Сравнение психики человека и животного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 19:34, реферат

Описание работы

Ученые, склонные к идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Также как в преобразовании со временем материального можно выделить низшие и высшие формы (по тому такое преобразование называется развитием), в эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить собственные законы и движущие силы развития

Файлы: 1 файл

готово.docx

— 44.85 Кб (Скачать файл)

  Ученых  также давно волновал вопрос, способны ли животные чему-нибудь научиться. В 1912 году  Йеркс пытался выяснить, на какой ступени эволюции животного мира появляется эта  споcобность чему-то научаться. Ее зачатки с несомненностью обнаруживались уже у дождевого червя. Действительно, Йеркс сумел научить некоторых особей поворачивать направо в Т-образном лабиринте. Чтобы достичь такого результата, потребовалось больше 150 проб, в которых червь, если он поворачивал налево, натыкался на сетку, находившуюся под током. Тем не менее, было доказано, что простая нервная система этих животных может накапливать информацию, способную изменять их поведение.

  У высших млекопитающих, главным образом  у обезьян в человека, благодаря  высокому уровню развития головного  мозга появляются новые способности, позволяющие решать задачи без предварительных  пробных манипуляций.

  Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся в процессе эволюции обезьяны и, разумеется, человек смогли выработать эту способность улавливать связь между различными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение путем умозаключений, не прибегая к пробным действиям, производимым на удачу,

  Умозаключения используются в самых разнообразных  ситуациях повседневной жизни, идет ли речь о выполнении какой-нибудь задачи, о перемещении из одного места в другое или о получении и осмысливании информации, исходящей от среды, в которой живет индивидуум.

  У позвоночных, стоящих на вершине  эволюционной лестницы, в частности у приматов, возникают новые формы индивидуально-изменчивого поведения, которые с полным основанием могут быть обозначены как “интеллектуальное” поведение.

    Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться особенно сложные виды поведения со сложной структурой, включающей:

  — ориентировочно - исследовательскую деятельность, приводящую к формированию схемы решения задачи;

  — формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных к  достижению цели;

  — слияние выполненных действий с исходным намерением. Характерным для такого строения сложной деятельности является ее саморегулирующийся характер: если действие приводит к нужному эффекту, оно прекращается, если оно не приводит к нужному эффекту — в мозг животного поступают соответствующие сигналы и попытки решить задачу начинаются снова.

  Систематические исследования интеллектуального поведения  высших животных (обезьян) были начаты известным немецким психологом В.Келлером. Для изучения этой формы поведения Келлер ставил обезьян в сложные условия, когда непосредственное достижение цели было невозможно.

  Обезьяна  должна была либо использовать обходной путь, чтобы получить приманку, либо использовать для этой цели специальные орудия. Так, например, обезьяну помещали в большую клетку, рядом с которой клали приманку на таком расстоянии, чтобы обезьяна не могла до нее дотянуться. Достать ее она могла, лишь использовав обходной путь через дверь, расположенную в задней стене клетки.

  Исследования, проведенные Келлером, позволяли наблюдать следующую картину. Сначала обезьяна безуспешно пыталась непосредственно достать приманку: тянулась к ней или прыгала. Затем она бросала эти безуспешные попытки, и наступал период, когда обезьяна неподвижно сидела и лишь рассматривала ситуацию, что сопровождалось соответствующими движениями глаз, до тех пор, пока не приходила к правильному решению задачи. Характерно, что решение задачи перемещалось из периода непосредственных проб в период предшествующего попытке наблюдения, и движение обезьяны становилось лишь исполнением ранее выработанного “плана решения”.

  Очень сложно объяснить, как животное приходит к интеллектуальному решению  задачи, и процесс этот трактуется различными исследователями по-разному. Одни считают возможным сблизить эти формы поведения обезьяны с человеческим интеллектом и рассматривают их как проявление творческого озарения. Австрийский психолог К.Вюлер полагает, что использование орудий обезьянами следует рассматривать как результат переноса прежнего опыта (обезьянам, живущим на деревьях, приходилось притягивать к себе плоды за ветви). С точки зрения современных исследователей, основу интеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами. Животные способны уловить отношения между предметами и предвосхитить результат данной ситуации. И.П. Павлов, проводивший наблюдения над поведением обезьян, называл интеллектуальное поведение обезьян “ручным мышлением” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     VI. Мотивация и эмоции.

  Более сложным является вопрос о сравнении  проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения  состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных — антропоидов — и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.

  Вот один довольно забавный пример. Демонстрация оскала - широчайше распространенная у позвоночных инстинктивная  программа. Ее цель - предупредить при  встрече с кем-либо, что вы вооружены  и готовы за себя постоять. Приматы  очень широко пользуются ею при контактах.

  Человек тоже скалит зубы при сильном страхе или гневе. Оказаться адресатом  такой демонстрации неприятно и  совсем не хочется. Но у программы  показа зубов есть еще два куда более мягких варианта. Первый - заискивающая улыбка. Так улыбается человек, вступая  в контакт с тем, кого побаивается. Второй - это широкая улыбка. Так улыбается другому спокойный, уверенный в себе человек. В сущности, он тоже показывает вам, что вооружен и готов за себя постоять и в вашем снисхождении не нуждается. Но эта форма демонстрации настолько мягкая, что не только не вызывает у вас страха, а напротив, действует приветливо и умиротворяюще. Мы чувствуем: "Вот, по-видимому, хороший человек, ему от меня ничего не надо, мне от него тоже, но если бы он мне понадобился, мы бы легко вступили в контакт". Давно замечено: когда человек, всю жизнь проживший при тоталитарном режиме, попадает в страну, где люди чувствуют себя свободно, его поначалу удивляет, почему окружающие все время улыбаются друг другу и ему тоже. Путешественник, привыкший, что вокруг никто не улыбается, а если и улыбается, то заискивающе, в первые дни думает, что от него чего-то хотят.

  Вы  замечали, наверное, не раз, как склонный к авторитарности начальник, видя в  зале совещания улыбающихся друг другу подчиненных, приходит в волнение и требует прекратить улыбаться. Во-первых, начальник привык, что  ему при встрече сотрудники улыбаются  иной улыбкой - заискивающей. Во-вторых, когда начальник подсознательно ощущает, что среди подчиненных  есть люди, чувствующие себя свободно, он настораживается: "Свободны от кого? От начальника? Не боятся? Значит, не уважают? Я этого не заслужил!"

  Вместе  с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.

  Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об общности и различиях в мотивации поведения людей и животных. У тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить сколько-нибудь заметные мотивационные различия между животным и человеком.

  Есть  также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно не решаемым, т.е. спорным. Это — потребности в общении (контактах c себе подобными и другими живыми существами), альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности .Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих пор неизвестно, передаются они человеку по наследству

 

 

                                                VII. Заключение

    Итак, человек, в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое.

    Психика человека не только  освобождается от тех черт, которые  общи всем рассмотренным нами  стадиям психического развития  животных и не только приобретает  качественно новые черты - главное  состоит в том, что с переходом   к человеку меняются и сами  законы, управляющие развитием психики.  Если на всем протяжении животного  мира теми общими законами, которым  подчинялись законы развития  психики, были законы биологической  эволюции, то с переходом  к  человеку развитие психики подчиняется  законам общественно-исторического  развития или приобретаются им в результате социализации.

  У человека имеются и специфические  социальные потребности, близкие аналоги  которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это — духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность  в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.

  Одну  из главных проблем психологии составляет выяснение вопроса о том, какие  из потребностей у человека являются ведущими в детерминации поведения, какие — подчиненными.

 

              VII. Список использованной литературы.

1. "Хрестоматия  по зоопсихологии и сравнительной  психологии" под редакцией Н.Н.  Мешковой, Е.Ю. Федорович М.,"Владос" 1998г.

2. "Хрестоматия  по психологии" под редакцией  А.В. Петровского М., "Просвещение "1987г.

3.Немов  Р.С. “Психология” том 1, М.,"Владос" 1999г.

4.Рогов  Е.И. “Общая психология. Курс лекций”, М.,"Академия"1999г.

5.Гиппенрейтер  Ю.Б."Введение в общую психологию : курс лекций ." М.,"Черо-Юрайт" 2001г. 

Информация о работе Сравнение психики человека и животного