Соотношение сознательного и бессознательного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:17, реферат

Описание работы

Структура психической деятельности индивида не исчерпывается сознанием и несознательным. В субъективной реальности человека имеет место и такая подструктура, как самосознание. Она ориентирована на анализ, осознание, целостную оценку человеком собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий, моральных свойств и др.; с помощью самосознания человек реализует отношение к самому себе, осуществляет собственную самооценку как мыслящее существо, способное ощущать. В этом случае объектом познания субъект делает самого себя и свое сознание. Итак, человек - самооценивающее существо, которое без этого характеристического действия не смогло бы определить себя и найти место в жизни.

Файлы: 1 файл

соотношение сознательного и бессознательного.docx

— 56.24 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Сознание - это свойство высокоорганизованной материи, состоящее в способности отражать объективную реальность, и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность и поведение человека. Другими словами, это способность человека, обладающего знаниями и интеллектом, отражать материальный мир  в идеальных (субъективных) образах.

Сознание не сводится к психике человека. Понятие сознания более узкое в сравнении с понятием "психика человека". Психика состоит из таких духовных образований, как сознательное и несознательное и они находятся в постоянном взаимодействии. Проблема соотношения сознания и бессознательного является одной из основных в современной психологии. (Константинов Ф.Р., Диалектический материализм, 1963)

Одним из первых в истории науки решить проблему соотношения

сознательного и несознательного старался австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он приходил к выводу о существенно важной, а временами и решающей роли несознательного (особенно относительно психических заболеваний). Вместе с тем существует множество научных изысканий в психологии, философии, физиологии, медицине и других науках, в противоположность Фрейду, обосновывающих, что в поведении человека, его практической и познавательной деятельности ведущую роль играет все же сознание.  

При обращении к генезису человеческой психики неоспоримым является вывод, что несознательное выступает первым этапом развития человеческой психики, а сознательное - вторым. В связи с этим можно предположить, что несознательное и сознательное есть две относительно самостоятельные стороны психики человека, которые взаимодействуют между собой, активно влияя друг на друга. Несознательное также содержит в себе богатые возможности, которые стимулируют рациональные аспекты человеческой жизнедеятельности и творческих действий субъекта.

Структура психической деятельности индивида не исчерпывается сознанием и несознательным. В субъективной реальности человека имеет место и такая подструктура, как самосознание. Она ориентирована на анализ, осознание, целостную оценку человеком собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий, моральных свойств и др.; с помощью самосознания человек реализует отношение к самому себе, осуществляет собственную самооценку как мыслящее существо, способное ощущать. В этом случае объектом познания субъект делает самого себя и свое сознание. Итак, человек - самооценивающее существо, которое без этого характеристического действия не смогло бы определить себя и найти место в жизни.

  Таким образом, самосознание - важное условие постоянного самосовершенствования человека. Она тесно связана с рефлексией. Понятие самосознания и рефлексии находятся в определенном соотношении, которое формируется по принципу дополняемости. Самосознание конкретизируется через рефлексию, которая раскрывает содержание сознания, ее место и роль в субъективной реальности самосознания.

В данном реферате даются характеристики сознательного и несознательного в человеке и каким образом может быть их соотношение в различных жизненных условиях. 
1.ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ СОЗНАНИЯ

В природе можно выделить три основных формы отражения объективной реальности. Низшему уровню организации жизни соответствует физическая форма отражения, характерная для взаимодействия объектов неживой природы. Более высокому уровню соответствует физиологическая форма отражения. Высшая ступень отражения – сознание. Сознание интегрирует многообразные явления человеческой реальности.

Основными свойствами психического отражения являются:

  1. Субъективность, т.е. опосредованность отражения с прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается, прежде всего, в том, что мы видим один мир, но он предстаёт для каждого из нас по-разному.
  2. Объективность психического отражения даёт возможность строить «внутреннюю картину мира», адекватную объективной реальности. Критерием правильности является практическая деятельность, в которой психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается.
  3. Опережающий характер психического отражения, что позволяет принимать решения с определённым временно-пространственным опережением в отношении будущего. (Спиркин А.Г., 1960)

Сознательность психической жизни человека заключается в его способности отделить в своём представлении себя, собственное «Я», от жизненного окружения, сделать свой внутренний мир предметом осмысления, понимания, а главное – предметом практического преобразования. Эта способность человеческой психики называется самосознанием, и именно она определяет границу, разделяющую животный и человеческий способы бытия. (Фрейд З., 1923)

Благодаря регуляции поведения и деятельности человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность преобразовать этот мир в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если они правильно отражаются субъектом.

Сознание рассматривается как наивысшая форма отражения реальной действительности, целенаправленно регулирующая деятельность человека и связанная с речью.

Известный советский психолог Алексей Леонтьев выделял в структуре человеческого сознания три основных составляющих: чувственную ткань образа, значения и личностный смысл [1]:

1. Чувственная  ткань образа представляет собой чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Эти образы отличаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, устойчивости и т.д.

Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект его деятельности.

2. Значения есть важнейшие составляющие человеческого сознания и преломляют мир в сознании человека.

Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно – свою означенность. Значения и являются важнейшими «образующими» человеческого сознания.

Носителем значений является общественно-выработанный язык, который выступает как идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы деятельности, в процессе которой люди изменяют и познают объективную реальность.

3. Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Смысл - это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных людей. Смысл связывает значения с реальностью жизни человека, с его мотивами и ценностями, или другими словами в этом различие между объективным значением и значением для субъекта.

Сознание человека, как и сама его деятельность не является неким слагаемым входящих в него частей, т.е. оно не аддитивно. Это не плоскость, даже не емкость, заполненная образами и процессами. Это и не связь отдельных его «единиц», а внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности осуществляющей реальную жизнь индивида в обществе. Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания.

Кроме сна и бодрствования в психологии выделяют ряд состояний, которые называются измененными состояниями сознания. К ним относятся, например, медитация и гипноз.

Медитацией является особое состояние сознания, измененное по желанию субъекта. В основе всех видов медитации лежит сосредоточение внимания с тем, чтобы ограничить поле экстравертированного сознания и заставить мозг ритмически реагировать на тот стимул, на котором сосредоточился субъект.

Гипноз представляет собой сужение объема  сознания и резкую фокусировку на содержании внушения. В гипнозе выявляется нечто общее с медитацией и сном: подобно им, гипноз достигается уменьшением притока сигналов к мозгу. Между гипнотизируемым и гипнотизирующим устанавливается рапорт – единственная связь с окружающим миром, которая сохраняется у человека в состоянии гипнотического транса.

С древних времен люди использовали специальные вещества с целью изменения состояния своего сознания. Указанные ниже вещества, которые воздействуют на поведение, сознание и настроение, называются психоактивными, или психотропными:

  1. наркотики, приводящие человека в состояние «невесомости», эйфории и создающие ощущение пребывания вне времени и пространства;
  2. стимуляторы, возбуждающие средства (чай, кофе и никотин);
  3. амфетамины — они вызывают прилив сил, в том числе и творческих, возбуждение, эйфорию, уверенность в себе, ощущение безграничности своих возможностей (последействием могут быть появление психотической симптоматики галлюцинаций, паранойи, упадок сил);
  4. нейродепрессанты барбитураты и транквилизаторы уменьшают беспокойство, успокаивают, снижают эмоциональное напряжение, некоторые действуют как снотворные средства;
  5. галлюциногены и психоделики (ЛСД, марихуана, гашиш) искажают восприятие времени, пространства, вызывают галлюцинации;

эйфорию, изменяют мышление. 
2. НЕСОЗНАТЕЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА

 

Бессознательные механизмы поведения человека рассматриваются еще в учении Платона о познании-воспоминании (анамнезе). Иной характер она получила после постановки Рене Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга.

Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Готфридом Лейбницем в 1720 г. в работе «Монадология», трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных восприятий. Первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного предпринял Дейвид Гартли, связавший бессознательное с деятельностью нервной системы.

Немецкая классическая философия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного. Иммануил Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании.

Иной характер обрело бессознательное у поэтов-романтиков и теоретиков романтизма, развивавших в противовес рационализму Просвещения своего рода культ бессознательного как глубинного источника творчества. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул Артур Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Эдуард Гартман, возведший бессознательное  в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса. В XIX веке началась линия собственно психологического изучения бессознательного.

Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств. (Ждан А.Н., 2001)

Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально – гипноз).

Исследования, особенно французской психиатрической позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом.

Переходя к современным исследованиям неосознаваемых психических явлений, рассмотрим классификацию Юлии Борисовны Гиппенрейтер.

Гиппенрейтер предложила разделить все неосознаваемые психические явления на три больших класса:

  1. неосознаваемые механизмы сознательных действий – автоматизмы (первичные: на основе безусловных рефлексов и вторичные: навыки);
  2. неосознаваемые побудители сознательных действий;
  3. надсознательные процессы.

Рассмотрим подробнее неосознаваемые психические явления.

1. Автоматизмы – это действия, реализуемые без непосредственного участия сознания. Различаются «первичные» автоматизмы, представляющие собой функционирование врожденных, безусловно-рефлекторных программ, и «вторичные» автоматизмы образующиеся прижизненно. При вторичных автоматизмах устанавливается жесткая  однозначная связь между определенными свойствами ситуации и серией последовательных операций, требовавших прежде сознательной ориентировки. В результате отпадает необходимость ориентироваться и в ситуации и в самом  процессе исполнения соответствующих операций (вследствие их стереотипности). Появление значимой ситуации (или наличие в ее составе сигнального свойства) сразу же запускает всю последовательность операций. Вследствие ошибок или препятствий возможен процесс «дезавтоматизации», т.е.  повторное развертывание сознательной ориентировки.

2. Исследование неосознаваемых побудителей сознательных действий связано с именем Зигмунда Фрейда. Он предложил понятие бессознательного как  совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. 

Содержание бессознательного, с трудом становится достоянием сознания. Вместе с тем оно обладает сильным энергетическим зарядом и, проникая в сознание в измененном виде – как сновидения, ошибочные действия или невротические симптомы, – оказывает на него большое влияние. Фрейд считал, что истинные причины поведения человека не осознаются им, – они скрыты и тесно связаны с подавленными влечениями, прежде всего сексуальными.

Информация о работе Соотношение сознательного и бессознательного