МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ УКРАИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ СГГА
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ
ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
психолого-педагогический
факультет
КАФЕДРА ОБЩЕЙ
ПСИХОЛОГИИ
СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ
И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ОБЩЕЙ
ПСИХОЛОГИИ
Севастополь 2007
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СООТНОШЕНИЕ
СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понимание соотношения
сознания и бессознательного
в работах З.Фрейда
1.2 Взгляд К.Г.
Юнга на проблему соотношения
сознания и бессознательного
1.3 Понимание соотношения
сознания и бессознательного
в работах К.Ясперса
ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ
СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.1 Л.С. Выготский
о проблеме соотношения сознания
и бессознательного
2.2 Рассмотрение
проблемы соотношения сознания
и бессознательного в работах
Д.Н. Узнадзе
2.3 Взгляд современных
украинских учёных на проблему
соотношения сознания и бессознательного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема соотношения
сознания и бессознательного на данный
момент одна из основных в общей
психологии. Сознание не является единственным
уровнем, на котором представлены психические
процессы, свойства и состояния человека,
далеко не все, что воспринимается и
управляет поведением человека, осознается
им. Кроме сознания, в психике
человека есть и бессознательный
уровень. Это – те явления, процессы,
свойства и состояния, которые по
своему действию на поведение похожи
на осознаваемые психические, но человеком
не рефлексируются, т.е. не осознаются.
Вместе с тем
следует признать, что в свете
имеющихся научных данных вопрос
об отношениях между сознательными
и другими уровнями психической
регуляции поведения, в частности
бессознательным, остается сложным и не
решается вполне однозначно. Основной
причиной этого является тот факт, что
существуют разные типы бессознательных
психических явлений которые по-разному
соотносятся с сознанием.
Проблема соотношения
сознания и бессознательного, является
актуальной, т.к. не все стороны нашей
деятельности регулируются со стороны
сознания. Изучение тех явлений нашей
жизни, которые содержаться на бессознательном
уровне поможет нам глубже понять
и предугадать деятельность человека.
Цель: Анализ соотношения
сознания и бессознательного
в общей психологии
Объект: Сознание
и бессознательное в рамках
общей психологии
Предмет: Соотношение
сознания и бессознательного
в психологической науке
Задачи:
1. Проанализировать
взгляды зарубежных психологов
на проблему соотношения сознания
и бессознательного
2. Проанализировать
взгляды отечественных психологов
на проблему соотношения сознания
и бессознательного
ГЛАВА I. СООТНОШЕНИЕ
СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понимание соотношения
сознания и бессознательного
в работах З. Фрейда
С точки зрения
Фрейда содержание бессознательного
сводится к инфантильным стремлениям,
которые вытесняются из сознания
вследствие их неприемлемого
характера. Вытеснение — это
процесс, начинающийся в раннем
детстве под моральным давлением
среды и продолжающийся в течение
всей жизни. При помощи анализа
вытеснения устраняются, а вытесненные
желания осознаются [15].
В сфере психического
З. Фрейд выделяет три области,
как бы по иерархическому принципу:
подсознание (Ид), сознание (Эго) и
сверх– или надсознание (Суперэго).
Сознание оказывается по существу
границей между Ид и Суперэго,
а в бессознательном разграничиваются
две области. Подсознательное
бессознательного выступает, с
одной стороны, как природно
обусловленный компонент психики,
а с другой. – как компонент,
содержание которого детерминировано
прошлым опытом субъекта. Надсознательное
бессознательного – это обусловленные
структурой культурного пространства,
в котором действует человек,
факторы, не осознаваемые и
не регулируемые индивидуально
психологически. Человек говорит,
не отдавая себе отчета в
закономерностях функционирования
языка, принимает участие в
политических акциях, обнаруживая
впоследствии, что результатом их
явилось то, что никак не входило
в его намерения и цели, пользуется
приборами, зачастую не подозревая
о закономерностях, приведших
к их созданию [5].
Согласно этой
теории бессознательное содержит
в себе лишь те стороны личности,
которые вполне могли бы быть
сознательными и были подавлены
только благодаря процессу воспитания.
З. Фрейд так
же настаивал на том, что
в добавление к вытесненному
материалу бессознательное содержит
в себе так же все те психические
компоненты, которые опустились
ниже порога сознания [15].
Процессы, начинающиеся
в неосознаваемой сфере, могут
иметь продолжение в сознании.
И наоборот, сознательное может
вытесняться в подсознательную
сферу. Взаимодействие сознательного
и бессознательного может осуществляться
согласованно, синергично или антагонистично,
противоречиво, проявляясь в разнообразных
несовместимых поступках человека,
внутриличностной конфликтности.
Внесознательная
сфера психики не является
объектом рефлексии, самоотражения,
произвольного самоконтроля. Сферу
бессознательного 3. Фрейд считал
источником мотивационной энергии,
находящейся в конфликте с
сознанием. Запреты социальной
сферы создают, по Фрейду, "цензуру"
сознания, подавляют энергию подсознательных
влечений, которые проявляются в
невротических срывах. Стремясь
избавиться от конфликтных состояний,
индивид прибегает к защитным
механизмам – вытеснению, сублимации
(замещению) рационализации и
регрессии. 3. Фрейд утрировал роль
подсознательного в поведении
личности, а в сфере подсознательного
– роль сексуальных влечений,
темных сил природы. Он понимал
подсознания как мощную сферу,
влияющую на сознание [2].
Он говорил,
что бессознательное составляет
основу нашей индивидуальности,
а иррациональное начало, которое
заложено в бессознательном, является
конструктивным, творческим началом.
Человек часто сталкивается с
тем, что случайная ошибка или
заблуждение неожиданно открывают
ему совершенно новый взгляд
на проблему [9].
Фрейд считал,
что сфера бессознательного —
это вытесненные, нереализованные
потребности человека. Он внедрил
понятие "Я" и "Оно",
для различения которых предложил
принимать во внимание закон
их функционирование. В основу
системы, что отвечает сознанию
"Я", заложен принцип реальности,
проявления "Оно" предопределены
принципом удовольствия. Действия "Я"
отвечают реальности и подчиненные
физическим законам, социальным
установкам и логике; "Оно"
руководствуется субъективными
потребностями биологического и
аффектного характера.
Между "Я"
и "Оно" нет резкой границы.
"Я" стремится способствовать
влиянию внешнего мира на "Оно",
изменить принцип удовольствия,
которым руководствуется "Оно",
принципом реальности. Для психической
деятельности характерные постоянные
переходы сознательного в несознательное
и наоборот [16].
Фрейд указывал,
что примером перехода сознательного
в бессознательное может служить
сон. Сновидение — это своеобразное
состояние сознания того, кто
спит, какой характеризуется появлением
более или менее ярких представлений.
Они возникают в результате
работы отдельных незаторможенных
центров коры головного мозга.
Потому, то, что мы видим все
сне, базируется на уже пережитых
раньше впечатлениях, которые соединяются
между собой в многообразные,
даже фантастические или абсурдные
связи [7].
Таким образом
в работах Фрейда основной
акцент делался на то, что решающую
роль в жизни и поведение
каждого человека играет бессознательная
сфера, а
сознание практически
полностью состоит из ощущений
и переживаний, которые мы осознаем
в данный момент. По мнению
Фрейда, сознание вмещает в себя
только малый процент всей
информации, хранящейся в мозге, и быстро
опускается в область предсознательного
и бессознательного.
1.2 Взгляд К.Г.
Юнга на проблему соотношения
сознания и бессознательного
В отличие от
3. Фрейда Юнг не только не
противопоставлял сознание и
подсознание, но считал, что сознание
основано на глубинных пластах
коллективного бессознательного, на
архетипах – представлениях, сформированных
у человечества в далеком прошлом.
Индивид, по Юнгу, стремится к
самореализации (индивидуации) на основе
подсознательных устремлений, обусловленных
коллективным подсознанием. Не мысль,
не сознание, а чувство, подсознание
говорят нам, что для нас
хорошо, а что плохо. Под влиянием
глубинных структур, врожденных
программ, универсальных образов
(символов) находятся все наши
непроизвольные реакции. Перед
человеком возникает проблема
приспособления не только к
внешнему, но и к своему внутреннему
миру [6].
К. Юнг в
своих работах о соотношение
сознательного и бессознательного
ввёл такое понятие как «психическая
субстанция».
Психическая субстанция
состоит из двух взаимодополняющих
и в то же время противопоставленных
друг другу областей: сознания
и бессознательного. Человеческое
«Я» принимает участие в обеих
областях.
На рисунке
1.2. «я» расположено между двумя
областями, которые не только
дополняют, но и компенсируют
друг друга.
Рисунок 1.2. Соотношение
сознания и бессознательного
по Г. Юнгу
Иными словами,
линия, разделяющая эти две
области в рамках нашего «Я»,
может быть сдвинута в обоих
направлениях — что показывают
стрелки и пунктирные линии
на рисунке. Конечно, положение
«Я» в самом центре круга
следует воспринимать как условность.
Смещение разделительной линии
вверх означает ограничение сознания,
а смещение вниз — расширение
сознания.
Но если мы
попытаемся оценить соотношение
этих двух областей, мы увидим,
что сознание составляет лишь
очень малую часть нашей психической
субстанции. Согласно антропологическим
данным, сознание — плод относительно
поздней дифференциации. Оно подобно
островку в безграничном океане
бессознательного. На рисунке 2.2.
черной точкой в центре отмечено
наше «Я»; окруженное и поддерживаемое
сознанием, оно представляет собой
ту часть психической субстанции,
которая ориентируется прежде
всего на адаптацию к внешнему
миру. Под «Я», Юнг понимал целый
комплекс представлений.
Рисунок 2.2. Структура
психики по Г.Юнгу
1- Я
2 - сфера сознания
3 - сфера личностного
бессознательного
4 - сфера коллективного
бессознательного
Юнг называет
«Я» так же «субъектом сознания»
Он определяет сознание как
«функцию или деятельность, которая
поддерживает связь психического
содержимого с “Я”» Любое
переживание воспринимается и
осознается только при условии,
что оно проходит через «Я»:
«элементы психического содержимого,
не ощущаемые нашим „Я” как
таковые, не становятся достоянием
нашего сознания».
Следующий круг
— область сознания, окруженная
бессознательным. Содержание бессознательной
сферы как бы отодвинуто в
сторону (ибо сознание способно
одновременно удерживать весьма
незначительный объем), но может
в любой момент возвратиться
на уровень сознания. Сюда же
относятся и те элементы содержимого
нашей психики, которые мы так
или иначе вытесняем, поскольку
они по разным причинам нам
неприятны — «все то, что забыто,
подавлено, что воспринимается, мыслится
и ощущается лишь подпороговым
образом». Юнг называет эту область
личностным бессознательным и
отличает ее от коллективного
бессознательного [19].
«Бессознательное
старше сознания. Это первичная
данность, из которой сознание
каждый раз возникает заново».
Соответственно, сознание — «лишь
вторичное явление, надстраивающееся
над фундаментальной психической
деятельностью, каковой является
деятельность бессознательного».
Считать, что жизненная установка
человека определяется его сознанием,
— ошибка: ведь «значительную
часть нашей жизни мы проводим
в сфере бессознательного; мы
спим или грезим наяву... Во
всех важных жизненных ситуациях
наше сознание зависит от бессознательного».
В начале жизни человек пребывает
в бессознательном состоянии
и лишь затем вырастает до
сознания. Если так называемое
личностное бессознательное составляют
«забытые, вытесненные, подавленные,
воспринимаемые лишь „подпороговым
образом"» содержательные элементы,
источник которых — в жизни
данной личности, то коллективное
бессознательное не зависит от
исторической эпохи, от влияний,
обусловленных общественной или
этнической принадлежностью, и
представляет собой хранилище
типичных, исконно присущих всем
людям реакций на универсальные
ситуации — такие, как тревога,
угроза, борьба с превосходящей
силой, отношения полов, отношения
между детьми и родителями, ненависть
и любовь, рождение и смерть, власть
светлого и темного начал [18].