Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 13:41, курсовая работа
Сознание является высшим уровнем психического отражения и саморегуляции, присущим только человеку. Сознание есть интегрирующая, высшая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека.
Существует два основных понимания сознания:
1. Структурное: сознание есть устойчивая, инвариантная структура, организующая поток субъективных образов и мыслей, то есть оно является способом отражения. При таком подходе, сознание лишено собственного содержания, оно «чисто», бессодержательно.
2. Содержательное: сознание – есть высший уровень отражения действительности, при котором последняя представлена в сознании в виде обобщенных образов и понятий. Это поток образов и мыслей, предстающих перед «внутренним взором» человека.
1. СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ПСИХИКИ, ЕГО СТРУКТУРА стр. 3
1.1. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ стр. 4
2. ОПИШИТЕ ФОРМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВ. стр. 5
3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП
ПО УРОВНЮ ИХ РАЗВИТИНЯ. стр. 7
4. ОПИШИТЕ МЕТОДИКУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕМПЕРАМЕНТА. ИСПОЛЬЗУЯ ДАННУЮ МЕТОДИКУ, ДАЙТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ СВОЕМУ ТЕМПЕРАМЕНТУ. стр. 10
5. РЕБЕНОК СРАВНИВАЕТ ПРЕДМЕТЫ, НАКЛАДЫВАЯ ОДИН НА
ДРУГОЙ ИЛИ ПРИСТАВЛЯЯ ОДИН К ДРУГОМУ; ОН АНАЛИЗИРУЕТ, РАЗЛАМЫВАЯ ПО ЧАСТЯМ СВОЮ ИГРУШКУ; ОН СИНТЕЗИРУЕ, СОСТАВЛЯЯ ИЗ КУБИКОВ ИЛИ ПАЛОЧЕК «ДОМ»; ОН
КЛАССИФИЦИРУЕТ И ОБОБЩАЕТ, РАСКЛАДЫВАЯ КУБИКИ ЗА
ЦВЕТОМ. О КАКОМ ВИДЕ МЫШЛЕНИЯ ИДЕТ РЕЧЬ? Какие
особенности ему присущи? Для какого возраста он характерен? стр. 14
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 15
во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т. д.);
во-вторых, учебный коллектив — это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Учебный коллектив, образно говоря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода. То, что «срабатывает» по отношению к одной учебной группе , оказывается совершенно неприемлемым к другой. Опытные педагоги хорошо знают это «таинственное явление»: две или несколько параллельных учебных групп постепенно как бы индивидуализируются, приобретают свое лицо, в результате появляется довольно резкое отличие между ними . В качестве причины этих различий педагоги указывают, что «погоду» в учебной группе делают определенные студенты, которые едва ли являются официальными руководителями учебного самоуправления.
Очень важно руководителю, педагогу, куратору ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.
На первом организационном этапе группа учащихся вуза, средних специальных учебных заведений не представляет собой коллектив в полном смысле слова, поскольку она создана из поступающих в вуз, ССУЗ учащихся различного жизненного опыта, взглядов, различного отношения к коллективной жизни. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог, он предъявляет требования к поведению и режиму деятельности учащихся. Для педагога важно четко выделить 2—3 наиболее значимых и принципиальных требований к деятельности и дисциплинированности студентов, не допуская выдвижения обилия второстепенных требований, указаний, запретов. На этом организационном этапе руководитель должен внимательно изучать каждого члена группы , его характер, особенности личности, выявляя на основе наблюдения и психологического тестирования «индивидуально-психологическую карту» личности учащегося, постепенно выделяя тех, кто более чутко воспринимает интересы коллектива, является действенным активом. В целом первый этап характеризуется социально -психологической адаптацией, то есть активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения.
Второй этап развития коллектива наступает, когда выявлен действенный, а не формальный актив коллектива, т. е. выявлены организаторы коллективной деятельности, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Теперь требования к коллективу выдвигает не только педагог, но и актив коллектива. Руководитель на втором этапе развития коллектива должен объективноизучать, анализировать межличностные взаимоотношениячленов коллектива методами социометрии, референтометрии, своевременно принимать меры воздействия для коррекции положения членов группы с высоким и низким социометрическим статусом. Воспитание актива группы — важнейшая задача руководителя, направленная на развитие организаторских способностей актива и устранение негативных явлений: зазнайства, тщеславия, «командирского тона» в поведении актива.
Знание структуры неформальных взаимоотношений,
того, на чем они
основываются, облегчает понимание внутригрупповой
атмосферы и позволяет находить наиболее
рациональные пути воздействия на эффективность
групповой работы. В этой связи большое
значение приобретают специальные методы
исследования, позволяющие выявлять структуру
межличностных взаимоотношений в группе,
выделять ее лидеров.
4.
ОПИШИТЕ МЕТОДИКУ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕМПЕРАМЕНТА.
ИСПОЛЬЗУЯ ДАННУЮ
МЕТОДИКУ, ДАЙТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ
ХАРАКТЕРИСТИКУ СВОЕМУ
ТЕМПЕРАМЕНТУ.
Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они чётко выражены, но люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.
Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Холерик — быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.
Методика А.Белова служит для
определения преобладающего
Сложность данного теста
1. Блок
2. Блок
3. Блок
4. Блок
Обработка результатов теста заключается в том что чтобы подсчитать количество плюсов по каждой карточке отдельно. Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента:
Х = (А1 / А) * 100%; С = (А2 / А) * 100%;
Ф = (А3 / А) * 100%; М = (А4 / А) * 100%; где
X, С, Ф, М – типы темперамента;
A1, A2, A3, A4 – число положительных ответов по карточкам соответствующего блока;
А – общее число положительных ответов по четырем карточкам.
Х = (7/39)*100% = 17,95%
С = (16/39)*100% = 41%
Ф = (11/39)*100% = 28,2%
М =(5/39)*100% = 12,82%
В конечном
виде «формула моего темперамента»
приобретает вид:
Т = 17,95%Х + 41%С
+ 28,2%Ф + 12,82%М;
Это значит, что данный темперамент на 17,95% – холерический, 41% – сангвинический,28,2% – флегматический и 12,82% – меланхолический.
Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента доминирующий.
Если этот результат составляет 30–39%, то качества данного типа выражены достаточно ярко.
Если результат 20–29%, то средне выражены.
При результате 10–19% можно утверждать, что черты этого типа темперамента выражены в малой степени.
Исходя из выше изложенного
можно сделать заключение что преобладает
флегматеко- сангвинический темперамент.
5.
Ребенок сравнивает
предметы, накладывая
один на другой
или приставляя
один к другому;
он анализирует,
разламывая по
частям свою игрушку;
он синтезирует,
составляя из кубиков
или палочек «дом»;
он классифицирует о
обобщает, раскладывая
кубики за цветом.
О каком виде мышления
идет речь? Какие особенности
ему присущи? Для какого
возраста он характерен?
Информация о работе Сознание как высший уровень психики, его структура