Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 13:25, контрольная работа
Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания. Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.
1 Сознание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 История изучения сознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Сознание, как высшая ступень развития психики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3 Взаимодействие сознания и бессознательного. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2 Бессознание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.1 Исследование бессознательного философами и учеными. . . . . . . . . . . . . . . 12
2.2 Как зарождается бессознательное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.3 Бессознательное проявление в психике и поведении человека. . . . . . . . . . . 16
2.4 Установка как форма бессознательного. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2.5 Теория З. Фрейда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Тема «Сознание и бессознательное»
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Сознание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 История изучения сознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Сознание, как высшая ступень развития психики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3 Взаимодействие сознания и бессознательного. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2 Бессознание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.1 Исследование бессознательного философами и учеными. . . . . . . . . . . . . . . 12
2.2 Как зарождается
2.3 Бессознательное проявление
в психике и поведении
2.4 Установка как форма бессознательного. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2.5 Теория З. Фрейда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2
Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.
Проблема сознания и бессознательного
давно и интенсивно разрабатывается
как в нашей стране, так и
за рубежом. И в настоящее время
возникают различные точки
3
Часто, совершив определенный поступок, человек, не может сам себе ответить на вопрос, почему он поступил именно так, а не иначе. Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам могут существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки. Важно иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения могут возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне. Размышляя о психике и поведении человека, мы должны особое внимание уделить проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного. Актуальность и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации. Данную проблему, по словам В. П. Зинченко, уже начали включать в число глобальных проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.
Как отмечалось выше, сознание стало первым предметом психологии. Однако психология сознания не представляла собой целостного подхода, а, скорее, являлась конгломератном нескольких парадигм исследования, объединенных общим предметом и согласием во взгляде на психологию как науку и «непосредственном опыте» (В. Вундт). Такое понимание психологии предполагало метод интроспекции в качестве основного ее исследовательского приема. Одновременно со структурной психологией В.Вундта развивалась теория актов сознания немецкого философа Ф.Брентано (1838-1917гг.), в 1874г. им был опубликован ыундаментальный труд «Психология с эмпирической точки зрения», где главным предметом психологии Брентано считал не содержание и структуру сознания, как Вундт, а активность сознания. Структурализму В.Вундта противостоял функционализм известного американского философа и психолога В.Джеймса (1842-1910гг.), где Джеймс использовал метафору потока сознания, котопая фиксировала динамичность психических явлений. Цель психологии Джеймс полагал не в выявлении элементов опыта, а в изучении приспособительной функции сознания. Таким образом, классическая психология сознания заложила основы психологии, как самостоятельной дисциплины.
Цель данной работы определяется как исследование сознания и бессознательных компонентов человеческой психики, их формирование, проявление и значение.
Задачами являются:
1) Раскрытие вопроса сознания
как высшей ступени развития
психики человека;
2) Выявление бессознательных
4
5
Уже в ранние 20-е года проблема сознания начала вытесняться. В это время происходит зарождение нового подхода в психологии, С. А. Рубенштейн связывал это марксизмом, что было более ограничено по сравнению с психоанализом и реактологией. На передний план выступила реактология со своим пренебрежением к проблематике сознания, и психоанализ со своим акцентом на изучение подсознания и бессознательного. Сущность сознания принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества. Отвлеченное речевое мышление во многих работах рассматривается как главная характеристика сознания, с которой связываются многие другие его особенности и проявления. Но все же в советской психологии общее понимание природы сознания получает весьма разную конкретизацию у разных авторов.
6
В современной западной философии
и психологии отсутствует какая-либо
общая концепция сознания, и понимание
его природы является весьма противоречивым.
Одни видят в сознании чисто логическую
конструкцию, своего рода абстракцию от
множества состояний субъекта, другие
– свойства индивидуальности, третьи
– дополнительный внутренний аспект человеческой
активности, для которой активность мозга
и тела есть дополнительный внешний аспект.
В подходе к проблеме сознания все еще
сильны интроспекционистские тенденции,
в силу которых многие продолжают считать,
что главный признак сознания – это субъективные
переживания, внутренняя данность субъекту
его психических состояний. В связи с этим
в западной психологии далеко не всегда
проводится различие между понятиями
психики и сознания. Одно из первых представлений о структуре
сознания ввел З. Фрейд. Его иерархическая
структура выглядит следующим образом:
подсознание-сознание-
Но, несмотря на все исследования и многочисленные теории, на вопрос “Что такое сознание?” – вряд ли можно дать ответ, обладающий точностью математической формулы. Слишком сложен и своеобразен объект. Однако ошибочно считать, что в области явлений сознания нет закономерностей и что оно непознаваемо. Как и понятие психики, понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у разных авторов, в разных философских системах и школах.
7
В настоящее время перечень эмпирических признаков сознания является более или менее установившимся и совпадающим у разных авторов. Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены следующим образом:
1. Человек, обладающий сознанием,
2. Способен увидеть себя
3. Способен увидеть себя в
определенной системе
4. Способен устанавливать
5. Отдает отчет в своих
6. Знает особенности своей
7. Способен планировать свои
действия, предвидеть их результаты
и оценивать их последствия,
т.е. способен к осуществлению
преднамеренных произвольных
Все эти признаки противопоставляются противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий.
8
Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний. “Язык – особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание” – как отметил А. В. Петровский – “Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится реальным сознанием”. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что сознание—это высшая, свойственная только лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и его собственного бытия и определяется не непосредственно его тесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Проще сказать, это весь материал, хранящийся в памяти, который доступен воспроизведению. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею. Сознание человека помогает ему глубже понять мир, понять то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения. Оно помогает делать заключения и выводы. Сознание всегда активно и интенционально.
1.3 Взаимодействие сознания и бессознательного
Бессознательные явления, вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующего постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:
9
1. Когда перед человеком