Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 02:07, курсовая работа
Цель: определить способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме.
2. Подобрать методики для исследования. Дать их описание.
3. Разработать модель коррекционных занятий по преодолению страхов у дошкольников.
4. Провести анализ результатов исследования.
5. Сделать выводы на основании полученных результатов исследования.
Введение
Глава 1. Понятие страха
1.1 Страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения
1.1.1 Дневные страхи
1.1.2 Ночные страхи
Глава 2. Общие понятия о детях с задержкой психического развития
2.1 Страхи детей с ЗПР
2.2 Развитие воображения и фантазии у детей с задержкой психического развития
Глава 3. Исследование влияния рисуночных методик на коррекцию страхов у детей с задержкой психического развития
Выводы
Заключение
Литература
Общее количество баллов набранных детьми по методике «Дорисуй»
Заключение
В ходе написания курсовой работы, была достигнута цель – определение способов коррекции страхов для детей дошкольного возраста задержкой психического развития, а так же были решены все поставленные задачи. Наше исследование показало, что количество страхов у детей с задержкой психического развития не зависит от уровня развития их фантазии.
В результате коррекции страхов детей с задержкой психического развития, была выявлена эффективность методик «Нарисуй свой страх». Однако выдвинутое нами предположение о том, что количество страхов детей с задержкой психического развития зависит от уровня развития фантазии не подтвердилось, что можно объяснить воздействием на страхи других факторов, например социальная обстановка.
В дальнейшем нами планируется разработка
и адаптация программы, направленная
на коррекцию страхов детей с
задержкой психического развития по
средствам изо-терапии, так как, рисуя,
ребенок дает выход своим чувствам
и переживаниям, желаниям и мечтам,
перестраивает свои отношения в
различных ситуациях и
Личность ребенка с задержкой
психического развития специфически,
своеобразно развивается и его
эмоциональная сфера. Поэтому очень
важно, опираясь на имеющиеся сохранные
функции и возможности ребенка
и зная специфику, своеобразие его
эмоциональной сферы и
Литература:
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов. – 6-е изд. – М.: Альма Матер, 2006. – 702 с
2. Банщиков, В.М., Гуськов В.С., Мягков И.Ф. Медицинская психология: [Текст]. М.: Изд-во «Медицина», 1967 – 235 с.
3. Власова, Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями [Текст] М.: Изд-во «Просвещение», 1967 – 205 с.
4. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст]– М., 1995.
5. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] - СПб.: «Издательство союз», 2000.-448с.
6. Конева, Е.В. Учителю о детях с задержкой
психичекого развития [Текст] / У.В. Конева;
Департамент образования Администрации
Яросл обл., Центр психолого-медецинско-
7. Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития [Текст]: науч.-практ рук / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина, 2004. – 345с.
8. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст]: Учеб. пособие для пед. институтов и пед. училищ / В.С. Мухина; Под. ред. Л.А. Венгера. – М.: просвещение, 1975. – 239 с.
9. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Кн.2. – 606 с.[Текст]
10. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой, [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
11. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. [Текст] – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998 – 400 с.
12. Психология детей с задержкой психического развития: изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия: уч. пособие для студентов вузов , обучающихся по направлению и специальностям психологии/ Институт спец. Педагогики и психологии, Междунад ун-т семьи и ребенка им. Р. Валленберга;сост. О.В. Защиринская, 2004. – 430 с.[Текст]
13. Психология эмоций / Под ред. Вилюнаса, В.К., Гиппенрейтера, Ю.Б., 2- е изд., [Текст] - М.: Изд-во Московского университета., 1993 – 302 с.
14. Психологическая энциклопедия. – 2-е изд./ Под ред. Р. Корсина, А. Ауэрбаха [Текст] – СПб.: Питер, 2003 – 1096 с.
15. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовского, Т.В. Розанова, Л,И. Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. –е изд., стер. [Текст] – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 464 с.
16. Шестилетние дети: Межвузовский сборник научных трудов. [Текст] Н. Новгород: НГПУ, 1993 – 124с.
17. http: // adalin.mospsy.ru
18. http: // www.trevozhno/
Приложение 1
Сводная таблица результатов детей с задержкой психического развития до проведения методики «Нарисуй свой страх».
Имя ребенка |
Количество страхов |
Артем С. |
11 |
Настя А |
20 |
Максим Ч. |
16 |
Коля Б. |
15 |
Вуссал А. |
17 |
Андрей К. |
9 |
Коля К. |
16 |
Алеша Ф. |
14 |
Влад С. |
13 |
Влад К. |
12 |
Максим В. |
14 |
Илья Б |
12 |
Сводная таблица результатов детей с задержкой психического развития после проведения методики «Нарисуй свой страх»
Имя ребенка |
Количество страхов |
Артем С. |
11 |
Настя А |
18 |
Максим Ч. |
14 |
Коля Б. |
12 |
Вуссал А. |
16 |
Андрей К. |
8 |
Коля К. |
14 |
Алеша Ф. |
13 |
Влад С. |
11 |
Влад К. |
12 |
Максим В. |
13 |
Илья Б |
12 |
Приложение 2
Таблица результатов набранных детьми по методике «Дорисуй»
Имя ребенка |
Оригинальность |
Артем С. |
5 |
Настя А. |
5 |
Максим Ч. |
5 |
Коля Б. |
4 |
Вуссал А. |
6 |
Андрей К. |
5 |
Коля К. |
5 |
Алеша Ф. |
5 |
Влад С. |
5 |
Влад К. |
6 |
Максим В. |
4 |
Илья Б |
6 |
Приложение 3
Примерный конспект занятия по коррекции страхов у детей с задержкой психического развития.
Цель: коррекция страхов детей с задержкой психического развития путем модификации устрашающей ситуации.
Занятие состояло из трех частей:
1. беседа с ребенком о пугающей его ситуации или персонаже на основе проведенного теста «Страхи в домиках».
2. сам процесс рисования пугающей ситуации или персонажа
3. дорисовывание и анализ работ. Преобразование рисунка из отрицательного в положительного персонажа.
Оборудование: лист формата А4, цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия:
1. «Здравствуй, сегодня мы будем с тобой рисовать и не просто так, а мы будем рисовать наши страхи. Скажи пожалуйста, чего ты боишься? (ответ ребенка)(если ребенок затрудняется ответить педагог напоминает ему его ответы на основе теста «Страхи в домиках»). А ты можешь сказать, почему ты его боишься (ответ ребенка)».
2. На данном этапе происходит сам процесс рисования ребенком пугающей ситуации, в результате которого ведется беседа о способах изображения данной ситуации, подборе подходящих цветов, об ощущениях ребенка в процессе рисования.
3. Обсуждение рисунка, беседа с ребенком о способах преобразования данного рисунка из отрицательного в положительный или о способах преодоления травмирующей ситуации (как избежать той или иной ситуации, что делать в экстренных ситуациях).
«Посмотри на свой рисунок какой он, что на нем нарисовано? Как ты думаешь сейчас он тебя пугает, он страшный для тебя? (ответ ребенка)