Современные модели дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:00, реферат

Описание работы

Воспитание и развитие детей раннего возраста в современных условиях становится одной из актуальнейших проблем. Результатом государственной демографической политики является объективный рост рождаемости в РФ. При этом важнейшим фактором государственной поддержки семьи ставится обеспечение ее помощью в уходе за детьми раннего возраста, их воспитании и развитии.

Файлы: 1 файл

современные модели дошкольного образования.docx

— 34.33 Кб (Скачать файл)

6. Подбор диагностических  методик. 

 Центр игровой поддержки  ребенка является одной из  форм оказания помощи семье  в воспитании и развитии детей  дошкольного возраста.

 Главной целью деятельности  ЦИПР является развитие детей  раннего возраста на основе  использования в практике воспитания  современных игровых технологий  и адаптация ребёнка к поступлению  в дошкольное образовательное  учреждение.

 В ЦИПР организуются  лектории, теоритические и практические семинары для родителей по вопросам связанных с использованием и применением игровых средств обучения для детей дошкольного возраста.

 Следует отметить, что  в ЦИПР сотрудничество с семьёй  становится решающим фактором, т.к.  дети посещают ЦИПР вместе  с родителями. Основными формами  работы с ребенком и семьей  являются занятия, индивидуальный и групповой игровые сеансы, консультации.

 Полноценное образование  ребёнок может получить лишь  в том случае, если родители  играют и общаются с детьми  дома, используя при этом рекомендации  и результаты консультаций профессиональных  педагогов. Вместе с тем развивающий  характер образования в ДОУ,  эффективность индивидуального  подхода значительно совершенствуется  на основе систематического обсуждения  с родителями успехов и проблем  их ребёнка.

С каждым годом повышается роль дошкольного воспитания. Сейчас оно выполняет ряд социальных функций. В учебный процесс активно  внедряются инновационные программы  и технологии, способные формировать  у выпускника нашего ДОУ такие  ключевые компетенции как: коммуникативная, социальная, математическая, информационная, продуктивная, нравственная, физическая. Мы стараемся, чтобы наши воспитанники к моменту поступления в школу  достигали высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития и для  этого помимо новых форм, методов, технологий необходимо, С моей точки  зрения, обладать профессиональной компетентностью, то есть умением найти оптимальный  вариант решения проблемы с минимальными затратами.

 Ядро профессионального  становления воспитателя – динамичный  процесс формирования профессиональной  компетентности как интегративного  свойства личности профессионала:  совокупности познаний, эмоционально  – ценностных, личностных качеств,  позволяющих быть эффективным  в труде, добиваться продуктивных  результатов и саморазвиваться средствами профессии. Профессиональную компетентность можно рассматривать как характеристику способности и готовности педагога к проектированию и реализации профессиональной деятельности и собственного развития, она является интегральным качеством личности специалиста.

 Становление профессиональной  компетентности рассматривается  как многоуровневый и многоэтапный  процесс системного преобразования  опыта педагога в ходе взаимодействия  с профессионально – педагогической  культурой (содержанием своей  деятельности) и объектом труда  – ребенком (целью профессиональной  деятельности). Развитие профессиональной  компетентности и профессионального  становления педагога также можно  рассматривать как постоянно  усложняющийся по уровням процесс  развертывания субъектности педагога в ходе его образования

Гувернерская группа

 В МДОУ детском саду  комбинированного вида «Золотой  ключик» особой популярностью  среди родителей пользуются группа  кратковременного пребывания «АртМалыш» (для детей раннего возраста) и группа предшкольной подготовки «Хочу в школу!» (для детей 5-6 лет).

 Кроме этого в 2009 году творческой группой ДОУ  с целью изучения возможностей развития новых организационных форм дошкольного образования разработан проект «Гувернерская группа в ДОУ». Создан пакет документов для функционирования данной группы и в настоящее время разрабатывается комплексно-целевая программа.

 Именно гувернерская  группа (надомное образование) является  самой индивидуализированной формой  из всех предлагаемых в настоящее  время. К тому же на фоне  не снижающейся очередности в  детские сады растет так называемый  «серый рынок» услуг индивидуальных  предпринимателей. В их числе  малоквалифицированные домашние  воспитатели, гувернантки, нянечки,  деятельность которых не лицензируется,  выпадая из-под контроля и сферы  влияния государства. Организация  картотеки по подбору персонала  в детском саду позволит устранить  опасных для детей «конкурентов»  с рынка образовательных услуг. 

 Спектр услуг гувернерской  группы - это уход и присмотр  за ребенком «ребенок+няня», проведение развивающих, коррекционных, оздоровительных занятий «ребенок+гувернер»

 Гувернерская группа  – работа группы специалистов  в соответствии с индивидуальным  планом работы с ребенком без  отрыва от семьи и в привычных  для него домашних условиях.

 На основании Федеральной  целевой Программы развития образования  на 2006-2010гг (пост.Правительства РФ от 23.12.2005 № 803), а также Инструктивно-методического письма об организации апробации вариативных организационных моделей и форм дошкольного образования в пилотных регионах РФ дошкольные учреждения г.Тамбова вступят в эксперимент по апробации новой вариативной модели дошкольного образования – гувернерства в 2010 году.

Современная модель дошкольного  образования - прежде всего, личностно-ориентированная  модель, реализуемая на уровне практики, а не на уровне лозунга. В настоящее  время почти все программы, рекомендованные  для ДОУ, декларируют принцип  психического развития ребёнка и, в  первую очередь, личностного. Но если внимательно  посмотреть на содержание, методический и диагностический инструментарий, то чаще всего можно увидеть «должен  знать и уметь». А вот каким быть… компетентным, эмоциональным, инициативным, самостоятельным, творческим, ответственным, имеющим адекватную самооценку, уверенным в своих силах, способным выполнять правила поведения, выработанные в обществе и т. д. - это разве только в программе «Истоки». Если заглянуть в существующие сегодня обилие предназначенных играть роль методического обеспечения реализации общеобразовательных и парциальных программ, то и здесь чаще всего дело далеко отходит от слова. На словах (предисловие, введение, методические рекомендации) ребёнок - субъект собственного развития, обладатель неповторимой индивидуальности, носитель личностного начала, а в практической части (планы, конспекты занятий) вплоть до подготовительной к школе группы - познакомить, учить, упражнять, закреплять, формировать, воспитывать. Так кто же он в таком случае, субъект или, всё же, объект? Аналогичная ситуация и в практической педагогике.

 Задачи расширять, углублять,  уточнять, развивать ставятся крайне  редко. А уж узнать, исследовать, анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать - это вообще эксклюзив. Возникает ощущение, что ребёнок получает образование исключительно в стенах ДОУ.

 И если всё же  используется обращение к опыту  ребёнка, то обсуждается он  чаще всего не в равноправном  диалоге, а в жёстко-оценочной  ситуации (правильно-неправильно). А ведь суть личностно-ориентированной педагогики заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Именно в этой ситуации и проявляется, в большей степени, практическое признание самобытности и уникальности каждого малыша.

[r]Теплякова Любовь Александровна - методист МДОУ ЦРР - детский сад "Солнышко" г. Котовска

Реализация любой модели предшкольного образования требует специальной дополнительной работы по обоснованию и разработке программ, отбору содержания, созданию всего учебно-методического комплекса предшкольного образования по подготовке специалистов. На основе вариативности форм и способов образования можно радикально изменить подход к созданию предшкольных групп: при наличии свободных площадей они могут организовываться в уже существующих сегодня образовательных учреждениях, имеющих дошкольные подразделения, в зависимости от конкретной демографической ситуации, социального заказа, кадрового резерва и т.д., в различных организационных формах: в рамках единой системы «школа-сад» (или «прогимназия»); как автономное структурное подразделение образовательной организации; как дополнительные образовательные услуги; как подготовительные курсы, перешедшие от «натаскивания» к образованию; как элемент системы дополнительного образования.

 Условно можно выделить  несколько «разноресурсных» (разнозатратных) моделей предшкольного образования: модель, ориентированная на полноценное формирование готовности ребенка к школе - готовность к обучению, все стороны личностной готовности, физическую готовность («гармоничная модель»). Данная модель в полном объеме реализуется в дошкольных образовательных учреждениях; модель, ориентированная преимущественно на личностное развитие и формирование физической готовности ребенка к школе («развивающая модель»). Реализуется в учреждениях дополнительного образования (Домах творчества и т.п.), где имеются специалисты, способные обеспечить всестороннее развитие ребенка; модель, направленная на формирование у ребенка не просто предпосылки к овладению чтением, письмом, счетом, а умения читать, писать, считать на достаточно высоком уровне – прогимназии; модель, ориентированная в основном на формирование готовности к обучению («редукционная модель») - большинство существующих в настоящее время групп подготовки к школе, организуемых при школах.

 Однако при всем  разнообразии реализуемых моделей  предшкольного образования необходимо предусмотреть наличие следующих основных компонентов: игровых занятий развивающего характера различной содержательной направленности. Комплекс изучаемых предметов должен открывать ребенку возможность воспринимать мир в его целостности, многообразии и богатстве красок, звуков, движений. Только в этом случае успешно обогащается эмоционально-нравственный и познавательный опыт детей; досуговых и праздничных программ, направленных на социальное и эмоциональное развитие дошкольников. Многоролевое взаимодействие детей и взрослых, укрепление семейных взаимоотношений. Здесь необходимо практическое обучение родителей основам организации семейных праздников. Важна также форма предъявления результатов образовательной деятельности; психологического сопровождения образовательного процесса. Необходимы разнообразные задания, направленные на совместную развивающую деятельность детей и взрослых. На выбор предлагается и количество, и виды, и формы упражнений, самостоятельных действий, наблюдений и др.; организации взаимодействия с родителями.

 Выбор той или иной  модели предшкольного образования, образовательной программы, режима или его компонентов, а также схемы финансирования может стать предметом договора дошкольной образовательной организации и родителей, которые консультируются со специалистами и делают ответственный выбор относительно образования своего ребенка.


Информация о работе Современные модели дошкольного образования