Способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 02:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме.
2. Подобрать методики для исследования. Дать их описание.
3. Разработать модель коррекционных занятий по преодолению страхов у дошкольников.
4. Провести анализ результатов исследования.
5. Сделать выводы на основании полученных результатов исследования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие страха
1.1 Страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения
1.1.1 Дневные страхи
1.1.2 Ночные страхи
Глава 2. Общие понятия о детях с задержкой психического развития
2.1 Страхи детей с ЗПР
2.2 Развитие воображения и фантазии у детей с задержкой психического развития
Глава 3. Исследование влияния рисуночных методик на коррекцию страхов у детей с задержкой психического развития
Выводы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 64.38 Кб (Скачать файл)

У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас. При использовании даже имеющихся  в словаре слов дети часто допускают  ошибки, связанные с неточным, а  иногда и неправильным пониманием их смысла. Одним словом дети часто  обозначают не только сходные, но и  относящиеся к разным смысловым  группам понятия.

Недостаточность словарного запаса связана  с недостаточностью знаний и представлений  этих детей об окружающем мире, о  количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь  определяется особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития.

Ряд нарушений наблюдается и  в процессе формирования чувства  языка. У детей с ЗПР период словотворчества наступает позже  и продолжается дольше, чем в норме. К концу дошкольного возраста у детей этой группы может наблюдаться  «взрыв» словотворчества, однако употребление неологизмов отличается рядом особенностей. Например, для образования слов одной  грамматической категории может  быть использован один и тот же образовательный аффикс ("мост - мостик" "гроза - грозик" "соль - солик").

Как известно, готовность ребёнка  к школьному обучению определяется не только уровнем развития спонтанной речи, но и умением опознавать речевой  материал и подчинять его определённой цели, то есть оперировать речью. Дети с задержкой психического развития дошкольного возраста отстают в  формировании способности осознавать речевую действительность как нечто  отличное от предметного мира.

2.1 Страхи детей с ЗПР

У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в  развитии эмоций, наиболее выраженными  проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот.

Нередко у дошкольников с задержкой  психического развития отмечается состояние  беспокойства, тревожность, страхи.

В отличие от нормально развивающихся  детей дошкольники с задержкой  психического развития фактически не нуждаются во взаимодействии со сверстниками.

Играть они предпочитают в одиночку. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, т.е. не выделяются друзья, межличностные отношения неустойчивы. Взаимодействие носит ситуативный  характер. Дети предпочитают общение  со взрослыми или с детьми старше себя, но и в этих случаях не проявляют значительной активности.

Существенно отметить своеобразие  проявлений регулирующей роли эмоций в деятельности дошкольников с задержкой  психического развития. Трудности, которые  встречают дети при выполнении заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные  реакции, аффективные вспышки. Такие  реакции возникают не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. Эта боязнь значительно снижает продуктивность детей в решении интеллектуальных задач и приводит к формированию у них заниженной самооценки.

Недоразвитие эмоциональной сферы  проявляется в худшем по сравнению  с нормально развивающимися детьми понимании эмоций как чужих, так  и собственных. Успешно опознаются только конкретные эмоции. Собственные  простые эмоциональные состояния  опознаются хуже, чем эмоции изображенных на картинах персонажей.

Можно предположить, что эти проявления трудностей в понимании эмоций связаны  с несформированностью соответствующих образов-представлений. Вместе с тем следует отметить, что дети с задержкой психического развития достаточно успешно выделяют на картинах причины эмоциональных состояний персонажей, что оказывается недоступным умственно отсталым дошкольникам.

Из приведенной характеристики становится очевидным, что основными  направлениями работы с этими  дошкольниками должны быть: формирование знаний и представлений об окружающем мире, развитие речи и общения, развитие моторики, формирование произвольной регуляции поведения и познавательной мотивации

Недоразвитие эмоциональной сферы  проявляется в худшем по сравнению  с нормально развивающимися детьми понимании эмоций как чужих, так  и собственных. Успешно опознаются только конкретные эмоции. Собственные  простые эмоциональные состояния  опознаются хуже, чем эмоции изображенных на картинах персонажей.

Можно предположить, что эти проявления трудностей в понимании эмоций связаны  с несформированностью соответствующих образов-представлений. Вместе с тем следует отметить, что дети с задержкой психического развития достаточно успешно выделяют на картинах причины эмоциональных состояний персонажей, что оказывается недоступным умственно отсталым дошкольникам.

Приведенная характеристика дошкольников с задержкой психического развития основывается на исследованиях детей, посещавших специальный детский  сад, т.е. отражает уже результаты определенной коррекционной работы. Все проявления отставания в развитии бывают тем  меньше выражены, чем дольше ребенок  находился в условиях специальной коррекционной группы и чем полноценнее была программа коррекционно-развивающей работы с ним.

Из приведенной характеристики становится очевидным, что основными  направлениями работы с этими  дошкольниками должны быть: формирование знаний и представлений об окружающем мире, развитие речи и общения, развитие моторики, формирование произвольной регуляции поведения и познавательной мотивации.[11; 121]

2.2 Развитие воображения  и фантазии у детей с задержкой  психического развития

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных  психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное  положение между восприятием, мышлением  и памятью. Специфика этой формы  психического процесса состоит в  том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом  связано с деятельностью организм.[10;248]

Игра является ведущей деятельностью  ребенка дошкольного возраста. Как  и в ведущей деятельности любого периода психического развития, в  ней сконцентрированы наиболее существенные для данного периода проявления психической активности. В данном виде деятельности проявляются все  психические процессы, основным образом  воображение ребенка. Именно поэтому  особенности игры детей с задержкой  психического развития дают важный материал для характеристики этого состояния  в плане оценки процесса воображения  на фоне дефекта.

Наибольший интерес представляет анализ особенностей сюжетно-ролевой  игры, поскольку в ней достаточно отчетливо проявляются: знания детей  об окружающем мире (в соответствующей  содержанию игры области), включая знания о деятельности взрослых; понимание  взаимоотношений людей и их действий; умение применить накопленные знания в условиях игры; умение строить  и регулировать собственное поведение  в соответствии с содержанием  игры и умение взаимодействовать  с партнерами по игре с учетом своей  роли и их ролей. В игре проявляется  также эмоциональное отношение  детей к собственной деятельности и к действиям партнеров.

Если охарактеризовать игру детей  с задержкой психического развития, то ей свойственны однообразие, отсутствие творчества, бедность воображения, недостаточная  эмоциональность, низкая по сравнению  с наблюдаемой в норме активность детей.

Сюжетная игра, которая у нормально  развивающихся детей к шести  годам достигает вершины своего развития, у детей рассматриваемой  категории отличается отсутствием  развернутого сюжета, недостаточной  координированностью действий участников, нечетким разделением ролей и столь же нечетким соблюдением игровых правил. Эти особенности у нормально развивающихся детей наблюдаются в младшем дошкольном возрасте.

При этом, как было показано в исследованиях  Е.С. Слепович (1990) и ее сотрудников, дети описываемой категории вообще самостоятельно не начинают таких игр. Дети видели в комнате, куда их приводили, подготовленные наборы игрушек по темам: «Больница», «Магазин», «Семья», «Стройка», — но в отличие от нормально  развивающихся детей они не начинали сюжетной игры. Они иногда брали  игрушки, рассматривали их, совершали  предметно - игровые действия. На вопрос, что они делают, следовали ответы: «Машину катаю», «Одеваю куклу». В другой части случаев ответы детей свидетельствовали о том, что они вписывают действия в  определенную воображаемую ситуацию: «На стройку кирпич везу». Это  давало основания оценивать такие  действия как отобразительные игровые. Если экспериментатор побуждал детей к игре, не предлагая сюжета, случаи игровых действий учащались более чем в пять раз, оставаясь в большинстве своем все же на уровне предметно-игровых. Однако число попыток организовать сюжетно - отобразительные действия заметно возросло. Вместе с тем оставалось еще много детей с более выраженной задержкой психического развития, которые не предпринимали попыток начать игру и просто ходили или бегали по комнате, или занимались каким-то другим делом.

Бедность игровых действий сочетается с низкой эмоциональностью игрового поведения и несформированностью действий замещения . В целом игра детей с задержкой психического развития носит стереотипный, нетворческий характер.[ 7;106-107]

страх задержка развитие детский коррекция

 

Глава 3. Исследование влияния  рисуночных методик на коррекцию  страхов у детей с задержкой  психического развития

Цель: определить способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1.  Провести анализ литературных источников по проблеме.

2.  Подобрать методики для исследования. Дать их описание.

3.  Разработать модель коррекционных занятий по преодолению страхов у дошкольников.

4. Провести анализ результатов  исследования.

5.Сделать выводы на основании  полученных результатов исследования.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что рисуночная терапия эффективна при условиях: а) хорошего развития фантазии; б) преобразования в рисунке устрашающей ситуации в не устрашающую.

Объектом исследования является процесс коррекции эмоциональных проявлений страхов у детей с задержкой психического развития.

Предметом исследования выступает: факторы и условия, влияющие на использование рисуночного метода для коррекции страхов детей с задержкой психического развития.

Выборка: 12 человек: – дети с задержкой  психического развития (6-7 лет, МДОУ № 87 комбинированного вида.)

Методики:

1.  «Страхи в домиках»

2. «Нарисуй свой страх»

Наше исследование проводилось  в 3 этапа:

Первый этап: Диагностический.

Цель этапа: Выявление количества страхов и у детей дошкольного  возраста с задержкой психического развития.

Для решения поставленной цели нами использовались следующие методики:

1.  Тест М.А. Панфиловой «Страхи в домиках». В процессе выполнения теста, выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, чужих людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови.

2.  Методика Дьяченко «Дорисуй». На листе бумаги нарисованы полукруги, каждому ребенку предлагалось рассмотреть их и дорисовать так чтобы получилось шесть разных предметов.

Второй этап: Практический

Цель этапа: проведение коррекционной  работы по снижению уровня страха у  дошкольников с задержкой психического развития.

На практическом этапе дальнейшая работа планировалась исходя из данных, полученных на диагностическом этапе. Работа заключалась в коррекции  детских страхов, имеющих наиболее высокие показатели по тесту «Страхи  в домиках». Занятия проводились  в индивидуальной форме. В процессе занятий проводилась индивидуальная изобразительная деятельность и  беседа с ребенком.

Для коррекции детских страхов  нами была использована коррекционная  методика арт-терапии «Нарисуй свой страх». Её целью является: визуализация страха и дальнейшее манипулирование  им. Коррекция проводилась в 2 подэтапа.

На первом подэтапе ребенку предлагалось нарисовать свой страх, а затем украсить его, чтобы оно ему понравилось и стало добрым.

На втором подэтапе ребенку предлагалось нарисовать себя рядом со своим страхом, подружиться с ним.

Третий этап: Контрольный.

Цель этапа: определение эффективности  коррекционной работы на снижение страхов  у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Для решения поставленной цели нами была использована методика М.А. Панфиловой «Страхи в домиках».

Так же на данном этапе проводился математический анализ данных (t-критерий Стьюдента). С помощью которого удалось выявить эффективность подобранных нами методик для коррекции страхов детей с задержкой психического развития (t-статистическое: - 4, 48 и t-критическое: 2,20).

По данным корреляции можно сделать  вывод об отсутствии связи между  количеством страхов у детей  с задержкой психического развития и уровнем развития фантазии. Что  можно объяснить воздействием на страхи других факторов, например социальная обстановка.

Выводы:

В нашей работе был проведен анализ литературных источников и обозначены основные подходы, касающиеся проблемы страхов детей: понятие страха, причины  их возникновения.

На основе подобранных методик, мы не выявили связь между развитием  фантазии и количеством страхов  детей с задержкой психического развития. Данные результаты можно  объяснить влиянием на страхи воздействием других факторов или недостаточностью детей с низким уровнем фантазии. Так как в экспериментальной  группе по данным исследования находятся  дети с хорошим уровнем развития фантазии (60 %). Однако нам удалось  выявить эффективность группы коррекционных  методик «Нарисуй свои страх».

После проведения данных методик мы получили следующие данные: до проведения коррекционных методик общее  количество набранных детьми баллов составляет 169 баллов, а после проведения – 154. На основе анализа данных, полученных в ходе исследования, при помощи t-критерия Стьюдента, удалось выявить  эффективность предложенных нами методик  для коррекции страхов детей  с задержкой психического развития. (t-статистическое: - 4, 48 и t-критическое: 2,20).

Следовательно, можно сделать вывод  об эффективности данных методик  при коррекции страхов детей  с задержкой психического развития.

Общее количество страхов у детей  с задержкой психического развития до и после проведения группы методик  «Нарисуй свой страх»

Информация о работе Способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития