Специфика психологического консультирования по проблемам личностного роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследование эффективности модели психологического консультирования по личностному развитию (ПКЛР) молодых сотрудников процессе их профессиональной подготовки.
Задачи данной работы:
1. Систематизировать теоретические представления о психологическом консультировании: его содержании, основных методах и возможностях его применения как средства личностного развития.
2. Выявить личностные показатели , обеспечивающие улучшению психологического консультирования по личностному росту в процессе профессиональной подготовки.

Содержание работы

Введение............................................................................................................3
Глава 1. Общее представление о психологическом консультировании по проблемам личностного роста...................................................................5-18
Гуманистическая теория по консултированию личностного роста......5
Личностный рост в работе К. Хорни........................................................9
Показатели личностного роста.................................................................16
Глава 2. Проведение исследования по методиками “Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда”, “ Метафорический автофортрет” и интерпретация результатов.................................................17-27
Цель, гипотеза исследования...................................................................17
Обработка данных и интерпретация результатов.................................20
Заключение..........................................................................................................26
Список литературы................................................

Файлы: 1 файл

оюун. консультирование.docx

— 63.84 Кб (Скачать файл)

 Понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности и, в особенности, других людей. Поэтому важнейший критерий личностного роста – готовность вступать в контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии.

 Социализированность. Личностный рост ведет ко все более эффективному проявлению фундаментального стремления человека – к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и жить с другими людьми в максимально возможной гармонии.

Творческая  адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности – готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности» (К.Роджерс).

Естественно, изменения в  каждом из этих направлений личностного роста происходят (если происходят) в соответствии со своими специфическими закономерностями. В то же время это процесс целостный, взаимосвязанный и рост в одном "личностном измерении" способствует продвижению в других. Поэтому важнее всего сам факт движения в этих на правлениях, включение в процесс открытия и обретения себя, что дает возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, аутентичным и неповторимым, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, - более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как ВЫЗОВ ЖИЗНИ и одновременно - ПРИЗЫВ К ЖИЗНИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проведение исследования по методиками “Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда”, “ Метафорический автофортрет” и  интерпретация результатов

    1. Цель, гипотеза исследования

Характеристика  контингента исследования

В исследовании приняли участие слушатели ФПИС-а , в количестве 10 человек, так как для них самым актуальным является адаптация новом для них месте и более того им надо развиваться не только в профессиональном, но и личностном плане. В исследовании принимали участия парни-8 человек и девушки- 2 человека, не состоящие в, в возрасте от 20 до 25лет.

Методическое  оснащение

Исследование адаптивности личности проходило в три этапа.

На первом этапе проведено тестирование, для оценки уровня адаптивности личности.

На втором этапе были проведены проективый тест “метафорический автопортрет” и беседа, для выявления ведущей для данного периода потребности личности.

На третьем этапе были определен уровни адаптивности испытуемых как показатель личностного роста и был обобщен с ведущими потребностями испытуемых. В качестве диагностических инструментов здесь выступают тестирования, беседа, контент-анализ.

Порядок выполнения исследования

На начальном этапе  исследования мы проанализировали литературу по проблеме личностного роста и адаптивности личности в рамках гуманистической теории.

Гипотеза. Выдвигается предположение о том, что чем больше уровень адаптивности личности, тем большее самоприятия как показатель личностного роста.

Для достижения цели исследования в работе были сформулированы и решены следующие задачи:

1 блок задач.  Предэкспериментальная часть работы:

  1. Ознакомиться и проанализировать психологическую литературу по вопросам личностного роста.
  2. Сформулировать гипотезу, цель и задачи экспериментального исследования.
  3. Разработать методический аппарат в соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой.

2_блок  задач.  Экспериментальная часть работы:

  1. Провести анализ психологической литературы по проблеме личностного роста.
  2. Провести тестирование слушателей ФПИСа, в связи с вопросами адаптации к новым для них стран и личностного роста слушателей.
  3. Провести беседа с слушателями для выяснения ведушей потребности.

3 блок задач.  Постэкспериментальная часть работы:

  1. Обработать вручную и с помощью методов математической статистики полученные экспериментальные данные.
  2. Интерпретировать полученные результаты, сформулировать основные выводы.

 

    1. Интерпретация результатов

 

Обработка данных до методике СПА К. Роджерса и Р. Даймонда

Обработка данных : Высчитываем интересующий нас показатель адаптивности по формуле: Адаптация: A=a/(a+b)*100%; и другой показатель самопринятие по формуле: Самопринятие: S=a/(a+b)*100%.

Зона неопределенности в  интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых — без  скобок. Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно  низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности — как высокие.

Ключи:

Таблица1

 

Показатели

Номера высказываний

Нормы

1

А 
 
В

Адаптивность 
 
Дезадаптивность

4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55,61,63,67,72,74,75,78,80, 88, 91, 94, 96, 97, 98  
 
2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100

(68-170) 68-136 
 
(68-170) 68-136

2

А 
 
В

Приятие себя 
 
Неприятие себя

33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94,96 
 
7, 59, 62, 65, 90, 95, 99

(22-52) 22-42 
 
(14-35) 14-28


Наидем уровни адаптивности, и уровень приятия себя и считаем корреляции между шкалами.

Таблица.2

№ испытуемых

адаптивность

самоприятие

10

30

69

8

50

56

3

52

61

7

54

51

1

63

70

2

64

77

6

67

84

5

73

89

9

77

80

4

79

85


Корреляционный связь  между адаптивности и самоприятия 0,6698. И попадает в области значимости. Гипотеза потверждается.

Обработка данных по методике “Метафорический автопортрет”

Это методика дает возможность  диагностировать бессознательных  проблемных областей “ Базовых прав личности”.

Когда испытуемые закончат рисовать нужно провести беседа. Основные вопросы:

  1. Общие вопросы
  • Как вам нравится это рисунок?
  • Какого вы начали в первую и какого в последнюю очередь?
  1. Я-растения
  • Что за растения?
  • Где растет?
  • Какова ему там?
  • Что не хватает?
  • Что хочется?
  • Что вы  хотите для него? Представьте что вы делали
  1. Я-посуда
  • Из чего сделана?
  • Кто, когда сделал? Где находится?
  • Какого размера он?
  • Наполнен или пустой?
  • Удобно ли его использовать?
  1. Я-оружие
  • Опишите этого оружия
  • Как часто и против кого используется?
  • Нравится ли оно вам?
  • Имеет ли права человек защищаться и какими способами?
  1. Я-украшения
  • Из чего она сделана?
  • Что за человек мог его носит?
  • Как по вашему мнению украшать себя?
  • Как вы реагируете?

Дает посмотреть всех рисунков хочет-ли изменить что-то. Это дает возможность  анализировать свои потребности. 6 испытуемых из 10 не хотели что-либо изменить им нравится их нынешное состояние и реакция положительное, а 2 испытуемых хотели изменить “я-оружие” и “я-украшения”, так как им казалось их рисунки слишком обычные и хотят изменить на лучшую сторону, чтовы выделятся от остальных и 2 хотели изменить но боялись портить рисунка.

 

 

 

Рис.1

 

 

Обратили особое внимания на “я-оружие” и “я-украшение” так как “я-оружие” представляет собой защита себя и “я-украшение” представляет собой уникальность личности.

Рис 2.

 

 

              

 

Интерпретация результатов

 

Отношение к тестированию показывает открытость и откровенность  в раскрытии своих проблем, отсутствие сознательного намерения приукрасить  свай характер.

Принятие  себя. Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как личности, достойной уважения, веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, своему организму.

Адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности – готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности».

Гипотеза патвердилась с  уровнем значимостью 0,95. Это говорить о том, что личность тем быстрее  адаптируется у него эсть возможность  развиваться и восприминает себя как таковой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Психологическое консультирование в сфере личностного роста базируется на личностно-центрированном подходе психолога-консультанта к клиенту Карла Роджерса. Личностный рост, по Роджерсу, это не усвоение каких-либо знаний, не освоение определенной деятельности, не формирование активной жизненной позиции, не продвижение по «лестнице возрастов» и т.д.

Особенности психологического консультирования заключается в  следующем положении:

  • Личностный рост подразумевает принятие себя и других, гармонию между «Я-реальным» и «Я-идеальным», следование своим внутренним побуждениям и мотивам. Полноценно функционирующий человек открыт любому своему переживанию, живёт здесь и сейчас и вносит элемент творчества в любую свою деятельность.
  • безусловное принятие клиента, эмпатическое понимание его, включающее не только проникновение в мысли, но и чувства человека, умение смотреть на его проблему с его позиции, умение встать на его место.
  • каждый человек, в том числе и клиент, свободен в принятии ответственности за свои поступки, он сам создает свою систему личностных конструктов.
  • в начале консультации локус оценки находится в большей степени в психологе, в ходе консультации перемещается в клиента, клиент сам знает, что делать.
  • Коррекционные воздействия должны быть направлены на разрушение условных ценностей, их пересмотр и отказ от них.
  • Процесс личностного роста целостный, взаимосвязанный и рост в одном "личностном измерении" способствует продвижению в других.

Информация о работе Специфика психологического консультирования по проблемам личностного роста