Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:17, реферат
Структура психической деятельности индивида не исчерпывается сознанием и несознательным. В субъективной реальности человека имеет место и такая подструктура, как самосознание. Она ориентирована на анализ, осознание, целостную оценку человеком собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий, моральных свойств и др.; с помощью самосознания человек реализует отношение к самому себе, осуществляет собственную самооценку как мыслящее существо, способное ощущать. В этом случае объектом познания субъект делает самого себя и свое сознание. Итак, человек - самооценивающее существо, которое без этого характеристического действия не смогло бы определить себя и найти место в жизни.
Выдающийся отечественный психолог Алексей Леонтьев также утверждал, что большинство мотивов деятельности человеком не осознаются. Но, по его мнению, мотивы могут проявляться в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, в форме отражения их личностного смысла.
Нередко осознание мотива подменяется мотивировкой – рациональным обоснованием поступка, не отражающим действительных побуждений человека.
3. Надсознательное – это процессы, происходящие над сознанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы крупнее всего того, что может вместить сознание. Проходя через сознание отдельными своими участками, они как целое находятся за его пределами.
Известный создатель школы актерского
искусства Константин Станиславский предложил
понятие «сверхсознание» – уровень психической
активности личности при решении творческих
задач. (Гиппенрейтер Ю.Б., 2002)
3. РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ
СООТНОШЕНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
Одним из важнейших вопросов, история которых тесно связана с борьбой мнений, является вопрос о сознательном и бессознательном в психике человека. Понятие «бессознательное психическое» - одно из самых старых в философии природы человека.
Трудности исследования явлений сознания и бессознательного связаны с непосредственной ненаблюдаемостью их механизмов, а это является одной из предпосылок для всевозможных мистификаций их сущности. Научное познание явлений сознания возникло сравнительно поздно, хотя его истоки восходят к древности. В первобытном обществе, когда предметы и явления природы, по аналогии с человеком и животными, воспринимались как одушевленные силы, еще не было четкой дифференциации материального и духовного, «души» и тела. С возникновением анимизма каждая вещь начинает мыслиться как обладающая душой, в той или иной мере отделенной от вещи.
Характерная особенность античной трактовки сознания заключается в рассмотрении его как пассивного воспроизведения космоса. Проблема бессознательного нашла отражение в учении древнегреческого философа Платона о познании как воспоминании, тесно связанном с идеей о наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже совсем ничего не подозревать. Платон полагал, что человек не искал бы того, что ему еще не известно, если бы он предварительно не имел его бессознательно в своей душе.
Если в античности разум космичен и предстает как обобщение действительности мира, как синоним универсальной закономерности, то в средние века сознание трактуется как надмировое начало (бог), которое существует до природы и творит ее из ничего. При этом «разум толкуется как атрибут бога, а за человеком остается лишь маленькая «искорка» всепроникающего пламени божеств» [3]. В то же время в недрах христианства возникает чрезвычайно важная идея спонтанной активности души, причем в понятие «душа» включалось и понятие «сознание». В учении Фомы Аквинского сознание охватывает все специфические человеческие психические процессы. Августин анализировал бессознательное в «Исповеди», где он сравнивает сферу воспоминаний с необозримым, скрытым от сознания внутренним помещением. То, что находится за пределами обозримого для субъекта в сфере его душевной деятельности, составляет неосознанное.
В психологии общепринятым определением бессознательного есть его понимание как «совокупности психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета». Сознание с точки зрения психологии - высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. В настоящее время в психологии вопрос об отношениях между бессознательным и сознательным остается сложным и не решается однозначно.
Рассмотрим с учетом современных определений этих понятий, как проблему соотношения сознательного и бессознательного рассматривает Зигмунд Фрейд. Его «философия родилась как попытка выйти из тупика противопоставлений рационального и иррационального, субъективного и объективного, научного и мифологического». До него психология исследовала в большей мере феномен сознания. Он обратился к исследованию этих двух процессов, рассматривая их соотношение. Проблему сознательного и бессознательного психоаналитик рассматривает в таких работах, как «Введение в психоанализ. Лекции», «Толкование сновидений», «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно», «Психология масс и анализ Я» и других.
З.Фрейд как психопатолог, изучая характер и причины возникновения неврозов, оказался перед необходимостью исследования природы психического, в том числе тех структур психики, которые не вписывались в собственно «сознательное» в человеке. Отказавшись от физиологических объяснений, он представил бессознательное в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Таким образом, сами задачи и объект исследования привели его к допущению таких психических актов, которые наряду с сознательными составляют специфическое содержание психики.
Зигмунд Фрейд разработал концепцию психоневроза и учение о психическом аппарате, базирующиеся на идее бессознательного. Этот аппарат он рассматривал в двух аспектах - топографическом и динамическом.
Согласно топографической модели,
в психической жизни можно выделить три
уровня: сознание,
предсознательное и бессознател
От сознания - окна во внешний мир - бессознательное отгорожено областью предсознательного. Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не сознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Например, вы можете вспомнить все, что вы делали в прошлую субботу вечером; все города, в которых вам довелось жить; свои любимые книги или аргумент, который вы высказали вчера своему другу. С точки зрения З.Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.
Самая глубокая и значимая область человеческого разума - это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Примерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные половые желания, которые не осознаются. Бессознательное иррационально, вне временно. Согласно З.Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.
В работе «По ту сторону принципа удовольствия» З.Фрейд отмечает: «Бессознательное, то есть вытесненное, даже само стремится только к тому, чтобы прорваться в сознание, несмотря на оказываемое на него давление, или выявиться посредством реального поступка». (Фрейд З., 1920) В силу самой своей природы (специфики) оно скрыто от нас, а вернее, - недоступно нашему сознанию или разуму. Иначе говоря, оно в нас есть, но мы его не осознаем и поэтому не знаем или не понимаем, что оно существует. В «Толковании сновидений» он пишет: «Бессознательное - это большой круг, включающий в себя меньший сознательного». (Фрейд З., Толкование сновидений, 1900)
Бессознательное в человеке - это совокупность его природных качеств, первобытных инстинктов, унаследованных от животных предков. Эти инстинкты и определяют человеческие чувства, желания, мысли и поступки. Именно оно из неведомых нам глубин направляет каждую конкретную человеческую жизнь.
Основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо), которые из всех бессознательных инстинктов являются наиболее сильными, и обусловливающие не только большинство психических действий человека, но и все исторические события и общественные явления: извечные конфликты в глубинах психики человека становятся причиной и содержанием (часто скрытым от непосредственного осознания) морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т. п. Согласно З. Фрейду, инстинкты и есть те силы, которые побуждают человека к действию. Все многообразие человеческих инстинктов он попытался свести в две основные группы. В первую вошли инстинкты, поддерживающие жизнь (прежде всего, сексуальные), а во вторую - инстинкты, разрушающие жизнь (то есть деструктивные, вроде инстинкта самозащиты). Энергию своего существования первая группа черпает в половом влечении (либидо), а деструктивные инстинкты питаются агрессивной энергией человека, которую последователи З. Фрейда по аналогии назвали мортидо, или же Танатос (Смерть). Некоторая часть этой энергии реализуется в виде непристойных оговорок и постыдных сновидений. Основная же часть остается в подсознании и требует реализации, чтобы не разорвать человека изнутри. Естественным образом реализовать инстинкты нам мешает воспитание и нормы общественной морали.
В либидо сконцентрирована вся жизненная энергия человека. Но, живя в обществе и в коллективе, а не в лесу и не в стаде, человек не может вполне исполнить или удовлетворить все свои сексуальные желания. Ему приходится сознательно их ограничивать, подавлять, бороться с ними. В этом случае его половая энергия устремляется в какое-либо другое русло. Она может преобразоваться в энергию художественного творчества, научного поиска, в общественно-политическую деятельность, спортивные достижения, и - во что угодно еще. Такое вытеснение сексуальных желаний и преобразование их в иные виды деятельности З. Фрейд называет сублимацией (от латинского слова sublimare - «возносить» или «переходить»).
Другим наиболее сильным, после сексуального, инстинктом является, по З.Фрейду, влечение к разрушению или инстинкт смерти, который находит свое выражение в войнах, убийствах и преступлениях, сопровождающих историю человеческого общества. Таким образом, жизнь и деятельность человека, с точки зрения З.Фрейда, объясняются взаимодействием слоев или пластов его психики. Определяют человеческие мысли, действия и поступки различные биологические инстинкты, составляющие сферу бессознательного. Эту бессознательную инстинктивную область З.Фрейд называет термином «Оно». Кроме нее на человеческое поведение влияют различные общественные нормы, принципы и законы, которые австрийский ученый обозначает термином «Сверх-Я». Само же человеческое сознание он именует словом «Я».
Человеческое сознание («Я») не является «хозяином в собственном доме», потому что вынуждено постоянно раздваиваться, рваться пополам между бессознательными инстинктами и общественными ограничениями. Человеку всегда приходится выбирать что-то среднее между своими биологическими влечениями (желаниями) и моральными нормами общества, в котором он живет. Говоря проще, ему чего-то хочется, и в то же время ему нельзя этого сделать. Он вынужден или подавить свои желания, или пренебречь общественными нормами. Ему трудно сделать и то, и другое. (Фрейд З., 1923)
Таким образом, в делении психики на сознательное и бессознательное Фрейд не был первооткрывателем. Он на это и не претендовал, подчеркивая, что понятие «бессознательное» содержится в высказываниях поэтов, философов, которые понимали всю важность этого феномена для раскрытия внутренней жизни человека. Однако фрейдовское понимание бессознательного отлично от тех трактовок, которые имели место в различных философских системах. Для него бессознательное было вопросом факта, «сферой» человеческого духа и неотъемлемой частью человеческой деятельности. Его в первую очередь интересовало конкретное содержание бессознательного, потому что оно, также как и сознательное, есть реальным психологическим феноменом и психологическую структуру поведения человека нельзя понять, отвлекаясь от фактов бессознательного.
В отличие от Фрейда Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах – представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру [6].
К. Юнг в своих работах о соотношение
сознательного и бессознательного ввёл
такое понятие как «психическая субстанция».
Психическая субстанция состоит из двух
взаимодополняющих и в то же время противопоставленных
друг другу областей: сознания и бессознательного.
Человеческое «Я» принимает участие в
обеих областях. «Я» расположено между
двумя областями, которые не только дополняют,
но и компенсируют друг друга.
Соотношение сознания и бессознательного
по Г. Юнгу, иными словами, линия (см. рис.1),
разделяющая эти две области в рамках
нашего «Я», может быть сдвинута в обоих
направлениях — что показывают стрелки
и пунктирные линии на рисунке.
Рис.1. Модель психической структуры личности в концепции К.Г.Юнга
Конечно, положение «Я» в самом
центре круга следует воспринимать как
условность. Смещение разделительной
линии вверх означает ограничение сознания,
а смещение вниз — расширение сознания.
Но если мы попытаемся оценить соотношение
этих двух областей, мы увидим, что сознание
составляет лишь очень малую часть нашей
психической субстанции. Согласно антропологическим
данным, сознание — плод относительно
поздней дифференциации. Оно подобно островку
в безграничном океане бессознательного.
«Я» в центре окружено и поддерживается
сознанием, что представляет собой ту
часть психической субстанции, которая
ориентируется прежде всего на адаптацию
к внешнему миру. Под «Я», Юнг понимал целый
комплекс представлений.
Структура психики по Г.Юнгу:
1. «Я»;
2. Сфера сознания;
3. Сфера личностного
4. Сфера коллективного бессознательного
Юнг называет «Я» так же «субъектом
сознания» Он определяет сознание как
«функцию или деятельность, которая поддерживает
связь психического содержимого с “Я”»
Любое переживание воспринимается и осознается
только при условии, что оно проходит через
«Я»: «элементы психического содержимого,
не ощущаемые нашим „Я” как таковые, не
становятся достоянием нашего сознания».
Следующий круг — область сознания, окруженная
бессознательным. Содержание бессознательной
сферы как бы отодвинуто в сторону (ибо
сознание способно одновременно удерживать
весьма незначительный объем), но может
в любой момент возвратиться на уровень
сознания. Сюда же относятся и те элементы
содержимого нашей психики, которые мы
так или иначе вытесняем, поскольку они
по разным причинам нам неприятны — «все
то, что забыто, подавлено, что воспринимается,
мыслится и ощущается лишь подпороговым
образом». Юнг называет эту область личностным
бессознательным и отличает ее от коллективного
бессознательного [5].
Информация о работе Соотношение сознательного и бессознательного