Сознание как высший уровень психики, его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Сознание является высшим уровнем психического отражения и саморегуляции, присущим только человеку. Сознание есть интегрирующая, высшая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека.
Существует два основных понимания сознания:
1. Структурное: сознание есть устойчивая, инвариантная структура, организующая поток субъективных образов и мыслей, то есть оно является способом отражения. При таком подходе, сознание лишено собственного содержания, оно «чисто», бессодержательно.
2. Содержательное: сознание – есть высший уровень отражения действительности, при котором последняя представлена в сознании в виде обобщенных образов и понятий. Это поток образов и мыслей, предстающих перед «внутренним взором» человека.

Содержание работы

1. СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ПСИХИКИ, ЕГО СТРУКТУРА стр. 3
1.1. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ стр. 4
2. ОПИШИТЕ ФОРМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВ. стр. 5
3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП
ПО УРОВНЮ ИХ РАЗВИТИНЯ. стр. 7
4. ОПИШИТЕ МЕТОДИКУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕМПЕРАМЕНТА. ИСПОЛЬЗУЯ ДАННУЮ МЕТОДИКУ, ДАЙТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ СВОЕМУ ТЕМПЕРАМЕНТУ. стр. 10
5. РЕБЕНОК СРАВНИВАЕТ ПРЕДМЕТЫ, НАКЛАДЫВАЯ ОДИН НА
ДРУГОЙ ИЛИ ПРИСТАВЛЯЯ ОДИН К ДРУГОМУ; ОН АНАЛИЗИРУЕТ, РАЗЛАМЫВАЯ ПО ЧАСТЯМ СВОЮ ИГРУШКУ; ОН СИНТЕЗИРУЕ, СОСТАВЛЯЯ ИЗ КУБИКОВ ИЛИ ПАЛОЧЕК «ДОМ»; ОН
КЛАССИФИЦИРУЕТ И ОБОБЩАЕТ, РАСКЛАДЫВАЯ КУБИКИ ЗА
ЦВЕТОМ. О КАКОМ ВИДЕ МЫШЛЕНИЯ ИДЕТ РЕЧЬ? Какие
особенности ему присущи? Для какого возраста он характерен? стр. 14
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 15

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

    СОДЕРЖАНИЕ 

  1.  СОЗНАНИЕ  КАК ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ПСИХИКИ, ЕГО СТРУКТУРА стр. 3
  2. 1.1.  СТРУКТУРА  СОЗНАНИЯ        стр. 4
  3. ОПИШИТЕ ФОРМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВ.    стр.  5

      3.   СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ГРУПП

            ПО УРОВНЮ ИХ РАЗВИТИНЯ.       стр. 7

  1. ОПИШИТЕ МЕТОДИКУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ                 ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕМПЕРАМЕНТА. ИСПОЛЬЗУЯ ДАННУЮ МЕТОДИКУ, ДАЙТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ СВОЕМУ ТЕМПЕРАМЕНТУ.         стр. 10
  2. РЕБЕНОК СРАВНИВАЕТ ПРЕДМЕТЫ, НАКЛАДЫВАЯ ОДИН НА

    ДРУГОЙ ИЛИ ПРИСТАВЛЯЯ ОДИН К ДРУГОМУ; ОН АНАЛИЗИРУЕТ, РАЗЛАМЫВАЯ ПО ЧАСТЯМ СВОЮ ИГРУШКУ; ОН СИНТЕЗИРУЕ, СОСТАВЛЯЯ ИЗ КУБИКОВ ИЛИ ПАЛОЧЕК «ДОМ»; ОН

    КЛАССИФИЦИРУЕТ  И ОБОБЩАЕТ, РАСКЛАДЫВАЯ КУБИКИ ЗА

     ЦВЕТОМ. О КАКОМ ВИДЕ МЫШЛЕНИЯ ИДЕТ РЕЧЬ? Какие

      особенности ему  присущи? Для какого возраста он характерен? стр. 14

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        стр. 15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. СОЗНАНИЕ  КАК ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ  ПСИХИКИ, ЕГО СТРУКТУРА.

     Сознание является высшим уровнем  психического отражения и саморегуляции,  присущим только человеку. Сознание есть интегрирующая, высшая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека.

     Существует два основных понимания  сознания:

1. Структурное: сознание есть устойчивая, инвариантная структура, организующая поток субъективных образов и мыслей, то есть оно является способом отражения. При таком подходе, сознание лишено собственного содержания, оно «чисто», бессодержательно.

2. Содержательное: сознание – есть высший уровень отражения действительности, при котором последняя представлена в сознании в виде обобщенных образов и понятий. Это поток образов и мыслей, предстающих перед «внутренним взором» человека.

     Сознание в современной трактовке – это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; это особое состояние человека в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

     Атрибутивными свойствами сознания являются:

- процессуальность - то есть существование сознания только в процессе взаимодействия человека с миром;

- предметность - содержание сознания определяется, окружающим его миром материальных предметов;

- социальность – означает, что сознание возникает, существует и развивается только в процессе общения (прямого и непосредственного, косвенного и опосредованного) людей между собой;

- рефлексивность – способность сознания к самоанализу;

- материальность – означает, что сознание является одним из явлений материального мира, благодаря чему способно оказывать воздействие на человека и этот мир.

    Выделяют 2 слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийное  сознание (сознание для бытия), включающее  в себя: 1) биодинамические свойства  движений, опыт действий; 2) чувственные  образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания),  включающее  в себя: 1) значение; 2) смысл.

     Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком - операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.

     Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной  трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

     Функции сознания:

1) отражательная, 

2) порождающая  (творчески-креативная),

3) регулятивно-оценочная, 

4) рефлексивная  функция - основная функция, характеризует  сущность сознания.

     В качестве объекта рефлексии может выступать:  и отражение мира,  и мышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения, и сами процессы рефлексии и свое личное сознание.

  1.1.  Структура сознания.

 

     В сознании можно выделить составляющие его элементы:

- мышление (понятия, суждения, умозаключения);

- чувства (ощущения, восприятия, представления);

- волевые процессы (самоуправление, саморегуляция);

- самосознание, которое является ядром сознания и формируется в процессе развития человека.

     Поле сознания неоднородно, оно имеет: фокус, перифирию и границу, за которой начинается область бессознательного.

     Сознание существует в разных состояниях: оно может быть устойчивым и изменчивым; все процессы сознания могут быть непроизвольными и произвольными.

     Возможна разная глубина осознания человеком действительности, исходя из этого, С. Л. Рубинштейн выделяет три уровня сознания (осознания):

- что делаю? – читаю

- для чего делаю (какова цель)? – чтобы узнать новое, отдохнуть, решить личностную проблему

- что будет (каков результат)? – новое знание, восстановление сил, мир в доме.

     Таким образом, сознание – это высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира,  в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. 

  1. ОПИШИТЕ ФОРМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ  ЧУВСТВ.

  Несмотря на индивидуальность проявления эмоциональных состояний у каждого человека, существуют определенные врожденные формы проявления переживаний. Чем богаче эмоций переживает человек, тем больше форм они принимают. Итак, эмоциональное состояние человека проявляется в таких формах:

     - Чувственный, или эмоциональный, тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия и побуждающее субъекта к их устранению или сохранению. Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально (например, «здесь чувствуешь себя как-то не так»). Чувственный тон осознается как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т. п. (например, «приятный собеседник», «скучная книга»).

    - Собственно эмоции — психическое  отражение в форме непосредственного  пристрастного переживания жизненного  смысла явлений и ситуаций, обусловленного  отношением их объективных свойств  к потребностям субъекта. Это  предметные специфические психические процессы и состояния,   возникающие в конкретной  обстановке и имеющие узконаправленный характер. Эмоции возникают при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида.

       - Настроение. Настроение временно окрашивает деятельность человека той или иной эмоцией. Причиной изменения настроения может стать невозможность достижения цели, расстройство из-за неудачи или боязнь неудачи, приятные или неприятные новости и так далее. Положительное настроение способствует активной деятельности, мобилизирует человека, отрицательно же окрашенное настроение наоборот, демобилизирует человека, сводит на нет его желание действовать. Сила влияния настроения на деятельность человека также строго индивидуальна и зависит от самообладания, устойчивости психики.

     - Аффекты. Аффект сродни взрыву – он также мгновенно и на короткое время овладевает человеком так, что он не может контролировать свои действия. Такое происходит когда человек испытывает невероятную радость или горе. В момент возникновения аффекта все тормозные процессы в нервной системе ослабевают, действия человека контролирует эндокринная система. Особенно сильно аффект овладевает человеком в случае алкогольного опьянения. Когда психические процессы заторможены из-за алкоголя, также сила влияния аффекта на поведение человека зависит от его темперамента, характера и других характеристик личности. Частая подверженность аффектам сугубо влияет на психику человека, истощает ее, поэтому необходимо вырабатывать стойкость к сильным эмоциям и способность контролировать себя даже в самых непредсказуемых ситуациях.

     - Стресс. По своему влиянию на человека схож с аффектом. При переживании стресса, человек также теряет способность нормально работать, происходят нарушения памяти, внимания, речи, действий. Стресс возникает также в напряженных ситуациях, зачастую неожиданных, с которыми необходимо моментально бороться. Устойчивость к стрессу обеспечивает дисциплинированность и самоконтроль.

     - Фрустрация. Зачастую причиной появления фрустрации является конфликт с социумом, коллективом. Отрицательное отношение общества к человеку может повлечь за собой такие реакции, как депрессивное состояние, агрессивность, деятельность по инерции, которые являются видами фрустрации. Любые негативные отзывы, задевающие достоинство человека, несущие вред его престижу или перспективам,  могут привести к таким результатам. Предотвратить такую реакцию на отрицательную оценку социума может развитие процесса торможения, хорошее воспитание. Зачастую фрустрациям подвержены сильно возбудимые, распущенные люди, чаще дети.

     - Страсти. Страсть приводит к зацикленности человека на одной определенной цели. Это очень сильное чувство, которое на протяжении долгого времени влияет на поведение человека, на все его потребности и устремления. Страсти могут быть как положительными, так и отрицательными и могут относиться к различным сферам деятельности, проявляясь в познавательной и волевой сфере, страсть принимает форму настойчивости, появляясь в любой отрасли человеческой деятельности, страсть дает человеку неисчерпаемую энергию в достижении цели. Положительные страсти, безусловно способствуют успешной деятельности и становятся помощником человека в работе. Отрицательные же страсти могут быть губительными как для личности, так и для его организма.

     Итак, чувства — это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности. 

3.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП

  ПО УРОВНЮ ИХ  РАЗВИТИНЯ. 

     Социально-психологические группы  делятся на:

I. Неорганизованные группы (ассоциации: случайная группа, толпа);

II. Внешне организованные группы (организация: производственная, учебная, кооперация);  

III. Внутренне организованные группы:

1) корпорация (группа бизнесменов, бандитская  шайка);

2) коллективы;

     Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства).

     Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

     Кооперация —  группа , отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

     Корпорация — это  группа , объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других  групп . Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных  группах , когда  группа  приобретает черты группового эгоизма.

     Коллектив — устойчивая во времени организационная  группа  взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами  группы . Учебный коллектив имеет двойственную структуру:

Информация о работе Сознание как высший уровень психики, его структура