Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 19:52, реферат
Проблематика социальной психологии в настоящее время является весьма актуальной не только в плане развития самой науки, но и для непосредственных нужд практической жизни. Для того чтобы проанализировать основные линии возможного приложения социально-психологических знаний, необходимо уяснить, какова же специфика прикладного исследования в отличие от того типа исследований, которые осуществляются в рамках "чистой" науки.
1. Проверка формулировок вопросов.
2. Проверка композиции анкеты
2.8.1Интервью
Основные виды интервью в социально-психологическом исследовании — стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах.
2.9.Фокус-группа как метод социально-психологического исследования
Фокус-группа относится к качественным методам социально-психологических исследований. Она представляет собой групповое, фокусированное (полустандартизированное) интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников «субъективной информации» о том, как они воспринимают различные виды практической деятельности или продукты этой деятельности, например материалы средств массовой коммуникации, рекламу и др.
Основным методическим приемом фокус-группы можно считать групповую дискуссию. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Социальной перцепцией стали называют процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.[2,с.133-138]
3.Метод социометрии. Относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой — диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы (С.Е. Поддубный, 1995). Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы (Дж. Морено, 1958). Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел участвовать в определенном виде деятельности или ситуации. Процедура измерения включает следующие элементы:
Преимущество этого варианта связано с выявлением так называемой эмоциональной экспансивности у каждого члена группы. Выделяют разные виды социометрических критериев: коммуникативные (выявляют реальные отношения, гностические определяют степень осознанности реальных отношений), двойные и одинарные, ролевые и др. С выбором критериев связана проблема определения их числа и специализации в социометрическом вопроснике. Социометрические индексы делят на две группы: индивидуальные и групповые. К индивидуальным показателям относят: социометрический статус — величина позитивности или негативности отношения группы к отдельному ее члену, которая определяется отношением количества выборов и отклонений, которые получил индивид, к их максимально возможному числу.
3.1.Метод групповой оценки личности (ГОЛ).
Метод групповой оценки — способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге. Разработка метода связана с прикладными исследованиями в промышленной и организационной психологии, где на его основе пытаются решать вопросы отбора и расстановки кадров (Э. С. Чугунова, 1986). Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми.
Процедура метода ГОЛ предполагает оценку человека по определенному перечню характеристик (качеств) с использованием приемов прямого балльного оценивания, ранжирования, попарного сравнения и др. Для получения надежных результатов рекомендуется число субъектов оценивания в пределах 7—12 человек. Адекватность измерения с помощью ГОЛ зависит от трех моментов: познавательных способностей субъектов оценки (экспертов); от особенностей объекта оценки; от позиции (уровня, ситуации) взаимодействия субъекта и объекта оценки (Э. С. Чугунова, 1977, 1986).
4.Этические проблемы в социально-психологическом исследовании
Последним по порядку, но не по значению, является очень важный вопрос — этические проблемы, возникающие в ходе проведения социально-психологических исследований. Пытаясь создать реалистические ситуации в эксперименте, психологи зачастую сталкиваются с этическими дилеммами. С одной стороны, по очевидным научным причинам мы хотим, чтобы наши эксперименты как можно больше напоминали реальный мир и были бы как можно более логичными и хорошо контролируемыми. С другой стороны, мы не хотим причинять нашим испытуемым ненужный и необязательный стресс, дискомфорт или неприятные ощущения.
Эти две цели часто вступают в противоречие, когда психолог организует и проводит эксперимент.
Исследователей также беспокоит здоровье и благополучие людей, участвующих в экспериментах. Психологи постоянно открывают новую важную информацию о социальном поведении человека — о предрассудках, конформизме, агрессии, подчинении власти и так далее. Очень вероятно, что многие из этих открытий по самой своей природе вызовут дискомфорт у участников эксперимента. Таким образом, для хорошей науки требуется то, что противоречит этике.
С течением времени был разработан ряд принципов, касающихся этих дилемм и этики эксперимента, — они обеспечивали соблюдение безопасности и достоинства участников. Любой аспект экспериментальной процедуры, который, как покажется комитету, вызовет стресс или расстроит участников, следует изменить или убрать до проведения исследования. Когда применяется обман, то обязательно должно быть проведено интервью после эксперимента, которое называется отчетной сессией, оно имеет важное значение и обязательно проводится.
Следует помнить, что всякое социально-психологическое исследование, проведенное "в поле", есть вмешательство исследователя в жизнь реальной группы, где складываются определенные взаимоотношения, живут и действуют реальные люди с реальным миром своих собственных мыслей, чувств, отношений. Приход социального психолога в эту реальную ситуацию человеческой жизнедеятельности не должен разрушить этот естественный процесс. Руководящим принципом работы здесь должен быть тот же принцип, которого обязан придерживаться врач в соответствии с требованием Гиппократа "Не навреди!".
Заключение
Развитие социально-
Это наложило отпечаток на становление самой научной дисциплины.
Практические запросы
требуют достаточно быстрых решений.
Такая ситуация порождает как
положительные, так и отрицательные
моменты для развития социальной
психологии. Положительные моменты:
различные области народного хо
Развитие прикладной социальной психологии в качестве своего важнейшего условия имеет развитие фундаментальных исследований, касающихся основных проблем данной науки.
Всякое социально-
Список использованной литературы
1. Белановский С.А. Метод фокус-группы / С.А. Белановский. – М.: Магистр, 1996. – 272 с.
2. Дмитриева Е..В. Метод фокус-группы : Проблемы подготовки, проведения, анализа / Е.В. Дмитриева // Социол. исслед. – 1999. – № 8. – С. 133–138.
3. Матовская А.В. Использование невербальной информации в личном интервью / А.В. Матовская // Социол. исслед. – 2006. – № 3. – С. 104–112.
4. Нохрина Н.Н. Тест как общенаучный диагностический метод / Н.Н. Нохрина // Социол. исслед. – 2005. – № 1. – С. 118–126.
5. Сикевич З.В. Социологическое исследование : практическое руководство / З.В. Сикевич. – СПб. : Питер, 2005. – 320 с.
6. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. М., 1992.
7. Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии. М., 1977.
8. Журавлев А.Л.,. Позняков В.П. Социальная психология. Учебное пособие для вузов. М.,2002
9. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. Самара, 1995.
10. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. М., 1961.
11. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.
Информация о работе Специфика прикладного исследования в социальной психологии