Специфика прикладного исследования в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 19:52, реферат

Описание работы

Проблематика социальной психологии в настоящее время является весьма актуальной не только в плане развития самой науки, но и для непосредственных нужд практической жизни. Для того чтобы проанализировать основные линии возможного приложения социально-психологических знаний, необходимо уяснить, какова же специфика прикладного исследования в отличие от того типа исследований, которые осуществляются в рамках "чистой" науки.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Проблематика социальной психологии в настоящее время  является весьма актуальной не только в плане развития самой науки, но и для непосредственных нужд практической жизни. Для того чтобы проанализировать основные линии возможного приложения социально-психологических знаний, необходимо уяснить, какова же специфика прикладного исследования в отличие от того типа исследований, которые осуществляются в рамках "чистой" науки.

В системе современного научного знания различают несколько  основных типов исследований. Одна из классификаций строится на основании такого критерия, как связь задач исследования с непосредственными запросами практики. Именно по этому критерию все исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные. В самом общем виде различие между любым фундаментальным и прикладным исследованием сводится к тому, что первое отчетливо ориентировано на отыскание законов развития изучаемого предмета, в то время как второе – способов применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных исследований.

Цель моей работы – рассмотреть основные виды методов исследования в социальной психологии.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие  задачи:

1) рассмотреть основные  понятия о социальной психологии;

2) раскрыть социально-психологическое исследование;

3) рассмотреть основные виды методов социально-психологического исследования

 

 

 

 

1.Научное исследование  в социальной психологии

 

 

1.1 Специфика прикладного исследования в социальной психологии

 

Социально-психологическое  исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп. Специфика  социально-психологического исследования по сравнению с другими социальными науками характеризуется:

  • использованием в качестве полноправных как данных об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик сознания (представлений, мнений, установок, ценностей и т.п.) этих индивидов;
  • социальным контекстом исследования, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов;
  • неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений;
  • культурно обусловленной относительностью социально-психологических закономерностей;
  • работой с реальными конкретными объектами исследования (индивидами и группами). [8, с. 5-6]

1.2 Правила и требования к проведению социально-психологического исследования

Любое исследование начинается с составления исследовательской программы. Обычно она включает: определение проблемы, объекта и предмета исследования; предварительный теоретический анализ объекта исследования; характеристику целей и задач исследования; интерпретацию и операционализацию основных понятий; формулирование рабочих гипотез; определение плана исследования (поискового, описательного, экспериментального); составление плана выборки; описание методов сбора и обработки данных, схемы их анализа и интерпретации.

  Существуют некоторые явления, возникающие в процессе исследования, которые могут снижать объективность переменных и создавать, тем самым, трудности при интерпретации полученных данных. Это, прежде всего:

  1. Экспериментальные ожидания, т. е. предположения ученых относительно тех результатов, которые должны быть получены в ходе исследования.
  2. Следующей проблемой, помимо экспериментальных ожиданий, снижающей степень объективности переменных, являются требуемые характеристики, т. е. своеобразные индикаторы того, какого поведения, по мнению участников, от них ожидают в исследуемой ситуации.
  3. Если исследование проводится в естественных, полевых, а не лабораторных условиях, где участники не подозревают, что выступают в качестве испытуемых, то лучше, чтобы они так и остались в неведении.

2.Методы исследования в социальной психологии, их характеристика

 

В социальной психологии различают три уровня исследования: эмпирический, теоретический и методологический. Эмпирический уровень представляет собой сбор первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных, обычно в рамках определенных теоретических концепций. Теоретический уровень исследования обеспечивает объяснение эмпирических данных путем соотнесения их с результатами других работ. Методологический уровень с содержательной стороны рассматривает многоуровневую, системную организацию социально-психологических явлений и составляющих их элементов, соотношение принципов и категорий, определяет исходные принципы изучения этих явлений. С формальной стороны методология определяет операции, при помощи которых происходит сбор и анализ эмпирических данных.

 

2.1 Характеристика количественных и качественных методов социологического исследования

Все методы сбора информации в социологических исследованиях  можно разделить на две большие группы: количественные и качественные.

Количественные  исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количественные исследования являются преимущественно описательными. Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе.

Качественные  исследования предназначено для получения с помощью специальной техники так называемой глубинной информации. Качественное исследование можно назвать интерпретационным. Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей.

Количественные и качественные исследования нельзя противопоставлять, так как они взаимосвязаны  и дополняют друг друга. Только при таком подходе к их применению возможно получение достоверной информации. Результаты качественных исследований могут быть переведены в количественную форму с помощью, например, такого количественного метода, как контент-анализ.

  Контент-анализ — это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой. Полученные с помощью контент-анализа количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном, в том числе латентном (не явном) содержании текста. В связи с этим метод контент-анализа нередко обозначается как качественно-количественный анализ документов. Его основные процедуры были разработаны X. Лассуэллом, Б. Берельсоном, Ч, Стоуном, Ч. Осгудом и др. В отечественной психологии в 20 - 30-е годы выполнены исследования на основе аналогичных контент-анализу процедур (В. А. Кузмичев, Н. А. Рыбников, И. Н. Шпильрейн и др.).

2.2 Эксперимент в социально- психологическом исследовании

 

2.2.1 Сущность метода эксперимента

Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения: опыт и испытание, как принято в естественных науках; исследование в логике выявления причинно-следственных связей. Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Однако считается, что наличие только логики экспериментального анализа не является достаточным и не указывает на специфику эксперимента.

Среди специфических признаков эксперимента выделяют :

  • моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация);
  • активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных);
  • измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов.[7,с.13-21]

 

2.2.2 Разновидности эксперимента

В зависимости от основания  классификации выделяют разные типы эксперимента :

  • по специфике задачи - научные и практические;
  • по характеру экспериментального плана - параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до и после»);
  • по характеру экспериментальной ситуации - полевые и лабораторные;
  • по числу изучаемых переменных - однофакторные и многофакторные эксперименты.
  • Иногда выделяют естественнонаучный эксперимент (А. Ф. Лазурский) и эксперимент «экс-пост-факто» (Э. Христиансен, Г.М.Андреева, 1972).

В психологии существуют три типа собственно экспериментального метода:

  • естественный (полевой) эксперимент;
  • моделирующий эксперимент;
  • лабораторный эксперимент

Лабораторный и естественный эксперимент отличается по степени  осознания испытуемого своей  роли “подопытного”. В естественном эксперименте у испытуемого осознания  этого факта нет, в лабораторном есть, что отражается на получаемых результатах.[7, с.28]

2.2.3.  Естественный (полевой) эксперимент

Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого  метода, наиболее приближен к не экспериментальным исследовательским  методам т.к. условия, используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь.

2.2.4. Моделирующий эксперимент

При проведении моделирующего  эксперимента испытуемый действует  по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые разнообразные исследовательские задачи.

2.2.5 Лабораторный эксперимент

Особый тип экспериментального метода – лабораторный. Он предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащённой специальными приборами и приспособлениями. В лабораторном эксперименте почти всегда используются приборы и аппаратура.

2.2.6. Процедура психологического исследования

Как правило, эксперимент  предполагает наличие следующих  этапов его проведения:

Теоретический этап - определение исходной концептуальной схемы анализа изучаемого явления (определение предмета и объекта исследования, формулирование гипотезы исследования).

Методический  этап исследования предполагает выбор общего плана эксперимента, выбор объекта и методов исследования, определение независимых и зависимых переменных, определение процедуры опыта, а также приемов обработки результатов.

Экспериментальный этап - проведение эксперимента: создание экспериментальной ситуации, управление ходом эксперимента, измерение реакций испытуемых, контроль переменных, являющихся неорганизованными, т.е. входящими в число изучаемых факторов.

Аналитический этап - количественная обработка и интерпретация полученных фактов в соответствии с исходными теоретическими положениями.

Также существуют некоторые  особенности проведения эксперимента в малых группах. Речь идет прежде всего о специфике подхода социальной психологии к изучению малых групп, о специфике ее предмета.

Референтность малой группы — значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциями референтной группы являются: сравнительная и нормативная(предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).[А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова, 1988].

Выбор параметров, характеризующих композицию группы, во многом определяется конкретными задачами исследования. Наиболее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение. Все перечисленные признаки чрезвычайно важны с точки зрения социально-психологических особенностей группы, например, группы, различающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские, юношеские и взрослые), имеют существенные особенности по всем психологическим характеристикам.

 

2.2.7. Классические эксперименты в социальной психологии

 

2.2.7.1 Эксперимент Милгрэма (Повинуемость)

Является классическим экспериментом в социальной психологии, впервые описанный в 1963 году психологом Стэнли Милгрэмом из Йельского университета в статье «Подчинение: исследование поведения» («Behavioral Study of Obedience»), а позднее в книге «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование» («Obedience to Authority: An Experimental View», 1974).

Информация о работе Специфика прикладного исследования в социальной психологии