Способности личности прогнозировать будущее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Вероятностное прогнозирование входит в систему проблем, разработка которых была начата Н.А.Бернштейном (1896 - 1966). Способность к вероятностному прогнозированию - результат биологической эволюции в вероятностно организованной среде. Прогнозы живого существа призваны оптимизировать результаты его действий. Поэтому они адекватны именно тем переменным характеристикам среды, от которых зависит успешность действия. Конечно, актуальная среда современного человека и неандертальца отличаются "как небо от земли". Актуальная среда двух субъектов-современников тоже различна, поскольку у каждой личности свой неповторимый набор целей и ценностей. Соответственно различны и их системы прогнозов. Ведь вероятностный прогноз касается, прежде всего, тех характеристик среды, которые актуальны для субъекта. Еще в лаборатории (И.Павлова в 1935 г.) родилась мысль о том, что вероятностный подход может расширить представление о закономерностях высшей нервной деятельности. В работе Н.Романова рассматривался процесс выработки условных рефлексов, где условный раздражитель подкреплялся не всегда, а с некоторой наперед заданной вероятностью

Содержание работы

Глава 1. Характеристика и история прогнозирования……………………….2
1.1 Природа способности прогнозировать будущее………………………….2
1.2 Прогностические способности личности…………………………………..8
1.3 Особенности способности прогнозирования……………………………..11
Выводы по главе 1…………………………………………………………………
Глава 2. Организация и методы исследования прогностических способностей…………………………………………………………………….13
2.1 Методы и методики эмпирического исследования ...……………………13
2.2 Логическая схема исследования…………………………………………...14
Список литературы……………………………………………………………...20
Приложение……………………………………………………………………......

Файлы: 1 файл

Курсовая. Прогнозирование..docx

— 60.50 Кб (Скачать файл)

Актуальность темы исследования. За последние десятилетия в психологической  науке выделилась и успешно развивается  особая отрасль - психология прогнозирования. В ней рассматриваются психологические  особенности человека, позволяющие  ему осуществлять прогностическую  деятельность (т.е. деятельность по получению  прогнозов). Свой вклад в развитие этой науки внесли такие ученые как  Брушлинский  A.B., Ломов Б.Ф., Регуш Л.А., Сурков E.H. и другие. На основании их работ была описана прогностическая деятельность, раскрыты ее существенные стороны, рассмотрена специфика функционирования на различных уровнях психического отражения. Наряду с этим была выделена специальная прогностическая способность, определяющая успешность деятельности по прогнозированию. Эта способность представляет собой совокупность мыслительных качеств, позволяющих решать различные виды прогностических задач.

Проблемы исследования. Современный подход к проблеме прогнозирования складывался постепенно. В ситуациях вероятностного прогнозирования особенно высвечивается проблема соотношения закономерности и случайности. Проблема соотношения знаний о настоящем и знаний о прошлом- одна из главных работах по прогнозированию, которое определяются как сопоставление поступающей информации о наличной ситуации с хранящейся в памяти о прошлом опыте.

Объект исследования – способности личности прогнозировать будущее.

Предмет исследования – прогностические способности.

Цель – Рассмотреть проявления способности к прогнозированию на разных возрастных периодах личности. 

Гипотеза исследования – на предстоящие событиях приписывается та или иная вероятность. Направлена на познание тех явлений, связей, отношений, которые предстоит установить, обосновать.

 

Задачи:

1. Дать характеристику прогнозирования будущего. Выделить виды и проявления способности прогнозирования.

2. Раскрыть суть содержания понятия прогностической способности.

Практическая  значимость: Заключается в том что, полученные в ходе исследования результаты будут использованы для разработки рекомендаций.

Методы исследования. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

-методы теоретического исследования проблемы: методы, свойственные психологической науке, - частнонаучные методы, такие как тесты, опросники, анализ отдельного случая;

-методы сбора информации: методика «Прогностическая задача». Авторами являются отечественные психологи Л.А. Регуш и Сомова Н.Л.

Методики: Тест «Способность к прогнозированию»

 «Пространственная антиципация»

 «Прогностическая задача».

Выборка исследования:  выборкой моего исследования будет группа школьников в возрасте 16лет, а также работники из детского сада в возрасте 35-40 лет. Количество выборок будет составлять 15 человек в каждой группе.

Этапы эмпирического исследования:

  1. Провести анализ литературы по проблеме исследования  способности личности прогнозировать будущее.
  2. Составить схему исследования способности личности прогнозировать будущее.
  3. Осуществить планирование эмпирического исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Инструкция для экспериментатора.

Тестовые задания предъявляются  испытуемым в определенном порядке. В ситуации индивидуального тестирования испытуемый вначале решает задачи №№ 1-4, и №5. После того, как дан  ответ на задачу №5, пользователь дает дополнительную информацию, напечатанную на отдельном бланке. После того, как дан ответ на дополнительную информацию,  к задаче №5, пользователь предлагает информацию, а затем, по такой же схеме информацию. Каждая последующая порция информации предъявляется только тогда, когда дан ответ на предыдущую.

Задача:

1. Каковы могут быть  последствия так называемого  «парникового эффекта» (потепления  климата, вызванного большой концентрацией  углекислого газа в атмосфере)?

2. Каковы причины дорожно-транспортных  происшествий?

3. Составьте план подготовки  к поездке в Москву.

4. Перечислите как можно  больше возможностей использования  таких предметов: а) расческа  и б) зеркало. 

5. "На берегу озера,  окруженного большими массивами  леса, построили бумажный комбинат". Выскажите все предположения  о том, к чему может привести  постройка бумажного комбината.  Ответ обоснуйте. 

5.1. Дополнительная информация. "В озеро впадает и из  озера вытекает несколько рек". Учитывая это сообщение, сформулируйте  новые предположения, оцените  написанные выше и выпишите  из них те, которые по-прежнему  считаете верными. Те предположения,  которые высказали сначала, а  теперь считаете неверными, не  выписывайте. Бланк 3.

5.2. Дополнительная информация. "На построенном комбинате  действуют хорошие очистные сооружения, поэтому вода в озеро сбрасывается  чистой, и воздух также не загрязняется". Учитывая это сообщение, сформулируйте  новые предположения, оцените  написанные выше и выпишите  из них те, которые по-прежнему  считаете верными. Те предположения,  которые высказали сначала, а  теперь считаете неверными, не  выписывайте. 

Бланк 4.

5.3. Дополнительная информация. «Взамен вырубленного леса постоянно  высаживается молодняк». Учитывая  это сообщение, сформулируйте  новые предположения, оцените  написанные выше и выпишите  из них те, которые по-прежнему  считаете верными. Те предположения, которые высказали сначала, а теперь считаете неверными, не выписывайте.

Объясните, почему оставшиеся предположения считаете верными. Тестовые показатели.

Результаты выполнения всех задач оцениваются по 19 показателям.

Задача 1 направлена на установление следствий. Показатели прогностической способности:

1 Уровень вербального  обобщения следствий 

2. Обоснованность выделенных  следствий

3. Перспективность следствий

4. Логика построения следствий

5. Осознание вероятностного  характера следствий

6. Осознание этапов процесса  прогнозирования при установлении  причинно-следственных связей.

Задача 2 направлена на установление причин. Показатели прогностической  способности:

10. Уровень вербального  обобщения причин

11. Полнота причинно-следственных  связей

12. Существенность причинно-следственных  связей.

Задание 3 направлено на изучение функции планирования. Показатели прогностической  способности:

14. Осознание цели плана

15. Полнота операций планирования

Задание 4 направлено на реконструкцию  и преобразование представлений. Выделяются следующие показатели прогностической  способности:

7. Широта ассоциативного  поля

8. Вариативность ассоциативного  поля

9. Пластичность представлений.

Задание 5 направлено на выдвижение и развитие гипотез. Показатели прогностической  способности:

16. Широта поиска при  выдвижении гипотез

17. Учет требований условий  при выдвижении гипотез

18. Гибкость гипотез

19. Обоснованность гипотез.  Обработка результатов.

Используя данные качественного  и количественного анализа, оцениваем  уровень выполнения заданий. С целью  получения психологической информации об испытуемом данные по показателям  суммируются и сравниваются с тестовыми возрастными нормами.

Приложение 2.

Тест  «Способность к прогнозированию» Л.А.Регуш. Каждый пункт вопросника имеет два высказывания: а и б. Выбрать то, которое в большей степени соответствует своей точке зрения.

1. а) без полного, всестороннего анализа обстоятельств, я, как правило, не принимаю решений, не начинаю действовать;   

 б) думаю, что достаточно иметь минимальную информацию, чтобы принять решение и начать действовать.

2. а) обычно я не задумываюсь о далеких последствиях принимаемых решений;    

б) как правило, я пытаюсь продумать не только близкие, но и отдаленные по времени последствия.

3. а) я согласен с утверждением, что риск себя не оправдывает;    

б) я считаю, что тот не выигрывает, кто не рискует.

4. а) рассказывая о чем-либо, я предпочитаю не упустить подробности, излагая их в конкретной, образной форме;   

 б) рассказывая о чем-либо, я предпочитаю передавать только суть в обобщенной форме.

5. а) бывает, что я составляю планы, а иногда и действую, совсем забывая о цели;

            б) как правило, я не забываю цели тех планов, которые задумываю.

        6. а) «заглянув в будущее», я обычно задумываюсь над тем, почему у меня сложилось именно это представление о будущем;

            б) «заглянув в будущее», я не пытаюсь понять, где источники этого знания.

        7. а) при установлении связи знакомого и незнакомого, нового и старого, прошлого и настоящего я обычно вижу одну - две линии этой связи;         

 б) сравнивая новое и старое, знакомое и незнакомое, прошлое и будущее, я стараюсь установить несколько линий связи

         8. а) если у человека есть способности, то у него есть и больше времени для развлечений;    

 б) если у человека есть способности, то у него есть и большие шансы на успех в деле.

         9. а) находясь у киоска «Лотерея спринт», я предпочитаю смотреть, как играют другие, не играя сам;

             б) в любой лотерее я предпочитаю играть сам, а не смотреть, как это делают другие.

       10.а) при решении самых различных задач я обычно двигаюсь вперед «короткими шагами», проверяя правильность каждого из них;         

 б) при решении любой проблемы я обычно ищу общий подход к решению, делаю прикидку его правильности, а потом уже начинаю действовать.

Полученные  данные теста оцениваются по следующей шкале:

Уровень прогнозирования

Количество  баллов

Высокий

12-16

Средний

11-8

Низкий

7-4


3. Затем, чтобы установить достоверность полученных результатов и наличие между ними связи, применяется коэффициент ранговой корреляции Спирмена.     Коэффициент ранговой корреляции – это число, по которому можно определить характер и силу связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. А.Г., Ковалев, В.Н. Мясищев. Способности // Психические особенности личности. Л. – т.2.
  2. Г.Ю. Айзенк. Проверьте свои способности -М.: Мир, 1972. -177с.
  3. И.Фейгенберг, Г.Журавлев. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. Москва, 1977.
  4. К.Г.Юнг. Очерки по аналитической психологии. Минск, Харвест 2003
  5. Л. А. Регуш. Прогнозирование как познавательная способность. — В сб. Проблемы развития познавательных способностей http://www.voppsy.ru/issues/1985/851/851094
  6. Л.А. Регуш. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика. Киев, 1997. - 88 с.
  7. Л.А. Регуш Развитие способности прогнозирования в познавательной деятельности. -Л.: Изд-во ЛГПИ, 1983. 84 с.
  8. Л.А. Регуш Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб., Речь, 2003
  9. Р.Корсини и А.Ауэрбах. Психологическая энциклопедия, 2-е изд., 2003г.
  10. С. Л. Рубинштейн. Проблемы общей психологии. — Москва 1976.— 414с.  http://www.ipras.ru/engine/documents/document2003.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Параметр оценки

Оцениваемые компетенции

Индикаторы

Максимальный  балл

Оценка

научного руководителя

Согласованность темы, объекта, предмета, цели, гипотезы, задач исследования

ОК-3,

ПК-10,

  • Объект исследования сформулирован как психологический феномен и соответствует теме;
  • Предмет исследования сформулирован как психологический феномен и является частью объекта:
  • Цель конкретизирует тему в виде планируемого результата.
  • Гипотеза содержит предположение в отношении содержания (составляющих компонентов) данного предмета.
  • Решение поставленных задач позволяет  исследовать данный предмет и проверить гипотезу.

10

 

Соответствие объекта  и предмета предмету психологической  науки

ОК-3;

ПК-10

Объект и предмет сформулированы как психологические феномены, входящие в предмет психологической науки

10

 

Соответствие обоснований  и выводов в тексте работы выбранной  методологической основе

ОК-3;

ПК-10

Собственные выводы соответствуют  принципам принятым в заявленной «методологической основе».

10

 

Логика изложения

ОК-3,

ОК-9,

ПК-5, ПК-11

  • Параграфы отражают логику поставленных задач.
  • В тексте параграфов абзацы связаны между собой по смыслу.
  • Каждый параграф заканчивается выводом (ами).
  • Выводы каждого параграфа согласуются с названием параграфа и являются решением конкретной задачи.
  • Общие выводы согласуются с выводами по каждому параграфу и соответствуют теме исследования.
  • Общие выводы содержат решение поставленных задач.

10

 

Обоснованность изложения

ОК-3,

ОК-9,

ОК-13;

ПК-9,

ПК-11

Собственные мысли подтверждены в тексте ссылками на авторитетные источники, опубликованные данные теоретических  и эмпирических исследований.

10

 

Адекватность разработанной  схемы эмпирического исследования цели, гипотезе и задачам исследования

ПК-2,

ПК-10,

ПК-11,

  • Задачи эмпирического исследования соответствуют и логически завершают общие задачи исследования.
  • Выбранные методы эмпирического исследования  соответствуют цели и гипотезе исследования.
  • Выбранный инструментарий проверки гипотезы (методы, диагностические методики,  статистические критерии и т.п.) учитывает возрастные, профессиональные и/или  другие особенности респондентов.

10

 

Оформление работы

ОК-9

Оформление текста, ссылок, списка литературы, соответствует требованиям, описанным в данном методическом руководстве

10

 

Оценка научного руководителя

Оценка аттестационной комиссии

Качество защиты

ОК-3

Доклад раскрывает основное содержание проделанной работы

Содержание ответов соответствует  содержанию уточняющих вопросов.

20

 
 

Итог

 

Информация о работе Способности личности прогнозировать будущее