Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:00, курсовая работа
Вероятностное прогнозирование входит в систему проблем, разработка которых была начата Н.А.Бернштейном (1896 - 1966). Способность к вероятностному прогнозированию - результат биологической эволюции в вероятностно организованной среде. Прогнозы живого существа призваны оптимизировать результаты его действий. Поэтому они адекватны именно тем переменным характеристикам среды, от которых зависит успешность действия. Конечно, актуальная среда современного человека и неандертальца отличаются "как небо от земли". Актуальная среда двух субъектов-современников тоже различна, поскольку у каждой личности свой неповторимый набор целей и ценностей. Соответственно различны и их системы прогнозов. Ведь вероятностный прогноз касается, прежде всего, тех характеристик среды, которые актуальны для субъекта. Еще в лаборатории (И.Павлова в 1935 г.) родилась мысль о том, что вероятностный подход может расширить представление о закономерностях высшей нервной деятельности. В работе Н.Романова рассматривался процесс выработки условных рефлексов, где условный раздражитель подкреплялся не всегда, а с некоторой наперед заданной вероятностью
Глава 1. Характеристика и история прогнозирования……………………….2
1.1 Природа способности прогнозировать будущее………………………….2
1.2 Прогностические способности личности…………………………………..8
1.3 Особенности способности прогнозирования……………………………..11
Выводы по главе 1…………………………………………………………………
Глава 2. Организация и методы исследования прогностических способностей…………………………………………………………………….13
2.1 Методы и методики эмпирического исследования ...……………………13
2.2 Логическая схема исследования…………………………………………...14
Список литературы……………………………………………………………...20
Приложение……………………………………………………………………......
Прогнозирование в особых состояниях сознания. Эта стратегия прогнозирования также использует интуицию, но в отличие от предыдущей, сознание индивида находится в весьма пассивном состоянии и не вмешивается в интерпретацию полученной информации. Если в предыдущей стратегии человек мог игнорировать интуитивное сообщение, и отвергнуть его, склонившись к более "рациональному", на его взгляд варианту, то в особом, измененном состоянии сознания интуитивная информация сохраняется и воспроизводится полностью. Правда сам человек этого может и не помнить, поэтому на таких психоделических сессиях зачастую присутствует несколько человек, способных зафиксировать данные. Под особыми состояниями сознания понимаются такие состояния как сон, гипнотический транс, интоксикация наркотическими веществами, медитация, транс, вызванный специальными психотехниками, специальной аппаратурой и т.п. [3] Основным условием является блокировка воли и интеллекта с целью исключить искажения информации, вызываемое активным мышлением и интерпретацией полученных данных. Можно говорить, что в основе парапсихологических феноменов лежит считывание этих голограмм (а в них вмещено настоящее, прошедшее и будущее. На основании квантовой теории биополя была выдвинута резонансно - полевого взаимодействия (РПВ) - "шестого" чувства, основанного на неспецифической рецепции. Резонансно – полевое взаимодействие является уникальной способностью человека и других живых организмов взаимодействовать между собой и со всей окружающей средой на основе резонансной связи полей и тем самым представляет собой универсальный принцип взаимодействия в природе.
Вероятностно - прогностические способности человека являются одним из важнейших психических функций. Они способствуют адаптации к окружающей среде, а также помогают адаптировать эту среду под свои потребности. Прогностические способности присущи не только человеку, но и животным и даже насекомым, ориентируя поведение на выживание и удовлетворение потребностей. Выбирая стиль поведения в повседневной жизни, человек должен учитывать изменчивость ситуации, прогнозировать не только свои действия, но и действия других участников событий. Высокая степень изменчивости условий деятельности требует выделения в системе деятельности такой подсистемы, как деятельность ожидания, экстраполяции со своей собственной системой действий и операций.
Итак, за интуицию и вероятностное прогнозирование отвечает особый участок мозга гипокамп. Некоторые ученые сходятся во мнении, что интуиция, инсайт или озарение это - неосознаваемый мыслительный процесс, который может использовать скрытую от сознания информацию, полученную на подпороговом уровне восприятия. интуиция является особым типом восприятия, идущим не прямо от ощущений, а от бессознательного. Не известно, что происходит, когда человек знает то, чего он в принципе знать не может.
1.2 Прогностические способности личности
Способность - индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов «Психологический словарь»).
Способность к прогнозированию проявляется на разных уровнях познавательной деятельности: сенсорно-перцептивном, уровне представлений, речемыслительном (Б.Ф Ломов, Е.Н. Сурков). В отечественной психологии разработан ряд позиций, методологически значимых для понимания природы и сущности способностей. Общепризнанным является положение о том, что способности имеют «природную» основу, являющуюся предпосылкой их развития. Характеристики природных предпосылок способности к прогнозированию были получены в работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, В.М. Русалова и др. Социально - историческая обусловленность способности прогнозирования заключается в том, что в процессе общественно- исторического развития менялись требования к данной способности человека.
Необходимость человека иметь знания о будущем способствовала формированию прогностики. Прогностика – наука о закономерностях разработки прогноза. Прогностика ищет общее для разных предметных областей способы получения прогнозов.
В отраслевом прогнозировании
вопрос о прогнозирующем человеке не
рассматривается. Психологический
подход к прогнозированию состоит
в изучении прогнозирования как
психической деятельности, тех свойств
человека, которые влияют на успешность
/ неуспешность прогнозирования. Это
один из аспектов психологии прогнозирования.
Сущность прогнозирования через
систему психологических
Прогнозирование - суждение о состоянии какого - либо явления в будущем
В каждом языке издавна существуют слова, обозначающие различные оттенки суждений о будущем: пророчество, прорицание, предугадывание, предвосхищение, пред0видение, предсказание и т.д. В разные времена смысл каждого из этих слов имел разное значение, не всегда тождественное современному. Некоторые из них являются синонимами (например, пророчество и прорицание, предвосхищение и предугадывание). Но в большинстве случаев каждое слово указывает на какую-то особенность, имеет собственный, определенный смысл.
Так, слово «предвидение» - видеть вперед, имея корень «вид» относят к тем прогнозам, которые опираются на зрение (видеть). Обозначает обычно наиболее общее, родовое понятие суждений о будущем, включающее в себя все прочие разновидности таких суждений. Вместе с тем с помощью этого слова подчеркивают, как правило, известную объективность, обоснованность такого рода суждений.
«Предсказание» носит, в общем, тот же характер, но свидетельствует, если можно так выразиться, о более высокой степени активности и в то же время конкретности суждения, представляет как бы логический вывод из предвидения: человек предвидит, что события развернутся таким-то образом, и предсказывает, что следует ожидать того-то и того-то.
«Предугадывание» указывает обычно на удачность, достоверность предвидения, и притом не с помощью каких-то сверхъестественных сил, а с помощью интуиции самого человека, путем верной догадки, случайной или чем-то обоснованной.
Дискуссии, которые велись в последние годы по вопросу о том, имеет ли право на существование еще одно слово в этом ряду, а именно «прогнозирование», проистекали большей частью из чистейшего недоразумения: прогнозированию совершенно неправомерно приписывали значение, либо предвидения вообще, либо предсказания и предвосхищения в особенности. К чему, действительно, еще один синоним, когда их и без того много? Но в том-то и дело, что «прогноз» в современном значении слова – это не просто предвидение, а особый вид его, который существенно отличается от всех прочих видов (особенно от прорицания и предвосхищения) высокой степенью обоснованности, научной основательности, объективности. Прогнозирование – это не просто высказывание о будущем, а систематическое исследование перспектив развития того или иного явления или процесса с помощью средств современной науки.
Предсказание - одна из форм опережающего отражения- словесное описание будущего, «сказал в заранее». Всегда строится на основе научного объяснения, ставит своей целью объяснить явление в будущем. Предсказание отличается неопределенностью, ибо оно говорит о событии как о возможном состоянии, о возникновении нового.
Итак, прогнозирование – это опережающее отражение действительности; конкретное научное исследование перспектив какого-либо явления. Способность к прогнозированию как общая способность является компонентом интегральной индивидуальности человека: проявляется и формируется в деятельности, имеет природные предпосылки развития, обусловлена общественно-историческими факторами и оказывает влияние на формирование личностных качеств человека. Способность прогнозированию, как и любая другая человеческая способность, проявляется и формируется в деятельности, имеет природные предпосылки развития, обусловлена общественно – историческими факторами.
1.3 Особенности способности прогнозирования
Работы отечественных
и зарубежных авторов (Т. Бауэр, П.П.
Блонский, А. Валлон, В.С Мухина, А.В.
Запорожец) о психическом развитии
дошкольника содержат факты, доказывающие,
что способность к
Зарождение способности к прогнозированию начинается с младенческого возраста и проявляется в сенсомоторных предвосхищающих реакциях ребенка. Развитие способности прогнозирования на уровнях познавательной деятельности связано с ведущими видами деятельности и появлением психических новообразований, например предметностью восприятия, развитием речи, становлением видов мышления. В то же время способность прогнозирования выступает одной из причин, влияющих на успешность познавательной деятельности. Особенно четко проявляется обусловленность прогностических способностей единством генетических и социальных факторов. Первые предвосхищающие реакции личности возникает как следствие первоначальной социализации. И на протяжении всего дошкольного и школьного периода ведущие виды деятельности и организованное общение являются определяющими в развитии прогностических способностей. Поэтому при анализе условий развития данной способности все время прослеживается взаимообусловленность качеств прогнозирования и воспитательных воздействий, которые организуются взрослыми.
Вывод по главе 1. Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Проявляется на разных уровнях познавательной деятельности: сенсорно-перцептивном, уровне представлений, речемыслительном. Психическое отражение наряду со свойствами активности, динамичности обладает свойствами опережения. Она существует в различных формах: предчувствия, предвидения, предугадывания, предсказания, прогнозирования.
Прогнозирование в особых состояниях сознания использует интуицию. Интуитивное прогнозирование – основание различных видов опережающего отражения, предчувствия, предвидения, прогнозирования. Но она является одной из самых загадочных и малоизученных проявлений в психической деятельности человека.
Глава 2. Метод исследования способности прогнозирования
2.1 Метод эмпирического исследования
Взяв за методическую основу метод тестов как один из наиболее развитых и совершенных инструментов в арсенале психологии, Л.А. Регушом и Н.Л. Сомовой была создана и стандартизирована методика «Прогностическая задача», отвечающая решению задачи измерения уровня развития прогностической способности.
Полное описание методики
диагностики способности к
Методика «Прогностическая задача» позволяет на основе решения прогностических задач выявить и определить степень развития у человека способности к прогнозированию. Все измеряемые показатели оценивают особенности операционального компонента прогностической познавательной деятельности. Операциональные компоненты - это структурные элементы любой деятельности.
Область применения методики.
Предполагается использование методики «Прогностическая задача» в психодиагностике, при проведении психологической экспертизы, в ситуациях определения профессиональной пригодности или профессиональной компетентности. С помощью методики может быть установлен психологический диагноз и построен психологический прогноз. По результатам методики могут быть определены пути психологического воздействия, а также поставлены задачи для саморазвития человека.
Методика стандартизирована,
поэтому может быть применена
для достаточно широкого круга испытуемых.
Возможное ограничение
Описание условий проведения тестирования. Испытуемые получают бланки с заданиями и письменно на них отвечают. Время выполнения заданий не ограничивается, но абсолютное большинство испытуемых укладывается во временной интервал 40-45 минут. Процедура исследования предполагает также групповое тестирование.
С целью маскировки истинной цели диагностики испытуемым сообщается, что данный тест помогает узнать особенности воображения. Описание методики. Методика представляет собой набор из пяти прогностических задач, которые предлагается решить испытуемому. Ответы даются в письменном виде.
2.2 Логическая схема исследования
Под вероятностным прогнозированием понимается предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. Прошлый опыт и наличная ситуация дают основание для создания гипотез о предстоящем будущем, причем каждой из них приписывается определенная вероятность. В соответствии с таким прогнозом осуществляется преднастройка - подготовка к действиям в предстоящей ситуации, приводящим с наибольшей вероятностью к достижению некоторой цели.
Информация о работе Способности личности прогнозировать будущее