Современные модели дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:00, реферат

Описание работы

Воспитание и развитие детей раннего возраста в современных условиях становится одной из актуальнейших проблем. Результатом государственной демографической политики является объективный рост рождаемости в РФ. При этом важнейшим фактором государственной поддержки семьи ставится обеспечение ее помощью в уходе за детьми раннего возраста, их воспитании и развитии.

Файлы: 1 файл

современные модели дошкольного образования.docx

— 34.33 Кб (Скачать файл)

Воспитание и развитие детей раннего возраста в современных  условиях становится одной из актуальнейших  проблем. Результатом государственной  демографической политики является объективный рост рождаемости в  РФ. При этом важнейшим фактором государственной поддержки семьи  ставится обеспечение ее помощью  в уходе за детьми раннего возраста, их воспитании и развитии.

 В связи с дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях и государственной политикой, ориентированной на обеспечение общедоступного дошкольного образования всем слоям населения, в настоящее время в регионе появились новые перспективные формы дошкольного образования для детей раннего возраста, задающие широкий спектр возможностей полного и неполного пребывания ребенка вместе с мамой и без нее в детском саду.

 На базе Тамбовского  областного государственного образовательного  учреждения для детей, нуждающихся  в психолого-педагогической и  медико-социальной помощи «Центр  психолого-медико-социального сопровождения «Возрождение» осуществляется проектирование новой модели образовательного развивающего пространства для детей раннего возраста, обеспечивающего их гармоничное, всестороннее развитие в специально организованной культурно-развивающей среде. Целью проекта является оказание квалифицированной помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста, создание условий для максимального охвата дошкольным образованием детей, начиная с раннего возраста.

 Центр игровой поддержки  ребенка – одна из форм оказания  помощи семье в воспитании  и развитии детей раннего возраста  на основе методов организации  игровой деятельности.

 Целью создания ЦИПР  является развитие детей раннего  возраста на основе использования  в практике воспитания современных  игровых технологий и адаптации  ребенка к поступлению в ДОУ. 

 Основными задачами  ЦИПР являются:

 оказание содействия  в социализации детей раннего  возраста на основе организации  игровой деятельности;

 разработка индивидуальных  программ игровой поддержки и  организации психолого – педагогического сопровождения ребенка;

 обучение родителей  и специалистов образовательных  учреждений способам применения  различных видов игровых средств  обучения; организация на их основе  развивающих игр и игрового  взаимодействия с детьми;

 консультирование родителей  (законных представителей) по созданию  развивающей среды в условиях  семейного воспитания, формированию  оптимального состава игровых  средств обучения, правилам их  выбора;

 ознакомление родителей  (законных представителей) и специалистов  образовательных учреждений с  современными видами игровых  средств обучения.

 Содержание и методы  деятельности ЦИПР определяются  программой образовательного учреждения, программами дополнительного образования,  индивидуально – ориентированными  программами, разрабатываемыми и  реализуемыми образовательным учреждением. 

 Важным условием функционирования  ЦИПР является создание игровой  предметно-развивающей среды, обеспечивающей  всестороннее развитие и комфортное  пребывание детей раннего возраста, а также освоение и внедрение  новых технологий: личностно-ориентированного  обучения, деятельностного подхода, метода Марии Монтессори, нетрадиционных техник рисования, игр по развитию мелкой моторики; использование ручной терапии (игры с песком, водой, тестом, глиной).

 

Значительным достижением  последнего времени стала разработка разнообразных форм взаимодействия образовательного учреждения с родителями детей, посещающих группы раннего возраста. Это позволяет организовать совместную деятельность близких взрослых и  педагогов в период адаптации  ребенка к пребыванию к детском саду, подготовить его к поступлению в образовательное учреждение, помочь родителям в воспитании ребенка, создании условий для укрепления здоровья и развития детей.

 В ТОГОУ ЦПМСС «Возрождение»  разработан комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий, направленных на облегчение процесса адаптации малышей к условиям детского сада, на оптимизацию состояния здоровья, развития, поведения детей раннего возраста.

 В целях повышения  качества психолого-педагогического  и медико-социального сопровождения  воспитанников в условиях Центра  специалистами Службы комплексного  сопровождения разработана интегрированная  форма ранней помощи детям. 

 Организация процесса  адаптации предполагает:

 • заблаговременное (за 3 месяца до поступления) медико-психологическое  консультирование ребенка; уточнение  данных о здоровье, уровне развития, особенностях поведения ребенка;  назначение корригирующих мер  на летний период;

 • постепенный прием  детей в Центр (не более 3 человек в неделю).;

 • наблюдение за  процессом адаптации каждого  ребенка, заполнение адаптационных  листов;

 • индивидуальные назначения  психолога, облегчающие процесс  адаптации. 

 Важным направлением  системы комплексной реабилитации  и оздоровления детей является  организация контроля за развитием детей с целью определения уровня развития каждого ребенка, которая предполагает:

 • определение правильности  медико-педагогических воздействий,  условий воспитания;.

 • определение уровня  развития ребенка и первоначальных  отклонений в его развитии,

 • корректировка педагогического  воздействия; 

 Сегодня в системе  психолого-педагогического сопровождения  реализуется такое комплексное  направление, как разработка (проектирование) индивидуальных программ сопровождения,  которые проектируется совместно  специалистами и педагогами Центра, работающими с ребенком

Чтобы увеличить охват  детей дошкольным образованием, в  городе апробируются новые модели дошкольного  образования - это группы кратковременного пребывания детей. Они организуется с целью подготовки детей к  школе. Цель пребывания ребенка в  такой группе - это оказание ему  образовательных услуг без сна  и без питания. Ребенок находится  в подобных группах три-четыре часа. Там проводятся занятия, чтобы обеспечить равный старт при поступлении  в школу им и тем детям, которые  приходят в школу из семьи. Также  существуют группы кратковременного пребывания детей раннего возраста, дети посещают их с шести месяцев вместе со своими мамами.

 Некоторые родители  опасаются, не будет ли страдать  ребенок вследствие резкого перехода  из домашней неорганизованной  среды в жестко структурированную  среду детского сада, где ему  уже не смогут уделять столько  внимания, как дома. Подумайте о  том, что помощь ребенку в  социализации (построении контактов  с миром людей, не включенных  в его семью) является важнейшей  задачей воспитания, не менее  значимой, чем забота о его  защите, питании и эмоциональном  благополучии. Социализация ребенка  проходит ряд существенных этапов. Сложность задачи для многих мам состоит в том, что адаптация к детскому саду предполагает наличие у мамы готовности отпустить ребенка, предоставить ему больше самостоятельности, и, в конце концов, способствовать обретению им независимости от самих родителей. В норме в этот период развития мама становится для ребенка, в первую очередь, партнером по играм, по освоению предметного мира и окружающего пространства. Меняется содержание контакта мамы с ребенком – от обеспечения эмоционально насыщенной связи к партнерским отношениям. Психологи считают, что с переходом на новый этап отношений с родителями, ребенок не теряет чего-либо (безопасность, защиту, эмоциональную связь и т.д.), а, наоборот, приобретает новый опыт построения отношений с близкими людьми и миром, делает важный шаг по пути взросления.

 Современная система  образования предлагает родителям  широкий выбор учреждений и  многообразие форм воспитания  и обучения. Ребенка можно определить  в детский сад на полный день или в группу кратковременного пребывания, а можно несколько раз в неделю посещать группы развития или игровой поддержки.

 Существуют учреждения коррекционного типа: логопедические детские сады, сады для часто болеющих детей и т.д..Форму воспитания и обучения лучше подбирать с учетом психофизиологических особенностей ребенка, принимая во внимание актуальный уровень его развития и зону ближайшего развития, которые может определить психолог во время проведения диагностических процедур.. Если учреждение подобрано с учетом индивидуальности ребенка, то малыш попадет в условия, помогающие ему обучаться в тех темпах и формах, которые соответствуют его возможностям, а грамотные воспитатели помогут скорректировать некоторые проблемы ребенка, например, возникающие в общении с детьми, со взрослыми, в усвоении материала, в развитии произвольной деятельности и т.д. Неслучайно родителям, собирающимся отдавать ребенка в детский сад, предлагается пройти комиссию, состоящую из специалистов разного профиля: детских и медицинских психологов, врачей, педагогов, логопедов. Такая комиссия проводит полную диагностику психофизиологического развития ребенка и, обладая информацией о детских учреждениях разного профиля, поможет выбрать оптимальную форму обучения.

Андреева Мария Серафимовна  заведующая МДОУ д\сад № 14 "Красная шапочка " г.Котовск

 Чтобы период адаптации  детей раннего возраста в группе  кратковременного пребывания проходил  легче, необходима профессиональная  помощь семье. Для этого нужно  проводить родительские собрания,консультации, конференции, индивидуальные беседы и т. д.Заведующая детским садом, старший воспитатель, воспитатели групп проводят родительские собрания. На первом родительском собрании родителей знакомят с психофизиологическими особенностями детей, со спецификой взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, предлагают их вниманию режим в группе и вариант планирования воспитательно-образовательной работы Во время первой встречи с родителями ставят ряд целей:

 • В индивидуальных  беседах выяснить условия жизни  ребенка дома, получить сведения  о состоянии его здоровья, привычках,  особенностях характера, режиме, взаимоотношениях между взрослыми  членами семьи; предложить заполнить  анкеты.

 • Рассказать о задачах  работы группы, познакомить с  программой воспитания и обучения, по которой работает детский  сад; помочь родителям осознать  важность обучения и развития  ребенка, необходимость его социализации  в среде незнакомых взрослых  и сверстников. 

 • Познакомить их  с сотрудниками дошкольного учреждения, которые будут работать с детьми.

 • Рассказать о режиме  дня и расписании занятий в  группе.

 • Предложить заполнить  «Родительский договор». Во время  второй встречи с родителями  нужно разъяснить значение режима  дня, ритмов сна, активного  бодрствования, прогулок. Уточнить  пожелания родителей по вопросам  питания ребенка, формирования  навыков самообслуживания и культурно-гигиенических  навыков и т. д. 

 Единая, согласованная  с семьей система педагогических  воздействий, опирающаяся на знание  возрастных и индивидуальных  особенностей, потребностей и условий  воспитания ребенка до поступления  в детский сад, позволит решить  проблему адаптации на должном  уровне .

Андреева Мария Серафимовна  заведующая МДОУ д\сад № 14 "Красная шапочка " г.Котовск

 Чтобы период адаптации  детей раннего возраста в группе  кратковременного пребывания проходил  легче, необходима профессиональная  помощь семье. Для этого нужно  проводить родительские собрания,консультации, конференции, индивидуальные беседы и т. д.Заведующая детским садом, старший воспитатель, воспитатели групп проводят родительские собрания. На первом родительском собрании родителей знакомят с психофизиологическими особенностями детей, со спецификой взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, предлагают их вниманию режим в группе и вариант планирования воспитательно-образовательной работы Во время первой встречи с родителями ставят ряд целей:

 • В индивидуальных  беседах выяснить условия жизни  ребенка дома, получить сведения  о состоянии его здоровья, привычках,  особенностях характера, режиме, взаимоотношениях между взрослыми  членами семьи; предложить заполнить  анкеты.

 • Рассказать о задачах  работы группы, познакомить с  программой воспитания и обучения, по которой работает детский  сад; помочь родителям осознать  важность обучения и развития  ребенка, необходимость его социализации  в среде незнакомых взрослых  и сверстников. 

 • Познакомить их  с сотрудниками дошкольного учреждения, которые будут работать с детьми.

 • Рассказать о режиме  дня и расписании занятий в  группе.

 • Предложить заполнить  «Родительский договор». Во время  второй встречи с родителями  нужно разъяснить значение режима  дня, ритмов сна, активного  бодрствования, прогулок. Уточнить  пожелания родителей по вопросам  питания ребенка, формирования  навыков самообслуживания и культурно-гигиенических  навыков и т. д. 

 Единая, согласованная  с семьей система педагогических  воздействий, опирающаяся на знание  возрастных и индивидуальных  особенностей, потребностей и условий  воспитания ребенка до поступления  в детский сад, позволит решить  проблему адаптации на должном  уровне .

Информация о работе Современные модели дошкольного образования