Сознание и бессознательное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 13:25, контрольная работа

Описание работы

Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания. Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.

Содержание работы

1 Сознание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 История изучения сознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Сознание, как высшая ступень развития психики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3 Взаимодействие сознания и бессознательного. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2 Бессознание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.1 Исследование бессознательного философами и учеными. . . . . . . . . . . . . . . 12
2.2 Как зарождается бессознательное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.3 Бессознательное проявление в психике и поведении человека. . . . . . . . . . . 16
2.4 Установка как форма бессознательного. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2.5 Теория З. Фрейда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Файлы: 1 файл

сознание и бессознательное.docx

— 62.83 Кб (Скачать файл)

2) процессы познавательных отношений;                                                                  

3) личности и межличностных отношений.   

 

2.5 Теория З. Фрейда

18


Проблема бессознательного требует  детального и глубокого исследования и это бесспорно. Исследователи  в области бессознательного концентрировались вокруг центральной фигуры – Зигмунда Фрейда. Именно этот австрийский психиатр более всего настаивал на необходимости исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании разного рода душевных заболеваний. Он считал, что привел нас к вершине вулкана и заставил заглянуть в кипящий кратер бессознательного. Согласно Фрейду, душевная деятельность подобно айсбергу, большая часть которого скрыта под водой и который управляется подводными течениями. В ней имеются не только осознанные, но и “темные” элементы, которые загнаны разумом и социальными нормами в подполье и ждут лишь момента слабости и страха, чтобы проявить себя. Фрейд разработал эмпирический метод психоанализа, основанный на наблюдении и самоисследовании, на изучении подсознательных состояний психики путем расшифровки того, как они проявляются в символах, сновидениях, свободных ассоциациях, фантазиях, обмолвках, описках и т. п. – этих своего рода смотровых окнах в мир бессознательного.       Фрейд создал свою структуру психики. Схема этой структуры сама по себе не лишена смысла. В основе данной иерархии элементов духовной структуры личности лежит идея о первичности и управляющей роли бессознательного. Именно эта сфера, подчиненная принципу наслаждения, оказывает решающее влияние на поведение человека, определяя его мысли и чувства, а через них и действия. Сознание в отношении психики подобно отблескам света прожектора на темной поверхности необъятной реки. Фрейд особо обратил свое внимание на сексуальные влечения и влечение смерти. Если первые направлены на утверждение в жизни, то вторые ориентированы на разрушение и смерть. Был проведен подробный анализ сексуальности. Фрейд нарисовал своеобразную картину развития сексуального влечения в онтогенезе: появляясь в раннем детстве, сексуальность проходит через всю последующую жизнь человека. В разные временные периоды она имеет лишь иной характер и иной объект, на который направлена. Сознание создает разного рода нормы, законы, правила, которые подавляют подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявлять себя только в области анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки и прочее) или прямоненормальных (неврозы, психозы и 19


подобные им) явлениях. Между сознательным началом и бессознательными силами существует постоянный конфликт. Согласно концепции Фрейда, бессознательное  властвует над сознательным, а  разум “плетется на поводу” у  влечений и страстей.  Как говорилось выше, велика заслуга Фрейда в разработке терапевтической практики “психоанализ”. В случае конфликта с многочисленными  социальными запретами нарастает  внутренняя напряженность и в  коре головного мозга возникают  изолированные очаги возбуждения, для снятия которых необходимо, прежде всего, осознать сам конфликт и его  причины. Переживания вытесняются  из области сознания, но далеко не всегда разрушаются. Длительное время очаги  возбуждения могут сохраняться  в заторможенном состоянии очень  глубоко и при неблагоприятных  один из них может выявиться и  оказать травмирующее влияние на состояние человека, вплоть до развития психического заболевания. Для исключения такого болезнетворного влечения необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить  его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать  психическое состояние человека. Фрейд сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу своей практики. Таким образом, психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения и, как следствие, нормализацию психического состояния человека. Психоанализ – процедура длительная и требующая доверительного общения человека с психоаналитиком.  В последнее время разработан новый метод вскрытия и поиска скрытых очагов (подавленных переживаний, психотравм, желаний, неправильных действий) и гармонизации внутреннего мира человека – метод ребефинга. Ребефинг применяет определенную технику дыхания, для того, чтобы дать человеку детальные представления о его разуме, теле, эмоциях, в 20


результате сознание человека узнает, что содержится в подсознании, вскрывает  “очаг подавления” и преобразует  подавленное (то, что человек сделал неправильно) в общее чувство  активности, уверенности и хорошего самочувствия.    Возвращаясь к теории Фрейда, в дополнении следует отметить, что научного внимания заслуживает его концепция вытеснения – особого защитного механизма психики. К защитным механизмам он отнес такие явления, как рационализм (обеспечение аргументами инстинктивных влечений), вымещение, выражающееся в переориентации определенного чувства, навязчивой идеи на другого человека или объект, обращенные реакции (противоположная, обратная той реакции, которую можно было бы ожидать в данной ситуации).   В теории З. Фрейда можно выявить несколько недостатков:                       


1) Представление бессознательного  как самого психического начала, которое живет в душе человека  отдельно, обособлено и постоянно  враждует с сознательным;      

2) Преувеличенная роль бессознательного вообще и сексуальных влечений в частности. Ошибка Фрейда заключается не в постановке проблем, а в способе их решения;

3) Научная несостоятельность фрейдизма проявляется в принижении роли разума и биологизации социальных явлений. Согласно учению Фрейда вытекает то, что слепые инстинкты и примитивные влечения стоят впереди логики, идеалов и разума. Влечение, а не внешние воздействия являются подлинными двигателями индивидуального и социального прогресса; они – ведущие стимулы деятельности, подчиненной принципу наслаждения. Тем не менее, концепция данного автора оказала огромное, решающее влияние на раскрытие и развитие в истории рассматриваемой проблемы, проблемы бессознательного и ее роли в структуре психики человека.

21



Заключение

В данной работе рассматриваются теоретические  аспекты изучения сознания и бессознательного психического. В ходе их исследования отдельно рассматриваются основные компоненты, составляющие содержание понятия сознания и бессознания, в частности дается определение и характеристика сознания и бессознания, производится экскурс в историю, где рассматривается возникновение и развитие исследуемых понятий, их структура, составляющие элементы и виды сознания как внешней ступени развития психики и бессознательное, а также бессознательные проявления в психике и поведении человека. В завершении работы “Сознание и бессознательное в психике и поведении человека” позвольте кратко изложить основные выводы:

1) Сущность сознания, как высшей  формы развития психики, психического  отражения принято видеть в  способности человека к абстрактному  вербальному мышлению, орудием и  средством которого является  возникший в человеческом обществе  язык, к познанию на этой основе  законов природы и общества.

2) Необходимо учитывать значительное, часто решающее влияние бессознания  на принятие решения, при совершении  определенных действий.

3) Сознание находится в неотрывной  связи с бессознательным.

22


Образующие эту работу разделы, хотя и освещают разные стороны рассматриваемой  проблемы, подчинены единому замыслу  и ориентированы на раскрытие  различных сторон элементов сознания и бессознания как целостной  системы, тем не менее, работа не претендует на исчерпывающий анализ темы. Высказанные  в ней положения выражают лишь одну из попыток подойти к решению  достаточно сложной и многогранной проблемы сознания и бессознательного.


Литература

1) К.Г. Юнг “Сознание и бессознательное”, Санкт-Петербург, 1997.

2) Р.С. Немов “Психология”, книга 1, Москва, 1998.

3) В. А. Рыбин “Общая психология” Курс лекций, Москва, 1995.

4) В.П. Зинченко “Миры сознания и структура сознания”, вопросы психологии, №2, 1991.

5) В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская  “Психология”, базовый курс, 2-е издание, учебник, 2012.

6) В.А. Озольс “Педагогика”, актуальные вопросы обучения и воспитания, учебное пособие, 2011.

7) Материалы сети Интернет (http://it-med.ru, http://vss.nlr.ru, http://www.alleng.ru, http://www.psyarticles.ru) .


Информация о работе Сознание и бессознательное