Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 13:25, контрольная работа
Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания. Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.
1 Сознание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 История изучения сознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Сознание, как высшая ступень развития психики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3 Взаимодействие сознания и бессознательного. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2 Бессознание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.1 Исследование бессознательного философами и учеными. . . . . . . . . . . . . . . 12
2.2 Как зарождается бессознательное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.3 Бессознательное проявление в психике и поведении человека. . . . . . . . . . . 16
2.4 Установка как форма бессознательного. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2.5 Теория З. Фрейда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2) процессы познавательных
3) личности и межличностных
2.5 Теория З. Фрейда
18
Проблема бессознательного требует детального и глубокого исследования и это бесспорно. Исследователи в области бессознательного концентрировались вокруг центральной фигуры – Зигмунда Фрейда. Именно этот австрийский психиатр более всего настаивал на необходимости исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании разного рода душевных заболеваний. Он считал, что привел нас к вершине вулкана и заставил заглянуть в кипящий кратер бессознательного. Согласно Фрейду, душевная деятельность подобно айсбергу, большая часть которого скрыта под водой и который управляется подводными течениями. В ней имеются не только осознанные, но и “темные” элементы, которые загнаны разумом и социальными нормами в подполье и ждут лишь момента слабости и страха, чтобы проявить себя. Фрейд разработал эмпирический метод психоанализа, основанный на наблюдении и самоисследовании, на изучении подсознательных состояний психики путем расшифровки того, как они проявляются в символах, сновидениях, свободных ассоциациях, фантазиях, обмолвках, описках и т. п. – этих своего рода смотровых окнах в мир бессознательного. Фрейд создал свою структуру психики. Схема этой структуры сама по себе не лишена смысла. В основе данной иерархии элементов духовной структуры личности лежит идея о первичности и управляющей роли бессознательного. Именно эта сфера, подчиненная принципу наслаждения, оказывает решающее влияние на поведение человека, определяя его мысли и чувства, а через них и действия. Сознание в отношении психики подобно отблескам света прожектора на темной поверхности необъятной реки. Фрейд особо обратил свое внимание на сексуальные влечения и влечение смерти. Если первые направлены на утверждение в жизни, то вторые ориентированы на разрушение и смерть. Был проведен подробный анализ сексуальности. Фрейд нарисовал своеобразную картину развития сексуального влечения в онтогенезе: появляясь в раннем детстве, сексуальность проходит через всю последующую жизнь человека. В разные временные периоды она имеет лишь иной характер и иной объект, на который направлена. Сознание создает разного рода нормы, законы, правила, которые подавляют подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявлять себя только в области анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки и прочее) или прямоненормальных (неврозы, психозы и 19
подобные им) явлениях. Между сознательным
началом и бессознательными силами
существует постоянный конфликт. Согласно
концепции Фрейда, бессознательное
властвует над сознательным, а
разум “плетется на поводу” у
влечений и страстей. Как говорилось
выше, велика заслуга Фрейда в разработке
терапевтической практики “психоанализ”.
В случае конфликта с многочисленными
социальными запретами
результате сознание человека узнает,
что содержится в подсознании, вскрывает
“очаг подавления” и
1) Представление
2) Преувеличенная роль бессознательного вообще и сексуальных влечений в частности. Ошибка Фрейда заключается не в постановке проблем, а в способе их решения;
3) Научная несостоятельность фрейдизма проявляется в принижении роли разума и биологизации социальных явлений. Согласно учению Фрейда вытекает то, что слепые инстинкты и примитивные влечения стоят впереди логики, идеалов и разума. Влечение, а не внешние воздействия являются подлинными двигателями индивидуального и социального прогресса; они – ведущие стимулы деятельности, подчиненной принципу наслаждения. Тем не менее, концепция данного автора оказала огромное, решающее влияние на раскрытие и развитие в истории рассматриваемой проблемы, проблемы бессознательного и ее роли в структуре психики человека.
21
В данной работе рассматриваются теоретические аспекты изучения сознания и бессознательного психического. В ходе их исследования отдельно рассматриваются основные компоненты, составляющие содержание понятия сознания и бессознания, в частности дается определение и характеристика сознания и бессознания, производится экскурс в историю, где рассматривается возникновение и развитие исследуемых понятий, их структура, составляющие элементы и виды сознания как внешней ступени развития психики и бессознательное, а также бессознательные проявления в психике и поведении человека. В завершении работы “Сознание и бессознательное в психике и поведении человека” позвольте кратко изложить основные выводы:
1) Сущность сознания, как высшей
формы развития психики,
2) Необходимо учитывать
3) Сознание находится в
22
Образующие эту работу разделы, хотя и освещают разные стороны рассматриваемой проблемы, подчинены единому замыслу и ориентированы на раскрытие различных сторон элементов сознания и бессознания как целостной системы, тем не менее, работа не претендует на исчерпывающий анализ темы. Высказанные в ней положения выражают лишь одну из попыток подойти к решению достаточно сложной и многогранной проблемы сознания и бессознательного.
1) К.Г. Юнг “Сознание и
2) Р.С. Немов “Психология”, книга 1, Москва, 1998.
3) В. А. Рыбин “Общая психология” Курс лекций, Москва, 1995.
4) В.П. Зинченко “Миры сознания и структура сознания”, вопросы психологии, №2, 1991.
5) В.В. Нуркова, Н.Б.
6) В.А. Озольс “Педагогика”, актуальные вопросы обучения и воспитания, учебное пособие, 2011.
7) Материалы сети Интернет (http://it-med.ru, http://vss.nlr.ru, http://www.alleng.ru, http://www.psyarticles.ru) .