2. Когда человеку требуется преодолеть
физическое или психологическое
сопротивление на пути движения
мысли или телесного органа.
3. Когда необходимо осознать и
найти выход из какой-либо конфликтной
ситуации, которая сама собой
разрешиться без волевого решения
не может.
4. Когда человек неожиданно оказывается
в ситуации, содержащей в себе
потенциальную угрозу для него,
в случае непринятия немедленных
решений и действий.
Подобного рода ситуации возникают
перед людьми практически беспрерывно,
поэтому сознание как высший орган
психической регуляции поведения
постоянно присутствует и функционирует.
Наряду с ним многие поведенческие
акты осуществляются на уровне пред- и
бессознательной регуляции, так что
в реальной действительности одновременно
в управлении поведением человека участвуют
многие различные уровни его психической
регуляции.
10
Вместе с тем следует
признать, что в свете имеющихся
научных данных вопрос об отношениях
между сознательным и другими
уровнями психической регуляции
поведения, в частности бессознательным,
остается сложным и не решается вполне
однозначно. Основной причиной этого
является тот факт, что существуют
разные типы бессознательных психических
явлений, которые по-разному соотносятся
с сознанием. Есть бессознательные
психические явления, находящиеся
в области предсознания, т.е. представляющие
собой факты, связанные с более
низким уровнем психической регуляции
поведения, чем сознания. Таковы бессознательные
ощущения, восприятия, память, мышления
и установки.
Другие бессознательные
явления представляют собой такие,
которые раньше осознавались, но со
временем ушли в сферу бессознательного.
Третий тип бессознательных
явлений – те, о которых говорил
З.Фрейд. Это – желания, мысли, намерения,
потребности, вытесненные из сферы
человеческого сознания под влиянием
цензуры.
Каждый из типов бессознательных
явлений по-разному связан с поведением
человека и его сознательной регуляцией.
Первый тип бессознательного есть просто
нормальное звено в общей системе
психической поведенческой регуляции,
и возникает на пути продвижения
информации от органов чувств или
из хранилищ памяти к сознанию (кроме
головного мозга). Второй тип бессознательного
можно рассматривать как определенный
этап на этом пути, но при движении как
бы в обратном направлении по нему:
от сознания к бессознательному, в
частности к памяти. Третий тип
бессознательного относится к мотивационным
процессам и возникает при столкновении
разнонаправленных, конфликтных с точки
зрения морали мотивационных тенденций.
11
2 Бессознание
Общая идея о бессознательном встречается
еще в древнеиндийском учении
Потанджали, в котором это понятие
трактовали как высший уровень познания,
как институт и даже как движущая
сила вселенной. Проблема бессознательного
нашла отражение в учении Платона
о познании как воспоминании, тесно
связанным с идеей и наличии
в душе скрытых, неосознанных знаний,
о которых сам субъект может
даже совсем ничего и не подозревать.
Иное освещение вопрос приобрел в
концепции Декарта, который исходил
из тождества психики и сознания.
Отсюда идея о том, что за предметами
сознания протекают не только физиологические,
но и психические процессы. Спиноза
утверждал, что люди осознают свои желания,
но не причины, которые их определяют.
2.1 Исследование бессознательного
философами и учеными
12
В истории философской и психологической
мысли впервые лишь Лейбницу удалось
вполне отчетливо сформулировать концепцию
бессознательного как низшей формы
духовной деятельности. Бессознательными
бывают врожденные, приобретенные и
вытесненные из сознания идеи. Кант
связывал понятие бессознательного
с чувственным познанием, с интуицией.
Он указал на наличие сферы восприятия
чувств, которые не осознаются, хотя
и можно прийти к выводу о их
существовании. В противоположность
принципам рационализма представители
теории романтизма развивали идею бессознательного
как глубинного источника, прежде всего
художественного творчества. Шопенгауэр,
например, выдвинул иррациональную концепцию
бессознательного, рассматривая его
как волю в природе, источник жизни,
которому противостоит беспомощное
сознание. В иррациональном духе трактовал
бессознательное и Ф. Ницше. Он считал,
что вера в человеческом разуме играет
второстепенную роль и, в конечном счете,
быть может исчезнуть и уступить
место полнейшему автоматизму, то есть
деятельности, осуществляемой бессознательно.
Такие психологи, как Гербарт, Фехнер,
Вундт и др. положили начало психологическому
исследованию проблемы бессознательного.
Согласно Гербарту, несовместимые
идеи могут вступить между собой
в конфликт. При этом более слабые
психические явления вытесняются
из сознания, продолжая воздействовать
на него. Вундт считал, что восприятие
и сознание базируются на осознаваемых
логических процессах. Он пытался установить
связь законов логического развития
мысли с бессознательными явлениями,
утверждал существование не только
осознаваемого, но и неосознанного
“Мы”. Существенным толчком в исследовании
бессознательного явились опыты
в области психиатрии, прежде всего
французских психиатров Шарко и
Жане, которые в лечебных целях
стали применять гипнотические
методы воздействия на сферу сознательного.
Сеченов прямо выступил против концепций,
отожествлявших психическое и сознательное.
Павлов связывал явление бессознательного
с исследованием тех участков мозга, которые
обладают минимальной возбудимостью. Психофизиологические
аспекты бессознательного широко исследовались
в современной науке в связи с анализом
сна и гипнотических состояний корковых
и подкорковых образований. В последнее
время обсуждаются возможности применения
кибернетических представлений и методов
моделирования бессознательного. При
всем этом, целостной теории, объединяющей
механизм и структуру бессознательного,
до настоящего времени построить не удалось.
2.2 Как зарождается бессознательное
13
Как зарождается бессознательное?
– этот вопрос также достоин внимания.
Бессознательное возникает в
детстве человека. Практически каждый
вспоминает из раннего детства только
отрывочные детали ничего не значащих
сцен, совершенно забыв те события,
которые тогда были для него важнее
всего. Эти собственно детские душевные
силы, не воспринимаемые сознанием
взрослого, не могут бесследно исчезнуть.
В психическом мире также господствует
закон сохранения энергии, инфантильное,
вытесненное из сознательной душевной
жизни, не исчезает, оно образует тот
центр, вокруг которого кристаллизуется
бессознательная душевная жизнь. Следствием
такого положения была бы никогда
не кончающаяся борьба; сознание, которое
должно разбираться во впечатлениях
внешнего мира, было бы всецело занято
восприятием этой психической борьбы,
и психическая экономия была бы нарушена.
Только вытеснение пережитых форм удовлетворения
полового чувства из поля зрения сознания
дает возможность сохранить сознание
для чувствительных восприятий и
удержать психику в равновесии. То,
с чем мы познакомились только
что – ядро, но не весь его объем.
На пути своего развития человеку приходится
отказываться более всего в сексуальной
области, и этот отказ труднее
всего провести в жизнь; но содержание
бессознательного образует и другие, не
приведенные в исполнение желания. Следствием
неудачного вытеснения является невроз.
Но и у здоровых людей, при благоприятных
условиях сна, невыполненные желания в
определенный момент вступают в связь
с детскими, и из этого соединения возникает
сновидение. Следует упомянуть известный психологический
механизм, делающий возможным распределение
психологического материала между сознательным
и бессознательным. При столкновении двух
антагонистов, например, при противопоставлении
любви и ненависти, когда оба чувства направлены
на один и тот же объект, более слабое должно
уйти в бессознание. Бессознательное желание
влияет в определенном направлении на
важнейшие процессы душевной жизни. Бессознание
как психическое явление – это специфическое
отражение действительности, выражение
потребностей организма и переживание
определенной модальности; оно способно
к различению, выбору, творчеству, угадыванию.
Бессознательное не аморфно. Оно имеет
структуру, элементы которой связаны между
собой. Рассмотрим последовательно некоторые
14
структурные компоненты. Начнем с
ощущений. Мы ощущаем все, что действует
на нас. Но далеко не все становится
при этом фактом сознания. Возможно
образование условных рефлексов
на различные раздражения внутренних
органов, которые доходят до коры
головного мозга, но не превращаются
в ощущения. Существуют подсознательные
ощущения. Если бы на различные воздействия
человек мог бы реагировать только
осознанно, он не справился бы с подобной
задачей, будучи не в состоянии мгновенно
переключаться с одного воздействия
на другое, или держать в фокусе
своего внимания бесчисленные раздражители.
К счастью, мы обладаем способностью
отключаться от одного воздействия и сосредотачиваться
на другом, не замечая третьего. Деятельность человека в обычных условиях
является осознанной. Вместе с тем отдельные
ее элементы осуществляются бессознательно
или полубессознательно, автоматизировано.
Например, просыпаясь утром, мы машинально
производим длинный ряд действий. В жизни
у человека формируются сложные привычки,
навыки и умения, в которых сознание одновременно
и присутствует и отсутствует, оставаясь
как бы нейтральным. Любое автоматизированное
действие носит неосознанный характер.
Автоматизация разнообразных функций
составляет необходимую особенность протекания
психических процессов. Автоматизмы оттачиваются
и облегчают многие виды деятельности,
в ряде умственных и практических действий
обслуживают высшие формы сознательной
деятельности. Привычка распространяется
на все виды деятельности. Сознание, осуществляя
как бы суммарное самонаблюдение, в любой
момент может взять под контроль автоматизированное
действие, остановить его, ускорить или
замедлить. Человеческая деятельность
сознательна в отношении тех результатов,
которые первоначально существовали в
замысле, намерении как цель. Из всей суммы
имеющихся знаний в определенный момент
в фокусе сознания выделяется лишь малая
их доля. О некоторых хранящихся в мозгу
сведениях люди даже не подозревают. В
регулировании поведения человека играют
немаловажную роль какие-то впечатления,
полученные в раннем детстве, и прочно
осевшие в глубинах неосознанной психики.
Богатой сферой бессознательной душевной
жизни является иллюзорный мир сновидений,
в котором картины реальности, как
15
правило, разорваны, не сцеплены звеньями
логики. Известно, что поддавшийся
гипнозу человек какое-то время
удерживает под порогом своего сознания
сложные инструкции и реализует
их в объективных условиях, то есть
по указанию гипнотизера. Некоторые
люди обладают способностью обучаться
во сне, причем такую способность
можно развить путем внушения
и самовнушения.
2.3 Бессознательное проявление
в психике и поведении человека
16
Наряду с сознательными формами
отражения и деятельности для
человека характерны и такие, которые
находятся как бы за “порогом”
сознания. Термины “бессознательное”,
“подсознательное”, “неосознанное”
часто встречаются в научной
и художественной литературе, а также
в обыденной жизни. Говорят: “Он
сделал это неосознанно”, “Он не
хотел этого, но так получилось”
и прочее. Повседневный опыт знакомит
нас с мыслями, которые всплывают
у нас в голове, и неизвестно
откуда и как они возникают. Психическая
деятельность может находится в фокусе
сознания, а иногда не достигает уровня
сознания (досознательное или предсознательное
состояние) или опускается ниже порога
сознания (подсознательное). Совокупность
психических явлений, состояний и действий,
не представленных в сознании человека,
лежащих вне сферы его разума, безотчетных
и не поддающихся, по крайней мере в данный
момент, контролю, охватывается понятием
бессознательного. Неосознанное выступает
то как установка, инстинкт, влечение,
то как ощущение, восприятие, представление
и мышление, то как интуиция, то как гипнотическое
состояние или сновидение, состояние аффекта
или невменяемости. К бессознательным
явлениям относят и подражание, и творческое
вдохновение, сопровождающееся внезапным
“озарением” новой идеей, рождающихся
как бы от какого-то толчка изнутри, случаи
мгновенного решения задач, долго не поддававшихся
сознательным усилиям, непроизвольные
воспоминания о том, что казалось прочно
забытым, и другое. Бессознательное –
не мистика, а реальность духовной жизни.
С физиологической точки зрения бессознательные
процессы выполняют своего рода охранительную
функцию: они разгружают мозг от постоянного
напряжения сознания там, где в этом нет
необходимости. Человеческий разум нес
бы на себе непомерно тяжелый груз, если
бы он вынужден был контролировать каждый
психический акт, каждое движение и действие.
Человек не мог бы ни результативно думать,
ни разумно действовать, если бы все элементы
его жизнедеятельности одновременно потребовали
сознания.
2.4 Установка, как форма
бессознательного
17
В советской психологии проблема бессознательного
разрабатывалась главным образом
школой Д. Н. Узнадзе в Грузии, приверженце
которой проводят исследования бессознательного
в виде установки. Как определял
Узнадзе, установка – это готовность,
предрасположенность субъекта к
восприятию будущих событий и
действий в определенном направлении;
обеспечивает устойчивый целенаправленный
характер протекания соответствующей
деятельности, служит основой целесообразной
избирательной активности человека.
Наибольший интерес представляют проявления
именно неосознаваемой установки. Именно
с них и начались экспериментальные
и теоретические исследования в
школе Д. Н. Узнадзе. Установка имеет
важное функциональное значение: это
состояние готовности позволяет
эффективнее выполнять соответствующие
действия. Явление установки пронизывает
практически все сферы психической
жизни. Установка – не частный
психический процесс, но нечто целостное,
носящее центральный характер. Это
проявляется в том, что она, будучи
сформирована в одной сфере, переходит
на другие. Установка возникает при
взаимодействии индивида со средой, при
“встрече” потребности с ситуацией
ее удовлетворения. Установка –
целостное состояние человека, выражающее
динамическую определенность психической
жизни, направленность личности на активность
в определенном виде деятельности,
общее предрасположение к действию.
Если у человека плохая репутация, то
любые его поступки вызывают подозрение.
Иногда установка принимает негибкий,
устойчивый, даже навязчивый характер,
который называют фиксацией. На базе
установки, выражающей состояние субъекта
как такового, деятельность может быть
активизирована помимо участия его эмоциональных
и волевых актов. Но деятельность в плане
“импульсивной” установки человеку хотя
и свойственна, однако не отражает его
сущности. Установка возникает при “встрече”
двух факторов – потребности и ситуации
удовлетворения потребностей, определяя
направленность проявлений психики и
поведения субъекта. Когда импульсивное
поведение наталкивается на некоторые
препятствия, оно прерывается и начинает
функционировать специфический для сознания
человека механизм объективизации, благодаря
которому человек выделяет себя из действительности
и начинает относиться к миру как объективному
и независимому от него. Установки регулируют
широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых
форм психической деятельности. Для их
экспериментального исследования предложен
метод фиксации, варианты которого применяются
при анализе развития:
1) психики в фило- и онтогенезе;