Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 09:17, контрольная работа
Человек владеет прекрасным даром – разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим дерзновенным замыслам. Уже с глубокой древности мыслители занимались разгадкой тайны сознания. Психология, философия, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.
Введение………………………………………………………………………… 3
1.Общественная природа сознания………………………………………….4
2.Сознание и язык……………………………………………………………...7
3.Психика и сознание…………………………………………………………..8
4.Структура сознания, его основные психологические характеристики………………………………………………………………………………….11
5.Сознание и бессознательное………………………………………………...14
6.Сущность различий психики животных и человека……………………16
Заключение…………………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………………………………….19
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Общественная
природа сознания……………………………………
2.Сознание и
язык……………………………………………………………...
3.Психика и
сознание…………………………………………………………
4.Структура сознания,
его основные психологические
характеристики…………………………………………
5.Сознание и
бессознательное………………………………………
6.Сущность различий
психики животных и человека………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Человек владеет прекрасным даром – разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим дерзновенным замыслам. Уже с глубокой древности мыслители занимались разгадкой тайны сознания. Психология, философия, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Идеалисты рассматривают сознание как нечто, такое, что происходит у человека в его собственном уме. Если идеализм вызывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая психология исходит из того, что сознание - есть функция мозга и отражение внешнего мира.
Целью работы стало исследование сознания как высшей формы психики. Рассмотрены такие вопросы как: 1) общественная природа сознания, 2) сознание и язык, 3) психика и сознание, 4) структура сознание, его основные психологические характеристики; 5) сознание и бессознательное, 6) сущность различий психики животных и человека.
Готовя, контрольную работу мне стало интересно узнать, как бессознательное влияет на сознание, а также и на нашу жизнь в совокупности, чем же мы отличаемся от высших животных, считая их братьями своими меньшими.
Как ни странно, исследуя литературу на данную тему, я понял, что сколько бы над ней не трудились, сколько бы не исследовали, она не утрачивает своей актуальности. Более того, когда человек говорит, что изучение психологии ему не нужно в повседневной жизни, то он глубоко ошибается. Сознание, бессознательное все это является частью нас. Язык, речь, которые мы неграмотно считаем частью физиологии, на самом деле является спецификой нашей психики. Все мы в течение всей жизни приобретаем житейский опыт, общаемся друг с другом, передаем свои навыки будущим поколением, и все это изучает такая наука как психология.
1. Общественная природа сознания.
Высшей ступенью развития психики, свойственной человеку, является сознание. Сознание - это привилегия человека.
По сей день ведутся споры вокруг сущности сознания и возможности его познания. В древности сознание воспринимали как бестелесную душу, которая управляет всеми нашими поступками и действиями. Позже стали выделять такие направления как идеалистическое и материалистическое, которые характеризовали сознание.
Представителями идеалистической теории стали такие известные ученые как Декарт, Лейбниц, Локк. Они считали, что сознание есть "восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме". Противоположную теорию выдвигали такие ученые как Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они считали, что сознание есть образцы вещей. По их мнению, сознание обусловлено общественной жизнью и зависит от воспитания. Только внешние обстоятельства и воспитание способны сделать из ребенка гения или идиота. Это связано с дуалистической (двойственной) природой человека.
Как говорил Аристотель: "Человек существо общественное".
Все мы вышли из природы, однако воспитало нас общество. И в то же время нельзя однозначно выделять одну сторону, будь то материальная или идеалистическая, так как природа сознания чрезвычайно сложна и многообразна. Дело в том, что в наших мыслях и чувствах не может быть ничего такого, что отсутствует в природе. Любая наша фантазия - мысленное преобразование предметов, процессов внешнего мира.
Сознание является функцией
головного мозга, сущность которой
заключается в адекватном, обобщенном,
целенаправленном отражении и конструктивно-
Как уже отмечалось ранее, главное качество человека - общинность. Человек - существо коллективное, общающееся. Социально-общинный способ существования человека обусловил складывание надындивидуального механизма переработки и хранения коллективного опыта, ставшего общим достоянием. Достигнутое знание, приобретая относительную самостоятельность, закрепляется, с каждым новым поколением. А в дальнейшей жизни и применяется. Человек не может существовать вне общества. Сколько известно примеров с такими детьми, так называемыми "Маугли". Этих детей воспитала природа, в них сохранились инстинкты животных, направленные на самые простые, насущные проблемы "выжить". При полностью правильно сформированном головном мозге, у них полностью отсутствовало сознание. Даже при возвращении таких "маугли" в общество их поведение никак не изменялось. Без сознания они так и оставались детьми с повадками животных.
С точки зрения развития и эволюции общества это вполне объяснимо: "если бы люди никогда не стали жить общественной жизнью то их положение едва ли чем-либо отличалось от положения живых существ. Все их занятие состояло в том чтобы удовлетворить элементарные потребности". [1]
Человеческое сознание отличается особой формой способа бытия и его взаимодействия с окружающим миром. В процессе своей деятельности человек создает новую среду обитания, с помощью своих орудий и свойств производства, соответствующие семейно-нравственные порядки, строит целесообразные формы общения и социальной организации. Благодаря созданию новой среды обитания, происходило высвобождение времени для развития умственных и физических сил, повышения образованности, для активных творческих занятий во всех областях жизни.
Основой изменений, сделавших человека человеком, явился труд. Труд сплачивал людей и приучал к совместным действиям, возвышал человека и не позволял останавливаться на достигнутом, развивая его и способствовал формированию разумных потребностей. Постепенно происходил процесс совершенствования и перестройки психических структур человека. Формировались и развивались такие свойства, как мышление, воля, память, эмоции, способность управлять общественным поведением, умение видеть и оценивать мир глазами социума, тех или других социальных групп, используя исторически сложившиеся понятия. Безусловно, "труд создал человека" и внес решающий вклад, в становление и развитие его духовности и культуры в целом. Человек же в процессе трудовой деятельности активно воздействует на природу, изменяет ее, приспосабливает и использует ее для удовлетворения своих потребностей. В процессе труда совершенствовались мозг и органы чувств человека, его психические процессы, способности.
Труд вынуждал людей общаться, воздействовать друг на друга; у них появилась потребность что-то сказать друг-другу, обменяться мыслями. В результате неразвитая, гортань обезьяны медленно, но неуклонно, преобразовалась для произношения членораздельных звуков. Начала складываться особая форма сигнализации - звуковой язык как система словесных сигналов - средство общения между людьми. Собственно говоря, менялся и мозг - формировалась вторая сигнальная система, центры речи.
Дальнейшее изменение человеческого мозга и человеческого сознания происходило под влиянием исторически изменяющихся условий жизни и деятельности людей.
Деятельность человека связана, так или иначе, с постановкой целей и задач, с поиском оригинальных решений. Человек не просто приспосабливается к природе как животное, он переделывает ее в соответствии с объективной логикой вещей и собственно пониманием развивающегося бытия.
2. Сознание и язык.
У человека как социального существа глубоко укоренена потребность в общении. Как известно, человек - существо мыслящее. Чтобы результаты его мыслей не исчезли бесследно, необходимо их закрепление, а самое главное возможность при необходимости извлечения, с помощью каких-либо материальных знаков - жестов, специализированных знаков, слов и иных символов различных языковых систем.
Средством общения выступает
язык. Человеческий язык сложился на основе
психофизических возможностей, заложенных
в биологической природе
Однако реализация и развитие языковой способности происходит у людей только в условиях общения. Наблюдения над детьми, по каким-либо причинам оказавшихся вне человеческого общества (так называемые "маугли"), показали, что они не умеют говорить и научиться речи, по-видимому, не могут. Поэтому он хотя и имеет биологические предпосылки, но является по своей сущности социальным феноменом.[3]
Воздействие языка на нас настолько универсально, что трудно с уверенностью и однозначностью сказать, является ли он врожденной способностью или мы научаемся говорить, постепенно овладевая им. Ясно одно, что осознание человеком собственного бытия в разнообразии своих отношений к миру, к другому и к самому себе в значительной мере определяется возможностями его языка. Язык предоставляет ему необходимые условия и средства преодолеть ограничения своего психосоматического опыта, выйти за его пределы и удовлетворить свои жизненные, познавательные и коммуникативные потребности.
Язык - непосредственная действительность мысли, сознания. Человек создавал язык как средство своей жизнедеятельности, с помощью которого он мог, как приспосабливаться к окружающей среде, раскрывать тайны природы и воздействовать на нее, так и выражать собственные состояния сознания и мысли, переживания, желания, воспоминания, сообщать что-либо другим людям.
Каждый из нас с момента рождения получает язык как уже готовую, существующую совокупность средств, правил, норм общения людей. Он использует их в целях передачи своих мыслей в письменной или устной форме.
Сознание использует язык в качестве инструмента выражения бытия. Язык имеет строение, отличное от строения сознания. Но каждому слову языка, каждому предложению соответствуют определенная реальность бытия, реальность внешнего мира, реальность других людей. Слово не просто сообщает нам что-то о чем-то или ком-то. С его помощью мы удостоверяем сознание другого человека. Сознание других людей открывается для нас в слове. Слово заключено в культурную традицию, оно имеет свою собственную судьбу. Через слово, через текст сам человек и его сознание "включены" в традицию и культуру. Если один человек понимает предмет, то он это делает иначе, чем другой. Чтобы распознать чужое, нужно перевести с "чужого" языка на "свой". Механизм перевода с одного языка на другой - универсальный механизм жизнедеятельности, познания и общения людей. Благодаря ему достигается понимание людьми современной эпохи людей других исторических эпох, , понимание людьми одной культуры и одного общества людей другой культуры и другого общества. Через язык сознание связывается с культурой, а культура влияет на сознание через язык.
Передаваясь от одних людей к другим, из поколения в поколение, эта система, под влиянием все расширяющегося общественного опыта (для общения, закрепления и передачи которого она служит), постепенно все более обогащается и совершенствуется, образуя, наконец, устойчивый язык общества.
Возникая и развиваясь в обществе, в процессе общения людей между собой, язык представляет собой объективное явление. Это значит, что, будучи продуктом, созданным обществом, язык существует независимо от отдельных людей. Каждое поколение застает язык уже выработанным предшествующими поколениями и овладевает им, т.е. научается пользоваться им в общении.
Люди воспринимают слова языка так же, как и другие явления окружающей их действительности, т.е. как раздражители, воздействующие на органы чувств. Однако особенность явлений языка заключается в том, что они передают закрепленное в звуках отражение людьми других явлений, результаты познания действительности. Существуя в виде материальных явлений - звуков речи или письменного их изображения, - явления языка в то же время передают знания, понятия, мысли людей, т.е. воплощают в себе явления идеальные, явления общественного сознания.
3. Психика и сознание.
Отличительной особенностью человека является наличие у него психики.
Психика (от греч. душевный) - совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.).
В процессе эволюции живых существ, психика являлась отражением объективной действительности, которая развивалась в прямой зависимости от условий жизни того или иного вида живых существ, и со временем приобретала все более разнообразные и сложные формы. Высокий уровень развития психики - человеческое сознание.
По-другому, психику можно охарактеризовать как особую форму отражения действительности, появляющаяся на определенной ступени биологической эволюции. Ее содержание - это продукт, или результат взаимодействия живых систем с окружающей средой.
Психика также является свойством головного мозга, обеспечивающего человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.
Человек в состоянии ощущать и воспринимать объективный мир благодаря особой деятельности мозга. Именно с мозгом связаны все органы чувств. Каждый из этих органов реагирует на определенного рода стимулы: органы зрения - на световое воздействие, органы слуха и осязания - на механическое воздействие, органы вкуса и обоняния - на химическое.
Однако сам мозг не в состоянии воспринимать эти виды воздействий. Он "понимает" только электрические сигналы, связанные с нервными импульсами. Для того, чтобы мозг отреагировал на раздражитель, в каждой сенсорной модальности сначала должно произойти преобразование соответствующей физической энергии в электрические сигналы, которые затем своими путями следуют в мозг. Этот процесс перевода осуществляют специальные клетки в органах чувств, называемые рецепторами. [5]
Информация о работе Сознание как высшая форма развития психики