Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 01:30, курсовая работа
В настоящее время человек все еще не может с большой точностью предсказывать наступление тех или иных сложных, кризисных ситуаций. Человек, как правило, борется с их последствиями, а не с самими факторами, их вызывающими. Самообладание является той очень важной чертой характера, которая помогает человеку управлять самим собой, собственным поведением, сохранять способность к выполнению деятельности в самых неблагоприятных условиях. Человек с развитым самообладанием умеет при любых, даже чрезвычайных, обстоятельствах подчинить свои эмоции голосу рассудка, не позволить им нарушить организованный строй его психической жизни. Основное содержание этого свойства составляет работа двух психологических механизмов: самоконтроля и коррекции (воздействия). С помощью самоконтроля субъект следит за своим эмоциональным состоянием, выявляя возможные отклонения (по сравнению с фоновым, обычным состоянием) в характере его протекания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ………………………….…………
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ…………………………
1.1. Феномен совладающего поведения личности как объект исследования в психологии ………………………………………………………………………
1.2. Общая характеристика стратегий совладающего поведения личности ……………………………………………………………………………….….
1.3 Сравнительный анализ совладающего поведения и защитных механизмов личности…………………………………………………………
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….
Глава 2. СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ………….……..
2.1. Сущность и методы анализа совладающего поведения личности ………….……
2.2. Представления о совлодающем поведении личности ………………...
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..
В отечественной психологии идеи Р. Лазаруса были положены в основу создания одной из теорий, рассматривающих проблему первопричиной появления копинг-стратегий у человека.
В тоже время проблемы копинга в отечественной психологии, трансформируются в идеи о совладеющим поведении, его сущности и значении употребляемого термина. Но значение этих двух понятий в отечественной и зарубежной психологии расходятся.
Так, по мнению А.Л. Журавлева и ряда других авторов, основавших свои исследования на субъектном подходе: «Совладающее поведение – особый вид социального поведения человека, обеспечивающего и не разрушающего его здоровье и благополучие. Оно позволяет субъекту справиться со стрессом или жизненной ситуацией либо приспособиться к ней»[5].
При этом, по мнению тех же авторов: «Копинг поведение – это результат становления сознания и самосознания личности, оно сопряжено со зрелой картиной мира, помогает вписаться в общество, поскольку в существенной мере обусловлено социокультурными традициями»[6].
Анализируя эти определения можно увидеть небольшую разницу между ними. Ее суть в том, что копинг это результат, поведение человека в ситуации кризиса, в то время, как совладающее поведение, процесс в котором прибывает человек, возможно, не пришедший к копингу.
Исследуя становление и развитие совладающего поведения, можно заметить, что данное явление длительное время рассматривалось как замкнутый механизм, действующий на основе бессознательного. Среди подобных исследований яркими примерами являются работы К.К Платонова[7], В.С. Меркина где совладающее поведение было рассмотрено как качество личности – стрессоустойчивость.
В тоже время, в рамках отечественной науки, существует много работ, исследующих совладающее поведение с точки зрения механизма психологической защиты. Среди них наиболее яркими выступают работы Э.Г. Эйдемиллера и О. Михайлова «Терапия межличностных конфликтов»; исследования поведения личности при стрессе В.А.Бодрова[8], Л.И. Вассермана[9]. Все эти работы так или иначе затрагивают совладающее поведение, но не рассматривают его, как предмет исследования. Исследования личностных механизмов совладания и защиты психически больных неврозами, проведенные В.А. Ташлыковым, можно считать первой работой в России исследовавшей совладающее-поведение. В своей работе ученый рассматривал совладающее поведение, как один из механизмов психологической защиты, которые могут самопроизвольно осуществляться в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах личности. Они способствуют активации познавательного процесса и активности по отношению к ним.
Большинство психологов, таких как: Ф.Е.Василюк[10], Л.И.Вассерман, Э.И.Киржбаум, А.И.Еремеева, под психологической защитой понимают «подсознательную систему моделей поведения, сформированную на основе жизненного опыта человека и ограждающую его от отрицательных эмоций» [11]. В то же время, интегрируя подобные понятия, исследователи находят существенную разницу между собственно защитными механизмами и совладающим поведением. Она состоит в том, что первые неподвластны сознательному контролю человека и, как правило, обращены вовнутрь личности.
1.2 Общая характеристика стратегий совладающего поведения личности
Несправедливые подозрения или обвинения в неблаговидных поступках, особенно публично; критика или насмешки над ним или его поведением; открытое соперничество; постоянные проверки его деятельности или поведения; недоброжелательное внимание к нему; вынужденное одиночество; угроза репутации; невозможность поделиться своими переживаниями с другом. Возникает вопрос: чем объясняется предпочтение конкретным человеком определенного способа совладания с трудностями, то, какую стратегию преодолевающего поведения он выбирает и реализует. Понятие "совладающее поведение" (преодоление жизненных трудностей) связывают с личностными характеристиками, влияющими на выбор и применение стратегии преодоления неблагоприятной ситуации, а также на результат этого преодоления. Для поиска ответа на вопрос о причинах выбора той или иной стратегии совладающего поведения необходимо привлечение понятия Я -концепции.
Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, является активным началом, важным фактором в интерпретации опыта, и источником ожиданий - представлений о том, что должно произойти. Я -концепция - совокупность представлений человека о самом себе - является регулятором поведения.
В повседневной жизни поведение человека определяется влиянием Я -концепции, как социальное Я по Джемсу, реальное Я, выделяемое, в том числе Бернсом, или рабочими Я -концепциями, согласно Маркус. Так как ситуации, требующие совладания , традиционно определяются как более сложные и представляющие большую угрозу адаптации человека, по сравнению с обыденными, то для их преодоления человеку необходимо прикладывать усилия и реализовывать свои возможности на более высоком уровне. Иными словами, для совладания с трудной жизненной ситуацией человеку нужно задействовать весь свой потенциал, актуализировать те способности и умения, применение которых не требуется в рядовых условиях. В связи с этим возникает интерес к особенностям и аспектам Я -концепции, связанным с выбором и успешностью стратегии совладающего поведения.
Существуют различные классификации копинг-стратегий. В некоторых теориях копинг-поведения выделяют следующие базисные стратегии:
1. разрешение проблем;
2. поиск социальной поддержки;
3. избегание .
Конфликтологи выделяют три плоскости, в которых происходит реализация копинг-стратегий поведения: поведенческая сфера; когнитивная сфера; эмоциональная сфера. Виды копинг-стратегий поведения разделяются и с учетом степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные, неадаптивные.
Называют и такие способы совладающего поведения: разрешение проблем; поиск социальной поддержки; избегание.
Можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации:
1. Эмоциональный / проблемный:
· эмоционально-фокусированный копинг - направлен на урегулирование эмоциональной реакции;
· проблемно-фокусированный - направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.
2. Когнитивный / поведенческий:
· «скрытый» внутренний копинг - когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс;
· «открытый» поведенческий копинг - ориентирован на поведенческие действия, используются копинг- стратегии, наблюдаемые в поведении.
3. Успешный / неуспешный:
· успешный копинг - используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс;
· неуспешный копинг - используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации [17,с. 34].
Представляется, что каждая используемая человеком стратегия копинга может быть оценена по всем вышеперечисленным критериям хотя бы потому, что человек, оказавшийся в трудной ситуации, может использовать как одну, так и несколько стратегий совладания.
Таким образом, можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает.
На выбор продуктивных стратегий совладающего поведения положительно влияют позитивная Я-концепция, развитый интеллект и творческие способности, развитость восприятия социальной поддержки, интернальный локус контроля над средой, эмпатия и аффилиация. А также важное значение оказывает семья .
Совладающее поведение направлено на повышение адаптации личности к среде и может складываться и определяться через совокупность копинг-стратегий - конкретных действий по совладанию. Наряду с копинг-стратегиями выделяют копинг-ресурсы личности, которые в свою очередь можно подразделить на [13, c.114]:
· физические (выносливость);
· социальные (индивидуальная социальная сеть, социально-поддерживающие системы);
· психологические (убеждение, устойчивая самооценка, общительность, интеллект, мораль, юмор);
· материальные (деньги, оборудование).
В преодолении трудностей важная роль отводиться внутренним ресурсам личности: локус контроля определяет степень принятия ответственности в борьбе с жизненными трудностями ; высокий уровень рефлексивных способностей помогает человеку сфокусироваться на проблеме для лучшего выбора решения; социальная смелость, настойчивость, высокая нормативность поведения, высокая мотивация достижения помогают преодолевать ненужные страхи и сомнения .Важным внутренним фактором, побуждающим индивида активно противостоять трудным жизненным ситуациям, является феномен долженствования (« я должен быть в форме, чтобы продолжать свою работу», «я должна держаться, чтобы растить детей» и т.д.).
Согласно данным анализа литературы С.К. Нартовой-Бочавер [10] наименее эффективными, являются избегание и самообвинение во всех вариантах, занижение своих возможностей. Относительно действенным является реальное преобразование ситуации или ее переоценка. Неоднозначно оцениваются эмоционально-экспрессивные формы преодоления: выражение чувств, принято считать достаточно эффективным способом преодоления стресса, однако исключение составляет открытое проявление агрессивности в силу своей асоциальной направленности. Но и сдерживание гнева с учетом психосоматических исследований, представляет серьезный фактор риска нарушения психологического благополучия человека. Если преодоление «запускается» ситуацией и разрешение ситуации происходит, когда для человека она утрачивает свою значимость, то здесь могут использоваться как активные, так и пассивные копинг- стратегии. Хотя для того, чтобы ситуация разрешилась без потерь для индивида стратегии рациональнее совмещать.
Выбор стратегий совладающего поведения обусловлен личностными особенностями и ситуационными факторами. Личностные особенности индивида могут выступать как в качестве ресурсов, так и факторов, препятствующих успешному совладанию. Конструктивность / не конструктивность копинг- стратегий может определяться тем, насколько избранный копинг отвечает возможности адаптации и удержании продуктивности деятельности на необходимом уровне [12, c.129].
Как отмечает Нартова- Бочавер при оценке копинг- стратегий с точки зрения их эффективности/неэффективности, критерием эффективности может явиться снижение чувства уязвимости к стрессам. Также важным критерием эффективности можно считать частоту применения и разнообразие копинг- стратегий, что отражено в исследовании Р. Мак-Края:«…чем чаще люди используют свои индивидуальные копинг- стратегии в стрессовой ситуации, тем более эффективно и скорее решается проблема, следовательно в большей степени снижается субъективный стресс»[10, c.28].
Таким образом, теоретический анализ научных исследований проблемы совладающего поведения позволяет сделать вывод, что при выборе копинг-стратегий человеку необходимо учитывать свои субъективные ощущения, осознавать цели своего поведения, принимать во внимание все особенности ситуации.
1.3 Сравнительный анализ совладающего поведения и защитных механизмов личности
Поскольку совладающее поведение и защитные механизмы, по сути выполняют идентичные функции, иначе говоря, помогают личности справиться с возникшей внешней или внутренней угрозой либо психическому, либо физическому здоровью, то, как правило, многие исследователи стараются разграничить эти два процесса между собой.
Обращаясь к истории формирования данной позиции еще 3. Фрейд считал, что психологическая защита является бессознательным механизмом и имеет отношение к врожденным качествам психики, суть которых заключается в достижении согласия между Оно и Сверх-Я. Последнее предопределяет самочувствие человека. В 1936 году Анна Фрейд более полно рассматривает психологическую защиту в работе «Эго и механизмы защиты». Как известно, ею описаны следующие виды защит: «вытеснение», «регрессия», «проекция», «реактивное образование», «отчуждение», «бездействие», «обращение против себя», «интроекция», «обращение в противоположное», «сублимация», «идеализация», «идентификация с агрессором».
А. Фрейд, говоря о бессознательной природе защитных механизмов, называет их автоматизмами. На сегодняшний день некоторые исследователи считают, что автоматические бессознательные защиты являются либо врожденными, либо сформированными, благодаря развитию и научению, в течении первого года жизни индивида. Они рассматривают механизмы защиты, как первичные интрапсихические образования, которые являются следствием ограничения спонтанной экспрессии ребенка. При этом главная роль в формировании защитного поведения у детей отводится детско-родительским отношениям: ребенок либо перенимает защитное поведение одного из родителей, либо вырабатывает собственные защиты, если влияние семьи является негативным [9].
В психоэволюционной теории эмоций Р. Плутчика, который разработал методы тестирования защитных механизмов, описана связь между эмоциональными состояниями, психологическими чертами личности и защитными механизмами. Здесь психологическая защита рассматривается как производная и прототип от основных эмоций человека (страх, гнев, радость, печаль, принятие, отвращение, ожидание, удивление). Автор выделяет «отрицание», «вытеснение», «регрессию», «компенсацию», «проекцию», «замещение», «интеллектуализацию», «реактивные образования» как базовые защитные механизмы и считает, что актуализация тех или иных защитных механизмов зависит от когнитивной оценки конкретной ситуации. Он предлагает гипотетическую шкалу «примитивности-зрелости», благодаря которой можно отнести каждого человека к определенному уровню эмоциональной зрелости, ориентируясь на все виды используемых им защит - от самых сложных («рационализация», «интеллектуализация») до простых и примитивных («отрицание», «регрессия»). Р. Плутчик считает, что преобладание одного защитного механизма приводит к развитию определенных черт характера и вполне конкретных психических расстройств [19].
Информация о работе Совладающее поведение личности в современных психологических концепциях