Сознание и самосознание как предмет исследования психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 06:55, курсовая работа

Описание работы

Проблема содержания, механизмов и структур человеческого сознания до сегодняшнего дня остается одной из принципиально важных и наиболее сложных. В психологии пока не только отсутствует теория сознания, но и мало достаточно обоснованных гипотез об источниках и природе "Я" (этой центральной инстанции сознания человека), гипотез, способных быть основанием отдельных исследований. Как правило, решаются лишь частные вопросы, связанные с отдельными особенностями самосознания (самооценка, образ Я, представление о себе и т.п.) В целом же проблема "Я - сознание" в психологии остается, по сути дела, даже не сформулированной. Существует проблема природы человека, его места в мире, его отношений к миру и в мире, вопрос о смысле жизни человека и т.п. Фундаментальной особенностью человеческого способа жизни здесь полагается его сознание.

Содержание работы

Введение
1 Понятие о сознании
2 Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского.
3 Самосознание: сущность и становление
Заключение
Голоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Общая психология..doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1 Понятие о сознании

2 Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского.

3 Самосознание: сущность  и становление

Заключение

Голоссарий

Список использованных источников

Приложения

Введение

Сознание человека является сложным феноменом; оно очень  многомерно и разнообразно в своих проявлениях. Такая многогранность делает сознание  объектом изучения для множества наук, среди которых психология, философия и другие. Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание психологов, поскольку определение роли, а так же места человека в нашем мире, специфики его взаимоотношений с окружающей реальностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для психологии эта проблема очень важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого психологического направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего тем, что выделяет человека как отдельную, своеобразную реальность, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.

Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который делается предметом  исследования не только психологии, но и специальных гуманитарных и  естественных наук: социологии, философии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и информатики, кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания.

Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные  и бессознательные процессы. Сознательными  называются такие психические явления  и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

 

Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и  управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически- преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.

Специфика сознательного способа  жизни человека состоит в его  способности отделить в представлении  себя, свое "Я" от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления, понимания, а главное - предметом практического преобразования. Именно эта способность и определяет границу, разделяющую животный (натурально-природный) и человеческий (общественно-исторический) способ бытия. Тейяр де Шарден назвал эту способность рефлексией, понимая ее как сущность, сердцевину человеческого сознания.Сознание конституирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.

Проблема содержания, механизмов и структур человеческого сознания до сегодняшнего дня остается одной из принципиально важных и наиболее сложных. В психологии пока не только отсутствует теория сознания, но и мало достаточно обоснованных гипотез об источниках и природе "Я" (этой центральной инстанции сознания человека), гипотез, способных быть основанием отдельных исследований. Как правило, решаются лишь частные вопросы, связанные с отдельными особенностями самосознания (самооценка, образ Я, представление о себе и т.п.) В целом же проблема "Я - сознание" в психологии остается, по сути дела, даже не сформулированной. Существует проблема природы человека, его места в мире, его отношений к миру и в мире, вопрос о смысле жизни человека и т.п. Фундаментальной особенностью человеческого способа жизни здесь полагается его сознание.

Именно сознание составляет специфическое  отличие человека, определяет его  уникальное положение в мире, конституирует  его особый онтологический статус, способ его бытия. Бытие человека включает в себя как неотъемлемый момент сознание. Человеческое бытие - это осознанное бытие.

Основная часть

1 Понятие о сознании.

 

У человека наблюдается самое сложное поведение. В отличие от животных человек может реагировать не только на изменения условий окружающей среды, но также способен формировать мотивированное, то есть осознанное и целенаправленное поведение. Такая способность к сложному поведению говорит о наличии у человека сознания. «Психология издавна описывала субъективность,  пристрастность  человеческого сознания. Ее проявления видели  в  избирательности  внимания, в эмоциональной окрашенности представлений, в  зависимости  познавательных процессов от потребностей и влечений».1

Сознание проявляется в первую очередь через совокупность знаний об окружающей действительности. Не случайно оно тесно связано с познанием. Познание можно охарактеризовать как сознание в его активной направленности на объект, а само сознание, в свою очередь, характеризуется, как результат познания. В этом проявляется диалектика, то есть чем больше мы узнаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем шире наше сознание. Следующий важный компонент сознания - внимательность, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, удерживать их в своем фокусе.

Следующий важный компонент это память, способность сознания накапливать информацию, сохранять и при необходимости воспроизводить ее, а также ранее приобретенные знания использовать в своей жизнедеятельности. Но мы не только что-то знаем и запоминаем. Сознание включает в себя выражение определенного отношения к объекту познания, деятельности и общения и выражается через эмоции.

К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства - радости, удовольствия, горя. Кроме этого сюда следует отнести настроения и аффекты или, иными словами страсти - гнев, озлобленность, ужас, отчаянье. Следует вспомнить к названным ранее и такой важный компонент сознания, каким является свобода, которая представляет собой осмысленное стремление человека к какой либо цели и направляющая его желание или действие.

 И наконец, самой важной составляющей сознания, обобщающей все остальные его компоненты, является самосознание. Самосознание - это как бы определенный центр нашего сознания, являющийся интегрирующим началом в нем. Самосознание можно определить как сознание человеком своего тела и его действий, своих чувств и мыслей, а так же своего положения в обществе, иначе говоря, осознание себя как целостной личности.

«Особая форма психического отражения реальности, которая свойственна только человеку, составляет главный предмет изучения психологической науки».2

Самосознание - это продукт истории. Оно начинает формироваться лишь в определенной, притом очень высокой стадии развития первобытного сообщества. Но вместе с этим самосознание является так же продуктом индивидуального развития. Например, у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте двух - четырех лет. Самосознание можно охарактеризовать двумя взаимосвязанными между собой свойствами. Эти свойства предметность и рефлективность. Первое из них дает вероятность соотносить наши мысленные образы, восприятия, ощущения, представления, с миром предметов за пределами нас, и это позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир.

 Рефлексия - это такая сторона самосознания, которая, сосредоточивает внимание на внутренних явлениях и формах сознания.Чем можно охарактеризовать сознание? Первое, сознание всегда активно и, второе, интенционально. Активность, конечно же, является свойством всех существ населяющих нашу планету.

Активность сознания проявляется  в том, что психическое отражение  объективного мира человеком носит  не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности).

 Присутствие этих свойств, как следствие, обусловливает наличие другого ряда характеристик сознания, которые позволяют рассматривать его как высший уровень саморегуляции. К этой группе обозначенных свойств сознания можно отнести способность к самонаблюдению или, иначе говоря, рефлексии, и в том числе такое явление как мотивационно-ценностный характер сознания.

Способность человека наблюдать за самим собой за своим ощущением, за своим состоянием или рефлексия определяет возможность, наблюдать критически, т. е. он в состоянии оценивать себя и свое состояние, размещая получаемую информацию в определенной системе координат. Этой системой координат у человека являются его ценности и идеалы.

Здесь можно заметить, что такие свойства сознания дают возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции». Эта концепция является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающем мире. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-конценцию» очень часто называют самосознанием.

Самосознание человека как система  его взглядов строго индивидуально. Каждый человек, по своему, оценивает события и поступки, по-разному воспринимает одни и те же предметы окружающего мира. При этом восприятие одних людей достаточно объективно, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, очень субъективны. Возникает вопрос, от чего же зависит адекватность человеческого сознания?

В поисках ответа на этот вопрос, мы обнаружим множество причин, обусловливающих адекватность воспринимаемого человеком образа реального мира и его самооценок. Однако первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции», является степень критичности человека.

Как уже было отмечено в выше, критичность, в упрощенном виде — это способность осознавать различие между понятиями добро и зло. Эта способность критически оценивать происходящее, а так же сопоставлять получаемую информацию с собственными установками и идеалами, и при этом, формировать свое поведение, другими словами определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает основным механизмом контроля своего поведения.

Стоит заметить то, что далеко не вся получаемая информация об окружающем мире и своим собственном состоянии человеком осознается. Вне нашего сознания остается значительная часть информации. Так происходит, потому что ее значимость оказывается слишком низкой для человека или для автоматического реагирования в ответ на привычный раздражитель организма. Проблема соотношения бессознательного и сознательного в поведении человека чрезвычайно сложна, и ей посвящена отдельная глава. Сейчас же мы должны ответить на вопрос, что обусловливает возникновение и развитие сознания у человека.

Данный вопрос в отечественной психологии, как правило, рассматривают, основываясь на гипотезе о происхождении сознания человека, которую сформулировал А. Н. Леонтьев. В поисках ответа на вопрос о происхождении сознания, необходимо подробнее остановиться на принципиальных различиях между человеком и другими представителями животного мира. Главным отличием человека от животного является его отношения с природой.

Тогда как животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в определенной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. С началом создания орудий труда изменился образ жизни человека. Человек обладает способностью сознательно трудиться, создавая орудия для изменения окружающей природы.

Труд можно охарактеризовать, как специфический, присущий исключительно человеку род деятельности. Он заключается в осуществлении воздействий на окружающую природу для того, чтобы обеспечить условия своего существования. Трудовая деятельность заключается в том, что, как правило, осуществляется только совместно с другими людьми, это основная особенность труда. Такое положение справедливо для простых трудовых операций или действий, имеющих индивидуальный характер, так как в процессе их выполнения человек вступает в определенные отношения с окружающими его людьми. Например, труд писателя может быть охарактеризован как индивидуальный.

Но, для того чтобы стать писателем, этот человек вначале должен научиться читать и писать, то есть получить необходимое образование, иначе говоря трудовая деятельность его является возможной только в результате включенности в систему отношений с другими людьми. Таким образом, любой труд, даже кажущийся на первый взгляд сугубо индивидуальным, требует сотрудничества с другими людьми. Существует определенная последовательность явлений, которые обусловливают возможность появления сознания в человеке. Труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми.

Эти изменения выражаются в переходе от естественного отбора к принципам организации социального общежития. Также они способствовали развитию речи как средства коммуникации.

Появление человеческого сообщества с их моральными нормами, которые являются неотъемлемой частью социального общежития, послужило основанием для проявления критичности мышления человека. Таким образом, появились понятия позитивного и негативного, иными словами добра и зла, содержанием которых определялся уровень развития человеческих обществ. С развитием общества, постепенно, эти понятия усложнялись. Это в определенной степени способствовало эволюции мышления. Параллельно с развитием мышления происходит и развитие речи. У нее появлялись новые функции. Речь способствует осознанию человеком своего «Я», он начинает выделять себя из окружающей среды. В результате чего речь приобретает свойства, которые позволяют рассматривать ее как средство регуляции поведения человека. Все эти процессы определили возможность проявления, а так же развития сознания у человека.

Информация о работе Сознание и самосознание как предмет исследования психологии