Сознание и самосознание как предмет исследования психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 06:55, курсовая работа

Описание работы

Проблема содержания, механизмов и структур человеческого сознания до сегодняшнего дня остается одной из принципиально важных и наиболее сложных. В психологии пока не только отсутствует теория сознания, но и мало достаточно обоснованных гипотез об источниках и природе "Я" (этой центральной инстанции сознания человека), гипотез, способных быть основанием отдельных исследований. Как правило, решаются лишь частные вопросы, связанные с отдельными особенностями самосознания (самооценка, образ Я, представление о себе и т.п.) В целом же проблема "Я - сознание" в психологии остается, по сути дела, даже не сформулированной. Существует проблема природы человека, его места в мире, его отношений к миру и в мире, вопрос о смысле жизни человека и т.п. Фундаментальной особенностью человеческого способа жизни здесь полагается его сознание.

Содержание работы

Введение
1 Понятие о сознании
2 Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского.
3 Самосознание: сущность и становление
Заключение
Голоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Общая психология..doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Но вместе с тем стоит подчеркнуть, что данная логическая последовательность является только лишь гипотезой, которая описана с позиций рационализма. На сегодняшний день существуют и другие точки зрения на проблему возникновения сознания у человека, в том числе излагаемые с иррациональных позиций. Это не должно вызывать удивления, так как во многих вопросах психологии единого мнения не существует.

Мы отдаем предпочтение рационалистической точке зрения не только потому, что  подобных взглядов придерживались классики отечественной психологии (А. Н. Леонтьев, Б. Н. Теплов и др.).

2 Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского.

«Читая Выготского, видишь, как  бьется его собственная мысль, которая  не может непротиворечиво выразиться или совершиться в слове».3 Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций была разработана Львом Семеновичем Выготским (1896 - 1934). Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л.С. Выготский начал свое исследование там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимым для нее вопросами: она не смогла объяснить феномен сознания человека. Фундаментальная идея Выготского - о социальном опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово). Выготский изложил свой первый вариант теоретических обобщений, которые касаются закономерностей развития психики в онтогенезе в работе «Развитие ВПФ». В данной работе была показана схема формирования человеческой психики в связи с использованием знаков как средства регуляции психической деятельности.

В механизмах мозговой деятельности Л.С. Выготский выделял динамические функциональные комплексы («Развитие высших психических функций», 1931). Рассматривая проблему происхождения и развития сознания человека, мы не можем не остановиться более подробно на одной из психологических концепций, которая определила научные пути решения проблемы происхождения психики человека. Впоследствии ее стали называть культурно-исторической теорией происхождения психики человека. В работах некоторых авторов эту концепцию называют теорий общественно-исторического происхождения высших психических функций человека.

Эта концепция появилась в результате споров о том, с каких именно позиций следует подходить к изучению психики человека. Среди разнообразных вариантов доминировали два подхода, биологический и идеалистический.

Если рассматривать человека с  позиции идеального подхода то первое, что можно сказать, это его  божественное происхождение. Основываясь на данной точке зрения, мы делаем заключение, что цель жизни каждого человека – осуществить замысел божий. Его душа и его психика божественны, неизмеримы и непознаваемы. Рассматривая данный вопрос с биологической точки зрения, человек, имеет естественное происхождение и является частью живой природы. Отсюда следует, что его психическую жизнь можно описать, используя те же методы, что и при описании психической жизни животных. Можно сказать без сомнения, что к самый ярчайшим представителям этой позиции относится академик И.П. Павлов. Он обнаружил, что правила функционирования высшей нервной деятельности одинаковы как для человека, так и для животных. В бытность Павлова существовало мнение, которое и сегодня поддерживает ряд физиологов. Это мнение заключается в том, что физиология высшей нервной деятельности,  в свое время, так или иначе, заменит собой психологию. В этом случае вполне закономерно возникает вопрос о том, что сознание, которое присуще человеку, может встречаться так же и у животных. Если же мы будем говорить о сознании как о качественно новом образовании, то в этом случае необходимо будет вводить совсем другие понятия и искать новые законы.

Эту проблему Л.С. Выготский решил. Он смог показать, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Такие функции, которые Л.С. Выготским назвал высшими психическими функциями, являются высшим уровнем психики человека, и их обобщенно называют сегодня сознанием. Выготский утверждал, что высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу. Они формируются в процессе социальных взаимодействии.

Под высшими психическими функциями имеются ввиду такие психические процессы как логическое мышление, произвольная память, произвольное внимание, и ряд других. Выготский разделил свою концепцию на три составные части. Первую часть можно охарактеризовать как отношения человек - природа. Ее основное содержание можно сформулировать в двух коротких формулировках - тезисах. Первый говорит о том, что в отличие от животных у человека произошло кардинальное изменение отношений субъект - среда. Среда воздействует на животное, постоянно видоизменяя его и вынуждая приспосабливаться к себе на протяжении всего существования животного мира. С человеком происходит противоположный процесс. Человек действует на природу и видоизменяя ее. Второй тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.

«Человек и его собственная  психика» так может быть названа вторая часть концепции Выготского. Она включает в себя также два положения. В первом говорится о том, что подчинение себе природы не прошло бесследно для человека. Он овладевает собственной психикой, у него появились высшие психические функции, которые выражаются в формах произвольной деятельности. Говоря о высших психических функциях, Л.С. Выготский указывал на способность человека заставить себя запомнить некоторый материал или обратить внимание на какой-либо предмет либо организовать свою умственную деятельность. Во втором положении показано то, что человек смог овладеть своим поведением, как и природой, так же при помощи орудий, но уже орудий специальных – психологических. Такие психологические орудия Выготский называл знаками.

Это, по его мнению, искусственные средства, при помощи которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и рядом других психических процессов. Знаки, о которых он говорил, были предметны, – это «узелок на память» или зарубка на дереве.

Эти знаки тоже выступают как средство, с помощью которого человек овладевает памятью. Простой  пример: человек увидел зарубку и вспомнил, что надо делать. Сам по себе этот знак не связан с конкретным видом деятельности. «Узелок на память» или зарубка на дереве могут быть содержательно связанными с различными видами трудовых операций. Столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соотносил его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию. Отсюда следует, что подобные знаки выступали в качестве дополнительных символов, содержательно связанных с какой-то трудовой операций.

Но, для того чтобы выполнить подобную трудовую операцию, человек должен был вспомнить то, что конкретно он должен сделать. И поэтому знаки-символы являются здесь как бы пусковыми механизмами для высших психических процессов, или, иначе говоря, выступают в качестве психологических орудий.

Третья часть концепции Выготского называется «Генетические аспекты». Откуда появляются средства-знаки? Дает ответ на данный вопрос эта часть концепции? Выготский исходил из того, что труд создал человека. Между участниками совместного труда в процессе происходило общение при помощи специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Можно предположить, что первыми словами были слова-приказы, которыми обменивались участники какого либо процесса. К папримеру, «сделай то», «возьми это», «отнеси туда» и т.п.

Такие и им подобные приказы, по своей, сути были словесными знаками. Услышав определенное сочетание звуков, человек, начинал выполнять какую либо трудовую операцию. Но позже, в процессе жизнедеятельности человек стал направлять команды не на другого человека, а на себя.

В следствии чего из внешнекомандной функции, слово начинает выполнять самоорганизующую функцию. Таким образом, человек научился управлять своим собственным поведением. Отсюда можно сделать вывод, что возможность приказывать самому себе зародилась в процессе культурного развития человека.

Мы можем предположить, что вначале функции человека, который приказывал и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс, по выражению Л.С. Выготского, был интерпсихологическим, иначе говоря. межличностным. В дальнейшем эти отношения стали превращаться в отношения с самим собой, другими словами в интрапсихологические. Этот процесс превращения интерпсихологических отношений в ннтрапсихологические Выготский называл интериоризацией. Итак, в ходе интериоризации происходит переход от внешних средств-знаков (зарубки, узелки и прочее) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и т.п.).

По мнению Выготского, в онтогенезе наблюдается принципиально та же самая картина. Вначале взрослый человек действует на ребенка словом, побуждая при этом его что-то сделать. Затем ребенок перенимает способ общения и начинает, так же, словом воздействовать на взрослого. И, в конечном итоге, ребенок начинает воздействовать словом на себя самого. Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения. Первое положение говорит нам о том, что высшие психические функции имеют опосредованную структуру. Второе показывает то, что для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков.

 Основной вывод, который мы можем сделать из этой концепции, заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он смог овладеть природой при помощи орудий труда. Это, несомненно, наложило глубокий отпечаток на его психике, – он научился осознавать, и отчасти контролировать собственные высшие психические функции.

Для этого он также использует орудия, но уже орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь. Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.

Концепция Выготского имеет ряд  недостатков и может подвергаться критике, но она сыграла огромную роль в становлении научной психологической  мысли.

Ее основные положения были использованы при разработке такой практической проблемы, как дефектология.

Концепция Выготского также оказала  влияние на формирование современных  научных взглядов на проблему происхождения  психики и развития сознания человека. Сегодня в отечественной психологии основополагающим тезисом является утверждение о том, что происхождение сознания человека связано с его социальной природой. Сознание невозможно вне общества. Специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания – общественно выработанных способов передачи человеческого опыта. Человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения: так в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения.

3 Самосознание: сущность и становление.

Сознание предполагает выделение  субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием. В психологических исследованиях разных авторов структура самосознания представлена неоднородно. Одни исследователи пытаются уделить больше внимания изучению Я-образа (И. С. Кон, Е. Т. Соколова, А. А. Налчаджян, В. Н. Козиев, А. А. Бодалев и др. ). При этом в изучении и понимании Я-образа акцентируют внимание на разных подходах. Образ Я понимается как установочная система (И. С. Кон); в системе ценностей человека его Я обладает всегда определенным ценностным весом, и образующие это его Я составляющие также имеют в каждом случае свое ценностное значение (Бодалев А. А. ); Я - как динамическое образование психики, развертывающееся во времени от единичных ситуативных образов до обобщенного образа Я, понятия Я. Л. С. Выготский, изучая проблему структуры самосознания, вслед за А. Буземаном останавливается на шести направлениях, которые характеризуют его структуру: накопление знаний о себе, рост их связности и обоснованности; углубление знаний о себе, психологизация (постепенное вхождение в образ представлений о собственном внутреннем мире); интеграция (осознание себя единым целым); осознание собственной индивидуальности; развитие внутренних моральных критериев при оценке себя, своей личности, которые заимствуются из объективной культуры; развитие индивидуальных особенностей процессов самосознания.

«Если принять во внимание, что  предмет психологии - целостный     психофизиологический процесс поведения, то становится   совершенно понятным,   что он не находит полного адекватного  выражения в одной психической части, да еще преломленной через особое самовосприятие. Самонаблюдение дает нам фактически всегда данные самосознания, которые могут искажать и неизбежно искажают данные сознания». 4

Самосознание есть определенная форма  реального явления - сознания. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает.

Самосознание -  это  осознание  человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий. Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с точки зрения материалистической теории познания — вот в чем состоит главный философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания.

Эта специфика определена, тем, что  в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни кажется странным для обычного мышления, является очевидным и постоянно наблюдаемым фактом. Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деление, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания.

Самосознание обычно рассматривают  лишь в плане индивидуального  сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в  широком философском аспекте, включает в себя также и аспект социологический. В самом деле, говорим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п.

 Психологические науки, изучающие  явление сознания, представляют  собой также самосознание людей и самопознание человеком человека. Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания.

Наибольшую гносеологическую трудность  представляет собой индивидуальное самосознание. Ведь самосознание общества является либо познанием общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.) отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же отдельными людьми (этим занимается психологическая наука). В обоих случаях мы не выходим из рамок обычного соотношения общего и отдельного, соотношения между объектом (обществом) и субъектом (человеком, отдельными людьми). В индивидуальном же самосознании перед нами факт раздвоения сознания этого отдельного человека на объект и субъект.

Информация о работе Сознание и самосознание как предмет исследования психологии