Он в основном
говорил о существовании и
развитии бессознательных психических
явлений, говоря о том, что
не все из них осознаются
человеком. Выготский утверждал,
что сама сознательность явлений
имеет различные степени: мы
одно переживаем более сознательно
и ярко, другое – менее.
Есть вещи, находящиеся
почти на самой границе сознания
и постоянно входящие и выходящие
за его поле. Есть смутно осознаваемые
вещи, есть переживания, более
или менее тесно связанные
с реальной системой переживаний,
например сновидения. Он утверждал,
что явление не становится
более или менее психичным,
от того, что оно становится
менее сознательным. Отсюда он
делал вывод, что существуют
и бессознательные психические
явления.
Сам характер
бессознательного, заключающийся в
том, что оно оказывает влияние
на сознательные процессы и
поведение, требует признания
его психофизиологическим явлением
[4].
В своей концепции
Л.С. Выготский в основном рассматривал
бессознательное, как психический
процесс, говоря, что оно обладает
всеми свойствами психического,
кроме того, что не является
сознательным переживанием. Так
же отмечал, что сам характер
бессознательного, заключается в
том, что оно оказывает влияние
на сознательные процессы и
поведение. Говоря о сознание
Л.С. Выготский подчёркивал, что
сознание это объединение психических
функций, способностей и свойств
личности.
2.2 Рассмотрение
проблемы соотношения сознания
и бессознательного в работах
Д.Н. Узнадзе
Узнадзе считал,
что психика и сознание вовсе
не совпадают и не покрывают
друг друга, а наоборот, существует
и вторая, во всяком случае, не
менее значительная сфера психической
жизни, известная под названием
бессознательной или подсознательной
психики и покрывающая значительную
часть поля нашей активности [10].
Бессознательными
могут быть как процессы психического
отражения, так и процессы регулирования.
В понятие бессознательного разные
авторы вносят различный смысл.
С точки зрения Д.Н. Узнадзе,
понятие бессознательного следует
свести или даже заменить понятием
психической установки.
Установка понимается
как всеобщее явление в жизни
людей, играющее в ней основную
определяющую роль. Установка в
теории Д.Н. Узнадзе превращается
в центральное объяснительное
психологическое понятие [14].
Исходный пункт
психологии, согласно Д.Н. Узнадзе,
составляют не психические явления,
а сами личности. Поэтому психология
должна исследовать в первую
очередь субъекта, личность как
целое. Явления же сознания, изучавшиеся
традиционной психологией независимо
от личности, должны рассматриваться
лишь как дальнейшие определения
личности. При наличии потребности
и средства ее удовлетворения
у субъекта возникает особое
состояние, которое можно характеризовать
как склонность, направленность, готовность
совершить акт, ведущий к удовлетворению
потребности. Это и есть установка
– готовность к совершению
определенного действия. Установка,
таким образом, является необходимым
определяющим звеном между действием
внешней среды и психической
деятельностью человека.
Любые психические
процессы человека отличаются
друг от друга тем, что в
одном случае они сопровождаются
сознанием, а в другом —
лишены такого сопровождения;
по существу же содержания
эти психические процессы остаются
одинаковыми: достаточно появиться
сознанию, и бессознательное психическое
содержание станет обычным сознательным
психическим фактом [13].
По мнению Д.Н.
Узнадзе, установка не отражается
в сознании субъекта в виде
какого-либо самостоятельного переживания,
не является отдельным актом
сознания и вообще феноменом
сознания. Вместе с тем Узнадзе
считает ненужным понятие бессознательного,
так как внутренняя структура
и сущность его остается нераскрытой
и толкуется по аналогии с
сознательными процессами. Д.Н. Узнадзе
признает заслуги З. Фрейда
в разработке проблем, связанных
с бессознательным психическим.
Однако учение З. Фрейда не
содержит в себе общей теории
бессознательного и теории отношения
последнего к поведению. Фрейду
были ясны функции бессознательного,
но форма существования бессознательного
оставалась неясной [12].
Д.Н. Узнадзе
считал, что, зная функции, выполняемые
бессознательным психическим, мы
можем определить и форму его
существования.
Согласно учению
Узнадзе, сфера действия бессознательного
психического настолько широка,
что она лежит в основе всей
активности человека, как внутренней,
так и внешней. Концепция Д.Н.
Узнадзе служит выяснению путей
формирования структуры и функций
этого бессознательного. В субъекте
перед каждым актом его поведения
возникает своеобразное динамическое
состояние – установка, которая,
оставаясь бессознательной, целесообразно,
в соответствии и со структурой,
и с предметным содержанием
данной ситуации, направляет развертывание
процессов сознания и актов
практического поведения. После
своей реализации в поведении
и удовлетворения потребности
данная установка перестает существовать,
уступая место иной установке[11].
Таким образом,
согласно взглядам Д.Н. Узнадзе
и его учеников, бессознательное,
лежащее в основе протекания
всей психической жизни и определяющее
своеобразие процессов сознания,
существует и действует в форме
установок.
2.3 Взгляд современных
украинских учёных на проблему
соотношения сознания и бессознательного
По мнению Скрипниченко
О.В.: «Сознание — это высшая
интегрированная форма психики,
которая складывается под воздействием
общественно-исторических условий
в трудовой деятельности человека
и общения с помощью языка
с другими людьми» [7,c.95].
Если рассматривать
основные взгляды Скрипниченко
О.В. на проблему сознания, то
можно выделить несколько основных
характеристик сознания:
— отображение
окружающего мира с помощью
познавательных процессов (ощущение,
восприятие, память, мышление, воображение).
Нарушение любого из познавательных
процессов приводит к расстройству
сознания;
— различения
субъекта и объекта (то есть
того, что принадлежит "Я"
и "не Я"), которое происходит
в процессе формирования самосознания
человека. Человек — единственное
живое существо, способное к самопознанию
и самооценке своей деятельности
и себя в целом.
— обеспечивает
целое образовывающей деятельности
человека. Благодаря опережающему
отображению человек раскрывает
причинно-следственные связи, предусматривает
будущее, ставит перед собой
цель, учитывает мотивы и принимает
волевые решения, вносит необходимые
коррективы, преодолевает трудности.
Своей деятельностью она активно
влияет на окружающий мир;
— наличие
эмоционально-оценочных отношений
ко всему, что происходит вокруг,
к другим людям и к самой
себе. Эта характеристика сознания
оказывается более выразительным
в таких моральных чувствах, как
чувство долга, патриотизм, интернационализм
и др. Переживания усиливают четкость
осознания себя и окружающего
мира, а потому является важным
стимулом для активизации сознания.
Человек издавна
задумывался над тем, как работает
его сознание, чем оно отличается
от других людей, которая живут
рядом, как оно воспринимает
окружающую среду и в то
же время осознает его, почему
много с того, что видят глаза
и слышат уши, проходит мимо
него [8].
Сознание —
это интегральный момент психических
процессов. В психической деятельности
нет отдельных психических актов,
все они взаимосвязаны, но при
этом каждый хранит свою специфику.
Например, сознание хранит то, что
является объектом внимания; напрягая
память, мы выполняем действие
припоминания и осознаем его;
отыскивая карандаш, мы осознаем
действие восприятия.
Бессознательное
в личности человека - это те
качества, интересы, потребности и
т.п., которые человек не осознает
у себя, но которые ему присущи
и проявляются в разнообразных
непроизвольных реакциях, действиях,
психических явлениях.
Мясоед П.А.
схематично рассматривал соотношение
сознания и бессознательного, располагая
сознание в центре и предлагая
при этом следующую схему:
Рисунок 3.3. Соотношение
сознания и бессознательных процессов
I – Неосознаваемые
механизмы сознательных действий
II – Неосознаваемые
побудители сознательных действий
III – Процессы
«надсознания»
Благодаря сознанию
человек приспосабливается к
окружающему миру. Объектом осознания
является то, что нуждается в
определенной регуляции нашего
поведения, наших действий с
учетом реальности.
Сознание человека
оказывается в его деятельности.
Дело и слово человека является
проявлением его сознания. Сознание
в разные моменты жизни индивида
и при разных обстоятельствах
неодинаково. Об этом мы говорим,
характеризуя поступки и состояния
людей. Отдельные действия оцениваются
как высоко сознательные, в других
таких качеств не видится. Потому
можно говорить о разном уровне
самосознания не только у разных
людей, но и у одной, лица,
что зависит от глубины и
выразительности того отображения
объективной действительности, которое
направляется деятельностью.
О низком уровне
сознания говорят тогда, когда
человек недостаточно осознает
обстоятельства, в которых он
действует, и свое отношение
к ним. Высокий уровень сознания
характеризуется тем, что человек
раскрывает существенно необходимые
связи, руководствуясь отдаленной
и общественно значимой целью
и определенными мотивами, и соответственно
планирует организует и регулирует
свои действия. Чем сложнее и
более ответственное задание,
тем более высоким должен быть
уровень сознания.
Сознательная
деятельность человека не исключает
наличия в ней бессознательного.
Осознаются цель деятельности, пути
достижения цели, частично мотивы,
а вот способы выполнения часто
автоматизируются. Хождение, вещание,
письмо, чтение, счет — это максимально
организованная автоматическая
психическая деятельность. Сначала
эти акты осуществляются в
результате деятельности сознания,
а в дальнейшем автоматизируются,
освобождая сознание для последующего,
более совершенного приспособления
к окружающему миру.
Однако эта
автоматизация относительна. Сознание
в любой момент может взять
под свой контроль любое автоматизированное
действие. В таких случаях бессознательное
становится важным механизмом
приспособления к окружающей
среде.
Не осознаются
также так называемые субцептивные
реакции, которые предопределяются
подпороговыми раздражителями, некоторые
мотивы деятельности и поведения.
Существуют множество
объяснений проявления бессознательного.
Так, например, переход от сна
к активному бодрствованию —
это переход от бессознательной
психической деятельности к сознательной.
Таким образом, психическая деятельность
человека являет собой единство
сознательного и бессознательного
[7].
В работах украинских
психологов синтезировано множество
теорий, как отечественных, так
и зарубежных.
Основной акцент
украинские учёные делают на
том, что сознание человека
проявляется в его деятельности.
А бессознательное – это те
качества, интересы, потребности, которые
человек не осознает у себя,
но которые ему присущи и
проявляются в разнообразных
непроизвольных реакциях, действиях,
психических явлениях.
При рассмотрение
взглядов отечественных психологов
на проблему соотношения сознания
и бессознательного, рассмотренных
во второй главе, можно выделить
ряд основных положений:
1.
Л.С. Выготский акцентировал своё
внимание на том, что сознание
и бессознательное в основном
проявляется в активности и
в деятельности человека.
А сам характер
бессознательного, заключается в
том, что оно оказывает влияние
на сознательные процессы и
поведение.
2.
Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выготский,
в противовес большинству зарубежных
учёных, отрицали тот факт, что
бессознательная сфера является
ведущей в жизни и деятельности
человека.