Современные классификации типов и видов профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 18:59, реферат

Описание работы

Психологический анализ трудовой деятельности является обязательным первоначальным этапом работ в области психологии труда. Он играет роль фундамента, на котором строится любое конкретное исследование. В зависимости от поставленной задачи, угол зрения, под которым анализируется профессия, может изменяться. Но психологическое изучение профессий может иметь и более самостоятельный теоретический аспект. Многообразие видов трудовой деятельности выдвигало и выдвигает перед психологией труда проблему психологической классификации профессий, выявления общих характеристик психологических черт различных видов труда, нахождение того, что объединяет и, наоборот, разъединяет профессии с психологической точки зрения.

Содержание работы

Введение ........................................................................................................ 3

Предмет, задачи и методы психологии профессиональной деятельности ......................................................................................................................... 4

Общее представление о профессии ............................................................ 6

Классификация видов труда ........................................................................ 8

Классификация профессий ........................................................................ 10

Заключение ................................................................................................. 16

Список литературы .................................................................................... 17

Файлы: 1 файл

моё.docx

— 41.56 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФИЛИАЛ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ»» в г. Смоленске

 

 

 

 

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

Реферат

Тема: «Современные классификации типов и видов профессиональной деятельности»

по  курсу:  «Психологические основы профессиональной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка:         Кривцова Л. А.

Группа:     ТМ-12

Преподаватель:         Нагорная А. Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск, 2012

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

 

  1. Введение ........................................................................................................ 3

 

  1. Предмет, задачи и методы психологии профессиональной деятельности ......................................................................................................................... 4

 

  1. Общее представление о профессии ............................................................ 6

 

  1. Классификация видов труда ........................................................................ 8

 

  1. Классификация профессий ........................................................................ 10

 

  1. Заключение ................................................................................................. 16

 

  1. Список литературы .................................................................................... 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

 

 

Психологический анализ трудовой деятельности является обязательным первоначальным этапом работ  в области психологии труда. Он играет роль фундамента, на котором строится любое конкретное исследование. В  зависимости от поставленной задачи, угол зрения, под которым анализируется  профессия, может изменяться. Но психологическое  изучение профессий может иметь  и более самостоятельный теоретический  аспект. Многообразие видов трудовой деятельности выдвигало и выдвигает  перед психологией труда проблему психологической классификации  профессий, выявления общих характеристик  психологических черт различных  видов труда, нахождение того, что  объединяет и, наоборот, разъединяет  профессии с психологической  точки зрения.

Психологическое изучение конкретных видов трудовой деятельности называется профессиографированием, или профессиографией (описание профессии), а результат изучения - профессиограммой. Профессиограмма включает целую совокупность характеристик о данном виде труда; технико-экономические характеристики; социальные, социально-психологические и санитарно- гигиенические характеристики условий труда. Выделенные в психограмме характеристики еще советские психотехники назвали профессионально важным признаком и рассматривали их, как совокупность психотехники называли профессионально важными признаками и рассматривали их как совокупность психических процессов и особенностей личности, которые актуализируются данным видом труда и влияют на его результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет, задачи и методы психологии профессиональной деятельности

 

 

 

Психология, в буквальном значении этого слова, — наука о душе. Ее история уходит в глубь веков, в философские и медицинские учения. Как самостоятельная наука психология утвердилась лишь в конце XIX в., после того, как получила экспериментальную базу и естественнонаучную, физиологическую основу. Путь развития научной психологии был непростым, он отражает многообразие сложной жизнедеятельности людей. Вначале разработки в психологии носили сугубо теоретический характер, но все больше и больше выдвигались практические проблемы, которые необходимо было решить науке о человеке. В середине XX в. начался активный процесс деления психологии на отдельные отрасли. Некоторые современные психологи различают теоретическую (научно-исследовательскую) и научно-практическую психологию. Отличия связаны, прежде всего, с определением предмета и объекта изучения. Научно-практическая психология всегда имела дело с реальным объектом, понимание природы которого опирается не только на определенное представление, имеющееся в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот объект, то есть человек.

Психология профессиональной деятельности, несомненно, относится к научно-практическому  направлению. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения  людей, индивидуальные особенности  личности работника, характеристика профессиональной деятельности. Психология профессиональной деятельности тесно связана с  психологией труда. Психология труда  как область научного знания о  труде и трудящихся изучает условия  и разрабатывает пути и методы решения практических задач, связанных  с трудовой деятельностью, анализом трудовой деятельности, профессиональными  навыками. Психология профессиональной деятельности также связана с общей психологией, экспериментальной психологией, психофизиологией, организационной психологией, инженерной психологией, эргономикой, социальной психологией, психологией управления, возрастной психологией, юридической психологией, экономической психологией.

Методы психологии — это приемы и средства, при помощи которых  происходит получение достоверной  информации, используемой далее для  построения научных теорий и разработки практических рекомендаций. Методы психологии основаны на общенаучном принципе объективности, который обязывает строить систему  научного знания строго в соответствии с психологической реальностью. Это позволяет снизить влияние  на суждение о психике личных пристрастий, корпоративной солидарности и низкой подготовленности тех, кто проводит исследование.

Значение того или иного психологического метода зависит от валидности, надежности и трудоемкости его применения. Валидность метода отражает его адекватность и действенность, характеризует точность измерения данным методом, а также то, насколько психологический метод адекватен исследуемой проблеме. Проверка валидности метода называется валидизацией. Надежность метода связана с постоянством и устойчивостью результатов, получаемых при помощи данного психологического метода. Трудоемкость метода определяется по уровню сложности его реализации, длительности подготовки специалистов.

Наиболее распространенными методами в современной психологии являются метод наблюдения, метод эксперимента, опросные методы.

В психологии профессиональной деятельности указанные методы применяются в  соответствии с задачами профессиональной диагностики, к которым относятся:

- определение уровня профессионализма;

- установление соответствия человека требованиям профессии и соответст-вия профессии запросам человека;

- выявление профессиональных потенциальных возможностей человека;

- помощь конкретному работнику в использовании его реальных профес-сиональных возможностей для эффективной трудовой деятельности.

 

 

 

Собственный вывод

 

Психология профессиональной деятельности сравнительно молодая отрасль практической психологии. Предметом психологии профессиональной деятельности являются факты, закономерности и механизмы внутреннего мира человека в процессе его профессионального  развития.   В своей методолого-теоретической части она основывается на  достижениях психологии человека, возрастной и педагогической психологии, психологии труда. Кроме того, психология профессиональной деятельности – практикоориентированная дисциплина, направленная на психологическое обеспечение развития и помощи человеку как субъекту профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее представление о профессии  

 

 

 

Задумаемся над вопросом: «Что такое  профессия?»

Профессия – (от лат. «profiteer» - объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.

Э.Ф. Зеер определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития» [Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург: УГППУ, 1997. С.30].

Понятие профессия многозначно  и означает следующий ряд:

1) общность людей; 2) область приложения  сил; 3) деятельность и область  проявления личности; 4) исторически  развивающуюся систему; 5) реальность, творчески формируемую самим  субъектом.

Нередко наряду с понятия «профессия»  как синонимичное используется понятие  «специальность», которое определяется как род занятий в рамках одной профессии.

В самом широком смысле профессии  — это исторически возникшие  формы деятельности, необходимые  обществу, для выполнения которых  человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие  способности и профессионально  важные качества.

Профессиональная деятельность —  род труда, следствие его дифференциации. Профессиональная деятельность имеет  общественный характер. В ней различают  как минимум две стороны: общество (как работодатель) и человек (как  работник). Общество выступает в  этих отношениях как:

• заказчик выполнения общественно  значимых видов деятельности;

• организатор условий такой деятельности;

• источник ее материального финансирования;

• регулятор правовых отношений между участниками профессиональной деятельности;

• эксперт качества деятельности, осуществляемой работником;

• источник формирования социального  отношения к профессии (ее значи-мость, престиж и т.п.).

Все эти функции могут выполняться  государственными институтами (например, в случае работы психолога в государственной  обще-образовательной школе) или частично переданы частным лицам (функции организации условий, финансирование и др.). Однако даже при передаче функций частным лицам органы государственного управления осуществляют общий надзор за профессиональной деятельностью (например, частные школы проходят государственную аттестацию и аккредитацию, трудовые отношения регламентируются Трудовым кодексом РФ, а учебные программы в них строго соответствуют государственному образовательному стандарту (ГОС)).

С точки зрения общества, профессия — это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта.

С точки зрения конкретного человека, профессия — это деятельность, которая является источником его  существования и средством личностной самореализации.

Существующее сегодня многообразие профессий является следствием исторически  сложившегося разделения труда.

 

 

 

Собственный вывод

 

Профессия – понятие многозначное. Оно может означать общность всех людей, занятых данным видом труда, а также необходимую для общества и ограниченную область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему возможность существования  и развития.

Наряду со словом “профессия” часто упоминаются и другие термины. Например, специальность - обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация видов труда 

 

 

 

 

 Для каждого этапа  развития общества, его социально-экономического уклада, достижений научно-технического прогресса характерно появление  новых и отмирание старых видов  трудовой деятельности. Этот процесс  в значительной степени обусловливается  и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности и характеристик  субъекта труда (самосознания, самоопределения  молодежи и т. д.) и людских ресурсов (численность, качественный состав и  т. д.), содержания задач труда, вида рабочих нагрузок, орудий труда, особенностей условий и организации трудового  процесса.

Для более ясного и системного представления  о современных типах профессий  вообще и конкретных профессиях в  частности обратимся к вариантам  классификации их по различным основаниям.

В зависимости от основания классификации  профессии объединяются в разные группы. Наиболее общие основания  классификации вытекают из структуры  самой профессиональной деятельности, которая характеризуется особенностями  конкретного вида труда и требованиями к тому, кто его осуществляет. Поэтому общими классификационными основаниями являются характеристика объекта труда и характеристика его субъекта.

При характеристике объекта труда  профессии делят на группы в соответствии с наиболее частными основаниями: по предмету, целям, средствам, условиям, характеру и составу действий. Рассматривая субъекта труда, профессии  также делят на группы в зависимости  от психофизиологических особенностей и степени необходимой квалификации.

Информация о работе Современные классификации типов и видов профессиональной деятельности