Способы выражения самооценки в коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 23:36, практическая работа

Описание работы

Коммуникация – это явление, без которого невозможно было бы существование человеческого общества. Процесс коммуникации ежедневно присутствует в нашей жизни, и, фактически, является непрерывным.
Существуют различные точки зрения на то, являются ли термины «коммуникация» и «общение» взаимозаменяемыми.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Самооценка. Особенности и способы её выражения в коммуникации 5
I.1. Восприятие: Я-концепция и самооценка 5
I.2. Самооцена, её типы и функции 7
I.3. Проявление самооценки в коммуникации 8
Глава II. Способы выражения самооценки в коммуникации (на примере письменных самохарактеристик) 11
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Приложение (данные проведенного опроса) 22

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - способы выражения самооценки в коммуникации.docx

— 75.97 Кб (Скачать файл)

Произвольно были приглашены к участию 15 человек для сбора  эмпирического материала. В основном это студенты. Из них 11 женского пола и 4 мужского. Средний возраст испытуемых колеблется в диапазоне 19-21 года (не попадают в эту категорию двое испытуемых: одна девочка двенадцати лет и одна женщина сорока пяти лет).

Перед испытуемыми было поставлено следующее задание:

Расскажите о  себе. Какие качества Вам присущи? Какие из этих качеств нравятся Вам, а какие нет? За какие Ваши качества Вас ценят друзья и родственники? Как Вас кажется, за какие Ваши качества им не нравятся в Вас?

Также испытуемым требовалось указать свой пол, возраст и род деятельности.

В первую очередь, стоит отметить, что при одинаковой постановке задания  испытуемые подошли к его выполнению абсолютно по-разному.

Кто-то действительно писал  полноценный рассказ, вплетая в  его канву ответы на поставленные вопросы, а кто-то просто давал на них ответы без каких-либо связок. Те, для кого эта проблема стоит не так остро, или те, кто четко сформулировал для себя все, что касается этого вопроса, избегали длительных повествований. В то время как люди, которых сильно волнует их оценка себя в обществе, и, непосредственно, самооценка и свои качества, писали длинные рассказы, с объяснениями, примерами и даже, иногда, с лирическими отступлениями, которые не касались напрямую заданных вопросов:

«…Небольшой рассказ, говорите? Что ж, меня зовут Алина, приятно познакомиться. Терпеть не могу это имя. Дело в том, что мою мать бабушка назвала Еленой (по-моему, половина женщин поколения моей матери носит имя Елена), и, когда у моей матери имела несчастье родиться я, она решила, что обычные, распространенные имена – это не круто, и надо назвать девочку каким-нибудь редким именем. Ну, хоть не Даздраперма, и то хорошо. Фамилия у меня, кстати, тоже не Петрова\Иванова, одно только отчество нормальное. Итак…».

Ответы различались и  по размеру. Самый короткий ответ состоял из 26 слов, а самый длинный – из 1122; при подсчете слов учитывались в том числе и служебные части речи, такие как союзы и предлоги. 3 рассказа были достаточно длинными, остальные 12 – короткими.

2 из 3 наиболее длинных  рассказов были написаны мужчинами, 24 и 25 лет. В этом возрасте  трезвая оценка себя как никогда  важна, особенно для мужчин (в  этот период они наиболее всего  стремятся к развитию, как и  в карьере, так и в духовном  отношении).

Третий, самый длинный  рассказ, был написан 19-ти летней девушкой, которая абсолютно не коммуникабельна  и избегает вступать в контакт  с окружающими. Однако и для неё  проблема оценки себя, как с точки  зрения самооценки, так и с точки  зрения оценки в обществе, актуальна, и, имея возможность высказаться, при  отсутствии коммуникативных барьеров, она написала очень развернутый и полный рассказ.

Многие стесняются, например, говорить о себе непосредственно, лично; к примеру, при попытках поговорить с людьми и записать их ответы на диктофон часто происходит так, что из-за зажатости и скованности, а также стеснительности, трудно добиться честных и прямых ответов на поставленные вопросы. Когда человек пишет свои ответы, которые, к примеру, задаются дистанционно, через интернет, и никого больше нет в помещении, он чувствует себя увереннее, и может, не отвлекаясь на страхи и комплексы, и не боясь осуждения, писать все, что думает. И, главное, писать то, что не сказал бы лично.

Таким образом, исходя из вышесказанного, не вдаваясь, пока что, в содержание, можно сделать вывод, что люди, которые писали о себе коротко и давали исключительно ответы, без каких-либо связок, либо не любят, либо стесняются говорить о себе. Т.е., чем выше самооценка человека, тем охотнее он говорит о себе, зная свои сильные качества и умея концентрировать на них внимание. В случае, когда у человека низкая самооценка, он предпочитает либо не говорить о себе, либо, напротив, говорить о себе очень много, оправдывая себя.

 

Если говорить о количественных подсчетах, в частности, лексики, то можно увидеть следующее.

Местоимение «Я» встречается 87 раз, местоимение «меня» - 31, местоимения «мой, моя, мои» - 14 раз. Таким образом, местоимение «Я» в среднем встречается менее чем через каждые 30 слов.

Безусловно, чем больше слов было написано, тем чаще встречались  эти местоимения, что, в некотором роде, подтверждает вышесказанную гипотезу о том, что, чем больше человек написал, тем больше он любит говорить о себе, и тем, соответственно, чаще, в его речи будут встречаться личные местоимения.

Конечно же, употребление личных местоимений в данном конкретном случае обусловлено спецификой данной работы, однако, даже с учетом этого, некоторые респонденты употребляли  эти местоимения чуть ли не в каждом предложении, а это показательно.

Напрашивается вывод, что  человек, часто употребляющий такие  местоимения, любит говорить о себе, и считает свою персону важной для общества, в котором вращается. Кроме того, использование местоимений  типа: «мой», «моя», «мои», «моё» чаще, чем это необходимо, свидетельствует  о собственнических качествах индивида, его желании приватизировать  объекты окружающей действительности, соотнести себя с ними.

Теперь, непосредственно, к  содержанию. Конечно, мнения о том, какие  определения по отношению к человеку являются позитивными, а какие –  негативными, понять сложно, так как  это субъективно. На протяжении всех ответов встречались следующие  самоопределения, которым, с точки зрения общепринятых устоев, можно дать либо положительную (+) либо отрицательную (-) характеристики:

Амбициозный   +

Безответственный   -

Безэмоциональный   -

Болтливый -

Ведомый   -

Веселый   +

Волевой    +

Гениальный   +

Глупый   -

Девиантный   -

Добрый   +

Заботливый   +

Злопамятный   -

Искренний   +

Коммуникабельный   +

Красивый   +

Ленивый   -

Неаккуратный   -

Неинтересный   -

Некоммуникабельный   -

Неконфликтный   +

Неприметный   -

Нервный   -

Нудный   -

Образованный   +

Обычный   -

Одинокий   -

Оптимистичный   +

Ответственный   +

Открытый   +

Пацифист   +

Порядочный   +

Приставучий   -

Прямолинейный   +

Пунктуальный   +

Работоспособный   +

Разносторонний   +

Рассудительный   +

Саркастичный   -

Своеобразный    +

Слабовольный   -

Спокойный   +

Способный   +

Средний   -

Стеснительный   -

Терпеливый    +

Тихий   -

Трусливый   -

Умный   +

Упрямый   -

Хороший   +

Эмоциональный   +

Из вышеперечисленных  характеристик, 28, по общепринятым меркам, имеют знак «+», а 24 «-». Из этого можно сделать вывод, что в процессе коммуникации люди пытаются сакцентировать внимание на своих положительных качествах в большей степени, нежели на отрицательных.

Кроме того, даже упоминая свои негативные, с общепринятой точки  зрения, качества, люди стараются сделать  их «положительными» в своем конкретном случае, например:

«Сарказм – мое все. На самом деле, это очень полезная вещь – когда остальные начинают биться в истерике и стонать о том, какие они бедные-несчастные, я, смотря на жизнь через призму сарказма, просто развлекаюсь».

С общепринятой точки зрения сарказм, как и цинизм – качества, скорее, отрицательные. Однако же, объясняя его мотивы, испытуемая пыталась «трансформировать» это качество в положительное.

Имеется также и другой пример:

«Ленива иногда, но в силу того, что устаю».

Здесь мы видим ту же самую  ситуацию – испытуемая пытается объяснить  свою лень, чтобы это качество не было опознано окружающими как негативное, хотя она сама понимает, что обладать этим качеством скорее плохо, чем  хорошо.

Есть еще один интересный пример:

«Я ленив, труслив, болтлив и слабоволен. Ввиду своей болтливости я жалуюсь близким на эти недостатки, чем стараюсь нарваться на комплимент и утешение».

Такая ситуация встречается  сплошь и рядом. Но за ней стоит  все та же цель – быть «хорошими» в глазах окружающих.

Из этого можно сделать  вывод, что большинство людей  стремиться выглядеть хорошо в глазах окружающих, что вполне нормально. Люди пытаются достигнуть этого разными, иногда весьма противоречивыми способами, но цель, чаще всего, остается неизменной.

Кроме того, если рассматривать  вышеприведенные три случая, можно  сделать разные выводы непосредственно  о самооценке респондентов. В первом случае девушка, упоминая о сарказме, не считает его негативным качеством, и обосновывает его только потому, что с общепринятой точки зрения это качество негативно.

Во втором случае девушка  понимает, что лень является негативным качеством, и ей оно в себе не нравится, поэтому она оправдывает себя.

В третьем случае парень так же осознает, что качества, перечисленные  им, негативные, но он не сколько оправдывает их сам, сколько ждет некоего оправдания от окружающих.

Также можно было отмечено, что существуют различия в использовании  определений женщинами и мужчинами (девушками и парнями). Конечно, так  или иначе, любое из вышеперечисленных  определений может быть употреблено  как мужчиной, так и женщиной, поэтому внимание будет сакцентировано на различиях.

Мужчины чаще, чем женщины  употребляли такие определения, как: оптимистичный, лидер, веселый, работоспособный, ответственный. Исходя из этого можно сказать, что мужское внимание сконцентрировано на оценке их окружающими, положении в обществе. Никто из опрошенных не описал ни одним определением свою внешность и очень редко встречались самооценки типа: добрый, хороший, заботливый.

Интересно, что один из респондентов упомянул в своем эссе, что он добрый и заботливый, и подчеркнул, что так считает его девушка, т.е. эта оценка дана противоположным  полом, и сам от себя он не употребил  эти определения.

У женщин обратная ситуация. Чаще, чем у мужчин используются определения, типа: добрая, добропорядочная, искренняя, тихая, спокойная. Кроме того, в описании задействована оценка внешности: красивая, посредственная. Мнение общества для женщин тоже важно, но, в отличии от мужчин, оно чаще всего стоит не на первом месте.

 

Исходя из данных опроса, также можно сделать вывод о том, у всех этих людей различная самооценка – как нормальная, так и крайне завышенная или заниженная.

Нормальная (объективная):

«Я амбициозный, прямолинейный, открытый, веселый, есть лидерские способности, еще ленивый и пофигист, часто не доделываю работу до конца. Друзья и родственники также выделяют все эти качества».

Завышенная:

«Я стараюсь объективно судить о себе, но мои качества говорят сами за себя. Я гениальна, по сравнению со мной статистический человек просто муха».

Заниженная:

«Обычный человек. Ведомый, не приметный, средний, упрямый, нервный, одинокий. Сильных сторон нет. Стеснительна, всего боюсь, заниженная самооценка, ничего сама не могу. Друзей нет. Родственники ничего не думают – не до меня. Может быть – нервная, нудная, приставучая, глупая».

Однако и в этом случае стремление выглядеть хорошо в глазах окружающих не меняется. В первом случае человек доволен собой и мнением  окружающих – цель достигнута. Во втором – человек завышает свои способности и качества, стремясь получить наиболее высокую оценку окружающих. В третьем – человек хочет, чтобы его разубедили в его мнении о себе, чтобы подняться выше как в своих глазах, так и в глазах окружающих.

 

Если оставить в стороне  лексику и поговорить о грамматике, то можно отметить основную тенденцию: чем длиннее рассказ, тем более  сложные конструкции были использованы, и, соответственно, наоборот – чем  меньше был рассказ, тем чаще преобладали  простые по своей структуре предложения. Это утверждение можно проиллюстрировать  на отрывках из самого длинного (1) и  более короткого (2) рассказов:

  1. «Всегда есть те, кому живется хуже, и ныть, что тебя бросил парень или из-под носа уволокли понравившиеся туфли, когда где-то кто-то долго и мучительно умирает от болезни, погибает под пулями, влачит жалкое существование без рук-без ног на пособие по инвалидности, хоронит близких людей, как-то… даже не то, что неэтично, а просто глупо».
  2. «Я учусь и одновременно работаю. Это, конечно, очень интересно, но тяжело все успевать. После института я скорее всего не буду работать по специальности. Это возможно, но маловероятно».

 

Как мы видим, самооценка во всех самохарактеристиках выражалась разными способами: путем употребления или, напротив, не употребления личных местоимений; использования позитивных или негативных оценочных характеристик; многословности (или напротив, лаконичности) изложения, сложности или простоты грамматических конструкций.

Люди с более высокой  самооценкой склонны к многословности, к использованию громоздких и  сложных синтаксических конструкций, более частому употреблению личных местоимений, более пространному изложению, акцентированию внимания на своих положительных  качеств и оправданию негативных, и, вообще, они гораздо более охотно говорят о себе, нежели люди с более низкой самооценкой.

Информация о работе Способы выражения самооценки в коммуникации