Сознание и бессознательное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 13:25, контрольная работа

Описание работы

Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания. Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.

Содержание работы

1 Сознание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 История изучения сознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Сознание, как высшая ступень развития психики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3 Взаимодействие сознания и бессознательного. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2 Бессознание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.1 Исследование бессознательного философами и учеными. . . . . . . . . . . . . . . 12
2.2 Как зарождается бессознательное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.3 Бессознательное проявление в психике и поведении человека. . . . . . . . . . . 16
2.4 Установка как форма бессознательного. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2.5 Теория З. Фрейда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Файлы: 1 файл

сознание и бессознательное.docx

— 62.83 Кб (Скачать файл)

Тема  «Сознание и бессознательное»

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3

1 Сознание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.1  История изучения  сознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  5

1.2 Сознание, как высшая  ступень развития психики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

1.3 Взаимодействие сознания  и бессознательного. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

2 Бессознание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

2.1 Исследование бессознательного  философами и учеными. . . . . . . . . . . . . . . 12

2.2 Как зарождается бессознательное  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

2.3 Бессознательное проявление  в психике и поведении человека. . . . . . . . . . . 16

2.4 Установка как форма  бессознательного. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . .17

2.5 Теория З. Фрейда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . 18

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . 22

Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

 

 

 

2



Введение

Существенное отличие человека от животных состоит в его способности  рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и  программы. Все это связано со сферой человеческого сознания. 

Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается  как в нашей стране, так и  за рубежом. И в настоящее время  возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.  

3


Часто, совершив  определенный поступок, человек, не может сам себе ответить на вопрос, почему он поступил именно так, а не иначе. Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам могут существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки. Важно иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения могут возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне. Размышляя о психике и поведении человека, мы должны особое внимание уделить проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного. Актуальность и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации. Данную проблему, по словам В. П. Зинченко, уже начали включать в число глобальных проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.   


Как отмечалось выше, сознание стало  первым предметом психологии. Однако психология сознания не представляла собой целостного подхода, а, скорее, являлась конгломератном нескольких парадигм исследования, объединенных общим предметом  и согласием во взгляде на психологию как науку и «непосредственном  опыте» (В. Вундт). Такое понимание  психологии предполагало метод интроспекции в качестве основного ее исследовательского приема. Одновременно со структурной  психологией В.Вундта развивалась  теория актов сознания немецкого  философа Ф.Брентано (1838-1917гг.), в 1874г. им был опубликован ыундаментальный труд «Психология с эмпирической точки зрения», где главным предметом психологии Брентано считал не содержание и структуру сознания, как Вундт, а активность сознания. Структурализму В.Вундта противостоял функционализм известного американского философа и психолога В.Джеймса (1842-1910гг.), где Джеймс использовал метафору потока сознания, котопая фиксировала динамичность психических явлений. Цель психологии Джеймс полагал не в выявлении элементов опыта, а в изучении приспособительной функции сознания. Таким образом, классическая психология сознания заложила основы психологии, как самостоятельной дисциплины.

Цель данной работы определяется как  исследование сознания и бессознательных  компонентов человеческой психики, их формирование, проявление и значение.         

Задачами являются:                

1) Раскрытие вопроса сознания  как высшей ступени развития  психики человека;                                                                                                                    

2) Выявление бессознательных проявлений  в психике человека, их роль  в поведении.

4


 


1 Сознание

Сознание и в наши дни является предметом психологического исследования. История проблемы сознания в отечественной  психологии еще ждет своего исследователя. Предреволюционный период можно  назвать плодотворным в разработке проблемы сознания. Как известно, И. П. Павлову, основоположнику науки  о высшей нервной деятельности, принадлежит  мысль о коренных различиях корковых процессов человека и животных, что  связывалось им с наличием у человека особого класса условных сигналов –  словесных раздражителей. Вопрос о  специфике аналитико-синтетической  деятельности мозга человека по сравнению  с мозгом животных имеет самое  непосредственное отношение к механизмам сознания. Словесные сигналы, по Павлову, вносят “новый принцип” в работу коры больших полушарий человека.      

1.1 История изучения сознания

5


Уже в ранние 20-е года проблема сознания начала вытесняться. В это время  происходит зарождение нового подхода  в психологии, С. А. Рубенштейн связывал это марксизмом, что было более  ограничено по сравнению с психоанализом  и реактологией. На передний план выступила  реактология со своим пренебрежением к проблематике сознания, и психоанализ  со своим акцентом на изучение подсознания  и бессознательного. Сущность сознания принято видеть в способности  человека к абстрактному вербальному  мышлению, орудием и средством  которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества. Отвлеченное  речевое мышление во многих работах  рассматривается как главная  характеристика сознания, с которой  связываются многие другие его особенности  и проявления. Но все же в советской  психологии общее понимание природы  сознания получает весьма разную конкретизацию  у разных авторов.     


6


В современной западной философии  и психологии отсутствует какая-либо общая концепция сознания, и понимание  его природы является весьма противоречивым. Одни видят в сознании чисто логическую конструкцию, своего рода абстракцию от множества состояний субъекта, другие – свойства индивидуальности, третьи – дополнительный внутренний аспект человеческой активности, для которой активность мозга и тела есть дополнительный внешний аспект. В подходе к проблеме сознания все еще сильны интроспекционистские тенденции, в силу которых многие продолжают считать, что главный признак сознания – это субъективные переживания, внутренняя данность субъекту его психических состояний. В связи с этим в западной психологии далеко не всегда проводится различие между понятиями психики и сознания.     Одно из первых представлений о структуре сознания ввел З. Фрейд. Его иерархическая структура выглядит следующим образом: подсознание-сознание-сверхсознание, и она, видимо, уже исчерпала свой объяснительный материал. Но необходимы более приемлемые пути к анализу сознания, а подсознание и бессознательное вообще не обязательны как средство в изучении сознания. Более продуктивной является давняя идея Л. Фейербаха о существовании сознания для сознания и сознания для бытия, развивавшаяся Л. С. Выгодским. Можно предположить, что это единое сознание, в котором существует два слоя: бытийный и рефлекторный. Что входит в эти слои? А. Н. Леонтьев выделил 3 основных образующих сознания: чувственную ткань образа, значение и смысл. А уже Н. А. Бернштейн ввел понятие живого движения и его биодинамической ткани. Таким образом, при добавлении этого компонента мы получаем двухслойную структуру сознания. Бытийный слой образует биодинамическая ткань живого движения и действия и чувственная ткань образа. Рефлекторный слой образует значение и смысл. Все компоненты предлагаемой структуры уже являются объектами научного исследования. 


Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком – это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения-понятия. Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы осмысления значений и означения смыслов выступают средствами диалога и взаимопонимания. На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в определенной ситуации поведения необходима актуализация нужного образа и двигательной программы, то есть образ действия должен вписываться в образ мира. На рефлективном слое происходит соотношение мира идей, понятий, житейских и научных знаний со значением, и мира человеческих ценностей, переживаний, знаний со смыслом. Биодинамическая ткань и значение доступны постороннему наблюдателю и некоторым формам регистрации и анализа. Чувственная ткань и смысл лишь частично доступны самонаблюдению. Посторонний наблюдатель может делать о них заключения на основе косвенных данных, таких, как поведение, продукты деятельности, поступки, отчеты о самонаблюдении. 

1.2 Сознание, как высшая ступень  развития психики

Но, несмотря на все исследования и  многочисленные теории, на вопрос “Что такое сознание?” – вряд ли можно  дать ответ, обладающий точностью математической формулы. Слишком сложен и своеобразен  объект. Однако ошибочно считать, что в области явлений сознания нет закономерностей и что оно непознаваемо. Как и понятие психики, понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у разных авторов, в разных философских системах и школах.        

7


В настоящее время перечень эмпирических признаков сознания является более  или менее установившимся и совпадающим  у разных авторов. Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается  в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены следующим  образом: 


1. Человек, обладающий сознанием,  выделяет себя из окружающего  мира, отделяет себя, свое “я”  от внешних вещей, а свойства  вещей – от них самих. 

2. Способен увидеть себя находящимся  в определенном месте пространства  и в определенной точке временной  оси, связывающей настоящее, прошлое  и будущее. 

3. Способен увидеть себя в  определенной системе отношений  с другими людьми.      

4. Способен устанавливать адекватные  причинно-следственные отношения  между явлениями внешнего мира  и между ними и своими собственными  действиями.   

5. Отдает отчет в своих ощущениях,  мыслях, переживаниях, намерениях и  желаниях.  

6. Знает особенности своей индивидуальности  и личности.

7. Способен планировать свои  действия, предвидеть их результаты  и оценивать их последствия,  т.е. способен к осуществлению  преднамеренных произвольных действий.         

Все эти признаки противопоставляются  противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психических  процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий.    

8


Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой  деятельности происходит накопление знаний. “Язык – особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание”  – как отметил А. В. Петровский – “Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится реальным сознанием”.       Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что сознание—это высшая, свойственная только лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и его собственного бытия и определяется не непосредственно его тесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Проще сказать, это весь материал, хранящийся в памяти, который доступен воспроизведению. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой  взаимодействия человека с действительностью и управления ею. Сознание человека помогает ему глубже понять мир, понять то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения. Оно помогает делать заключения и выводы. Сознание всегда активно и интенционально.


 

1.3 Взаимодействие сознания  и бессознательного

Бессознательные явления, вместе с предсознательными управляют  поведением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующего постоянного внимания и сознательного  контроля, и включается в действие в следующих случаях:

9


              1. Когда перед человеком возникают  неожиданные, интеллектуально сложные  проблемы, не имеющие очевидного  решения.

Информация о работе Сознание и бессознательное