,25


Непроизвольное пассивное запоминание наиболее продуктивно у детей 5-6 лет и наименее продуктивно у детей 3-4 лет.

Непроизвольное активное запоминание наиболее продуктивно у детей 5-6 лет и наименее продуктивно у детей 3-4 лет.

Произвольное запоминание наиболее продуктивно у детей 5-6 лет и наименее продуктивно у детей 3-4 лет.

У детей 3-4 лет наиболее продуктивным является непроизвольное активное запоминание, а наименее продуктивным – непроизвольное пассивное запоминание.

У детей 4-5 лет наиболее продуктивным является непроизвольное активное запоминание, а наименее продуктивным – непроизвольное пассивное запоминание.

У детей 5-6 лет наиболее продуктивным является непроизвольное активное запоминание, а наименее продуктивным – непроизвольное пассивное запоминание. Для выбранных мною групп характерна тенденция к увеличению продуктивности непроизвольного пассивного и активного, произвольного запоминания с возрастом.

Таким образом, во всех возрастных группах непроизвольное активное запоминание является наиболее продуктивным.

Выводы по второй главе

 

В соответствии с поставленными задачами  на базе  ДОУ «Ясли – сад № 107» г. Могилева было проведено исследование по определению преобладающего вида памяти у детей дошкольного возраста. В эксперименте участвовали 12 детей в возрасте от 3 до 6 лет. 

 На основе проведенного  эксперимента мы пришли к выводу, что у детей в период дошкольного возраста непроизвольное запоминание является наиболее продуктивным видом памяти, а именно, непроизвольное активное запоминание.  Этот вывод и подтверждает правильность сформированной гипотезы.

Исходя из выше представленных выводов, необходимо проведение работы, направленной на выработку у детей средств и приемов произвольного запоминания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, психология памяти является одной из областей психологического знания, которая интересовала многих исследователей во все времена и в разных странах. Память присуща всем живым существам, но наиболее высокого уровня развития она достигла у человека.

В зависимости от критерия положенного в основу периодизации выделяют двигательную и эмоциональную, словесно-логическую и образную, кратковременную и долговременную, произвольную и непроизвольную память.

В развитии памяти человека, на сегодняшний день большую роль играет период дошкольного детства. В этом возрасте начинают формироваться такие особенности памяти, как запоминание. Запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер. Но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Память у дошкольников принимает в своем развитии активную позицию, переходя от этапа к этапу, «обрастая» новыми возможностями. К шести годам ребенок уже имеет представление о некоторых методах и приемах запоминания и использует их. Основной задачей как родителей, так и педагогов – это ускорить развитие произвольной памяти. Большую помощь в этом оказывают современные диагностические методики, которые позволяют определить уровень развития памяти у детей, а также различные игры и упражнения для ее развития.

В соответствии с поставленными задачами  на базе  ДОУ «Ясли – сад № 107» г. Могилева было проведено исследование по определению преобладающего вида памяти у детей дошкольного возраста. В эксперименте участвовали 12 детей в возрасте от 3 до 6 лет. 

 На основе проведенного  эксперимента мы пришли к выводу, что у детей в период дошкольного возраста непроизвольное запоминание является наиболее продуктивным видом памяти, а именно, непроизвольное активное запоминание.  Этот вывод подтверждает правильность сформированной гипотезы.

Исходя из выше представленных выводов, необходимо проведение работы, направленной на выработку у детей средств и приемов произвольного запоминания.

Если взрослые обращают особое внимание на развитие памяти дошкольников в раннем и среднем дошкольном возрасте - дети получают опыт произвольного запоминания раньше, и, соответственно раньше начинают им пользоваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Изд-во Деловая книга, 1999. – 512 с.
  2. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. – М.: Изд-во Просвещение, 1967. – 196 с.
  3. Воспитание детей в игре / Под ред. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Изд-во Просвещение, 1983. – 192 с.
  4. Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. - М.-Воронеж: Изд-во  Феникс, 1998. – 415 с.
  5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология памяти / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во ЧеРо, 2002. – 816 с.
  6. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Изд-во Речь, 2002. – 694 с.
  7. Дубровина И.В. Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина,  М.И. Лисина. –  М.: Изд-во АПН СССР, 1982. –  164 с.
  8. Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т.П. Зинченко. – СПб.: Изд-во Питер, 2001. – 320 с.
  9. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 1998. –176 с.
  10. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб.: Изд-во Питер, 2003. – 320 с.
  11. Лурия A.P. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. –  М.: Изд-во Просвещение, 1979. –  c. 193-207.
  12. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Изд-во Академия, 2002. – 456 с.
  13. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. – СПб.: Изд-во Питер, 2003. – 640 с.
  14. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Изд-во Просвещение, 1999. – 442 с.
  15. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2001. – 240 с.
  16. Петровский, А.В. Общая психология / А.В. Петровский. – М.: Изд-во Педагогика, 1986. – 413 с.
  17. Римская Р.И. Практическая психология в тестах / Р.И. Римская, С.Н. Римская. – М.: Изд-во Аст-Пресс, 1999. – 376 с.
  18. Смирнов, А.В. Проблемы психологии памяти / А.В. Смирнов. – М.: Изд-во Просвещение, 1966. – 424 с.
  19. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. –  Ростов-на-Дону: Изд-во  Феникс, 1997. – 736 с.
  20. Черемошкина, Л.В. Психология памяти / Л.В. Черемошкина. – М.: Изд-во Академия, 2002. – 368 с.
  21. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. – М.: Изд-во Владос, 1998. – 512 с.

Информация о работе Соотношение произвольной и непроизвольной памяти дошкольника