Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:17, реферат
Структура психической деятельности индивида не исчерпывается сознанием и несознательным. В субъективной реальности человека имеет место и такая подструктура, как самосознание. Она ориентирована на анализ, осознание, целостную оценку человеком собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий, моральных свойств и др.; с помощью самосознания человек реализует отношение к самому себе, осуществляет собственную самооценку как мыслящее существо, способное ощущать. В этом случае объектом познания субъект делает самого себя и свое сознание. Итак, человек - самооценивающее существо, которое без этого характеристического действия не смогло бы определить себя и найти место в жизни.
«Бессознательное старше сознания. Это первичная данность, из которой сознание каждый раз возникает заново». (Юнг К.Г., 2000) Соответственно, сознание — «лишь вторичное явление, надстраивающееся над фундаментальной психической деятельностью, каковой является деятельность бессознательного». Считать, что жизненная установка человека определяется его сознанием, — ошибка: ведь «значительную часть нашей жизни мы проводим в сфере бессознательного; мы спим или грезим наяву... Во всех важных жизненных ситуациях наше сознание зависит от бессознательного». В начале жизни человек пребывает в бессознательном состоянии и лишь затем вырастает до сознания. Если так называемое личностное бессознательное составляют «забытые, вытесненные, подавленные, воспринимаемые лишь "подпороговым образом" содержательные элементы, источник которых — в жизни данной личности, то коллективное бессознательное не зависит от исторической эпохи, от влияний, обусловленных общественной или этнической принадлежностью, и представляет собой хранилище типичных, исконно присущих всем людям реакций на универсальные ситуации — такие, как тревога, угроза, борьба с превосходящей силой, отношения полов, отношения между детьми и родителями, ненависть и любовь, рождение и смерть, власть светлого и темного начал. (Юнг К.Г., 1991)
Г. Юнг указывал, что одно из самых существенных свойств бессознательного состоит в том, что оно способно компенсировать реакции сознания. При нормальных условиях реакция сознания специфична для данной личности и адаптирована к внешней действительности; бессознательное же обеспечивает типическую реакцию, проистекающую из совокупного опыта человечества и гармонирующую с потребностями и закономерностями внутренней жизни человека. Таким образом, бессознательное дает человеку возможность принять такую установку, которая соответствовала бы конфигурации его психики в целом. (Юнг К.Г., 1991)
Таким образом, в своих работах Юнг пошёл дальше Фрейда, расширив понимание составляющих психики и введя такое понятие, как коллективное бессознательное. Юнг считал психику динамически противоречивым единством, дополняющим и компенсирующим взаимодействием сознания и бессознательного при непрерывном энергоинформационном обмене между ними.
Задачи психологии советский психолог Лев Семенович Выготский видел в том, чтобы заполнить пробелы в картине сознательной душевной жизни, теми звеньями, которые не являются объектом полного, непосредственного и постоянного сознания, т.е. тем, что называют подсознательным, малосознательным и бессознательным.
Л.С. Выготский рассматривал человеческую психику как составное сложного процесса, который совершенно не покрывается сознательной его частью и потому как считал Выготский совершенно законно говорить о психологически сознательном и психологически бессознательном: бессознательное есть потенциально-сознательное.
Центральным понятием психологии является бессознательное, которое позволяет заполнить недостающие пробелы психической жизни, установить отсутствующие причинные связи. Выготский обозначил проблематику так: психологично ли бессознательное, может ли оно рассматриваться в процессах поведения наряду с целостными психологическими жизненными процессами.
Бессознательное психично и обладает всеми свойствами психического, кроме того, что оно не является сознательным переживанием. Выготский говорил о том, что уже сам характер бессознательного, заключающийся в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение, требует признания его психофизиологическим явлением. (Выготский Л.С., 1982)
Л.С. Выготский считал, что человеческое сознание – это не сумма отдельных процессов, а система, структура их, т.е. объединение психических функций, способностей и свойств личности – это и есть сознание. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном – память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. По мнению Л.С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход бессознательных явлений в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря – обобщения.
Л.С. Выготский в своих трудах делает акцент на том, что в научной психологии нельзя игнорировать факты сознания, необходимо просто перевести их на объективный язык. Сознание нельзя рассматривать как нечто отдельное от биологического, физиологического и психологического, ему должно быть найдено место в одном ряду со всеми реакциями организма. Сознание – это проблема структуры поведения. Существует ряд вопросов, на которые должна отвечать психология, и которые наиболее тесно связаны с понятием сознания: самосознание, психологическая природа познания чужих сознаний, сознание трёх основных сфер эмпирической психологии (мышления, чувства и воли), понятие бессознательного, тождество и взаимосвязь сознания и бессознательного.
Выготский в основном
говорил о существовании и развитии бессознательных
психических явлений, говоря о том, что
не все из них осознаются человеком. Выготский
утверждал, что сама сознательность явлений
имеет различные степени: мы одно переживаем
более сознательно и ярко, другое – менее.
Есть вещи, находящиеся почти на самой
границе сознания и постоянно входящие
и выходящие за его поле. Есть смутно осознаваемые
вещи, есть переживания, более или менее
тесно связанные с реальной системой переживаний,
например сновидения. Он утверждал, что
явление не становится более или менее
психичным, от того, что оно становится
менее сознательным. Отсюда он делал вывод,
что существуют и бессознательные психические
явления.
Сам характер бессознательного, заключающийся в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение, требует признания его психофизиологическим явлением.
В своей концепции Л.С. Выготский в основном рассматривал бессознательное, как психический процесс, говоря, что оно обладает всеми свойствами психического, кроме того, что не является сознательным переживанием. Так же отмечал, что сам характер бессознательного, заключается в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение. Говоря о сознании Л.С. Выготский подчёркивал, что сознание это объединение психических функций, способностей и свойств личности. (Выготский Л.С., 1996)
Анализ мнений различных ученых-психологов позволяет сделать вывод, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознанием и бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием, а так же с поведением человека и его сознательной регуляцией.
Несмотря на многообразие точек зрения на рассмотренную проблему, во всех рассмотренных теориях есть множество сходных положений на понимание сознания и бессознательного.
Многие зарубежные и отечественные учёные занимались изучением этой проблемы. В зарубежной психологии огромный вклад в развитие учения о бессознательном внёс З.Фрейд, акцентируя внимание на том, что основную роль в регуляции психической жизни играет бессознательное, а сознание - лишь небольшая часть нашей психики, которая в данный конкретный момент актуально осознаётся человеком. В последствие его теорию развил и дополнил Г. Юнг. Он считал психику динамически противоречивым единством, дополняющим и комᴨенсирующим взаимодействием сознания и бессознательного при непрерывном энергоинформационном обмене между ними.
К.Ясᴨерс рассматривал многообразие значений, приписываемых термину бессознательное, а так же рассматривал различные степени сознания - от ясного сознания, до его полной утраты. Он критиковал психоаналитиков за то, что они делали основной акцент на биологических характеристиках человека и инстинктах, которые не могут отразить сущность высших уровней человеческой деятельности.
В отечественной психологии проблемы соотношения сознания и бессознательного в своей теории рассматривал Л.С. Выготский, говоря о том, что бессознательное обладает всеми свойствами психического, кроме того, что оно является сознательным переживанием.
Проблема бессознательного в психологии занимает огромное место. Только через изучение бессознательного можно познать себя, решить многие свои проблемы. В свою очередь, мы выяснили, сознание, отнюдь, не является единственным звеном многогранной человеческой психики, оно контролирует многие процессы, но далеко не все без исключения.
Информация о работе Соотношение сознательного и бессознательного