Соотношение сознания и бессознательного в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Цель: Анализ соотношения сознания и бессознательного в общей психологии
Объект: Сознание и бессознательное в рамках общей психологии
Предмет: Соотношение сознания и бессознательного в психологической науке
Задачи:
1. Проанализировать взгляды зарубежных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного
2. Проанализировать взгляды отечественных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах З.Фрейда
1.2 Взгляд К.Г. Юнга на проблему соотношения сознания и бессознательного
1.3 Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах К.Ясперса
ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.1 Л.С. Выготский о проблеме соотношения сознания и бессознательного
2.2 Рассмотрение проблемы соотношения сознания и бессознательного в работах Д.Н. Узнадзе
2.3 Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

соотношение сознания и бессознательного в психологии.docx

— 35.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ 

 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ СГГА 

 СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ  ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

 психолого-педагогический  факультет 

 КАФЕДРА ОБЩЕЙ  ПСИХОЛОГИИ 

 СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ  И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ОБЩЕЙ  ПСИХОЛОГИИ 

 Севастополь 2007  

 Содержание 

 ВВЕДЕНИЕ 

 ГЛАВА I. СООТНОШЕНИЕ  СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО  В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 

1.1 Понимание соотношения  сознания и бессознательного  в работах З.Фрейда 

1.2 Взгляд К.Г.  Юнга на проблему соотношения  сознания и бессознательного 

1.3 Понимание соотношения  сознания и бессознательного  в работах К.Ясперса 

 ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ  СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО  В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 

2.1 Л.С. Выготский  о проблеме соотношения сознания  и бессознательного 

2.2 Рассмотрение  проблемы соотношения сознания  и бессознательного в работах  Д.Н. Узнадзе 

2.3 Взгляд современных  украинских учёных на проблему  соотношения сознания и бессознательного 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ  

 ВВЕДЕНИЕ 

Проблема соотношения  сознания и бессознательного на данный момент одна из основных в общей  психологии. Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические  процессы, свойства и состояния человека, далеко не все, что воспринимается и  управляет поведением человека, осознается им. Кроме сознания, в психике  человека есть и бессознательный  уровень. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но человеком  не рефлексируются, т.е. не осознаются.

 Вместе с тем  следует признать, что в свете  имеющихся научных данных вопрос  об отношениях между сознательными  и другими уровнями психической  регуляции поведения, в частности  бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений которые по-разному соотносятся с сознанием.

Проблема соотношения  сознания и бессознательного, является актуальной, т.к. не все стороны нашей  деятельности регулируются со стороны  сознания. Изучение тех явлений нашей  жизни, которые содержаться на бессознательном  уровне поможет нам глубже понять и предугадать деятельность человека.

 Цель: Анализ соотношения  сознания и бессознательного  в общей психологии 

 Объект: Сознание  и бессознательное в рамках  общей психологии 

 Предмет: Соотношение  сознания и бессознательного  в психологической науке 

 Задачи:

1.     Проанализировать  взгляды зарубежных психологов  на проблему соотношения сознания  и бессознательного 

2.     Проанализировать  взгляды отечественных психологов  на проблему соотношения сознания  и бессознательного  

 ГЛАВА I. СООТНОШЕНИЕ  СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО  В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 

1.1. Понимание соотношения  сознания и бессознательного  в работах З. Фрейда 

 С точки зрения  Фрейда содержание бессознательного  сводится к инфантильным стремлениям,  которые вытесняются из сознания  вследствие их неприемлемого  характера. Вытеснение — это  процесс, начинающийся в раннем  детстве под моральным давлением  среды и продолжающийся в течение  всей жизни. При помощи анализа  вытеснения устраняются, а вытесненные  желания осознаются [15].

 В сфере психического  З. Фрейд выделяет три области,  как бы по иерархическому принципу: подсознание (Ид), сознание (Эго) и  сверх– или надсознание (Суперэго). Сознание оказывается по существу  границей между Ид и Суперэго, а в бессознательном разграничиваются  две области. Подсознательное  бессознательного выступает, с  одной стороны, как природно  обусловленный компонент психики,  а с другой. – как компонент,  содержание которого детерминировано  прошлым опытом субъекта. Надсознательное  бессознательного – это обусловленные  структурой культурного пространства, в котором действует человек,  факторы, не осознаваемые и  не регулируемые индивидуально  психологически. Человек говорит,  не отдавая себе отчета в  закономерностях функционирования  языка, принимает участие в  политических акциях, обнаруживая  впоследствии, что результатом их  явилось то, что никак не входило  в его намерения и цели, пользуется  приборами, зачастую не подозревая  о закономерностях, приведших  к их созданию [5].

 Согласно этой  теории бессознательное содержит  в себе лишь те стороны личности, которые вполне могли бы быть  сознательными и были подавлены  только благодаря процессу воспитания.

 З. Фрейд так  же настаивал на том, что  в добавление к вытесненному  материалу бессознательное содержит  в себе так же все те психические  компоненты, которые опустились  ниже порога сознания [15].

 Процессы, начинающиеся  в неосознаваемой сфере, могут  иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может  вытесняться в подсознательную  сферу. Взаимодействие сознательного  и бессознательного может осуществляться  согласованно, синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных  несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности. 

 Внесознательная  сфера психики не является  объектом рефлексии, самоотражения,  произвольного самоконтроля. Сферу  бессознательного 3. Фрейд считал  источником мотивационной энергии,  находящейся в конфликте с  сознанием. Запреты социальной  сферы создают, по Фрейду, "цензуру"  сознания, подавляют энергию подсознательных  влечений, которые проявляются в  невротических срывах. Стремясь  избавиться от конфликтных состояний,  индивид прибегает к защитным  механизмам – вытеснению, сублимации (замещению) рационализации и  регрессии. 3. Фрейд утрировал роль  подсознательного в поведении  личности, а в сфере подсознательного  – роль сексуальных влечений, темных сил природы. Он понимал  подсознания как мощную сферу,  влияющую на сознание [2].

 Он говорил,  что бессознательное составляет  основу нашей индивидуальности, а иррациональное начало, которое  заложено в бессознательном, является  конструктивным, творческим началом.  Человек часто сталкивается с  тем, что случайная ошибка или  заблуждение неожиданно открывают  ему совершенно новый взгляд  на проблему [9].

 Фрейд считал, что сфера бессознательного —  это вытесненные, нереализованные  потребности человека. Он внедрил  понятие "Я" и "Оно", для различения которых предложил  принимать во внимание закон  их функционирование. В основу  системы, что отвечает сознанию "Я", заложен принцип реальности, проявления "Оно" предопределены  принципом удовольствия. Действия "Я"  отвечают реальности и подчиненные  физическим законам, социальным  установкам и логике; "Оно"  руководствуется субъективными  потребностями биологического и  аффектного характера. 

 Между "Я"  и "Оно" нет резкой границы. "Я" стремится способствовать  влиянию внешнего мира на "Оно", изменить принцип удовольствия, которым руководствуется "Оно", принципом реальности. Для психической  деятельности характерные постоянные  переходы сознательного в несознательное  и наоборот [16].

 Фрейд указывал, что примером перехода сознательного  в бессознательное может служить  сон. Сновидение — это своеобразное  состояние сознания того, кто  спит, какой характеризуется появлением  более или менее ярких представлений.  Они возникают в результате  работы отдельных незаторможенных  центров коры головного мозга.  Потому, то, что мы видим все  сне, базируется на уже пережитых  раньше впечатлениях, которые соединяются  между собой в многообразные,  даже фантастические или абсурдные  связи [7].

 Таким образом  в работах Фрейда основной  акцент делался на то, что решающую  роль в жизни и поведение  каждого человека играет бессознательная  сфера, а 

 сознание практически  полностью состоит из ощущений  и переживаний, которые мы осознаем  в данный момент. По мнению  Фрейда, сознание вмещает в себя  только малый процент всей  информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного.

1.2 Взгляд К.Г.  Юнга на проблему соотношения  сознания и бессознательного 

 В отличие от 3. Фрейда Юнг не только не  противопоставлял сознание и  подсознание, но считал, что сознание  основано на глубинных пластах  коллективного бессознательного, на  архетипах – представлениях, сформированных  у человечества в далеком прошлом.  Индивид, по Юнгу, стремится к  самореализации (индивидуации) на основе  подсознательных устремлений, обусловленных  коллективным подсознанием. Не мысль,  не сознание, а чувство, подсознание  говорят нам, что для нас  хорошо, а что плохо. Под влиянием  глубинных структур, врожденных  программ, универсальных образов  (символов) находятся все наши  непроизвольные реакции. Перед  человеком возникает проблема  приспособления не только к  внешнему, но и к своему внутреннему  миру [6].

 К. Юнг в  своих работах о соотношение  сознательного и бессознательного  ввёл такое понятие как «психическая  субстанция». 

 Психическая субстанция  состоит из двух взаимодополняющих  и в то же время противопоставленных  друг другу областей: сознания  и бессознательного. Человеческое  «Я» принимает участие в обеих  областях.

 На рисунке  1.2. «я» расположено между двумя  областями, которые не только  дополняют, но и компенсируют  друг друга. 

 

 Рисунок 1.2. Соотношение  сознания и бессознательного  по Г. Юнгу 

 Иными словами,  линия, разделяющая эти две  области в рамках нашего «Я»,  может быть сдвинута в обоих  направлениях — что показывают  стрелки и пунктирные линии  на рисунке. Конечно, положение  «Я» в самом центре круга  следует воспринимать как условность. Смещение разделительной линии  вверх означает ограничение сознания, а смещение вниз — расширение  сознания.

 Но если мы  попытаемся оценить соотношение  этих двух областей, мы увидим, что сознание составляет лишь  очень малую часть нашей психической  субстанции. Согласно антропологическим  данным, сознание — плод относительно  поздней дифференциации. Оно подобно  островку в безграничном океане  бессознательного. На рисунке 2.2. черной точкой в центре отмечено  наше «Я»; окруженное и поддерживаемое  сознанием, оно представляет собой  ту часть психической субстанции, которая ориентируется прежде  всего на адаптацию к внешнему  миру. Под «Я», Юнг понимал целый  комплекс представлений. 

 

 Рисунок 2.2. Структура  психики по Г.Юнгу 

1- Я 

2 - сфера сознания 

3 - сфера личностного  бессознательного 

4 - сфера коллективного  бессознательного 

 Юнг называет  «Я» так же «субъектом сознания»  Он определяет сознание как  «функцию или деятельность, которая  поддерживает связь психического  содержимого с “Я”» Любое  переживание воспринимается и  осознается только при условии,  что оно проходит через «Я»:  «элементы психического содержимого,  не ощущаемые нашим „Я” как  таковые, не становятся достоянием  нашего сознания». 

 Следующий круг  — область сознания, окруженная  бессознательным. Содержание бессознательной  сферы как бы отодвинуто в  сторону (ибо сознание способно  одновременно удерживать весьма  незначительный объем), но может  в любой момент возвратиться  на уровень сознания. Сюда же  относятся и те элементы содержимого  нашей психики, которые мы так  или иначе вытесняем, поскольку  они по разным причинам нам  неприятны — «все то, что забыто, подавлено, что воспринимается, мыслится  и ощущается лишь подпороговым  образом». Юнг называет эту область  личностным бессознательным и  отличает ее от коллективного  бессознательного [19].

 «Бессознательное  старше сознания. Это первичная  данность, из которой сознание  каждый раз возникает заново».  Соответственно, сознание — «лишь  вторичное явление, надстраивающееся  над фундаментальной психической  деятельностью, каковой является  деятельность бессознательного».  Считать, что жизненная установка  человека определяется его сознанием,  — ошибка: ведь «значительную  часть нашей жизни мы проводим  в сфере бессознательного; мы  спим или грезим наяву... Во  всех важных жизненных ситуациях  наше сознание зависит от бессознательного».  В начале жизни человек пребывает  в бессознательном состоянии  и лишь затем вырастает до  сознания. Если так называемое  личностное бессознательное составляют  «забытые, вытесненные, подавленные,  воспринимаемые лишь „подпороговым  образом"» содержательные элементы, источник которых — в жизни  данной личности, то коллективное  бессознательное не зависит от  исторической эпохи, от влияний,  обусловленных общественной или  этнической принадлежностью, и  представляет собой хранилище  типичных, исконно присущих всем  людям реакций на универсальные  ситуации — такие, как тревога,  угроза, борьба с превосходящей  силой, отношения полов, отношения  между детьми и родителями, ненависть  и любовь, рождение и смерть, власть  светлого и темного начал [18].

Информация о работе Соотношение сознания и бессознательного в психологии