Способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 02:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме.
2. Подобрать методики для исследования. Дать их описание.
3. Разработать модель коррекционных занятий по преодолению страхов у дошкольников.
4. Провести анализ результатов исследования.
5. Сделать выводы на основании полученных результатов исследования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие страха
1.1 Страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения
1.1.1 Дневные страхи
1.1.2 Ночные страхи
Глава 2. Общие понятия о детях с задержкой психического развития
2.1 Страхи детей с ЗПР
2.2 Развитие воображения и фантазии у детей с задержкой психического развития
Глава 3. Исследование влияния рисуночных методик на коррекцию страхов у детей с задержкой психического развития
Выводы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 64.38 Кб (Скачать файл)

Общее количество баллов набранных  детьми по методике «Дорисуй»

 

Заключение

В ходе написания курсовой работы, была достигнута цель – определение  способов коррекции страхов для  детей дошкольного возраста задержкой  психического развития, а так же были решены все поставленные задачи. Наше исследование показало, что количество страхов у детей с задержкой  психического развития не зависит от уровня развития их фантазии.

В результате коррекции страхов  детей с задержкой психического развития, была выявлена эффективность  методик «Нарисуй свой страх». Однако выдвинутое нами предположение о  том, что количество страхов детей  с задержкой психического развития зависит от уровня развития фантазии не подтвердилось, что можно объяснить воздействием на страхи других факторов, например социальная обстановка.

В дальнейшем нами планируется разработка и адаптация программы, направленная на коррекцию страхов детей с  задержкой психического развития по средствам изо-терапии, так как, рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в  различных ситуациях и безболезненно  соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими  образами.

Личность ребенка с задержкой  психического развития специфически, своеобразно развивается и его  эмоциональная сфера. Поэтому очень  важно, опираясь на имеющиеся сохранные  функции и возможности ребенка  и зная специфику, своеобразие его  эмоциональной сферы и предрасположенность  к возникновению страхов, умело  проводить коррекционную работу по их устранению. Это будет играть важную роль в развитии личности ребенка  с задержкой психического развития в целом и в решении актуального  вопроса социально трудовой адаптации  в его дальнейшем.

 

Литература:

1.  Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов. – 6-е изд. – М.: Альма Матер, 2006. – 702 с

2.  Банщиков, В.М., Гуськов В.С., Мягков И.Ф. Медицинская психология: [Текст]. М.: Изд-во «Медицина», 1967 – 235 с.

3.  Власова, Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями [Текст] М.: Изд-во «Просвещение», 1967 – 205 с.

4.  Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст]– М., 1995.

5.  Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] - СПб.: «Издательство союз», 2000.-448с.

6.  Конева, Е.В. Учителю о детях с задержкой психичекого развития [Текст] / У.В. Конева; Департамент образования Администрации Яросл обл., Центр психолого-медецинско-социального сопровождения «Центр помощи детям», 2003. – 133с.

7.  Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития [Текст]: науч.-практ рук / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина, 2004. – 345с.

8.  Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст]: Учеб. пособие для пед. институтов и пед. училищ / В.С. Мухина; Под. ред. Л.А. Венгера. – М.: просвещение, 1975. – 239 с.

9.  Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Кн.2. – 606 с.[Текст]

10.  Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой, [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

11.  Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. [Текст] – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998 – 400 с.

12. Психология детей с задержкой  психического развития: изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия: уч. пособие для студентов вузов , обучающихся по направлению и специальностям психологии/ Институт спец. Педагогики и психологии, Междунад ун-т семьи и ребенка им. Р. Валленберга;сост. О.В. Защиринская, 2004. – 430 с.[Текст]

13. Психология эмоций / Под ред.  Вилюнаса, В.К., Гиппенрейтера, Ю.Б., 2- е изд., [Текст] - М.: Изд-во Московского университета., 1993 – 302 с.

14. Психологическая энциклопедия. – 2-е изд./ Под ред. Р. Корсина, А. Ауэрбаха [Текст] – СПб.: Питер, 2003 – 1096 с.

15.  Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовского, Т.В. Розанова, Л,И. Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. –е изд., стер. [Текст] – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 464 с.

16.  Шестилетние дети: Межвузовский сборник научных трудов. [Текст] Н. Новгород: НГПУ, 1993 – 124с.

17.  http: // adalin.mospsy.ru

18.  http: // www.trevozhno/

 

Приложение 1

Сводная таблица результатов детей  с задержкой психического развития до проведения методики «Нарисуй свой страх».

Имя ребенка

Количество страхов

Артем С.

11

Настя А

20

Максим Ч.

16

Коля Б.

15

Вуссал А.

17

Андрей К.

9

Коля К.

16

Алеша Ф.

14

Влад С.

13

Влад К.

12

Максим В.

14

Илья Б

12


Сводная таблица результатов детей  с задержкой психического развития после проведения методики «Нарисуй свой страх»

Имя ребенка

Количество страхов

Артем С.

11

Настя А

18

Максим Ч.

14

Коля Б.

12

Вуссал А.

16

Андрей К.

8

Коля К.

14

Алеша Ф.

13

Влад С.

11

Влад К.

12

Максим В.

13

Илья Б

12


 

Приложение 2

Таблица результатов набранных  детьми по методике «Дорисуй»

Имя ребенка

Оригинальность

Артем С.

5

Настя А.

5

Максим Ч.

5

Коля Б.

4

Вуссал А.

6

Андрей К.

5

Коля К.

5

Алеша Ф.

5

Влад С.

5

Влад К.

6

Максим В.

4

Илья Б

6


 

Приложение 3

Примерный конспект занятия по коррекции  страхов у детей с задержкой  психического развития.

Цель: коррекция страхов детей  с задержкой психического развития путем модификации устрашающей  ситуации.

Занятие состояло из трех частей:

1.  беседа с ребенком о пугающей его ситуации или персонаже на основе проведенного теста «Страхи в домиках».

2.  сам процесс рисования пугающей ситуации или персонажа

3.  дорисовывание и анализ работ. Преобразование рисунка из отрицательного в положительного персонажа.

Оборудование: лист формата А4, цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

1.  «Здравствуй, сегодня мы будем с тобой рисовать и не просто так, а мы будем рисовать наши страхи. Скажи пожалуйста, чего ты боишься? (ответ ребенка)(если ребенок затрудняется ответить педагог напоминает ему его ответы на основе теста «Страхи в домиках»). А ты можешь сказать, почему ты его боишься (ответ ребенка)».

2.  На данном этапе происходит сам процесс рисования ребенком пугающей ситуации, в результате которого ведется беседа о способах изображения данной ситуации, подборе подходящих цветов, об ощущениях ребенка в процессе рисования.

3.  Обсуждение рисунка, беседа с ребенком о способах преобразования данного рисунка из отрицательного в положительный или о способах преодоления травмирующей ситуации (как избежать той или иной ситуации, что делать в экстренных ситуациях).

«Посмотри на свой рисунок какой он, что на нем нарисовано? Как ты думаешь сейчас он тебя пугает, он страшный для тебя? (ответ ребенка)


Информация о работе Способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития