Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 19:52, реферат
Проблематика социальной психологии в настоящее время является весьма актуальной не только в плане развития самой науки, но и для непосредственных нужд практической жизни. Для того чтобы проанализировать основные линии возможного приложения социально-психологических знаний, необходимо уяснить, какова же специфика прикладного исследования в отличие от того типа исследований, которые осуществляются в рамках "чистой" науки.
В своём эксперименте Милгрэм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? В нем была продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал им выполнять задание, несмотря на сильные страдания, причиняемые другому участнику эксперимента (в реальности подсадному актёру). Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.
Результаты и вывод
Опытным путем Милгрем выяснил, что:
Выводы
Милгрэм уверен — в нас глубоко укоренилось сознание необходимости повиновения авторитетам. По мнению Милгрэма, полученные данные свидетельствуют о наличии интересного феномена: «Это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета». Теперь становится понятной способность правительства добиваться послушания от обычных граждан. Авторитеты оказывают на нас очень сильное давление и контролируют наше поведение.
2.2.7.2.Эффект «сглаживания противоречий» по Леону Фестингеру
Классический эксперимент Л. Фестингера, положивший начало большому циклу исследований. Испытуемые должны были в течение часа закручивать длинный ряд гаек на четверть оборота каждую, а затем, вернувшись к началу ряда, проделать эту процедуру ещё раз, затем ещё раз и т. д. По окончании экспериментатор просил каждого испытуемого в научных целях и за дополнительную плату расписать выполненную работу молодой женщине, якобы ожидающей своей очереди на участие в эксперименте, как работу, чрезвычайно интересную и приятную. Затем одни испытуемые получали за эту ложь 20$, а другие - только 1$. Спустя некоторое время испытуемые оценивали, как им понравилась работа по закручиванию гаек.
Фестингер полагал, что ложь обычно противоречит убеждениям людей, а потому они ищут оправдание собственной лжи (т. е. сглаживают возникшее когнитивное рассогласование между позицией «я - честный человек» и собственным поступком «я солгал»). Тем испытуемым, которые получили 20 $ за в общем-то невинную ложь, якобы в научных целях, было навязано извне оправдание своего поступка достаточной денежной компенсацией. Те же испытуемые, которые получили всего лишь 1$, такого оправдания не имели. В итоге первые оценили работу как скучную (каковой она и была), а вторые пригладили диссонанс: им стало казаться, что работа доставила им удовольствие.
2.3 Метод наблюдения
Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Объектом наблюдения являются индивид, либо группа индивидов. Предметом же — физические проявления интересующего исследователя явления:
Особенности метода наблюдения:
2.3.1.Схема наблюдения
Схема наблюдения включает перечень единиц наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления.
Прежде чем наблюдать
2.3.2.Виды наблюдений:
Достоинства:
Недостатки:
2.3.3.Требования к наблюдению (по Кеттеллу):
2.3.4.Типичные ошибки наблюдения:
2.4. Тесты – это стандартизированные и обычно короткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Главное отличие от других методик – на задания нужно дать правильный ответ.
Признаки теста:
2.5. Опросники
Это группа психодиагностических методик, в которых задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия и несогласия.
От испытуемого требуется ответить на вопрос, или согласиться или не согласиться с утверждением. Разновидность самонаблюдения.
Особенности:
1. Метод косвенной самооценки.
2.Результаты оцениваются не по принципу правильности или неправильности.
2.6. Проективные техники
Эта группа методик предназначена для диагностики Личности. Для них характерен глобальный подход к оценке Личности, а не выявление отдельных черт. Если косвенным образом воздействовать на значимые области переживаний человека, то можно вызвать изменения в экспериментальной деятельности.
Испытуемый должен сам
дополнять, интерпретировать, развивать
неопределенные стимулы. Цель проективных
методик относительно замаскирована,
что уменьшает возможность
2.6.1. Группы проективных методик:
2.7. Психофизиологические методики
Диагностируют природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического развития. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности и т.д.).
2.8.Метод опроса.
Весьма распространенный метод в социально-психологических исследованиях. Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т, д.) фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основные типа: а) опрос «лицом к лицу» — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); б) заочный опрос — анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Область применения опроса в социальной психологии:
[А. Л. Журавлев, 1995].
Источником информации при опросе является словесное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить конструкцию опросника. В литературе описаны типичные ошибки, возникающие при неграмотном конструировании вопросов. Анкета должна отвечать определенным правилам:
Информация о работе Специфика прикладного исследования в социальной психологии