Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:39, контрольная работа
Основные функции общения:
1) информационно-коммуникатывные (связанные с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга);
2) регуляционно-коммуникативные (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности);
3) аффектно-коммуникативные (они связаны с эмоциональными сферами человека). В реальном акте общения все функции переплетаются. Общение во всех случаях есть процесс взаимовлияния. Это взаимовлияние может быть большим или меньшим, скрытым или прямым, положительным или отрицательным. Сила его зависит от духовного богатства личности, а также от личных качеств человека.
Справочник
Понятие общения. Функции, уровни и виды общения.
Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания.
Основные функции общения:
1) информационно-коммуникатывные (связанные с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга);
2) регуляционно-коммуникативные (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности);
3) аффектно-коммуникативные (они связаны с эмоциональными сферами человека). В реальном акте общения все функции переплетаются. Общение во всех случаях есть процесс взаимовлияния. Это взаимовлияние может быть большим или меньшим, скрытым или прямым, положительным или отрицательным. Сила его зависит от духовного богатства личности, а также от личных качеств человека.
Различаются следующие виды общения:
1) по положению коммуникантов в пространстве и времени – контактное-дистантное,
2) по наличию
или отсутствию какого-либо
3) с точки зрения формы существования языка – устное-письменное,
4) с точки зрения
письменной и постоянной
5) с точки зрения
количества участников – межлич
6) с точки зрения
обстановки общения и
7) с точки зрения
отношений и оценок при
8) по характеру передоваемого содержания – информативное-фатическое.
Общение
обычно осуществляется в двух формах: устной и письменной, к
Уровни общения:
Процесс общения и его структура. Коммуникативная, перцептивная и интеративная стороны общения
К структуре общения можно
подойти по-разному, в данном случае
будет охарактеризована структура
путем выделения в общении
трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной,
интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения
Во время акта общения
Коммуникативное взаимодействие возможно
только в том случае, когда человек, направляющий
информацию (коммуникатор) и человек, принимающий
ее (реципиент) обладают сходной системой
кодификации и декодификации информации.
Т.е. «все должны говорить на одном языке».
В условиях человеческой коммуникации
могут возникать коммуникативные барьеры.
Они носят социальный или психологический
характер.
Сама по себе исходящая от коммуникатора
информация может быть побудительной
(приказ, совет, просьба – рассчитана на
то, чтобы стимулировать какое-либо действие)
и констатирующей (сообщение – имеет место
в различных образовательных системах).
Интерактивная сторона общения
Это характеристика тех
Конкуренция – одной из наиболее ярких
ее форм является конфликт.
Перцептивная сторона общения
Процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.
Коммуникативный процесс, его структурные компоненты. Модель процесса коммуникации.
Для передачи любая
Модель коммуникативного процесса Лассуэлла
включает пять элементов:
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)
КАК? (осуществляется передача) – Канал
КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.
Можно выделить три позиции коммуникатора
во время коммуникативного процесса: открытая
(открыто объявляет себя сторонником излагаемой
точки зрения) , отстраненная (держится
подчеркнуто нейтрально, сопоставляет
противоречивые точки зрения) и закрытая
(умалчивает о своей точке зрения, скрывает
ее).
Невербальная коммуникация. Выделяют
четыре группы невербальных средств общения:
1) Экстра- и паралингвистические (различные
околоречевые добавки, придающие общению
определенную смысловую окраску – тип
речи, интонирование, паузы, смех, покашливание
и т.д.)
2) Оптико – кинетические (это то, что человек
«прочитывает» на расстоянии – жесты,
мимика, пантомимика)
Жест – это движение рук или кистей рук,
они классифицируются на основе функций,
которые выполняют:
- коммуникативные (заменяющие речь)
- описательные (их смысл понятен только
при словах)
- жесты, выражающие отношение к людям,
состояние человека.
Мимика – это движение мышц лица.
Пантомимика – совокупность жестов, мимики
и положения тела в пространстве.
3) Проксемика (организация пространства
и времени коммуникативного процесса)
В психологии выделяют четыре дистанции
общения:
- интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются
люди, связанные, как правило, близкими
доверительными отношениями. Информация
передается тихим и спокойным голосом.
Многое передается с помощью жестов, взглядов,
мимики.
- Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней
осуществляется общение между друзьями).
- Официально-деловая или социальная (от
1,2 до 3,7 метра). Используется для делового
общения, причем чем больше расстояние
между партнерами, тем более официальны
их отношения.
- Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется
выступлением перед аудиторией. При таком
общении человек должен следить за речью,
за правильностью построения фраз.
4) Визуальный контакт. Визуалика, или
контакт глаз. Установлено, что обычно
общающиеся смотрят в глаза друг другу
не более 10 секунд.
Функции
и ситуации коммуникации.
АДРЕСАНТ эмотивная функция |
Адресант непосредственно отношение к теме и ситуации:
привлекать для работы эту ненадежную фирму. Перечеркнутая бомба на плакате. |
АДРЕСАТ конативная функция |
Внимание сосредоточено на адресате (обращения и императивы, привлечение внимания, побуждение): Президент! Уходите в отставку! Пиктограммы мужчина и женщина |
КОНТЕКСТ референтивная функция |
Наиболее обычная функция: внимание сосредоточено на объекте, теме, содержании дискурса. Солнце восходит на востоке.
применения |
СООБЩЕНИЕ поэтическая функция |
Фокусировка на самом сообщении и ради сообщения; иногда называется ‘праздничной’ функцией: Рифма, аллитерация и т.п. Изображение игры света на картине. |
КОНТАКТ фатическая функция |
Использование коммуникативной системы для начала, поддержания и окончания общения, фокусировка на контактном элементе ситуации: Алло? – Да-да! Радиопозывные (например, станция Маяк), заставки передач. |
КОД метакоммуникативная функция |
Сосредоточение внимания на самом коде; теория языка и коммуникации представляют собой метаязык для описания коммуникативного процесса: Жи-ши пишется с буквой и. Объяснение учителем правил невербальной коммуникации в школе: Сначала ученик должен поднять руку, затем уже выйти. |
Коммуникативная профессиограмма социального работника
Общение является многогранным процессом и реализуется в разнообразных формах (межличностное общение, социальный диалог, деловое и профессиональное общение, коммуникация и пр.). Общение — это прежде всего взаимодействие, взаимоотношение, сторонами которого являются люди, субъекты общения (В.И.Курбатов, И.Ф.Поручник). Процесс общения включает в себя:
— формирование и развитие личности (социализацию индивида);
— развитие общества и общественных отношений;
— обмен результатами деятельности;
— создание и развитие общественных механизмов взаимодействия людей;
— социально-психологическую адаптацию людей;
— обмен эмоциями;
— обучение, передачу умений и навыков;
— обмен информацией;
— обмен деятельностью;
— формирование отношения к себе, к другим, к обществу в целом.
Общение выражается во взаимоотношениях типа:
1) «Я — Я» (индивидуально-личностный тип общения);
2) «Я — Мы» (индивидуально-
3) «Мы — Мы» (коллективно-
Этим объясняется многообразие видов общения, каждому из которых присущи пластичность, способность модифицироваться и переходить в другой тип общения.
Одним из главных направлений деятельности социального работника является работа с клиентом, в основе которой лежит общение прежде всего в его индивидуально-личностном выражении. Социальный работник должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.
В основе такой деятельности
лежит коммуникативная техника
общения, владение которой является
важным признаком профессиональной
пригодности социального
Социальный работник должен:
— знать речевой этикет и уметь его использовать;
— уметь формулировать цели и задачи делового общения;
— организовывать общение и управлять им;
— анализировать предмет общения, разбирать жалобу, заявление, ставить вопросы и конкретно отвечать на них;
— владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией;
— уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, деловую игру, переговоры, торги;
— иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений и решений, компромиссов и конвенций, делать оценки и предложения;
— владеть техникой речи, риторическими приемами и фигурами, уметь правильно строить речь и другие публичные выступления;
— уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки.
Таким образом, задача социального работника — помочь клиенту обрести себя, найти свое место в динамично меняющемся мире, сориентироваться в новых социальных отношениях, и общение является важным инструментом в этом процессе.
Деловой этикет. Речевой и неречевой этикет.
Деловой этикет — результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствует успеху в деловых отношениях.
Деловой этикет устанавливает нормы и правила поведения в бизнес-сфере. Являясь разновидностью светского этикета, он большей частью основывается на воинских традициях, в которых субординация доминирует перед гендерной принадлежностью и возрастом человека. В современном мире этика делового общения так же важна и ценится, как экономическая подготовленность, юридическая грамотность и предпринимательские умения.
Деловой этикет освещает следующие аспекты: