Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 09:17, контрольная работа
Человек владеет прекрасным даром – разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим дерзновенным замыслам. Уже с глубокой древности мыслители занимались разгадкой тайны сознания. Психология, философия, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.
Введение………………………………………………………………………… 3
1.Общественная природа сознания………………………………………….4
2.Сознание и язык……………………………………………………………...7
3.Психика и сознание…………………………………………………………..8
4.Структура сознания, его основные психологические характеристики………………………………………………………………………………….11
5.Сознание и бессознательное………………………………………………...14
6.Сущность различий психики животных и человека……………………16
Заключение…………………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………………………………….19
Психика человека - это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.
Сознание человека - это высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.
Психологами установлено, что без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными человек не становится человеком: не будет развитых (собственно человеческих) чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению. И случаи воспитания человеческих детей среди животных показали, что у них не возможно обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного.
Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности - знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи. "Сознание" буквально означает "совокупность знаний".
Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Без социального окружения человек не приобретает никаких человеческих качеств.
4. Структура сознания, ее основные психологические характеристики.
Элементы сознания и их связи составляют структуру сознания. Как уже говорилось ранее, сознание есть отражение действительности. Сознание включает в себя разум, чувства и волю.
Сознание
личности определяется
Рассмотрим эти характеристики структуры сознания:
1. Динамичность – это
свойство сознания, развиваться,
что обусловливается быстро
2. Константность – это
свойство сознания не
В структуру
сознания входят следующие
1. психические процессы,
2. состояние человека,
3. свойства человека, его личность.
Сознание включает в себя: 1) познание, 2) переживание, 3) отношение.
И хотя
каждый из этих компонентов
играет свою роль, все они неразрывно
связаны и едины в сознании.
Сознание невозможно без
Главной
частью сознания является
В течение
жизни человек приобретает
Мышление и память – основа знаний. От примитивных ощущений до высочайших творческих полетов включает в себя этот процесс, называемый познанием. «Познание», «сознание», «знание» - даже в этих словах видна связь понятий.
Переживание – это эмоции, переживаемые человеком при восприятии окружающей действительности. Эмоциональная составляющая сознания – это сложное, мало изученное явление. Воздействующие на человека предметы, события вызывают множество эмоций: волнение, страх, радость, восхищение, любовь, ненависть, сострадание, горе, удовольствие, напряжение, расслабление, возбуждение, успокоение и другие. К эмоциональной сфере относится и самочувствие. В эмоциях передаются не образы, а отношение человека к образам (предметам, людям, обществу, событиям, явлениям). Чувства – это и условие, и следствие отношения человека к окружающему миру. Все, происходящее в мире, вызывает положительные или отрицательные эмоции, может оставлять равнодушным. Потому что происходящее бывает полезным или вредным, прекрасным или отвратительным. Чувства и эмоции можно передать речью. Заметна взаимосвязь скудности языка с таким же сознанием. И чем богаче речь, тем выше сознание человека.
Отношение
показывает активность
Личностные
отношения передают связь
Кроме рассмотренных
характеристик в структуре
Сознание может вовсе отсутствовать. Например, когда человек находится в обмороке или во время сна, в состоянии гипноза или невменяемости. Одним из проявлений бессознательного состояния является подсознательное. Это происходит тогда, когда деятельность человека происходит автоматически, подсознательно (уровень неосознанного знания).
Есть четыре уровня знания, что формируют структуру сознания:
1. Неосознанное незнание (т.е. человек не умеет чего-либо и спокойно живет с этим неумением, незнанием).
2. Осознанное незнание (т.е. человек осознал, что не умеет чего-либо, а ему нужно этому научиться).
3. Осознанное знание (т.е. человек осознанно начинает учиться чему-либо и приобретает необходимые навыки).
4. Неосознанное знание (т.е. навык у человека работает). Цель каждого профессионала достичь такого уровня в своей деятельности. Это очень способствует творчеству, рождению идей и планов их реализации.
Структура
сознания характеризуется:
Сознание обычно проявляется в деятельности, поэтому его структура в определенный отрезок времени соответствует структуре деятельности человека в этот отрезок времени.
Это только
первые попытки открыть тайну
структуры сознания, разгадать структуру
внутреннего мира человека, найти
ответы на многие-многие
5. Сознание и бессознательное.
Сознание и бессознательное - две базовые психологические концепции, введенные в широкое обращение З. Фрейдом.
Четкое различие между первым и вторым - это самое важное "открытие", которое он сделал. Фрейд был первым, кто заговорил о том, что у каждого человека в душе происходят скрытые, неизвестные даже ему самому, процессы.
Как известно, ранее человечество воспринимало душу, как что-то цельное и неделимое. Так вот, Фрейд первым озвучил теорию о внутренней раздвоенности. Он заявил и доказал, что в психике даже вполне здорового человека сожительствует две сферы - сознательное и бессознательное.
Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному ("внутреннему голосу", интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения.
Основной тезис Фрейда по поводу бессознательного звучит примерно так - в бессознательном нет ничего, что однажды не было бы в сознании. По мнению ученого, бессознательное содержит в себе только то, что человек однажды осознавал, что промелькнуло в его сознании. Возможно это была мимолетная мысль, а может целый пласт переживаний, которые по какой-то причине покинули сознание.
Сознание связано с общественным информационным полем. Оно регулирует поведение человеческого тела в соответствии с требованиями общества. Оно не понимает языка бессознательного и его управление телом часто идет вразрез с требованиями бессознательного. Разлад сознательного и бессознательного ведет ко многим драмматическим последствиям. Человек начинает испытывать неудовлетворенность своей жизнью, его посещают страхи и т.п. Сознание в этой ситуации выступает в роли жесткого критика, который накладывает цензуру на определенные желания, мысли и потребности. В этом смысле, фрейдовское бессознательное находится во враждебном конфликте с сознанием, иллюстрируя древнюю борьбу добра со злом. [8]
Ученик З. Фрейда К.-Г. Юнг, считал, что помимо вытесненных из сознания переживаний, бессознательное содержит что-то еще, что попало туда не в процессе индивидуальной жизнедеятельности, а по наследству от всего человечества. Что-то такое, что объединяет людей на Земле, совершенно независимо от их места рождения, языка и воспитания.
Строя свою концепцию Юнг исходил из того, что бессознательное:
1.вовсе не является
темным океаном пороков и
2.вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознания;
3.действует отнюдь не во вред человеку, а наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную, более высокую, ступень развития.
Одна из кардинальных идей Юнга в психологии состоит в том, что кроме личного, индивидуального бессознательного, существует более глубокий пласт внутреннего мира - коллективное бессознательное, которое имеет всеобщую сверхличностную природу.
В человеке самой природой заложена потребность в достижении более высоких уровней сознания, в обретении "коллективного" счастья, и бессознательное, играя роль то ангела, то демона, постоянно человека к этому подталкивает. [2]
Коллективное бессознательное - не друг и не враг. Это безликая сила, которая в одно мгновение может разбить в щепки утлое суденышко человеческого сознания. Ей нет дела до личных проблем и амбиций, так же как нет дела до выживания индивидуальной личности. Стоять на ее пути - себе дороже, однако можно прислушаться к ее требованиям, поймать волну, и она сама принесет человека на порог величайших открытий.
6. Сущность различий психики животных и человека.
Изучение психики животных и человека показало их большое сходство. Животным так же как и человеку свойственны восприятие, эмоции, мотивации, непроизвольная память, научение и т.д. Яркий пример - поведение человека в состоянии аффекта, например ярости: в этот момент человек в нем как бы уснул, зато во всей красе проснулось животное начало. Это означает, что его высшие нервные структуры почти не задействованы, и он подчиняется лишь безусловным рефлексам. Следовательно, в такие минуты человек теряет статус "высшего существа".
Очень многое роднит человека с животным. Как и высшие животные - волки, львы, обезьяны - человек передвигается на специальных отростках, называемых конечностями; имеет в принципе ту же пищеварительную систему; испытывает боль, чувство голода, жажды и иные физиологические позывы; размножается путем спаривания особей противоположного пола; охотится на животных или собирает травы, чтобы прокормить себя, и т.п. Специалисты установили, что "инстинкты" борьбы, избегания опасности, защиты молодняка, даже получения и предоставления сексуального удовлетворения свойственны и животным, и людям.
Но еще большее отличает человека от животных.
У человека "язык" отличается от животного "языка". Животное может лишь подавать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией. Человек с помощью "языка" информирует других людей о прошлом, настоящем, будущем, может передавать им определенный опыт. Язык человеку дает возможность отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений. Разница в "языке" животных и человека определяет различие и в мышлении, так как чуждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.
Второе отличие человека от животных заключается в его способности создавать и сохранять орудия труда.
Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Например, обезьяна пользовалась орудием для подтягивания плода с дерева, но через какое-то время она может сгрызть его.
Информация о работе Сознание как высшая форма развития психики