Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 18:59, реферат
Психологический анализ трудовой деятельности является обязательным первоначальным этапом работ в области психологии труда. Он играет роль фундамента, на котором строится любое конкретное исследование. В зависимости от поставленной задачи, угол зрения, под которым анализируется профессия, может изменяться. Но психологическое изучение профессий может иметь и более самостоятельный теоретический аспект. Многообразие видов трудовой деятельности выдвигало и выдвигает перед психологией труда проблему психологической классификации профессий, выявления общих характеристик психологических черт различных видов труда, нахождение того, что объединяет и, наоборот, разъединяет профессии с психологической точки зрения.
Введение ........................................................................................................ 3
Предмет, задачи и методы психологии профессиональной деятельности ......................................................................................................................... 4
Общее представление о профессии ............................................................ 6
Классификация видов труда ........................................................................ 8
Классификация профессий ........................................................................ 10
Заключение ................................................................................................. 16
Список литературы .................................................................................... 17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ»» в г. Смоленске
Кафедра психологии
Реферат
Тема: «Современные классификации типов и видов профессиональной деятельности»
по курсу: «Психологические основы профессиональной деятельности»
Студентка: Кривцова Л. А.
Группа: ТМ-12
Преподаватель: Нагорная А. Г.
Смоленск, 2012
Содержание:
Введение
Психологический
анализ трудовой деятельности является
обязательным первоначальным этапом работ
в области психологии труда. Он играет
роль фундамента, на котором строится
любое конкретное исследование. В
зависимости от поставленной задачи,
угол зрения, под которым анализируется
профессия, может изменяться. Но психологическое
изучение профессий может иметь
и более самостоятельный
Психологическое изучение конкретных видов трудовой деятельности называется профессиографированием, или профессиографией (описание профессии), а результат изучения - профессиограммой. Профессиограмма включает целую совокупность характеристик о данном виде труда; технико-экономические характеристики; социальные, социально-психологические и санитарно- гигиенические характеристики условий труда. Выделенные в психограмме характеристики еще советские психотехники назвали профессионально важным признаком и рассматривали их, как совокупность психотехники называли профессионально важными признаками и рассматривали их как совокупность психических процессов и особенностей личности, которые актуализируются данным видом труда и влияют на его результат.
Предмет, задачи и методы психологии профессиональной деятельности
Психология, в буквальном значении этого слова, — наука о душе. Ее история уходит в глубь веков, в философские и медицинские учения. Как самостоятельная наука психология утвердилась лишь в конце XIX в., после того, как получила экспериментальную базу и естественнонаучную, физиологическую основу. Путь развития научной психологии был непростым, он отражает многообразие сложной жизнедеятельности людей. Вначале разработки в психологии носили сугубо теоретический характер, но все больше и больше выдвигались практические проблемы, которые необходимо было решить науке о человеке. В середине XX в. начался активный процесс деления психологии на отдельные отрасли. Некоторые современные психологи различают теоретическую (научно-исследовательскую) и научно-практическую психологию. Отличия связаны, прежде всего, с определением предмета и объекта изучения. Научно-практическая психология всегда имела дело с реальным объектом, понимание природы которого опирается не только на определенное представление, имеющееся в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот объект, то есть человек.
Психология профессиональной деятельности,
несомненно, относится к научно-
Методы психологии — это приемы
и средства, при помощи которых
происходит получение достоверной
информации, используемой далее для
построения научных теорий и разработки
практических рекомендаций. Методы психологии
основаны на общенаучном принципе объективности,
который обязывает строить
Значение того или иного психологического метода зависит от валидности, надежности и трудоемкости его применения. Валидность метода отражает его адекватность и действенность, характеризует точность измерения данным методом, а также то, насколько психологический метод адекватен исследуемой проблеме. Проверка валидности метода называется валидизацией. Надежность метода связана с постоянством и устойчивостью результатов, получаемых при помощи данного психологического метода. Трудоемкость метода определяется по уровню сложности его реализации, длительности подготовки специалистов.
Наиболее распространенными
В психологии профессиональной деятельности указанные методы применяются в соответствии с задачами профессиональной диагностики, к которым относятся:
- определение уровня профессионализма;
- установление соответствия человека требованиям профессии и соответст-вия профессии запросам человека;
- выявление профессиональных потенциальных возможностей человека;
- помощь конкретному работнику в использовании его реальных профес-сиональных возможностей для эффективной трудовой деятельности.
Собственный вывод
Психология профессиональной деятельности сравнительно молодая отрасль практической психологии. Предметом психологии профессиональной деятельности являются факты, закономерности и механизмы внутреннего мира человека в процессе его профессионального развития. В своей методолого-теоретической части она основывается на достижениях психологии человека, возрастной и педагогической психологии, психологии труда. Кроме того, психология профессиональной деятельности – практикоориентированная дисциплина, направленная на психологическое обеспечение развития и помощи человеку как субъекту профессиональной деятельности.
Общее представление о профессии
Задумаемся над вопросом: «Что такое профессия?»
Профессия – (от лат. «profiteer» - объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.
Э.Ф. Зеер определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития» [Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург: УГППУ, 1997. С.30].
Понятие профессия многозначно и означает следующий ряд:
1) общность людей; 2) область приложения сил; 3) деятельность и область проявления личности; 4) исторически развивающуюся систему; 5) реальность, творчески формируемую самим субъектом.
Нередко наряду с понятия «профессия» как синонимичное используется понятие «специальность», которое определяется как род занятий в рамках одной профессии.
В самом широком смысле профессии — это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.
Профессиональная деятельность — род труда, следствие его дифференциации. Профессиональная деятельность имеет общественный характер. В ней различают как минимум две стороны: общество (как работодатель) и человек (как работник). Общество выступает в этих отношениях как:
• заказчик выполнения общественно значимых видов деятельности;
• организатор условий такой деятельности;
• источник ее материального финансирования;
• регулятор правовых отношений между участниками профессиональной деятельности;
• эксперт качества деятельности, осуществляемой работником;
• источник формирования социального отношения к профессии (ее значи-мость, престиж и т.п.).
Все эти функции могут выполняться государственными институтами (например, в случае работы психолога в государственной обще-образовательной школе) или частично переданы частным лицам (функции организации условий, финансирование и др.). Однако даже при передаче функций частным лицам органы государственного управления осуществляют общий надзор за профессиональной деятельностью (например, частные школы проходят государственную аттестацию и аккредитацию, трудовые отношения регламентируются Трудовым кодексом РФ, а учебные программы в них строго соответствуют государственному образовательному стандарту (ГОС)).
С точки зрения общества, профессия — это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта.
С точки зрения конкретного человека,
профессия — это деятельность,
которая является источником его
существования и средством
Существующее сегодня
Собственный вывод
Профессия – понятие многозначное.
Оно может означать общность всех
людей, занятых данным видом труда,
а также необходимую для
Наряду со словом “профессия” часто упоминаются и другие термины. Например, специальность - обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство.
Классификация видов труда
Для каждого этапа
развития общества, его социально-экономического
уклада, достижений научно-технического
прогресса характерно появление
новых и отмирание старых видов
трудовой деятельности. Этот процесс
в значительной степени обусловливается
и отражается в изменениях конкретных
компонентов деятельности и характеристик
субъекта труда (самосознания, самоопределения
молодежи и т. д.) и людских ресурсов
(численность, качественный состав и
т. д.), содержания задач труда, вида
рабочих нагрузок, орудий труда, особенностей
условий и организации
Для более ясного и системного представления
о современных типах профессий
вообще и конкретных профессиях в
частности обратимся к
В зависимости от основания классификации
профессии объединяются в разные
группы. Наиболее общие основания
классификации вытекают из структуры
самой профессиональной деятельности,
которая характеризуется
При характеристике объекта труда
профессии делят на группы в соответствии
с наиболее частными основаниями: по
предмету, целям, средствам, условиям,
характеру и составу действий.
Рассматривая субъекта труда, профессии
также делят на группы в зависимости
от психофизиологических особенностей
и степени необходимой
Информация о работе Современные классификации типов и видов профессиональной деятельности