Воспитание и развитие
детей раннего возраста в современных
условиях становится одной из актуальнейших
проблем. Результатом государственной
демографической политики является
объективный рост рождаемости в
РФ. При этом важнейшим фактором
государственной поддержки семьи
ставится обеспечение ее помощью
в уходе за детьми раннего возраста,
их воспитании и развитии.
В связи с дефицитом мест
в дошкольных образовательных учреждениях
и государственной политикой, ориентированной
на обеспечение общедоступного дошкольного
образования всем слоям населения, в настоящее
время в регионе появились новые перспективные
формы дошкольного образования для детей
раннего возраста, задающие широкий спектр
возможностей полного и неполного пребывания
ребенка вместе с мамой и без нее в детском
саду.
На базе Тамбовского
областного государственного образовательного
учреждения для детей, нуждающихся
в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи «Центр
психолого-медико-социального сопровождения
«Возрождение» осуществляется проектирование
новой модели образовательного развивающего
пространства для детей раннего возраста,
обеспечивающего их гармоничное, всестороннее
развитие в специально организованной
культурно-развивающей среде. Целью проекта
является оказание квалифицированной
помощи семьям, воспитывающим детей раннего
возраста, создание условий для максимального
охвата дошкольным образованием детей,
начиная с раннего возраста.
Центр игровой поддержки
ребенка – одна из форм оказания
помощи семье в воспитании
и развитии детей раннего возраста
на основе методов организации
игровой деятельности.
Целью создания ЦИПР
является развитие детей раннего
возраста на основе использования
в практике воспитания современных
игровых технологий и адаптации
ребенка к поступлению в ДОУ.
Основными задачами
ЦИПР являются:
оказание содействия
в социализации детей раннего
возраста на основе организации
игровой деятельности;
разработка индивидуальных
программ игровой поддержки и
организации психолого – педагогического
сопровождения ребенка;
обучение родителей
и специалистов образовательных
учреждений способам применения
различных видов игровых средств
обучения; организация на их основе
развивающих игр и игрового
взаимодействия с детьми;
консультирование родителей
(законных представителей) по созданию
развивающей среды в условиях
семейного воспитания, формированию
оптимального состава игровых
средств обучения, правилам их
выбора;
ознакомление родителей
(законных представителей) и специалистов
образовательных учреждений с
современными видами игровых
средств обучения.
Содержание и методы
деятельности ЦИПР определяются
программой образовательного учреждения,
программами дополнительного образования,
индивидуально – ориентированными
программами, разрабатываемыми и
реализуемыми образовательным учреждением.
Важным условием функционирования
ЦИПР является создание игровой
предметно-развивающей среды, обеспечивающей
всестороннее развитие и комфортное
пребывание детей раннего возраста,
а также освоение и внедрение
новых технологий: личностно-ориентированного
обучения, деятельностного подхода, метода
Марии Монтессори, нетрадиционных техник
рисования, игр по развитию мелкой моторики;
использование ручной терапии (игры с
песком, водой, тестом, глиной).
Значительным достижением
последнего времени стала разработка
разнообразных форм взаимодействия
образовательного учреждения с родителями
детей, посещающих группы раннего возраста.
Это позволяет организовать совместную
деятельность близких взрослых и
педагогов в период адаптации
ребенка к пребыванию к детском саду,
подготовить его к поступлению в образовательное
учреждение, помочь родителям в воспитании
ребенка, создании условий для укрепления
здоровья и развития детей.
В ТОГОУ ЦПМСС «Возрождение»
разработан комплекс медико-психолого-педагогических
мероприятий, направленных на облегчение
процесса адаптации малышей к условиям
детского сада, на оптимизацию состояния
здоровья, развития, поведения детей раннего
возраста.
В целях повышения
качества психолого-педагогического
и медико-социального сопровождения
воспитанников в условиях Центра
специалистами Службы комплексного
сопровождения разработана интегрированная
форма ранней помощи детям.
Организация процесса
адаптации предполагает:
• заблаговременное (за
3 месяца до поступления) медико-психологическое
консультирование ребенка; уточнение
данных о здоровье, уровне развития,
особенностях поведения ребенка;
назначение корригирующих мер
на летний период;
• постепенный прием
детей в Центр (не более 3
человек в неделю).;
• наблюдение за
процессом адаптации каждого
ребенка, заполнение адаптационных
листов;
• индивидуальные назначения
психолога, облегчающие процесс
адаптации.
Важным направлением
системы комплексной реабилитации
и оздоровления детей является
организация контроля за развитием
детей с целью определения уровня развития
каждого ребенка, которая предполагает:
• определение правильности
медико-педагогических воздействий,
условий воспитания;.
• определение уровня
развития ребенка и первоначальных
отклонений в его развитии,
• корректировка педагогического
воздействия;
Сегодня в системе
психолого-педагогического сопровождения
реализуется такое комплексное
направление, как разработка (проектирование)
индивидуальных программ сопровождения,
которые проектируется совместно
специалистами и педагогами Центра,
работающими с ребенком
Чтобы увеличить охват
детей дошкольным образованием, в
городе апробируются новые модели дошкольного
образования - это группы кратковременного
пребывания детей. Они организуется
с целью подготовки детей к
школе. Цель пребывания ребенка в
такой группе - это оказание ему
образовательных услуг без сна
и без питания. Ребенок находится
в подобных группах три-четыре часа.
Там проводятся занятия, чтобы обеспечить
равный старт при поступлении
в школу им и тем детям, которые
приходят в школу из семьи. Также
существуют группы кратковременного пребывания
детей раннего возраста, дети посещают
их с шести месяцев вместе со своими
мамами.
Некоторые родители
опасаются, не будет ли страдать
ребенок вследствие резкого перехода
из домашней неорганизованной
среды в жестко структурированную
среду детского сада, где ему
уже не смогут уделять столько
внимания, как дома. Подумайте о
том, что помощь ребенку в
социализации (построении контактов
с миром людей, не включенных
в его семью) является важнейшей
задачей воспитания, не менее
значимой, чем забота о его
защите, питании и эмоциональном
благополучии. Социализация ребенка
проходит ряд существенных этапов.
Сложность задачи для многих мам
состоит в том, что адаптация к детскому
саду предполагает наличие у мамы готовности
отпустить ребенка, предоставить ему больше
самостоятельности, и, в конце концов,
способствовать обретению им независимости
от самих родителей. В норме в этот период
развития мама становится для ребенка,
в первую очередь, партнером по играм,
по освоению предметного мира и окружающего
пространства. Меняется содержание контакта
мамы с ребенком – от обеспечения эмоционально
насыщенной связи к партнерским отношениям.
Психологи считают, что с переходом на
новый этап отношений с родителями, ребенок
не теряет чего-либо (безопасность, защиту,
эмоциональную связь и т.д.), а, наоборот,
приобретает новый опыт построения отношений
с близкими людьми и миром, делает важный
шаг по пути взросления.
Современная система
образования предлагает родителям
широкий выбор учреждений и
многообразие форм воспитания
и обучения. Ребенка можно определить
в детский сад на полный день или
в группу кратковременного пребывания,
а можно несколько раз в неделю посещать
группы развития или игровой поддержки.
Существуют учреждения коррекционного
типа: логопедические детские сады, сады
для часто болеющих детей и т.д..Форму воспитания
и обучения лучше подбирать с учетом психофизиологических
особенностей ребенка, принимая во внимание
актуальный уровень его развития и зону
ближайшего развития, которые может определить
психолог во время проведения диагностических
процедур.. Если учреждение подобрано
с учетом индивидуальности ребенка, то
малыш попадет в условия, помогающие ему
обучаться в тех темпах и формах, которые
соответствуют его возможностям, а грамотные
воспитатели помогут скорректировать
некоторые проблемы ребенка, например,
возникающие в общении с детьми, со взрослыми,
в усвоении материала, в развитии произвольной
деятельности и т.д. Неслучайно родителям,
собирающимся отдавать ребенка в детский
сад, предлагается пройти комиссию, состоящую
из специалистов разного профиля: детских
и медицинских психологов, врачей, педагогов,
логопедов. Такая комиссия проводит полную
диагностику психофизиологического развития
ребенка и, обладая информацией о детских
учреждениях разного профиля, поможет
выбрать оптимальную форму обучения.
Андреева Мария Серафимовна
заведующая МДОУ д\сад № 14 "Красная
шапочка " г.Котовск
Чтобы период адаптации
детей раннего возраста в группе
кратковременного пребывания проходил
легче, необходима профессиональная
помощь семье. Для этого нужно
проводить родительские собрания,консультации,
конференции, индивидуальные беседы и
т. д.Заведующая детским садом, старший
воспитатель, воспитатели групп проводят
родительские собрания. На первом родительском
собрании родителей знакомят с психофизиологическими
особенностями детей, со спецификой взаимодействия
семьи и дошкольного учреждения, предлагают
их вниманию режим в группе и вариант планирования
воспитательно-образовательной работы
Во время первой встречи с родителями
ставят ряд целей:
• В индивидуальных
беседах выяснить условия жизни
ребенка дома, получить сведения
о состоянии его здоровья, привычках,
особенностях характера, режиме,
взаимоотношениях между взрослыми
членами семьи; предложить заполнить
анкеты.
• Рассказать о задачах
работы группы, познакомить с
программой воспитания и обучения,
по которой работает детский
сад; помочь родителям осознать
важность обучения и развития
ребенка, необходимость его социализации
в среде незнакомых взрослых
и сверстников.
• Познакомить их
с сотрудниками дошкольного учреждения,
которые будут работать с детьми.
• Рассказать о режиме
дня и расписании занятий в
группе.
• Предложить заполнить
«Родительский договор». Во время
второй встречи с родителями
нужно разъяснить значение режима
дня, ритмов сна, активного
бодрствования, прогулок. Уточнить
пожелания родителей по вопросам
питания ребенка, формирования
навыков самообслуживания и культурно-гигиенических
навыков и т. д.
Единая, согласованная
с семьей система педагогических
воздействий, опирающаяся на знание
возрастных и индивидуальных
особенностей, потребностей и условий
воспитания ребенка до поступления
в детский сад, позволит решить
проблему адаптации на должном
уровне .
Андреева Мария Серафимовна
заведующая МДОУ д\сад № 14 "Красная
шапочка " г.Котовск
Чтобы период адаптации
детей раннего возраста в группе
кратковременного пребывания проходил
легче, необходима профессиональная
помощь семье. Для этого нужно
проводить родительские собрания,консультации,
конференции, индивидуальные беседы и
т. д.Заведующая детским садом, старший
воспитатель, воспитатели групп проводят
родительские собрания. На первом родительском
собрании родителей знакомят с психофизиологическими
особенностями детей, со спецификой взаимодействия
семьи и дошкольного учреждения, предлагают
их вниманию режим в группе и вариант планирования
воспитательно-образовательной работы
Во время первой встречи с родителями
ставят ряд целей:
• В индивидуальных
беседах выяснить условия жизни
ребенка дома, получить сведения
о состоянии его здоровья, привычках,
особенностях характера, режиме,
взаимоотношениях между взрослыми
членами семьи; предложить заполнить
анкеты.
• Рассказать о задачах
работы группы, познакомить с
программой воспитания и обучения,
по которой работает детский
сад; помочь родителям осознать
важность обучения и развития
ребенка, необходимость его социализации
в среде незнакомых взрослых
и сверстников.
• Познакомить их
с сотрудниками дошкольного учреждения,
которые будут работать с детьми.
• Рассказать о режиме
дня и расписании занятий в
группе.
• Предложить заполнить
«Родительский договор». Во время
второй встречи с родителями
нужно разъяснить значение режима
дня, ритмов сна, активного
бодрствования, прогулок. Уточнить
пожелания родителей по вопросам
питания ребенка, формирования
навыков самообслуживания и культурно-гигиенических
навыков и т. д.
Единая, согласованная
с семьей система педагогических
воздействий, опирающаяся на знание
возрастных и индивидуальных
особенностей, потребностей и условий
воспитания ребенка до поступления
в детский сад, позволит решить
проблему адаптации на должном
уровне .