Способы выражения самооценки в коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 23:36, практическая работа

Описание работы

Коммуникация – это явление, без которого невозможно было бы существование человеческого общества. Процесс коммуникации ежедневно присутствует в нашей жизни, и, фактически, является непрерывным.
Существуют различные точки зрения на то, являются ли термины «коммуникация» и «общение» взаимозаменяемыми.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Самооценка. Особенности и способы её выражения в коммуникации 5
I.1. Восприятие: Я-концепция и самооценка 5
I.2. Самооцена, её типы и функции 7
I.3. Проявление самооценки в коммуникации 8
Глава II. Способы выражения самооценки в коммуникации (на примере письменных самохарактеристик) 11
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Приложение (данные проведенного опроса) 22

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - способы выражения самооценки в коммуникации.docx

— 75.97 Кб (Скачать файл)

Балтийский  государственный технический университет

«ВОЕНМЕХ»

им. Д. Ф. Устинова


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра теоретической и прикладной лингвистики

 Исследовательская  работа по дисциплине «Психолингвистика»  на тему:

Способы выражения самооценки в коммуникации

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка III курса группы Ф-103

Пономаренко И.В.

Проверила:

к.ф.н., доцент Налетова Н.И.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 г.

 

Содержание:

Введение 3

Глава I. Самооценка. Особенности и способы её выражения в коммуникации 5

  I.1. Восприятие: Я-концепция и самооценка 5

I.2. Самооцена, её типы и функции 7

I.3. Проявление самооценки в коммуникации 8

Глава II. Способы выражения самооценки в коммуникации (на примере письменных самохарактеристик) 11

Заключение 20

Список использованной литературы 21

Приложение (данные проведенного опроса) 22

 

 

 

 

 

Введение

 

Коммуникация – это явление, без которого невозможно было бы существование человеческого общества. Процесс коммуникации ежедневно присутствует в нашей жизни, и, фактически, является непрерывным.

Существуют различные  точки зрения на то, являются ли термины  «коммуникация» и «общение» взаимозаменяемыми. Некоторые ученые их разграничивают, некоторые определяют их как частично или полностью синонимичные. В  данной работе эти два термина  будут обозначать одно и то же.

Общение включает в себя как вербальные, так и невербальные элементы, и даже молчание или отсутствие человека в данной коммуникативной ситуации (например, если девушка обещала прийти на свидание, но не пришла) представляет собой коммуникационное поведение, если другой человек делает из этого какие-то выводы для себя.

Общение выполняет множество различных функций, а именно: контактную, информационную, побудительную, координационную, амотивную (имеется в виду вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний), установления отношений, осуществления воздействия, и, что особенно важно для данной работы – оценочную (имеется в виду, что в процессе общения выражается наша самооценка и воспринимается самооценка собеседника, а также осуществляется оценка собеседниками друг друга).

Самооценка может выражаться как вербально (языковыми средствами), так и невербально (жестами, мимикой, позами), поведением и т.д. Комплекс этих выражений формирует понятие о самооценке того или иного человека.

Таким образом, данная тема является более чем актуальной, в  силу того, что выражение самооценки в коммуникации неизбежно, а изучение способов «расшифровки» выражения  самооценки в коммуникации очень  важно для лучшего понимания  собеседника.

Данный объект чересчур многоаспектен, и, в целях сужения проблематики данной исследовательской работы, объектом являются высказывания людей о себе, а предметом – то, как проявляется самооценка в этих высказываниях.

Целью данной работы является выявление способов выражения самооценки в вербальной коммуникации.

Достижение цели достигается решением следующих задач:

  • определить понятие «Самооценка» и выявить её типы;
  • рассмотреть возможные способы проявления самооценки в коммуникации;
  • выявить закономерности проявления самооценки в вербальной коммуникации путем анализа конкретного эмпирического материала (самохарактеристик, собранных с 15-ти испытуемых).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Самооценка. Особенности и способы её выражения в коммуникации

I.1. Восприятие себя: Я-концепция и самооценка

Я-концепция и самооценка — вот два вида восприятия себя, которые в огромной степени воздействуют на то, как мы общаемся.

Я-концепция — это чувство собственной идентичности. Это мысль или мысленный образ, которые складываются у нас о наших навыках, способностях, знаниях, компетентности и индивидуальности. Тогда как самооценка — это некая общая оценка своей компетентности и ценности1.

Значительную роль в формировании самооценки у личности играют оценки окружающими самого индивида и его  достижений.

Таким образом, можно сказать, что одной из особенностей речевого поведения в межличностном взаимодействии является способность влиять на я-концепцию и самооценку говорящих и слушающих. Принципиально наши сообщения могут содержать три типа реакций:

    1. Мы можем поддержать Я-концепции других людей и обращаться с ними так, как они считают с ними следует обращаться. Например, если девушка считает себя умной и опытной, то ее Я-концепция получает поддержку, когда окружающие ее приятели обращаются к ней за советом или ищут ее помощи;
    2. Мы можем не принять самоопределения других людей, просто отказавшись разделить их взгляды относительно их самих. Так, например, если кто-то считает себя лидером, но никто из его окружения не обращается с ним, как с человеком, наделенным лидерскими качествами, это может заставить его пересмотреть свой образ;
    3. Мы можем не замечать самоопределений других (отказываем им в поддержке). Отказ в поддержке в крайнем своем проявлении означает, что мы не считаем нужным давать другим людям знать, что мы чувствуем при общении с ними, обращаемся с ними одним и тем же способом независимо от их слов или поведения. Тем самым мы игнорируем их.

Поддерживающий стиль поведения определяют как любое поведение, в результате которого другой человек начинает больше себя ценить. Соответственно, неподдерживающий стиль поведения можно определить как поведение, в результате которого другой человек оценивает себя ниже, ценит себя меньше. При этом отказы в поддержке иногда могут быть не намеренными, но являться результатом непонимания важности поддержки для личностной самооценки.

Существуют классификации  сообщений с преобладанием поддерживающего  или неподдерживающего стиля. Так, среди речевых посланий, носящих характер поддержки, выделяют:

    1. Прямое признание– человек признает, соглашается с тем, что вы сказали, и прямо сообщает об этом; это проявляется в поддержании разговора, заинтересованности в разговоре и т. п.;
    2. Выражение положительных чувств – человек сообщает вам о положительных чувствах, вызванных тем, что вы сказали;
    3. Уточняющие реплики– человек просит вас прояснить, уточнить содержание вашего сообщения;
    4. Поддерживающие реплики – сопереживание, понимание, уверения.

Среди сообщений, вызывающих чувство  отказа в поддержке, выделяют:

    1. Уход от обсуждения– в этом случае собеседник реагирует на сообщение, но быстро переводит разговор в другом направлении;
    2. Безличные предложения– подчеркнуто правильная, наукообразная речь, отказ от личного обращения;
    3. Прерывающие фразы– когда прерывают на полуфразе и не дают ее закончить;
    4. Сообщения, содержащие противоречия между вербальным и невербальным содержанием («Разумеется, решение должен принимать только ты», – говорится раздраженным тоном, например, в ссоре между двумя супругами)2.

Таким образом, есть два пути. Какой  из них избирать зависит, непосредственно, от коммуникативной ситуации и других сопутствующих факторов.

 

I.2. Самооценка, её типы и функции

 

Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей3.

Можно выделить следующие функции самооценки:

  • Регуляторная (на её основе происходит решение задач личностного выбора)
  • Защитная (обеспечивает) относительную стабильность и независимость личности
  • Функция развития (самооценка является толчком к развитию личности)

Как уже упоминалось, огромную роль в формировании самооценки у личности играют оценки окружающими самого индивида и его достижений.

У большинства людей проявляется  тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать  вывод, что человеку свойственна  потребность в достаточно высокой  самооценке, т. е. каждому хочется  уважать себя. Самоуважение — один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно», — т.е. срабатывает психологическая защита, и человек успокаивается.

У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или  заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Люди с истерическими проявлениями высказывают такие суждения: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной».

Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя, т.е. слово «адекватность» здесь подразумевает соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей), либо неадекватно завышенной (человек оценивает себя лучше, чем он есть; обладает ни на чем не обоснованной уверенностью в своих способностях, возможностях и дарованиях) или неадекватно заниженной (человек оценивает себя хуже, чем он есть на самом деле; постоянно использует механизмы психологической защиты; акцентирует своё внимание на своих недостатках, даже если на самом деле они не являются таковыми).

 

 

I.3. Проявление самооценки в коммуникации

Наша речь - это проявление всего, что заложено в нас, через звуки, буквы, слова и предложения. По речи достаточно легко диагностировать нашего собеседника или оратора (если имеет место быть некий монолог).

Логично предположить, что  речь уверенного в себе человека будет  отличаться от речи человека, неуверенного в себе. Эти различия видны на разных уровнях: начиная от того, ЧТО человек говорит и заканчивая тем, КАК он говорит.

Таким образом, здесь особенно важно учитывать, что речь состоит  из формы и содержания.

Содержание – это смысловая часть речи, в которой мы доносим до собеседника наши мысли и взгляды на то или иное событие, делимся нашим мнением и так далее. А форма – это некое обрамление речи, а именно: тембр, скорость, интонации, характерные слова, паузы и так далее.

Если мы хотим диагностировать  речь собеседника на предмет его самооценки, мы должны понимать, что то, что мы говорим, обычно далеко от правды, так как мы говорим не то, что есть, а то, как мы хотели бы, чтобы это было. Поэтому зачастую достоверная информация сообщается именно формой речи, а не её содержанием. И, так как форму подделать почти невозможно, именно она позволяет увидеть, кто перед нами: уверенный или неуверенный, компетентный или некомпетентный собеседник.

Однако содержание тоже важно – даже определение его ложности может стать фактором, исходя из которого можно будет определить самооценку собеседника.

Примерами проявления уверенности  в себе могут являться такие речевые  особенности говорящего:

    1. Повышение громкости речи в конце фразы и произнесение предложения с сохранением скорости речи (у неуверенного в себе человека речь обычно с увеличением громкости убыстряется);
    2. Начало речи с личных местоимений типа: я, мой, мне;
    3. Завершение речи глаголами повелительного наклонения;
    4. Отсутствие в речи букв заминок типа : А, Ы, И, М (не путать со словами паразитами);
    5. Реактивное построение фраз встречается чаще, чем подчиненное (“Я уронил ручку”, а не “Ручка упала”);
    6. Уточнение того, как собеседник услышал ваши слова;
    7. Наличие однозначных ответов на поставленные вопросы (ДА или НЕТ). Неуверенные в себе люди часто отвечают что-то вроде: “Да нет”, “Скорее всего, да”, “Возможно”, “Я постараюсь”, “Да, нет, наверное”4;

и др.

Кроме того, помимо вербальных проявлений существуют также и невербальные проявления уверенности/неуверенности в себе. Это жесты (например, когда кто-то вертит что-то в руках во время разговора, это будет являться либо признаком неуверенности, либо признаком нервозности), мимика и взгляды (например, если человек постоянно отводит взгляд и избегает смотреть собеседнику в глаза, он, скорее всего, не уверен в себе), а также позы (существуют так называемые «закрытые» и «открытые» позы, обозначающие, соответственно, неуверенность и уверенности в себе).

Но и это еще не все – реакция на различные жизненные ситуации, определенное поведение в конкретных случаях – всё это также будет являться проявлениями самооценки индивида.

И в комплексе все эти  проявления помогают составить более-менее исчерпывающее представление об уровне самооценки собеседника.

 

 

 

 

Глава II. Способы выражения самооценки в коммуникации (на примере письменных самохарактеристик)

Для того, чтобы составить  точное представление о самооценке того или иного человека, необходимо разностороннее наблюдение за его поведением, и, для полной исчерпывающей картины, нужно сопоставить очень многие аспекты. Только тогда мнение о его самооценке будет являться более или менее достоверным.

Однако, при подобных методах  наблюдения, необходимо охватывать гораздо  более широкие области данного  предмета, поэтому в нашем случае будет изучаться, непосредственно, только вербальная сторона коммуникации.

Информация о работе Способы выражения самооценки в коммуникации