Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 10:06, курсовая работа
Цель данной работы - исследование эффективности модели психологического консультирования по личностному развитию (ПКЛР) молодых сотрудников процессе их профессиональной подготовки.
Задачи данной работы:
1. Систематизировать теоретические представления о психологическом консультировании: его содержании, основных методах и возможностях его применения как средства личностного развития.
2. Выявить личностные показатели , обеспечивающие улучшению психологического консультирования по личностному росту в процессе профессиональной подготовки.
Введение............................................................................................................3
Глава 1. Общее представление о психологическом консультировании по проблемам личностного роста...................................................................5-18
Гуманистическая теория по консултированию личностного роста......5
Личностный рост в работе К. Хорни........................................................9
Показатели личностного роста.................................................................16
Глава 2. Проведение исследования по методиками “Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда”, “ Метафорический автофортрет” и интерпретация результатов.................................................17-27
Цель, гипотеза исследования...................................................................17
Обработка данных и интерпретация результатов.................................20
Заключение..........................................................................................................26
Список литературы................................................
Понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности и, в особенности, других людей. Поэтому важнейший критерий личностного роста – готовность вступать в контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии.
Социализированность. Личностный рост ведет ко все более эффективному проявлению фундаментального стремления человека – к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и жить с другими людьми в максимально возможной гармонии.
Творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности – готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности» (К.Роджерс).
Естественно, изменения в каждом из этих направлений личностного роста происходят (если происходят) в соответствии со своими специфическими закономерностями. В то же время это процесс целостный, взаимосвязанный и рост в одном "личностном измерении" способствует продвижению в других. Поэтому важнее всего сам факт движения в этих на правлениях, включение в процесс открытия и обретения себя, что дает возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, аутентичным и неповторимым, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, - более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как ВЫЗОВ ЖИЗНИ и одновременно - ПРИЗЫВ К ЖИЗНИ.
Глава 2. Проведение исследования по методиками “Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда”, “ Метафорический автофортрет” и интерпретация результатов
Характеристика контингента исследования
В исследовании приняли участие слушатели ФПИС-а , в количестве 10 человек, так как для них самым актуальным является адаптация новом для них месте и более того им надо развиваться не только в профессиональном, но и личностном плане. В исследовании принимали участия парни-8 человек и девушки- 2 человека, не состоящие в, в возрасте от 20 до 25лет.
Методическое оснащение
Исследование адаптивности личности проходило в три этапа.
На первом этапе проведено тестирование, для оценки уровня адаптивности личности.
На втором этапе были проведены проективый тест “метафорический автопортрет” и беседа, для выявления ведущей для данного периода потребности личности.
На третьем этапе были определен уровни адаптивности испытуемых как показатель личностного роста и был обобщен с ведущими потребностями испытуемых. В качестве диагностических инструментов здесь выступают тестирования, беседа, контент-анализ.
Порядок выполнения исследования
На начальном этапе исследования мы проанализировали литературу по проблеме личностного роста и адаптивности личности в рамках гуманистической теории.
Гипотеза. Выдвигается предположение о том, что чем больше уровень адаптивности личности, тем большее самоприятия как показатель личностного роста.
Для достижения цели исследования в работе были сформулированы и решены следующие задачи:
1 блок задач. Предэкспериментальная часть работы:
2_блок задач. Экспериментальная часть работы:
3 блок задач. Постэкспериментальная часть работы:
Обработка данных до методике СПА К. Роджерса и Р. Даймонда
Обработка данных : Высчитываем интересующий нас показатель адаптивности по формуле: Адаптация: A=a/(a+b)*100%; и другой показатель самопринятие по формуле: Самопринятие: S=a/(a+b)*100%.
Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых — без скобок. Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности — как высокие.
Ключи:
Таблица1
№ |
Показатели |
Номера высказываний |
Нормы | |
1 |
А |
Адаптивность |
4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35,
37, 41, 44, 47, 51, 53, 55,61,63,67,72,74,75,78,80, 88, 91, 94, 96,
97, 98 |
(68-170) 68-136 |
2 |
А |
Приятие себя |
33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94,96 |
(22-52) 22-42 |
Наидем уровни адаптивности, и уровень приятия себя и считаем корреляции между шкалами.
Таблица.2
№ испытуемых |
адаптивность |
самоприятие |
10 |
30 |
69 |
8 |
50 |
56 |
3 |
52 |
61 |
7 |
54 |
51 |
1 |
63 |
70 |
2 |
64 |
77 |
6 |
67 |
84 |
5 |
73 |
89 |
9 |
77 |
80 |
4 |
79 |
85 |
Корреляционный связь между адаптивности и самоприятия 0,6698. И попадает в области значимости. Гипотеза потверждается.
Обработка данных по методике “Метафорический автопортрет”
Это методика дает возможность
диагностировать
Когда испытуемые закончат рисовать нужно провести беседа. Основные вопросы:
Дает посмотреть всех рисунков хочет-ли изменить что-то. Это дает возможность анализировать свои потребности. 6 испытуемых из 10 не хотели что-либо изменить им нравится их нынешное состояние и реакция положительное, а 2 испытуемых хотели изменить “я-оружие” и “я-украшения”, так как им казалось их рисунки слишком обычные и хотят изменить на лучшую сторону, чтовы выделятся от остальных и 2 хотели изменить но боялись портить рисунка.
Рис.1
Обратили особое внимания
на “я-оружие” и “я-украшение”
так как “я-оружие”
Рис 2.
Интерпретация результатов
Отношение к тестированию
показывает открытость и откровенность
в раскрытии своих проблем, отсутствие
сознательного намерения
Принятие себя. Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как личности, достойной уважения, веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, своему организму.
Адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности – готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности».
Гипотеза патвердилась с уровнем значимостью 0,95. Это говорить о том, что личность тем быстрее адаптируется у него эсть возможность развиваться и восприминает себя как таковой.
Заключение
Психологическое консультирование в сфере личностного роста базируется на личностно-центрированном подходе психолога-консультанта к клиенту Карла Роджерса. Личностный рост, по Роджерсу, это не усвоение каких-либо знаний, не освоение определенной деятельности, не формирование активной жизненной позиции, не продвижение по «лестнице возрастов» и т.д.
Особенности психологического консультирования заключается в следующем положении:
Информация о работе Специфика психологического консультирования по проблемам личностного роста