Современные классификации типов и видов профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 18:59, реферат

Описание работы

Психологический анализ трудовой деятельности является обязательным первоначальным этапом работ в области психологии труда. Он играет роль фундамента, на котором строится любое конкретное исследование. В зависимости от поставленной задачи, угол зрения, под которым анализируется профессия, может изменяться. Но психологическое изучение профессий может иметь и более самостоятельный теоретический аспект. Многообразие видов трудовой деятельности выдвигало и выдвигает перед психологией труда проблему психологической классификации профессий, выявления общих характеристик психологических черт различных видов труда, нахождение того, что объединяет и, наоборот, разъединяет профессии с психологической точки зрения.

Содержание работы

Введение ........................................................................................................ 3

Предмет, задачи и методы психологии профессиональной деятельности ......................................................................................................................... 4

Общее представление о профессии ............................................................ 6

Классификация видов труда ........................................................................ 8

Классификация профессий ........................................................................ 10

Заключение ................................................................................................. 16

Список литературы .................................................................................... 17

Файлы: 1 файл

моё.docx

— 41.56 Кб (Скачать файл)

-профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

*«Человек - художественный  образ»

Главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его  построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа «человек - художественный образ» включают:

-профессии, связанные с изобразительной деятельностью;

-профессии, связанные с музыкальной деятельностью;

-профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью;

-профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Одна из особенностей профессий  типа «человек - художественный образ» состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой  от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные  усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

На втором ярусе в пределах каждого  типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:

1) гностические (от греч. — знание) профессии (Г) — дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т. п.;

2) преобразующие профессии (П)  — мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-З), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор  (Ч-Х) и т. п.;

3) изыскательские профессии (И)  — летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор  (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист  (Ч-З), композитор (Ч-Х) и т. п.

На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется  на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:

1) профессии ручного труда (Р)  — контролер слесарных работ  (Г - Ч-Т), лаборант химического  анализа (Г - Ч-П), ветеринар (П - Ч-П), слесарь (П - Ч-Т) и т. п.;

2) профессии машинно-ручного труда  (М) — токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т. п.;

3) профессии, связанные с применением  автоматических и автоматизированных  систем (А) — оператор станков  с программным управлением, авиадиспетчер,  сменный оператор АЭС и т.  п.;

4) профессии, связанные с преобладанием  функциональных средств труда (Ф), — актер, акробат и    т. п.     

На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий  выделяются четыре группы профессий  по признаку условий труда (У):

1) работа в помещении с нормальным  микроклиматом (М) — лаборанты,  бухгалтеры и т. п.;

2) работа на открытом воздухе  (О) — агроном, монтажник, инспектор  ГАИ и т. п.;

3) работа в необычных условиях (Н) — водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т. п.;

4) работа в условиях повышенной  ответственности (М) — воспитатель  детсада, учитель, следователь  и т. п.

Выделенные четыре группы (яруса) признаков  являются частично совпадающими. Предложенная классификация позволяет, во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий  и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу  определенной профессии.     

Изложенная классификация предназначена  не для того, чтобы разложить все  профессии по своим клеточкам, —  это невозможно и не нужно. Надо помнить, что большинство профессий характеризуется  множеством разнотипных признаков. Но в любом сложном множестве полезно проводить некоторые хотя бы ориентировочные различения.

 

 

 

Собственный вывод

 

Мир профессий изменчив и многообразен, и психологам необходимо уметь ориентироваться  в нем, хотя бы для того, чтобы  определить границы применимости закономерностей, найденных при изучении конкретных профессий. Для ориентации в мире профессий нужны классификации; их может быть много, так как для  их построения существуют самые разные основания. Все профессии могут  быть отнесены к тем или иным типам  в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует от машины или ручные инструменты) и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

Психология профессиональной деятельности относится к научно-практическому  направлению. Она изучает трудовые и профессиональные взаимоотношения  людей, индивидуальные особенности  личности работника, характеристику профессиональной деятельности.

Изучение профессиональной деятельности проводится в двух направлениях. Первое направление — описательное —  имеет своей целью составление  профессиограммы, описывающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека. Второе направление предполагает углубленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов «субъект труда» и «профессиональная среда», оценку структурного взаимного соответствия этих компонентов системы «человек — профессиональная среда».

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

 1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург: УГППУ, 1997.  –   244 с.

2. Иванова Е. М. Психологическая системная профессиография. –            М.: Пер Сэ, 2006. – 208 с.

3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990.  –    159 с.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2007. – 302 с.

5. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 207 с.

 


Информация о работе Современные классификации типов и видов профессиональной деятельности