Специфика психологического консультирования по проблемам личностного роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследование эффективности модели психологического консультирования по личностному развитию (ПКЛР) молодых сотрудников процессе их профессиональной подготовки.
Задачи данной работы:
1. Систематизировать теоретические представления о психологическом консультировании: его содержании, основных методах и возможностях его применения как средства личностного развития.
2. Выявить личностные показатели , обеспечивающие улучшению психологического консультирования по личностному росту в процессе профессиональной подготовки.

Содержание работы

Введение............................................................................................................3
Глава 1. Общее представление о психологическом консультировании по проблемам личностного роста...................................................................5-18
Гуманистическая теория по консултированию личностного роста......5
Личностный рост в работе К. Хорни........................................................9
Показатели личностного роста.................................................................16
Глава 2. Проведение исследования по методиками “Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда”, “ Метафорический автофортрет” и интерпретация результатов.................................................17-27
Цель, гипотеза исследования...................................................................17
Обработка данных и интерпретация результатов.................................20
Заключение..........................................................................................................26
Список литературы................................................

Файлы: 1 файл

оюун. консультирование.docx

— 63.84 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

мОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  МВД РОССИИ

 

КАФЕДРА  ПСИХОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине : «Психологическое консультирование »

на тему: «Специфика психологического консультирования по проблемам личностного роста».

 

 Проверил:  

Зам.нач. кафедры психологии

УНК ПСД

кандидат психологических  наук

майор полиции                            

Богаевский В.А.

           

Выполнил:

                                                                        Курсант 432 учебного взвода   

                           младший старшина полиции      

                                 Оюун-Эрдэм.О    

                                           

 

 

 

 

Москва 

2012

 

 

Содержание

Введение............................................................................................................3

Глава 1. Общее представление о психологическом консультировании по проблемам личностного роста...................................................................5-18

    1. Гуманистическая теория по консултированию личностного роста......5
    2. Личностный рост в работе К. Хорни........................................................9
    3. Показатели личностного роста.................................................................16

Глава 2. Проведение исследования по методиками “Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда”, “ Метафорический автофортрет” и  интерпретация результатов.................................................17-27

    1. Цель, гипотеза исследования...................................................................17
    2. Обработка данных и интерпретация результатов.................................20

Заключение..........................................................................................................26

Список литературы.........................................................................................28

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Личностный рост представляет собой, свойственную организму, тенденцию развивать свои способности, чтобы сохранять, развивать личность. Суть личностного роста – это обретение себя и своего пути.


Главный психологический смысл  личностного роста - освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов. А взаимодействие личности с собственным внутренним миром в целом не менее значимо, нежели с миром внешним. Принципиально важным для человека является также признание и уважение его внутреннего мира другими людьми. Задача психолога состоит в том, что оказать поддержка личности, развивающихся указать пути дальнейшего росту.

Адаптация молодых сотрудников  на профессиональной среде становится еще более актуальным.

Объект данной работы - психологическое консультирование по личностному развитию.

Предмет данной работы – творческая адаптация как фактор личностного развития.

 Основная гипотеза исследования – Чем больше уровень адаптивности личности, тем большее самоприятия как показатель личностного роста.

Цель данной работы - исследование эффективности модели психологического консультирования по личностному развитию (ПКЛР) молодых сотрудников процессе их профессиональной подготовки.

Задачи данной работы:

1. Систематизировать теоретические  представления о психологическом  консультировании: его содержании, основных методах и возможностях  его применения как средства  личностного развития.

2. Выявить личностные показатели , обеспечивающие улучшению психологического консультирования по личностному росту в процессе профессиональной подготовки.

3. Проверить эффективность психологического консультирования по личностному развитию в процессе их профессиональной подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общее  представление о психологическом  консультировании по проблемам личностного  роста

    1. Гуманистическая теория по консултированию личностного роста

Один из основоположников гуманистической психологии, К.Роджерс, ввел в науку понятие «личностного роста». Это модель личностных изменений, которые не тождественны понятию «развития личности». Личностный рост, по Роджерсу, это не усвоение каких-либо знаний, не освоение определенной деятельности, не формирование активной жизненной позиции, не продвижение по «лестнице возрастов» и т.д. Личностный рост представляет собой, свойственную организму, тенденцию развивать свои способности, чтобы сохранять, развивать личность. Суть личностного роста – это обретение себя и своего пути. Роджерс считал, что если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости. Именно эти изменения – их содержание, направленность, динамика – свидетельствуют о процессе личностного роста и могут выступать в качестве его критериев.

Согласно взглядам К. Роджерса индивид взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, обеспечивающих его усложнение и  сохранение. Человек обладает всей необходимой компетентностью, чтобы  решать возникающие перед ним  проблемы и направлять свое поведение  должным образом. Однако эта способность  может развиться только в контексте  социальных ценностей, в котором  человек получает возможность устанавливать  положительные связи.

Основные понятия клиент-центрированного  подхода

«Поле опыта», «самость», «Я»-реальное, «Я»-идеальное, «тенденция к самоактуализации».

Поле опыта – то, что  потенциально доступно сознанию, воспринимаемая часть внутреннего мира (используемые слова, символы, отражающие реальность). Поле опыта – это «карта» территории, которой является реальность. Таким образом, очень большое значение имеет то, что осознается поскольку человек воспринимает внешнюю реальность через свой внутренний мир, через свое поле опыта, которое может ограничивать его восприятие реальности (внешнего мира).

«Самость» – центральное  понятие в концепции К. Роджерса. «Самость» – это целостность, включающая в себя телесный (на уровне организма) и символический, духовный (на уровне сознания) опыт. По Роджерсу, когда все переживания ассимилируются по отношению к «самости» и  становятся частью ее структуры, появляется тенденция к уменьшению того, что  можно назвать самосознанием. Поведение  становится более спонтанным, выражение  отношений – менее охраняемым, так как «самость» принимает  эти отношения и само поведение  как часть себя. Таким образом, «самость» -это система внутренних отношений, феноменологически связанных  с внешним миром и явленных человеку в его «Я».

«Я»-реальное – система  представлений о самом себе, которая  формируется на основе опыта общения  человека с другими и их поведения  по отношению к нему и изменяется в соответствии с возникающими перед  ним ситуациями и его собственными действиями в них.

«Я»-идеальное – представление  о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать  в результате реализации своих возможностей.

К «Я»-идеальному стремится  приблизиться «Я»-реальное Степень  различия между «Я»-реальным и «Я»-идеальным  определяет степень дискомфорта  личности и личностный рост. Если степень различия невелика, то она выступает двигателем личностного роста. Согласно К. Роджерсу, принятие себя таким, каким ты являешься в действительности -признак душевного здоровья. Высокая степень различия, когда «Я»-идеальное выражает обостренное самолюбие и повышенную амбициозность, может стать причиной невротического срыва.

По мнению К. Роджерса, человек, с одной стороны, стремится привести в соответствие со своим реальным «Я» как можно больше своих  внешних переживаний, а с другой – пытается сблизить представление  о самом себе с теми глубинными переживаниями, которые составляют его идеальное «Я» и соответствуют  тому, чем он хотел бы быть. Таким  образом, реальное «Я» может так  и не достичь соответствия идеальному «Я» либо из-за того, что под давлением  внешних обстоятельств человек  вынужден отказывать себе в определенном жизненном опыте, либо потому, что  он навязывает себе такие чувства, ценности или установки, которые только отдаляют его реальное «Я» от идеального «Я». Тревога и нарушение психологической  адаптации могут быть результатом  несоответствия между реальным «Я»  и жизненным опытом, с одной  стороны, и между реальным «Я»  и тем идеальным образом, который  сложился у человека о себе самом, с другой стороны.

Тенденция к самоактуализации – один из фундаментальных аспектов человеческой природы, понимается как  движение к более реалистичному  функционированию.

Психологический рост динамичен. Ему могут препятствовать условные ценности, которые представляют собой  отрицание, намеренное игнорирование, избегание некоторых аспектов «самости»  ради получения награды для себя. Условные ценности часто формируются  в детстве как результат воспитания, когда ребенок, поддерживая себя вероятностью материнской любви  и признания, действует против своих  интересов. Таким образом, условные ценности – это своеобразные фильтры, порождающие неконгруэнтность, т.е. разрыв между «самостью» и представлением о «самости», отрицание некоторых  сторон себя. Создается замкнутый  круг: каждый опыт неконгруэнтности между  «самостью» и реальностью ведет  к повышению уязвимости, усилению внутренних защит, отрезающих опыт и  создающих новые поводы для неконгруэнтности. Когда эти защиты не срабатывают, возникает тревожность.

Психологическое консультирование должно быть направлено на разрушение условных ценностей, их пересмотр и отказ от них.

Психолог, по мнению К. Роджерса, должен концентрироваться на субъективном, или феноменологическом, опыте клиента. К. Роджерс считал, что человек  обладает тенденцией к самоактуализации, которая способствует здоровью и  росту. Психолог действует как помощник в устранении эмоциональных блоков или препятствий к росту и  способствует большей зрелости клиента (с устранением препятствий высвобождаются силы роста и открывается путь для саморазвития и самосовершенствования).

В центр своей деятельности К. Роджерс поставил личность клиента  как таковую, отказавшись от медицинской терминологии типа «психотик», «невротик». Он отказался от традиционных тогда психотехник типа «интерпретация», «суггестия», «научения», утверждая, что такой подход ориентирован прежде всего на самого психолога.

  • Психолог в ходе консультации создает условия для изменений в консультируемом, и ключом к этим изменениям являются доверительные отношения между консультантом и человеком, обратившимся за помощью. Работа между двумя полюсами консультации (полюсом психолога и полюсом клиента) основывается на создании “помогающих отношений”. 
    В ходе консультации работа психолога строится  на  следующих положениях гуманистической психологии: 
    работа с ситуативными переживаниями клиента, переживаниями сегодняшними, в данный момент по времени и месту;
  • проявление конгруэнтности психологом как способности положительно воспринимать все, что переживает клиент в данный момент, и соответствующим образом сообщить о них другому человеку;
  • безусловное принятие клиента, эмпатическое понимание его, включающее не только проникновение в мысли, но и чувства человека, умение смотреть на его проблему с его позиции, умение встать на его место;
  • каждый человек, в том числе и клиент, свободен в принятии ответственности за свои поступки, он сам создает свою систему личностных конструктов;
  • многие чувства возникают у клиента в момент консультации, поэтому необходимо использовать момент “здесь и сейчас” в поисках своего настоящего “Я”, обращение к потоку переживаний;
  • в начале консультации локус оценки находится в большей степени в психологе, в ходе консультации перемещается в клиента, клиент сам знает, что делать.

 

 

    1. Личностый рост в работе К. Хорни

 

В работе "Новые пути в  психоанализе" Хорни говорит об искажении "непосредственного я  человека", наступающего под давлением  окружения, как о центральной  черте невроза. Хорни воспользовалась традиционной парой философских категорий "реальное-идеальное". При этом психологическое понятие "реального" включает у нее как минимум четыре содержательных аспекта: онтологический ("сущностное"), гносеологический ("объективное"), ценностный ("подлинное") и практический ("осуществимое"). Иными словами, "реальное я" Хорни по определению представляет собой:

Информация о работе Специфика психологического консультирования по проблемам личностного роста