Сознание и самосознание как предмет исследования психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 06:55, курсовая работа

Описание работы

Проблема содержания, механизмов и структур человеческого сознания до сегодняшнего дня остается одной из принципиально важных и наиболее сложных. В психологии пока не только отсутствует теория сознания, но и мало достаточно обоснованных гипотез об источниках и природе "Я" (этой центральной инстанции сознания человека), гипотез, способных быть основанием отдельных исследований. Как правило, решаются лишь частные вопросы, связанные с отдельными особенностями самосознания (самооценка, образ Я, представление о себе и т.п.) В целом же проблема "Я - сознание" в психологии остается, по сути дела, даже не сформулированной. Существует проблема природы человека, его места в мире, его отношений к миру и в мире, вопрос о смысле жизни человека и т.п. Фундаментальной особенностью человеческого способа жизни здесь полагается его сознание.

Содержание работы

Введение
1 Понятие о сознании
2 Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского.
3 Самосознание: сущность и становление
Заключение
Голоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Общая психология..doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Идеалистическая философия и психология рассматривает это раздвоение как наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности («духа», «души»), делающей своим предметом всю остальную субъективность, т. е. совокупность всех текучих явлений сознания. Материалистическая философия, психология, физиология и психопатология накопили уже большой материал для научного объяснения явления самосознания, его генезиса и психологического механизма. Материалисты, отвергая мистическую трактовку самосознания, считают самосознание одной из форм сознания, имеющей те же гносеологические корни, что и сознание в целом. Они различают две формы сознания: предметное сознание и самосознание.

Имеются и социальные предпосылки  самосознания. Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в  осознании самих правил взаимоотношения.

Человек осознает себя не только посредством  других людей, но и через созданную  им материальную и духовную культуру.

Самосознание в процессе жизни  человека развивается не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на основе его деятельности, в которой человек выступает творцом созданных им предметов, что развивает в нем сознание различия субъекта и объекта. Материалистическое понимание самосознания основывается на том положении, что в человеческом «я», взятом в его психологическом плане, «нет ничего, кроме психических событий и связей, которые они имеют между собой или с внешним миром.

Однако способность «я» в  процессе самосознания отвлекаться от всех переживаемых им состояний (от ощущений до мышления), способность рассмотрения субъектом всех этих состояний в качестве объекта наблюдения ставит вопрос о различении текучих и стационарных, устойчивых сторон содержания сознания. Это различение представляет собой явление внутреннего опыта. Наряду с постоянно меняющимся содержанием сознания, вызываемым изменениями внешнего и внутреннего мира, в сознании имеется момент устойчивый, относительно постоянный, вследствие которого человек сознает, отличает себя как субъекта от меняющегося объекта.

Структура самосознания человека зависит  от той социальной среды, к которой  он принадлежит. Связь между социально-культурной средой и самосознанием заключается  не во влиянии среды на темпы развития самосознания, а в том, что ею обусловлен сам тип самосознания и характер его развития. Вступая в разнообразные отношения с другими людьми, человек ориентируется на определенные нормы, правила, обычаи.

«Я»-образ на индивидуальном уровне отражает степень соответствия-несоответствия человека требованиям, предъявленным ему обществом. Осознавая себя как социального индивида, человек отождествляет себя с определенной группой людей - половой, возрастной, этнической, профессиональной и др.

Идентифицируя себя с этими группами, индивид «смотрит» на себя глазами других, оценивая свои поступки с позиций той или иной группы.

Понятие идентификации в психологическом  смысле употребляется для обозначения  механизма усвоения социальных ролей, стандартов поведения, основанных на их воспроизведении и копировании.

Различными могут быть люди, с которыми отождествляет себя человек: родители, близкие, значимые другие, герои произведений литературы и искусства, а также представители животного мира. Идентификация может быть различной по полноте - сравнение по одному или нескольким признакам, качествам, может быть сознательной и неосознаваемой, иметь рациональный или эмоциональный характер.

В процессе жизнедеятельности люди зачастую проявляются как социальные индивиды, подчиняясь определенной технологии общества, тем правилам и нормам, которые к ним предъявляются. Но система предписаний не может предусмотреть всех конкретных вариантов ситуаций или жизненных случаев, и человек вынужден выбирать. Свобода выбора и ответственность за него и являются критериями личностного уровня самосознания.  Сам выбор из ряда возможностей предполагает отказ от чего-то ради более ценного и значимого.

Его осуществление требует и  различных личностных проявлений, иногда противоречащих друг другу (быть мягким и требовательным, принимать решения  и быть осторожным, выбирать между профессиональным долгом и личными симпатиями). Человек вынужден отказаться от важного ради более важного для него. Тогда одно и то же действие приобретает для личности противоречивый смысл. Шаг, сделанный в сторону одного мотива, тем самым отдаляет от другого мотива и в силу этого обладает для личности конфликтным смыслом, и называется поступком.

Важно подчеркнуть, что самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими  людьми и генетически связано с отношением к себе с «точки зрения другого», но и что оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе включения человека в систему межчеловеческих отношений.

 

Заключение

В заключении подведем итоги проделанной  работы.

Сознание – это высшая форма  отражения мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной  речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Имея многокомпонентную структуру, сознание является, тем не менее, единым целым.

Итак, сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для  анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также  способов контроля и регуляции его  взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями.

Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание— это  осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.

 Самосознание возникло  не  в качестве духовного зеркала  для праздного самолюбования  человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм.

Феномен самосознания, который кажется  чем-то очень простым и очевидным, в действительности оказывается  очень сложным, многообразным, находящимся  в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и меж человеческих отношений.

Несмотря на огромные усилия, затраченные  философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального  и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношениями с деятельностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех многообразных и исторически  меняющихся типов и форм, т.е. в некотором роде это «вечный вопрос». «Вечный» в том смысле, что развитие форм и человеческой жизнедеятельности, прогресс  науки и культуры постоянно усложняют и изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем перед философской мыслью.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

 

 

 

 

     Интериоризация

формирование внутренних структур человеческой психики посредством  усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления  психических функций и развития в целом.

2

                       Память

процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта

3

                      Внимание

процесс сознательного  или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей  через органы чувств, и игнорирование другой

4

                      Понятие

опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии  его более или менее существенных объективных связей и отношений

5

                       Речь

система используемых человеком  звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации

6

               Устная речь

общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой

7

                     Язык

система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенные значение и смысл

8

Воображение

психический процесс  создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся  представлений

9

Интеллект

относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее

10

Мышление

процесс обобщенного  и опосредованного отражения  действительности в ее существенных связях и отношениях


 

Список использованных источников

     1

Выготский, Л.  С. Собрание   сочинений: В 6-ти т. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии [Текст] / Л.С. Выготский; Акад. пед. наук СССР – М.: Педагогика, 1982.— 488 с.

2

Выготский, Л.С Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский; Библиотека всемирной психологии - М.: Изд-во Смысл;    Изд-во Эксмо, 2005.  — 1136 с - ISBN 5-699-13728-9.

3

Зинченко, В. П. Сознание и творческий акт [Текст] / В. П. Зинченко; Языки славянских культур; М.; 2010. – 414 с. - ISBN 978-5-9551-0437-9.

4

Леонтьев, А.Н. Классическая учебная книга [Текст] / А.Н. Леонтьев; Смысл, Академия, 2005. – 352 с - ISBN 5-89357-153-3.

5

Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев; М.: Смысл, 2001. — 511 с. - ISBN 5-89357-015-4.

6

Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Р. Лурия; СПб.: Питер, 2006. — 320 с. - ISBN 5-94723-559-5.

7

Маклаков, А. Г Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков;  Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с. - ISBN 978-5-272-00062-0.

8

Немов, Р.С. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 688 с. - ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7(1).

9

Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание [Текст] / С. Л.Рубинштейн; СПб Питер Ком, 1998. - 288 с. - ISBN 978-5-459-00889-0.

10

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн; СПб Питер Ком, 1998. - 688с. - ISBN 5-314 00016 4.


 

Приложения

                  А

                             Б

                             В


1 Леонтьев, А.Н Классическая учебная книга; Смысл, Академия, 2005 – с. 256 .

2 Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии; М.: Смысл, 2001. —с. 78.

3 Зинченко, В. П. Сознание и творческий акт; Языки славянских культур; М., 2010 – с.270.

4 Выготский, Л. С   Собрание   сочинений: В   6-ти т. Т. 1, 1982 – с. 136.




Информация о работе Сознание и самосознание как предмет исследования психологии