Современные классификации типов и видов профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 18:59, реферат

Описание работы

Психологический анализ трудовой деятельности является обязательным первоначальным этапом работ в области психологии труда. Он играет роль фундамента, на котором строится любое конкретное исследование. В зависимости от поставленной задачи, угол зрения, под которым анализируется профессия, может изменяться. Но психологическое изучение профессий может иметь и более самостоятельный теоретический аспект. Многообразие видов трудовой деятельности выдвигало и выдвигает перед психологией труда проблему психологической классификации профессий, выявления общих характеристик психологических черт различных видов труда, нахождение того, что объединяет и, наоборот, разъединяет профессии с психологической точки зрения.

Содержание работы

Введение ........................................................................................................ 3

Предмет, задачи и методы психологии профессиональной деятельности ......................................................................................................................... 4

Общее представление о профессии ............................................................ 6

Классификация видов труда ........................................................................ 8

Классификация профессий ........................................................................ 10

Заключение ................................................................................................. 16

Список литературы .................................................................................... 17

Файлы: 1 файл

моё.docx

— 41.56 Кб (Скачать файл)

Любая профессия, таким образом, может  быть комплексно описана, так как  она находит свое место в каждой классификации, получая характеристику по тому или иному основанию.

Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяют возможности  многофакторной систематизации (классификации) ее видов по различным классификационным  признакам. В качестве примера можно  привести один из фрагментов такой  классификации.          

1. По характеру рабочей нагрузки  субъекта труда и его усилий  по реализации трудовых задач  выделяют физический и умственный  труд.          

2. По характеристикам цели труда,  рабочей нагрузки, организации трудового  процесса умственный труд подразделяется  на:

— оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный — преподавание, лечебная работа и др., нестандартный  — научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство);

— динамический и статический;

— однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.);          

3. В зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление — водолазные работы, низкие температуры — полярники, информационные перегрузки — диспетчерская работа и т. д.), в экспериментальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т. д.).         

4. По форме организации деятельности  выделяют следующие виды труда:

— регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта);

— индивидуальный и коллективный (совместный).

Совместная деятельность — это  организованная система трудовой активности совокупности субъектов труда, объединенных единством мотивов и целей  деятельности, ее                  пространственно-временных условий, управлением и согласованием составляющих ее индивидуальных деятельностей. В современном обществе фактически любая трудовая деятельность по содержанию и форме организации объективно становится все более совместной. Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как изолированную и замкнутую систему, так как реально она всегда включена в структуру совместной деятельности. Психологическая структура совместной деятельности включает такие ее компоненты, как общая цель и конкретные задачи, общий мотив, совместные действия и общий результат.         

Основные признаки совместной деятельности и свойства ее субъекта тесно взаимосвязаны. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности коллективного субъекта (группы).

 

 

 

Собственный вывод

 

Разнообразие характера и содержания труда определяет многообразие видов  труда. Различают трудовую деятельность в зависимости: от содержания труда; от характера труда; от результатов труда и др.

 

Классификация профессий 

 

 

 

Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен  — по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор и  др.) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение  по каким-либо профессиональным или  психологическим признакам (сложность  или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность  и т. д.).  

Психологическая классификация профессий  нужна для теории психологии труда, для важнейшего понимания роли психологических  факторов в труде. Она нужна и  для практических исследований. Многие исследования можно было бы проводить  значительно быстрее, если бы уже  была разработана определенная типология  профессий. Но пока нет строгого единого  подхода к классификации профессий, основной недостаток многих из них  состоял в том, что они исходили из особой роли, преобладания какого-то одного психического процесса в данном виде деятельности. Были предложены классификации по особенностям внимания, по особенностям интеллектуальной деятельности, но это, конечно, односторонний подход.  

Были также попытки дать классификацию  по видам промышленности; машиностроению, металлургии, химической промышленности, сельскому хозяйству. Такая классификация  не может быть психологической. Потому, что в каждой отрасли промышленности имеется довольно большое разнообразие видов труда, которые с психологической  точки зрения резко отличаются друг от друга.  

Интересно, что еще в XVIII веке известный  историк и государственный деятель  В.Н. Татищев предложил свою классификацию  видов профессиональной деятельности [Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. С. 98]:

- нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);

- полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);

- щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство);

- тщетные науки (алхимия, астрология);

- нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);

- вредительские науки (колдовство).  

Очень любопытный подход был предложен  в 20-х гг. крупнейшим советским экономистом  С. П. Струмилиным [Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. С. 99]. Он положил в основу классификации профессий, причем не только рабочих, степень самостоятельности человека в труде. Этот подход довольно прогрессивный, но, конечно, и здесь сейчас много устарело. С. П. Струмилин предложил все профессии делить на пять типов труда :         

I тип - автоматический труд, строго регламентированный. Это в основном тип конвейерных работ, характеризуемый исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение рабочего дня.        

II - полуавтоматический труд. Сюда он относил такие профессии, как телефонистка, машинистка, где действие не всегда строго регламентированы.        

III - шаблонно-исполнительный труд. Это, пожалуй, наиболее уязвимое место в классификации Струмилина, куда он вводил, по сути дела, почти все виды машинно-ручного труда. Это и машиностроители, это и швеи-мотористки, и пр.

Следующие два типа, которые он выделил, относятся уже не к рабочим профессиям. Четвертый тип он называл «самостоятельный труд» . Это работа конструктора, инженера. Струмилин отнес его в особую группу. И, наконец, последний тип профессий - это свободный творческий труд. Здесь имеются в виду работники разных видов искусства.  

В целом в этой классификации  есть рациональное звено, особенно если подходить к первым двум разделам. Конечно, для современного этапа  эта классификация устарела. 

В настоящее время классификация  профессий наиболее интересно представлена в информационно-поисковой системе «Профессиография». Она имеет очень большое значение в решении вопросов профориентации и профконсультации молодежи. Она построена на основе многофакторного принципа.  

Первый ярус составляют пять типов  профессий по признаку различий их объектных систем:

*  «Человек – природа»

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа  и др.

Среди профессий типа «человек –  природа» можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Определенный интерес  к природе (не основной) должны иметь  психолог, менеджер по туризму и  гостиничному бизнесу.

Указанное деление не означает, что  труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.

При выборе профессии этого типа важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к месту  для отдыха или как к мастерской, в которой вы собираетесь отдавать все силы производству.

Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они  сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость и дальновидность.

*«Человек –  техника»     

Главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и  др.

Труд работников здесь направлен  не только на технику, но и на ведущий  предмет профессионального внимания - область технических объектов и  их свойств.

Среди профессий типа «человек –  техника» можно выделить:

-профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;

-профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;

-профессии по производству и обработке металла, механической сборке, монтажу машин, приборов;

-профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;

-профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;

-профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;

-профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;

-профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;

-профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении  или оценке технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку  технические объекты практически  всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в  области техники от человека требуется  высокая исполнительская дисциплина.

*«Человек –  человек»

Главный, ведущий предмет труда - люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного  коллектива и др.

Среди этого типа профессий можно  выделить:

-профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;

-профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;

-профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;

-профессии, связанные с информационным обслуживанием;

-профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;

-профессии, связанные с медицинским обслуживанием.     

Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать  и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые  очень важны в работе:

-устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми;

-потребность в общении;

-способность понимать намерения, помыслы, настроения людей;

-умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей;

-умение находить общий язык с разными людьми.

*«Человек - знаковые  системы»

Главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист  и др.

Среди профессий типа «человек - знаковые системы» есть:

-профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием;

-профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения;

Информация о работе Современные классификации типов и видов профессиональной деятельности