Современные модели дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:00, реферат

Описание работы

Воспитание и развитие детей раннего возраста в современных условиях становится одной из актуальнейших проблем. Результатом государственной демографической политики является объективный рост рождаемости в РФ. При этом важнейшим фактором государственной поддержки семьи ставится обеспечение ее помощью в уходе за детьми раннего возраста, их воспитании и развитии.

Файлы: 1 файл

современные модели дошкольного образования.docx

— 34.33 Кб (Скачать файл)

Дополнительное образование  по изодеятельности в детском саду.

 

 Для того, чтобы воспитывать у дошкольников невосприимчивость к художественным суррогатам, привить им против этого иммунитет, выработать художественный вкус, эстетическую изысканность, самостоятельность суждений, понимания подлинного искусства мы ввели в нашем детском саду дополнительное образование, открыв изостудию «Цветные ладошки». Основная цель художественно-эстетического образования – развитие гармоничной творческой личности ребенка. В нашей изостудии сформировались 2 группы по 15 человек, занятия проходят 2 раза в неделю по 45 минут.

 При ограниченном времени на изучение искусств на основных занятиях по рисованию в детском саду, важнейшей задачей моей Программы по дополнительному образованию в изостудии становится интенсификация повышения эффективности художественно-эстетического образования детей. Программа решает эту задачу, она рассчитана на 2 года обучения для детей 5-6 лет и включает в себя такие направления, как: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, художественный труд.

 Моя задача – формирование  эстетических знаний, закрепления  их в творческом опыте дошкольников, активировать, стимулировать, направлять  процесс творческих способностей  детей. 

 Осуществляя комплексное  обучение, в процессе работы удается  выявить художественно-образную  систему разных типов художественного  творчества: изобразительная, народная, декоративно-прикладное. Из этого  и состоят разделы моей Программы.  Такой подход дает возможность  строить дополнительные образования  в детском саду с учетом  многовекового культурного наследия  русского народа, народного и  декоративно-прикладного искусства,  древнерусских рукописей, изучение  русского народного костюма. Это  помогает не только заинтересовать  детей дошкольного возраста художественным  искусством, культурой и историей  своей страны, но и помогает  воспитывать гражданина-патриота, знающего, уважающего и ценящего духовно-материальное  наследие своего Отечества. 

 Разделы Программы  состоят из 4-х тематических подразделов: 

I. Основы художественного  изображения; 

II. Орнамент в искусстве  народов мира;

III. Народный орнамент  России;

IV. Художественный труд.

 Программой предусмотрены  задания как для индивидуального, так и для коллективного исполнения.

 Одним из основных  условий развития художественно-творческого  мышления детей в моей работе, является создание атмосферы,  благоприятствующей проявлению  новых идей и мнений. Первая  ступень на пути создания такой  атмосферы – развитие чувства  психологической защищенности у  детей. Критический высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемы или глупы, это самое верное средство подавить их творческие способности. Педагог должен поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость. Я стараюсь быть консультантом и помощником для своих детей и не навязываю свое видение мира, свои вкусы. Необходимо так руководить деятельностью, чтобы она радовала детей, вызывала положительное отношение, желание творить.

 Итак, что же дает  дополнительное образование в  изостудии «Цветные ладошки»  для детей нашего детского  сада? Это развитие индивидуальных  способностей и интересов, развития  одаренных личностей, умение творить  по законам красоты, формирование  способностей к мыслительной  деятельности, воспитание творческого  начала и инетерса к искусству. Обучение наших детей в дополнительном образовании по изобразительной деятельности открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет и интересует. Все виды художественной деятельности направлены на духовное воспитание, формирование культуры у детей.

В современных условиях, с  одной стороны, население испытывает острую нехватку мест в ДОУ, с другой стороны, образовательному учреждению предоставляется возможность работы в условиях самофинансирования и, соответственно, возможностью создания более широкого спектра услуг, предоставляемых  детям и их родителям. Анализ профессиональных ресурсов коллектива, состояние материально-технической  базы образовательного учреждения позволяет  создавать вариативные формы  работы с дошкольниками и родителями: группы адаптации детей раннего  возраста к условиям детского сада, группы по предшкольной подготовке, различного рода консультативно-диагностические центры .

 С приходом ребенка  в дошкольное учреждение его  жизнь существенным образом изменяется: строгий режим дня, отсутствие  родителей или других близких  взрослых, новые требования к  поведению, постоянный контакт  со сверстниками, новое помещение,  таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения. Все это  обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую  ситуацию, которая может привести  к невротическим реакциям (капризы,  страхи, отказ от еды, частые  болезни, психическая регрессия  и т. д.). Адаптация дошкольников  к ДОУ нередко проходит с  осложнениями. Эта проблема стоит  настолько остро, что необходимость  создания системы работы в  этом направлении очевидна.

 Речь идет не только  о мероприятиях, проводимых педагогами  для детей 

 и их родителей. Как  показывает опыт, заведующий,

 заместитель заведующего  и педагог-психолог должны контролировать  готовность воспитателей к приему  новых воспитанников. Повышение  возрастного порога начала посещения  дошкольного учреждения (с 1 до 2 лет), с одной стороны, и увеличение  образовательной нагрузки домашнего  ребенка – с другой, обусловливают  сложность работы педагога во  время привыкания воспитанника  к условиям детского сада.

 Период адаптации настолько  серьезен в жизни ребенка, что  требует решительных действий  со стороны взрослых для его  облегчения. Решение этой задачи  ложится, в первую очередь,  на педагогов ДОУ. Именно они  должны так организовать жизнь  ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно,  почти безболезненно приспосабливался  к новым условиям, чтобы у него  формировались положительное отношение  к детскому саду и навыки  общения, прежде всего со сверстниками. Однако работа с одними лишь  воспитанниками в период их  адаптации в ДОУ не дает  должного результата. Необходимо  активно сотрудничать с родителями  по этому вопросу. Лишь с  учетом этих требований привыкание  детей к детскому саду пройдет  максимально легко. 

 Необходимость активного  сотрудничества в группе кратковременного  пребывания (адаптации к условиям  ДОУ) педагога и родителя приводит  к появлению новой формы функционирования  группы - семейного клуба. Да, увеличивается  нагрузка на педагога, но одновременная  работа с детьми и их родителями  позволяет интенсифицировать процесс  изучения межличностных отношений,  методов воспитания в семье,  что позволит понять и принять  личность ребенка, установить  конструктивный контакт с родителями.

Российские дошкольные образовательные  учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении. соответствии с ним дошкольное образование и его учреждения должны решать достаточно широкий комплекс задач от охраны жизни и здоровья детей до приобщения к духовно-нравственным ценностям при тесном взаимодействии с семьей в интересах полноценного и гармоничного развития ребенка.

 Для дошкольных учреждений России характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.

 Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей. Кроме перечисленных дошкольных учреждений существуют и ясли, но их количество за последние 10 лет резко сократилось до незначительного, т.к., в силу различных причин экономического и не экономического характера, этот вид дошкольных учреждений перестал в массе своей выполнять основную функцию — оздоровительную, а заболеваемость детей становилась прогрессирующе высокой. На современном этапе развития каким бы не был детский сад, он сможет удовлетворить потребности родителей, самое главное чтобы количество их росло.

С 1991 по 2009 год количество дошкольных учреждений сократилось  в 1,8 раз. Численность детей в дошкольных учреждениях - почти в 2 раза.

 Сегодня происходит  рост рождаемости регионах. Поэтому  городах наблюдается острый дефицит мест в детских садах. В ближайшие годы этот дефицит будет существенно нарастать.

 Кроме того, значительного  расширения требует видовое разнообразие  дошкольных образовательных учреждений, а также разработка новых форм  дошкольного образования с учетом  возрастных и индивидуальных  особенностей детей, состояния  их здоровья, потребностей семей  и общества в целом. 

 Для этого необходимо  принимать конкретные меры:

-создавать нетрадиционные  организационно-педагогические формы  дошкольного образования: группы  краткосрочного пребывания, группы  с гибким графиком работы, дежурные  группы, группы физического развития  и укрепления здоровья, группы  развития индивидуальных наклонностей  и интересов и др.

- развивать сеть дошкольных  образовательных учреждений и  групп коррекционной и компенсирующей  направленности в связи со  значительным увеличением количества  детей, имеющих отклонения в  состоянии здоровья, общем развитии.

-содействовать развитию  нового нетрадиционного вида  дошкольного воспитания в семье,  организации подготовки нянь  и гувернеров для воспитания  и образования детей на дому, в том числе путем переподготовки  незанятого населения

Ушакова Галина Владимировна – учитель – логопед МДОУ детского сада комбинированного вида № 50 «Теремок»  г.Тамбова.

 

 Современная система  дошкольного образования развивается  и совершенствуется. Одно из важнейших  направлений деятельности – работа  с детьми – дошкольниками,  не посещающими ДОУ по разным  причинам. Учитывая, что в настоящее  время существует дефицит мест  в ДОУ, данное направление приобретает  особую актуальность.

 Для решения этой  проблемы создаются новые формы  дошкольного образования. Ими  являются структурные подразделения  ДОУ: центры игровой поддержки  (ЦИПР), консультативные пункты (КП), лекотеки и службы ранней помощи (СРП) для детей, воспитывающихся в условиях семьи, и родителей (законных представителей), возрождается институт гувернерства. Все они создаются и развиваются как система услуг семье, воспитывающей ребенка в домашних условиях.

 В нормативных документах  одной из основных задач ДОУ  определено «взаимодействие с  семьей для обеспечения полноценного  развития ребенка». Семья и детский  сад связаны преемственностью.

 В настоящее время  в обществе заметно возрастает  ценность семьи, материнства,  семейного воспитания. Семья –  один из древнейших «институтов», который пережил целые эпохи. Семья как источник питает высшие сферы жизни человека – чувство Родины и патриотизм. Вот почему так важно организовать взаимодействие между ДОУ и семьей на принципах диалога, сотрудничества и партнерства.

 Консультативный пункт  организуется по запросу родителей  для детей в возрасте от 1 года  до 7 лет, не посещающих ДОУ,  с целью обеспечения единства  семейного и общественного воспитания, формирования родительской компетентности  и оказания семье психолого – педагогической помощи, поддержки всестороннего развития личности ребенка. Консультативный пункт взаимодействует с комиссиями по комплектованию ДОУ, ПМПК, медицинскими учреждениями, центрами психолого – педагогической поддержки, муниципалитетами и другими организациями.

 Основные задачи консультативного  пункта:

- всесторонняя помощь  родителям и детям, не посещающим  ОУ, обеспечение равных стартовых  возможностей при поступлении  в школу; 

- консультативная помощь  родителям по различным вопросам  воспитания, обучения и развития  дошкольников;

- содействие социализации  детей дошкольного возраста, не  посещающих ДОУ; 

- комплексная профилактика  различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии  детей; 

- обеспечение взаимодействия  между государственными образовательными  учреждениями и другими организациями  социальной и медицинской поддержки  детей и родителей.

Совершенно очевидно, что  каждый детский сад находится  в своих особенных условиях. Территориальное  расположение, климатические и экологические  условия, национальная специфика региона, ведомственная принадлежность и  другие особенности во многом определяют возможности дошкольного образовательного учреждения.

 Анализ разнообразных  моделей и форм дошкольного  образования позволил нашему  коллективу сделать собственный  выбор. Это ЦИПР (Центр игровой  поддержки ребенка).

 При его открытии  мы использовали следующий алгоритм  действий:

1. Исследование запросов  населения с целью выбора наиболее  запрашиваемой модели.

2. Определение базы для  организации педагогического процесса.

3. Кадровое обеспечение,  т.е. принятие решения о том,  кто будет работать с детьми  и на каких условиях.

4. Разработка документации  и определение режима работы.

5. Отбор содержания педагогического  процесса и нерегламентированной  деятельности.

Информация о работе Современные модели дошкольного образования