Способности личности прогнозировать будущее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Вероятностное прогнозирование входит в систему проблем, разработка которых была начата Н.А.Бернштейном (1896 - 1966). Способность к вероятностному прогнозированию - результат биологической эволюции в вероятностно организованной среде. Прогнозы живого существа призваны оптимизировать результаты его действий. Поэтому они адекватны именно тем переменным характеристикам среды, от которых зависит успешность действия. Конечно, актуальная среда современного человека и неандертальца отличаются "как небо от земли". Актуальная среда двух субъектов-современников тоже различна, поскольку у каждой личности свой неповторимый набор целей и ценностей. Соответственно различны и их системы прогнозов. Ведь вероятностный прогноз касается, прежде всего, тех характеристик среды, которые актуальны для субъекта. Еще в лаборатории (И.Павлова в 1935 г.) родилась мысль о том, что вероятностный подход может расширить представление о закономерностях высшей нервной деятельности. В работе Н.Романова рассматривался процесс выработки условных рефлексов, где условный раздражитель подкреплялся не всегда, а с некоторой наперед заданной вероятностью

Содержание работы

Глава 1. Характеристика и история прогнозирования……………………….2
1.1 Природа способности прогнозировать будущее………………………….2
1.2 Прогностические способности личности…………………………………..8
1.3 Особенности способности прогнозирования……………………………..11
Выводы по главе 1…………………………………………………………………
Глава 2. Организация и методы исследования прогностических способностей…………………………………………………………………….13
2.1 Методы и методики эмпирического исследования ...……………………13
2.2 Логическая схема исследования…………………………………………...14
Список литературы……………………………………………………………...20
Приложение……………………………………………………………………......

Файлы: 1 файл

Курсовая. Прогнозирование..docx

— 60.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОСИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. М. АКМУЛЛЫ»

 

 

 

 Факультет психологии

 Кафедра общей и  социальной психологии

 Специальность 030300.62 –

                                                      Психология

 Курс 2, группа 203

 

 

Рахметова Галия Накиловна

 

Способности личности прогнозировать будущее 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

Научный руководитель:

к. психол. н., доцент

Нестерова Ирина Николаевна

 

 

Дата представления________________________

Дата защиты______________________________

Оценка___________________________________

 

Уфа  2012


 

 



 

Содержание

Глава 1. Характеристика и история прогнозирования……………………….2

1.1 Природа способности прогнозировать  будущее………………………….2

1.2 Прогностические способности  личности…………………………………..8

1.3 Особенности способности прогнозирования……………………………..11

Выводы по главе 1…………………………………………………………………

Глава 2. Организация и методы исследования прогностических способностей…………………………………………………………………….13

2.1 Методы и методики эмпирического  исследования ...……………………13

2.2 Логическая схема исследования…………………………………………...14

Список литературы……………………………………………………………...20

Приложение……………………………………………………………………......

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характеристика и история  прогнозирования

1.1 Природа способности прогнозировать будущее

Вероятностное прогнозирование входит в систему проблем, разработка которых  была начата Н.А.Бернштейном (1896 - 1966). Способность  к вероятностному прогнозированию - результат биологической эволюции в вероятностно организованной среде. Прогнозы живого существа призваны оптимизировать результаты его действий. Поэтому  они адекватны именно тем переменным характеристикам среды, от которых  зависит успешность действия. Конечно, актуальная среда современного человека и неандертальца отличаются "как  небо от земли". Актуальная среда  двух субъектов-современников тоже различна, поскольку у каждой личности свой неповторимый набор целей и  ценностей. Соответственно различны и  их системы прогнозов. Ведь вероятностный  прогноз касается, прежде всего, тех характеристик среды, которые актуальны для субъекта. Еще в лаборатории (И.Павлова в 1935 г.) родилась мысль о том, что вероятностный подход может расширить представление о закономерностях высшей нервной деятельности. В работе Н.Романова рассматривался процесс выработки условных рефлексов, где условный раздражитель подкреплялся не всегда, а с некоторой наперед заданной вероятностью. Позднее закономерности вероятностного подкрепления стали предметом специального исследования. Эксперименты Л.Хомфриса показали, что при случайном подкреплении условного мигательного рефлекса, последний, оказывался более стойким по отношению к угасанию, чем при 100-процентном подкреплении. Эта линия исследований не оборвалась и продолжает продуктивно разрабатываться. Например, исследования Д.Меницкого и В.Трубачева показали, что если вероятность подкрепления составляет 0,85; 0,50 и даже 0,33, то достигается высокий уровень и прочность условного рефлекса. В теории вероятностного функционализма Э.Руневика большое внимание уделялось роли ожидания, основанного на учете вероятностной структуры среды. В.Эстесом было показано, что человек способен усваивать вероятностную структуру системы сигналов. Р.Буш и Ф.Мостеллер разработали стохастические модели обучаемости. Вопросы вероятностного обучения нашли свое место в математических моделях обучения. Вероятностное прогнозирование может касаться различных сторон будущего и в соответствии с этим иметь различный характер:

1. Вероятностное прогнозирование  дальнейшего хода внешних, не  подвластных субъекту событий  (природа). Это прогноз как бы "наблюдателя  со стороны".

2. Вероятностное прогнозирование  дальнейшего развития внешних  событий, на ход которых субъект  может влиять. Такое прогнозирование  охватывает не только ход внешних  событий, но и включает в  себя прогнозирование результатов  собственных действий. В соответствии  с этим осуществляется планирование  этих действий.

3. Действия субъекта всегда целенаправленны.  Соответствие планируемых действий  некоторой цели необходимо включает  в себя оценку вероятности  того, что то или иное действие  субъекта в условиях наиболее  вероятного развития внешних  событий позволит достичь этой  цели или приблизиться к ней.  Развитие внешних событий и  последствий собственных действий  оценивается не только соответственно  их частоте в прошлом опыте,  но и соответственно их значимости  для субъекта. Эту значимость  надо понимать как отношение  наиболее вероятного будущего  к тому, что является для субъекта  потребным (или желаемым) будущим.  Субъект оценивает значимость  для него прогнозируемых событий  и сопоставляет значимость возможных  вариантов будущего. При выборе  собственных действий он учитывает  как вероятность достижения цели  в результате этих действий, так  и значимость для него предполагаемого  результата.

4. Окружающая субъекта ситуация  может включать в себя не  только элементы "природы", но  и "партнеров" - активные элементы  среды, осуществляющие целенаправленное  поведение, причем их цели не  совпадают с целями субъекта (в  частном случае они могут быть  враждебны, противоположны целям  субъекта). В данной ситуации прогноз  должен включать в себя гипотезы  о наиболее вероятных действиях  этого активного партнера. Но  поскольку это активный партнер,  вероятность тех или иных его  действий зависит от действий  субъекта. И не только от уже  реализованных действий, но и  от тех, которые представляются  наиболее вероятными партнеру. Итак, "моделирование вероятного будущего" субъектом, взаимодействующим с  активным партнером, должно включать  в себя рефлексивные процессы  различного порядка - гипотезы  относительно того, "что он  думает о том, что я думаю  о нем". Рефлексия возникает  всегда (хотя совсем не всегда  осознается), когда сталкиваются  хотя бы две человеческие личности. При взаимодействии с активным  партнером (или в частном случае  с противником) его предстоящее  действие зависит от выбранных  субъектом действий и должно  им прогнозироваться с учетом  этого.

5. Построение плана собственных  действий должно учитывать не  только вероятность и значимость  прогнозируемых результатов этих  действий, но и величину собственных  затрат (времени, энергии и т.п.), необходимых для реализации указанных  действий. Оптимальными являются  действия, могущие приблизить к достижению цели при допустимых затратах. Характер вероятностного прогнозирования связан с деятельностью субъекта - с его потребностями, целями, с его возможностями воздействовать на среду и на свое положение в ней, влиять на ход событий.

Прогнозирование развития событий  и планирование собственных действий для достижения желаемых результатов  являются неотъемлемыми моментами  всей деятельности человека и входят во многие концептуальные системы науки  о поведении, по-разному преломляясь  в различных теориях (П.Анохин, Н.Бернштейн, А.Леонтьев, К.Прибрам, С.Рубинштейн, Е.Соколов, Д.Узнадзе и др.). Понятие вероятности  оказалось важным для многих наук, а теория вероятностей стала инструментом для исследования самых различных  повторяющихся явлений, с которыми приходится сталкиваться довольно часто. Теория вероятностей призвана показать, как, в конце концов, устанавливается  закономерность даже в тех вещах, которые кажутся нам обязанными случаю, и обнаруживаются скрытые, но постоянные причины, от которых зависит  эта закономерность. Использование  теории вероятностей оказалось плодотворным и в психологии.

Рефлекторно - бессознательное прогнозирование  собственных действий в изменяющейся среде отличается от обычного действия, основанного на принципе "стимул - реакция". Если при реакции на раздражитель, срабатывает заложенная от рождения в организм программа действия, то это обычный рефлекс. Например, человек прикоснувшись к острому предмету, инстинктивно одернет руку. В отличие от прямого реагирования рефлекторно - бессознательное прогнозирование основывается не на инстинктивной программе, а на предыдущем опыте и причинно-следственных связях. Например, приближаясь рукой к острому предмету, но еще не получая сильного стимула, для срабатывания рефлекса, человек все же понимает, что дальнейшее движение руки к объекту может привести к боли и уводит руку. Хотя и не осознает этого. Человек постоянно анализирует свои действия. Когда человек ходит по канату, его мозг анализирует возможные варианты развития событий и выдает мышцам оптимальную команду для поддержания тела в равновесии или другого действия. Выбор правильной тактики осуществляется благодаря пробам и ошибкам, фиксируя в памяти на неосознаваемом уровне адекватные реакции на различные ситуации. Эти рефлекторные установки могут оказывать как положительный эффект, так и отрицательный. В привычной ситуации такое рефлекторное прогнозирование помогает разгрузить сознание, выполнять знакомые действия автоматически, а сознание использовать для более стратегических целей. Но вот ситуация резко изменилась, или человек попал в незнакомые условия и тут, если рефлекторно сработают его привычные установки, основанные на опыте другой ситуации, это может привести к нежелательным последствиям или вообще стоить жизни. Например, при движении по скользкой дороге человек не способен рассчитать силу движения или для того, чтобы удержать равновесие прилагает слишком много силы и нередко падает. Конечно, с опытом приобретаются новые рефлекторно - бессознательные способности к прогнозированию в новых ситуациях.

Интеллектуально - логическое прогнозирование  имеет еще одну важную особенность. Назовем ее чувством вероятности. Сознание человека устроено так, что значение и важность предстоящего мероприятия  влияет на его субъективную оценку вероятности. Чем важнее и ближе  для индивида цель, тем выше ему  кажется вероятность ее достижения. Таким образом, происходит сдвиг  мотива на цель, или как говориться, желаемое выдается за действительное. Например, 10 абитуриентов которые претендуют на одно место, поступает только один. Вероятность 1:10. Но абитуриент для себя субъективно завышает эту вероятность  и оценивает ее 10:10. Она объясняет  это просто: «на это место примут именно меня»

Интуитивное прогнозирование – основание различных видов опережающего отражения, предчувствия, предвидения, прогнозирования. Эта стратегия прогнозирования является одной из самых загадочных и малоизученных проявлений в психической деятельности человека. Среди ученых, так и не ученых нет единого мнения о природе этого явления. Вот, например, что говорил об интуиции К.Г. Юнг в своих лекциях. Даже проводились исследования в лабораториях.

Интуиция – внезапное озарение извне, она не противостоит мышлению, опыту и знаниям, а обусловлена ими.

Если жить обычной жизнью в своих  четырех стенах, делать повседневную рутинную работу, то интуиция может  и не понадобиться. Но, попав на биржу  или, скажем, куда-нибудь в Центральную  Африку, вы, наряду со всем остальным, вынуждены  полагаться и на свое чутье. Конечно  же, вам не дано точно рассчитать, кто поджидает вас в зарослях, то есть там "за углом", - тигр или  носорог, - но у вас возникает предчувствие, которое, возможно, спасет вам жизнь. Поэтому людям, живущим в естественных условиях, присуща развитая интуиция. Равным образом интуицией активно  пользуются разного рода первопроходцы, с риском для жизни, отправляющиеся в неведомые дали. Не обойтись без  нее изобретателям и судьям. Оказавшись в неожиданной ситуации, не обладая  устоявшимися понятиями и ценностями, вы тоже будете вынуждены полагаться на свой интуитивный дар.      

 Итак, интуиция является особым  типом восприятия, идущим не прямо  от ощущений, а от бессознательного. Не известно, что происходит, когда  человек знает то, чего он в  принципе знать не может. Нам  не известно, как у него это  получается. Но факт, тем не менее,  остается фактом - он знает и  может использовать это знание. Существуют пророческие сны, телепатические  феномены и много других проявлений  интуиции. Они наблюдаются у примитивных  народов, а обнаружить их можно  где угодно, если учитывать подсознательное  восприятие, когда ощущение столь  слабо, что сознание просто  не в состоянии его уловить.  Интуиция необходима для того, чтобы воссоздать ту реальность, которую мы не способны ни  почувствовать, ни помыслить,  ни ощутить. О прошлом и будущем  можно сказать, что первое уже  нереально, а второе еще не  реально. Поэтому мы должны  благодарить небеса за дарованную  нам функцию, которая проливает  свет на то, что скрывается  там, "за углом".

Врачам, профессиональный долг которых  нередко ставит перед совершенно неожиданной ситуацией, тоже никак  не обойтись без интуиции. Своим  точным диагнозом они нередко  бывают обязаны этой самой "мистической" функции." ( К.Г. Юнг. Очерки по аналитической психологии. Минск, Харвест 2003, с. 288-289). Некоторые ученые сходятся во мнении, что интуиция, инсайт или озарение это - неосознаваемый мыслительный процесс, который может использовать скрытую от сознания информацию, полученную на подпороговом уровне восприятия. Происходит сложный анализ, на первый взгляд, малозначительных факторов, и сознание, в итоге, получает готовый ответ в виде вспышки озарения. Отчасти такое утверждение верно, но оно не объясняет того, как человек способен узнать то, чего в принципе знать не может, так как он был полностью изолирован от любых факторов, способствующих прогнозированию события.

"Инсайт (Insight - постижение, озарение) - внезапное и невыводимое из  прошлого опыта осознание существенных  отношений и структуры ситуации  в целом, посредством которого  достигается осмысленное решение  проблемы. В работах немецкого  психолога В.Келера, оно было противопоставлено  бихевиористскому представлению  о постепенном и "слепом" научении (осуществляющимся методом  "проб и ошибок"), а в исследованиях  психологов М. Вертхаймера и К. Дункера применено к описанию мышления и истолковано как особый акт, противопоставленный интеллектуальным операциям. Теория единого поля говорит о том, что любое развитие событий во вселенной есть единый, взаимосвязанный процесс. Близкой позиции придерживались гештальт-психологи. Ряд современных исследователей, включая автора, разработали следующую концепцию: Любое событие, прежде чем реализоваться формируется в едином электромагнитном поле в виде энергетического каркаса, своего рода цельного проекта действия. Набрав "критическую массу" энергии этот "проект" реализуется в виде конкретного события на физическом уровне. Причем до набора "критической массы" ряд факторов может повлиять на ход событий, изменить скорость, добавить побочные элементы или разрушить "план". Но когда порог напряжения перешел критический уровень, процесс становится неизбежным и необратимым. Событие реализуется неизбежно. Возможно, какие-то участки мозга в состоянии уловить вибрации энергетического каркаса и выдать информацию о событии, которое должно неизбежно реализоваться. Опросы людей, испытавших озарение, показали, что они воспринимали интуитивную информацию, не как прогноз будущего, а как воспроизведение из памяти уже известного факта. Интересно узнать, что легче предсказать: то событие, которое уже произошло, но о котором человек не знает, или событие, которое только должно произойти? Иными словами, в какой проекции времени эффективней работает интуиция: в прошлом или будущем? Большинство людей считают, что будущее предсказать сложнее, чем прошлое. Автор провел несложный эксперимент, в котором приняло участие 166 человек. Каждому участнику предлагалось угадать (используя интуицию) показание игрального кубика после броска ("угадать прошлое"). Причем испытуемый не видел результатов, для избежания эффекта "ожидания". Каждая серия состояла из 60 бросков. Правильные ответы суммировались, далее вычислялось среднее арифметическое по группе. Во второй фазе эксперимента испытуемым предлагалось угадывать показание кубика до броска (предсказать будущее событие). Правильные результаты также суммировались, и выводилось среднее арифметическое по группе. Средние показатели сравнивались на статистическую значимость. Получилось, что разницы между угадыванием прошлого и будущего нет.

Информация о работе Способности личности прогнозировать будущее