Соотношение сознания и бессознательного в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Цель: Анализ соотношения сознания и бессознательного в общей психологии
Объект: Сознание и бессознательное в рамках общей психологии
Предмет: Соотношение сознания и бессознательного в психологической науке
Задачи:
1. Проанализировать взгляды зарубежных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного
2. Проанализировать взгляды отечественных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах З.Фрейда
1.2 Взгляд К.Г. Юнга на проблему соотношения сознания и бессознательного
1.3 Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах К.Ясперса
ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.1 Л.С. Выготский о проблеме соотношения сознания и бессознательного
2.2 Рассмотрение проблемы соотношения сознания и бессознательного в работах Д.Н. Узнадзе
2.3 Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

соотношение сознания и бессознательного в психологии.docx

— 35.50 Кб (Скачать файл)

 Он в основном  говорил о существовании и  развитии бессознательных психических  явлений, говоря о том, что  не все из них осознаются  человеком. Выготский утверждал,  что сама сознательность явлений  имеет различные степени: мы  одно переживаем более сознательно  и ярко, другое – менее. 

 Есть вещи, находящиеся  почти на самой границе сознания  и постоянно входящие и выходящие  за его поле. Есть смутно осознаваемые  вещи, есть переживания, более  или менее тесно связанные  с реальной системой переживаний,  например сновидения. Он утверждал,  что явление не становится  более или менее психичным,  от того, что оно становится  менее сознательным. Отсюда он  делал вывод, что существуют  и бессознательные психические  явления. 

 Сам характер  бессознательного, заключающийся в  том, что оно оказывает влияние  на сознательные процессы и  поведение, требует признания  его психофизиологическим явлением [4].

 В своей концепции  Л.С. Выготский в основном рассматривал  бессознательное, как психический  процесс, говоря, что оно обладает  всеми свойствами психического, кроме того, что не является  сознательным переживанием. Так  же отмечал, что сам характер  бессознательного, заключается в  том, что оно оказывает влияние  на сознательные процессы и  поведение. Говоря о сознание  Л.С. Выготский подчёркивал, что  сознание это объединение психических  функций, способностей и свойств  личности.

2.2 Рассмотрение  проблемы соотношения сознания  и бессознательного в работах  Д.Н. Узнадзе 

 Узнадзе считал, что психика и сознание вовсе  не совпадают и не покрывают  друг друга, а наоборот, существует  и вторая, во всяком случае, не  менее значительная сфера психической  жизни, известная под названием  бессознательной или подсознательной  психики и покрывающая значительную  часть поля нашей активности [10].

 Бессознательными  могут быть как процессы психического  отражения, так и процессы регулирования.  В понятие бессознательного разные  авторы вносят различный смысл.  С точки зрения Д.Н. Узнадзе,  понятие бессознательного следует  свести или даже заменить понятием  психической установки. 

 Установка понимается  как всеобщее явление в жизни  людей, играющее в ней основную  определяющую роль. Установка в  теории Д.Н. Узнадзе превращается  в центральное объяснительное  психологическое понятие [14].

 Исходный пункт  психологии, согласно Д.Н. Узнадзе,  составляют не психические явления,  а сами личности. Поэтому психология  должна исследовать в первую  очередь субъекта, личность как  целое. Явления же сознания, изучавшиеся  традиционной психологией независимо  от личности, должны рассматриваться  лишь как дальнейшие определения  личности. При наличии потребности  и средства ее удовлетворения  у субъекта возникает особое  состояние, которое можно характеризовать  как склонность, направленность, готовность  совершить акт, ведущий к удовлетворению  потребности. Это и есть установка  – готовность к совершению  определенного действия. Установка,  таким образом, является необходимым  определяющим звеном между действием  внешней среды и психической  деятельностью человека.

 Любые психические  процессы человека отличаются  друг от друга тем, что в  одном случае они сопровождаются  сознанием, а в другом —  лишены такого сопровождения;  по существу же содержания  эти психические процессы остаются  одинаковыми: достаточно появиться  сознанию, и бессознательное психическое  содержание станет обычным сознательным  психическим фактом [13].

 По мнению Д.Н.  Узнадзе, установка не отражается  в сознании субъекта в виде  какого-либо самостоятельного переживания,  не является отдельным актом  сознания и вообще феноменом  сознания. Вместе с тем Узнадзе  считает ненужным понятие бессознательного, так как внутренняя структура  и сущность его остается нераскрытой  и толкуется по аналогии с  сознательными процессами. Д.Н. Узнадзе  признает заслуги З. Фрейда  в разработке проблем, связанных  с бессознательным психическим.  Однако учение З. Фрейда не  содержит в себе общей теории  бессознательного и теории отношения  последнего к поведению. Фрейду  были ясны функции бессознательного, но форма существования бессознательного  оставалась неясной [12].

 Д.Н. Узнадзе  считал, что, зная функции, выполняемые  бессознательным психическим, мы  можем определить и форму его  существования. 

 Согласно учению  Узнадзе, сфера действия бессознательного  психического настолько широка, что она лежит в основе всей  активности человека, как внутренней, так и внешней. Концепция Д.Н.  Узнадзе служит выяснению путей  формирования структуры и функций  этого бессознательного. В субъекте  перед каждым актом его поведения  возникает своеобразное динамическое  состояние – установка, которая,  оставаясь бессознательной, целесообразно,  в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием  данной ситуации, направляет развертывание  процессов сознания и актов  практического поведения. После  своей реализации в поведении  и удовлетворения потребности  данная установка перестает существовать, уступая место иной установке[11].

 Таким образом,  согласно взглядам Д.Н. Узнадзе  и его учеников, бессознательное,  лежащее в основе протекания  всей психической жизни и определяющее  своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме  установок. 

2.3 Взгляд современных  украинских учёных на проблему  соотношения сознания и бессознательного 

 По мнению Скрипниченко  О.В.: «Сознание — это высшая  интегрированная форма психики,  которая складывается под воздействием  общественно-исторических условий  в трудовой деятельности человека  и общения с помощью языка  с другими людьми» [7,c.95].

 Если рассматривать  основные взгляды Скрипниченко  О.В. на проблему сознания, то  можно выделить несколько основных  характеристик сознания:

 — отображение  окружающего мира с помощью  познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение любого из познавательных  процессов приводит к расстройству  сознания;

 — различения  субъекта и объекта (то есть  того, что принадлежит "Я"  и "не Я"), которое происходит  в процессе формирования самосознания  человека. Человек — единственное  живое существо, способное к самопознанию  и самооценке своей деятельности  и себя в целом. 

 — обеспечивает  целое образовывающей деятельности  человека. Благодаря опережающему  отображению человек раскрывает  причинно-следственные связи, предусматривает  будущее, ставит перед собой  цель, учитывает мотивы и принимает  волевые решения, вносит необходимые  коррективы, преодолевает трудности.  Своей деятельностью она активно  влияет на окружающий мир; 

 — наличие  эмоционально-оценочных отношений  ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самой  себе. Эта характеристика сознания  оказывается более выразительным  в таких моральных чувствах, как  чувство долга, патриотизм, интернационализм  и др. Переживания усиливают четкость  осознания себя и окружающего  мира, а потому является важным  стимулом для активизации сознания.

 Человек издавна  задумывался над тем, как работает  его сознание, чем оно отличается  от других людей, которая живут  рядом, как оно воспринимает  окружающую среду и в то  же время осознает его, почему  много с того, что видят глаза  и слышат уши, проходит мимо  него [8].

 Сознание —  это интегральный момент психических  процессов. В психической деятельности  нет отдельных психических актов,  все они взаимосвязаны, но при  этом каждый хранит свою специфику.  Например, сознание хранит то, что  является объектом внимания; напрягая  память, мы выполняем действие  припоминания и осознаем его;  отыскивая карандаш, мы осознаем  действие восприятия.

 Бессознательное  в личности человека - это те  качества, интересы, потребности и  т.п., которые человек не осознает  у себя, но которые ему присущи  и проявляются в разнообразных  непроизвольных реакциях, действиях,  психических явлениях.

 Мясоед П.А.  схематично рассматривал соотношение  сознания и бессознательного, располагая  сознание в центре и предлагая  при этом следующую схему: 

 

 Рисунок 3.3. Соотношение  сознания и бессознательных процессов 

I – Неосознаваемые  механизмы сознательных действий 

II – Неосознаваемые  побудители сознательных действий 

III – Процессы  «надсознания» 

 Благодаря сознанию  человек приспосабливается к  окружающему миру. Объектом осознания  является то, что нуждается в  определенной регуляции нашего  поведения, наших действий с  учетом реальности.

 Сознание человека  оказывается в его деятельности. Дело и слово человека является  проявлением его сознания. Сознание  в разные моменты жизни индивида  и при разных обстоятельствах  неодинаково. Об этом мы говорим,  характеризуя поступки и состояния  людей. Отдельные действия оцениваются  как высоко сознательные, в других  таких качеств не видится. Потому  можно говорить о разном уровне  самосознания не только у разных  людей, но и у одной, лица, что зависит от глубины и  выразительности того отображения  объективной действительности, которое  направляется деятельностью. 

 О низком уровне  сознания говорят тогда, когда  человек недостаточно осознает  обстоятельства, в которых он  действует, и свое отношение  к ним. Высокий уровень сознания  характеризуется тем, что человек  раскрывает существенно необходимые  связи, руководствуясь отдаленной  и общественно значимой целью  и определенными мотивами, и соответственно  планирует организует и регулирует  свои действия. Чем сложнее и  более ответственное задание,  тем более высоким должен быть  уровень сознания.

 Сознательная  деятельность человека не исключает  наличия в ней бессознательного. Осознаются цель деятельности, пути  достижения цели, частично мотивы, а вот способы выполнения часто  автоматизируются. Хождение, вещание,  письмо, чтение, счет — это максимально  организованная автоматическая  психическая деятельность. Сначала  эти акты осуществляются в  результате деятельности сознания, а в дальнейшем автоматизируются, освобождая сознание для последующего, более совершенного приспособления  к окружающему миру.

 Однако эта  автоматизация относительна. Сознание  в любой момент может взять  под свой контроль любое автоматизированное  действие. В таких случаях бессознательное  становится важным механизмом  приспособления к окружающей  среде. 

 Не осознаются  также так называемые субцептивные  реакции, которые предопределяются  подпороговыми раздражителями, некоторые  мотивы деятельности и поведения. 

 Существуют множество  объяснений проявления бессознательного. Так, например, переход от сна  к активному бодрствованию —  это переход от бессознательной  психической деятельности к сознательной. Таким образом, психическая деятельность  человека являет собой единство  сознательного и бессознательного [7].

 В работах украинских  психологов синтезировано множество  теорий, как отечественных, так  и зарубежных.

 Основной акцент  украинские учёные делают на  том, что сознание человека  проявляется в его деятельности. А бессознательное – это те  качества, интересы, потребности, которые  человек не осознает у себя, но которые ему присущи и  проявляются в разнообразных  непроизвольных реакциях, действиях,  психических явлениях.

 При рассмотрение  взглядов отечественных психологов  на проблему соотношения сознания  и бессознательного, рассмотренных  во второй главе, можно выделить  ряд основных положений: 

1.                Л.С. Выготский акцентировал своё  внимание на том, что сознание  и бессознательное в основном  проявляется в активности и  в деятельности человека.

 А сам характер  бессознательного, заключается в  том, что оно оказывает влияние  на сознательные процессы и  поведение. 

2.                Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выготский,  в противовес большинству зарубежных  учёных, отрицали тот факт, что  бессознательная сфера является  ведущей в жизни и деятельности  человека.

Информация о работе Соотношение сознания и бессознательного в психологии