Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 16:15, контрольная работа
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт – всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Введение 3
1. Понятие конфликта 4
2. Функции конфликта 6
3. Способы разрешения конфликта 9
Заключение 13
Список литературы 14
ПСИХОЛОГИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Понятие конфликта 4
2. Функции конфликта 6
3. Способы разрешения конфликта 9
Заключение 13
Список литературы 14
Введение
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт – всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт – это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX века выделилась специальная область знания – конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.
Конфликты возникают почти во всех сферах человеческой жизни. И совершенствование деятельности органов внутренних дел также осуществляется через преодоление трудностей и противоречий, которые нередко достигают значительного психологического накала. В рамках демократического процесса обостряется борьба нового со старым за новый облик нашего общества. На различных управленческих уровнях происходит столкновение позиций по поводу административно-нажимного стиля управления, организации работы сотрудников по борьбе с преступностью, профилактики, охраны общественного порядка, профессионального роста и расстановки кадров, соблюдения дисциплины и законности, материально-технического оснащения, мер воспитания и применения критериев оценки результатов труда отдельных работников или подразделений в целом.
Деятельность и взаимоотношения людей в конфликтных ситуациях как в сфере внутреннего управления, так и во внешнем контуре управления органов внутренних дел, до настоящего времени не были в обобщенном виде исследованы с позиций юридической и социальной психологии, хотя потребность в таких исследованиях ощущается постоянно. Научный подход позволяет не только предвидеть возможность возникновения отдельных острых проблем в деятельности органов внутренних дел, но и заблаговременно разрабатывать меры по их разрешению.
Это понятие в научной литературе, впрочем, как и в публицистике, неоднозначно. Существуют различные определения конфликта, так И.Б. Понамарев дает следующее определение: "Конфликт как объективная философская категория – это существенный элемент диалектического противоречия, высшая фаза развития и крайне острая форма его выражения и разрешения"1. "Конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон" – такое определение дает В.Н. Кудрявцев2. И как видно из определений, все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей, конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами.
Т.е. в данной работе мы говорим именно о социальном конфликте, имея в виду процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции. Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожать оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает формы атаки или обороны. Социальный конфликт включает в себя также активность индивида или групп, блокирующих функционирование противника или наносящих ущерб другим людям (группам).
В отечественной научной литературе наиболее полное определение социального конфликта, на наш взгляд, дал Е.М. Бабосов: "Конфликт социальный (от лат. conflictus – столкновение) – предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей – классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития. Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т.д.), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты"3.
Конфликт как психологическое явление, связанной с взаимодействием, носящим характер противоборства, на межличностном или межгрупповом уровнях характеризуется системой познавательных, эмоциональных, волевых и мотивационных параметров или компонентов.
Познавательные компоненты конфликта выступают как существенные детерминанты поведения.
Например, молодой сотрудник ДПС, зафиксировав с помощью измерительного прибора превышение установленной скорости, оштрафовал водителя. Последний был недоволен, но штраф уплатил. Инспектор ДПС, получив деньги, выписал штрафной талон и положил его в водительское удостоверение. Водитель этого не видел. Затем он передал удостоверение сидевшему в автомобиле водителю, сказав: "Можете обжаловать мои действия у начальника дивизиона". Через 10 минут к инспектору подъехал командир дивизиона вместе с оштрафованным водителем. Не спрашивая инспектора об обстоятельствах имевшего место нарушения правил дорожного движения, руководитель стал грубо обвинять работника: "Третий день как службу несете, а уже занимаетесь поборами! Штрафные талоны выписывать надо!.. Кончилась Ваша карьера в госавтоинспекции". Инспектор не выдержал, стал возмущаться и возражать. Когда они вместе подошли к автомобилю нарушителя, то между сидениями увидели штрафной талон. После этого руководитель дивизиона ДПС и шофер извинились перед инспектором.
Приведенный случай говорит о том, что неправильное восприятие действий инспектора со стороны водителя и отсутствие у инспектора навыка фиксирования внимания правонарушителя на значимых актах своего поведения (вручение штрафного талона) привели к возникновению конфликта и его распространению из сферы внешнего управления на отношения "руководитель – подчиненный".
Эмоциональные компоненты конфликта представляют собой совокупность переживаний его участников. Соответствие этих переживаний реальному противодействию людей в конфликте связано с эмоциональной чувствительностью, особенностями эмоционального склада и степенью воспитанности чувств у конфликтующих сторон, эмоциональной самооценкой, способностями к сопереживанию, к пониманию эмоций и чувств другой стороны.
Волевые компоненты конфликта проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон, и на достижение целей, преследуемых участниками конфликта.
Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро, характеризуют сущность несовпадения позиций участников противоборства. Объективно мотивы открываются в результате анализа поступков, предметной деятельности каждой их конфликтующих сторон. Субъективно – они выступают в форме осознания переживаний, желаний, стремлений к достижению взаимоисключающих целей общего либо частного порядка4.
Функция конфликта – это концентрированное выражение значения, конкретной роли и основного направления его развития.
Проведенные исследования конфликтов в общении и деятельности работников органов внутренних дел во внутренней и внешней сферах управления позволили выделить три группы функций, присущих конфликтам5:
Классификация функций конфликтов имеет практическую значимость в деятельности сотрудников правоохранительных органов. С одной стороны, знание о структуре этих функций дает возможность проанализировать назревающий конфликт или возникшую конфликтную ситуацию по их содержательным признакам, прогнозировать развитие и результаты конфликтов. Такой подход вооружает лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность, более совершенными способами анализа социально-психологической действительности противоречивого порядка, предоставляет дополнительные возможности активного воздействия на участников, на условия возникновения и протекания конфликтов в общении и процессе реализации правоприменительной деятельности органов внутренних дел.
Из анализа сигнальной функции конфликта следует, что первичная информация о нем в виде образцов самой ситуации, индивидуальных особенностей и действий его участников далеко не однозначна. Определенный прошлый опыт или ограниченность информации в ряде случаев могут способствовать искажению реальных событий. Поэтому привычные ассоциации, возникающие в процессе преобразования сигналов о развивающемся противоборстве, должны быть критически переосмыслены участниками конфликта.
Конфликт определенным образом кодируется в форме своего проявления. Форма проявления как исходный сигнал о конфликте копирует событие нередко лишь с относительной полнотой. В силу представленности в психике человека прошлых впечатлений и опыта неполнота информации о конфликте компенсируется за счет преобразования в сознании получаемых о нем сигналов. Важным при анализе сигнальной функции конфликта представляется акцент на неоднозначности форм его проявления. Так, отказ одного из работников прийти на день рождения к другому может быть формой проявления конфликта, а может и не быть таковой. Выдвижение по службе внешне не является свидетельством конфликта, но в сопоставлении с другими фактами может явиться формой проявления конфликта. С недостатками компенсаторного преобразования сигнала о возможном конфликте связано такое явление, как "ложно приписанный конфликт".
Диагностическая функция конфликта связана с осознанием причин и сущности возникшего противоборства. Конфликт определенным образом высвечивает трудности деятельности, узкие места в работе и стимулирует решение вопросов: "Что произошло?", "Почему были взаимно не поняты действия конфликтующих сторон?" и "Какие меры необходимо принять в связи с этим?" В обобщенном виде диагностическая функция конфликта способствует ответам на вопросы: "Какие цели еще не сформированы?", "Каких знаний еще не имеется в достаточной степени у участников конфликта?", "Каких навыков и умений не хватает им для оптимального взаимодействия и развития нормальных взаимоотношений?" Прогнозирование поведения в конфликте и его последствий неразрывно связано с осознанием деструктивной и конструктивной функций этих явлений.
Деструктивная функция проявляется в конфликтах, которые приводят к недоброжелательности во взаимоотношениях, психическим травмам, нарушениям норм морали и права, снижению сплоченности коллектива или его распаду, отрицательно сказываются на служебной деятельности.
Конструктивная функция конфликтов заключается в том, что в результате острого противоборства преодолеваются отрицательные тенденции: косность, формализм, протекционизм, "рвачество", круговая порука и другие явления. Анализ негативных обстоятельств может явиться основанием для целенаправленного конструирования руководителем конфликтов созидательного характера. Сконструированный и реализованный на положительной основе конфликт способствует утверждению новых и передовых форм работы, повышению уровня организованности, улучшению социально-психологического климата в коллективах работников органов внутренних дел. Осознание направленности развития острых противоречий, оценка удельного веса и соотношения деструктивных и конструктивных моментов в каждом из конфликтов, а также прогноз их возможных последствий – все это положительно сказывается на управлении сложными процессами взаимодействия людей в конфликтных ситуациях.
Критерием оценки положительной направленности и исхода конфликтов является не только совершенствование системы отношений между взаимодействующими лицами, но и реальное улучшение показателей в их правоприменительной, административно-служебной и воспитательной деятельности6.
В случаях преобладания управляемых элементов в конфликте более отчетливо проявляются восстановительная, зондирующая и регулятивная функции.
Восстановительная функция конфликта характерна для тех случаев, когда возникшее противодействие сторон является толчком к преодолению негативных последствий однообразия приемов деятельности и к повышению ее творческого потенциала. Шаблонность в работе связана с соответствующими установками личности и продолжительностью реализации одних и тех же полномочий и исполнения одного круга обязанностей. Отрицательная моральная оценка таких установок и стандартизированных способов поведения просматривается в следующих характеристиках этой категории людей: "отстал от жизни", "плывет по течению", "живет прошлыми заслугами", "утратил перспективу" и др. Отчасти такие характеристики высказываются в адрес руководителей органов внутренних дел.