Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 18:59, реферат
Психологический анализ трудовой деятельности является обязательным первоначальным этапом работ в области психологии труда. Он играет роль фундамента, на котором строится любое конкретное исследование. В зависимости от поставленной задачи, угол зрения, под которым анализируется профессия, может изменяться. Но психологическое изучение профессий может иметь и более самостоятельный теоретический аспект. Многообразие видов трудовой деятельности выдвигало и выдвигает перед психологией труда проблему психологической классификации профессий, выявления общих характеристик психологических черт различных видов труда, нахождение того, что объединяет и, наоборот, разъединяет профессии с психологической точки зрения.
Введение ........................................................................................................ 3
Предмет, задачи и методы психологии профессиональной деятельности ......................................................................................................................... 4
Общее представление о профессии ............................................................ 6
Классификация видов труда ........................................................................ 8
Классификация профессий ........................................................................ 10
Заключение ................................................................................................. 16
Список литературы .................................................................................... 17
Любая профессия, таким образом, может быть комплексно описана, так как она находит свое место в каждой классификации, получая характеристику по тому или иному основанию.
Разнообразие характеристик
1. По характеру рабочей нагрузки
субъекта труда и его усилий
по реализации трудовых задач
выделяют физический и
2. По характеристикам цели труда,
— оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный — преподавание, лечебная работа и др., нестандартный — научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство);
— динамический и статический;
— однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.);
3. В зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление — водолазные работы, низкие температуры — полярники, информационные перегрузки — диспетчерская работа и т. д.), в экспериментальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т. д.).
4. По форме организации
— регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта);
— индивидуальный и коллективный (совместный).
Совместная деятельность — это
организованная система трудовой активности
совокупности субъектов труда, объединенных
единством мотивов и целей
деятельности, ее
Основные признаки совместной деятельности и свойства ее субъекта тесно взаимосвязаны. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности коллективного субъекта (группы).
Собственный вывод
Разнообразие характера и
Классификация профессий
Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен — по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор и др.) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.).
Психологическая классификация профессий
нужна для теории психологии труда,
для важнейшего понимания роли психологических
факторов в труде. Она нужна и
для практических исследований. Многие
исследования можно было бы проводить
значительно быстрее, если бы уже
была разработана определенная типология
профессий. Но пока нет строгого единого
подхода к классификации
Были также попытки дать классификацию по видам промышленности; машиностроению, металлургии, химической промышленности, сельскому хозяйству. Такая классификация не может быть психологической. Потому, что в каждой отрасли промышленности имеется довольно большое разнообразие видов труда, которые с психологической точки зрения резко отличаются друг от друга.
Интересно, что еще в XVIII веке известный
историк и государственный
- нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
- полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);
- щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство);
- тщетные науки (алхимия, астрология);
- нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
- вредительские науки (колдовство).
Очень любопытный подход был предложен в 20-х гг. крупнейшим советским экономистом С. П. Струмилиным [Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. С. 99]. Он положил в основу классификации профессий, причем не только рабочих, степень самостоятельности человека в труде. Этот подход довольно прогрессивный, но, конечно, и здесь сейчас много устарело. С. П. Струмилин предложил все профессии делить на пять типов труда :
I тип - автоматический труд, строго регламентированный. Это в основном тип конвейерных работ, характеризуемый исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение рабочего дня.
II - полуавтоматический труд. Сюда он относил такие профессии, как телефонистка, машинистка, где действие не всегда строго регламентированы.
III - шаблонно-исполнительный труд. Это, пожалуй, наиболее уязвимое место в классификации Струмилина, куда он вводил, по сути дела, почти все виды машинно-ручного труда. Это и машиностроители, это и швеи-мотористки, и пр.
Следующие два типа, которые он выделил, относятся уже не к рабочим профессиям. Четвертый тип он называл «самостоятельный труд» . Это работа конструктора, инженера. Струмилин отнес его в особую группу. И, наконец, последний тип профессий - это свободный творческий труд. Здесь имеются в виду работники разных видов искусства.
В целом в этой классификации есть рациональное звено, особенно если подходить к первым двум разделам. Конечно, для современного этапа эта классификация устарела.
В настоящее время классификация профессий наиболее интересно представлена в информационно-поисковой системе «Профессиография». Она имеет очень большое значение в решении вопросов профориентации и профконсультации молодежи. Она построена на основе многофакторного принципа.
Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем:
* «Человек – природа»
Профессии: семеновод, мастер-животновод,
зоотехник, агроном, кинолог, лаборант
химико-бактериологического
Среди профессий типа «человек – природа» можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.
Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Определенный интерес к природе (не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу.
Указанное деление не означает, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.
При выборе профессии этого типа важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой вы собираетесь отдавать все силы производству.
Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость и дальновидность.
*«Человек – техника»
Главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.
Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.
Труд работников здесь направлен
не только на технику, но и на ведущий
предмет профессионального
Среди профессий типа «человек – техника» можно выделить:
-профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
-профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;
-профессии по производству и обработке металла, механической сборке, монтажу машин, приборов;
-профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
-профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
-профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
-профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
-профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
-профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.
При обработке, преобразовании, перемещении
или оценке технических объектов
от работника требуются точность,
определенность действий. Поскольку
технические объекты
*«Человек – человек»
Главный, ведущий предмет труда - люди.
Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.
Среди этого типа профессий можно выделить:
-профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
-профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
-профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
-профессии, связанные с информационным обслуживанием;
-профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
-профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Для успешного труда по профессиям
этого типа нужно научиться устанавливать
и поддерживать контакты с людьми,
понимать людей, разбираться в их
особенностях, а также овладеть знаниями
в соответствующей области
Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:
-устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми;
-потребность в общении;
-способность понимать намерения, помыслы, настроения людей;
-умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей;
-умение находить общий язык с разными людьми.
*«Человек - знаковые системы»
Главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.
Среди профессий типа «человек - знаковые системы» есть:
-профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием;
-профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения;
Информация о работе Современные классификации типов и видов профессиональной деятельности